Главные вкладки

    Методическая разработка (старшая группа) по теме:
    Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Янбулатова Елена Николаевна

    Проект «Мой любимый край, мой любимый город»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnoe_planirovanie_proektnoy_deyatelnosti.docx37.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективное планирование проектной деятельности

    с использованием регионального материала

     в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Автор  – Янбулатова Е.Н.

    МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 104»

    г. Саранска

    Проект «Мой любимый край, мой любимый город»

    Методические приёмы  

    1. Познавательные беседы - проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
    2. Словесные, настольно - печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма НООД (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
    3. Рисование, аппликация – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, закрепления полученных знаний.
    4. Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления и обобщения знаний о родном крае.
    5. Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
    6. Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
    7. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
    8. Детское экспериментирование – проводится с целью самостоятельного поиска детьми ответов на поставленные вопросы.
    9. Сюжетно-ролевые игры – проводятся с целью закрепления у детей полученных знаний, применения их в жизни, социализации детей.
    10. Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
    11. Проведение праздников – проводятся с целью ознакомления  с культурными традициями родного города.
    12. Диагностические задания проводятся с целью выявления у детей сформированных знаний.
    13. Работа с семьей - проводится с целью  привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинаров, организация туристического похода, экскурсий.

    МЕСЯЦ

    НЕДЕ-ЛЯ

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    РАБОТА С ДЕТЬМИ

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

    РЕАЛИЗАЦИЯ

    Сен-тябрь

    1 -я

    Диагностические задания детям на выявление имеющихся у них знаний о родном городе и Мордовии.

    Анкетирование родителей «Что вы знаете о родном крае?»

    Оформление результатов обследования знаний детей

    2 -я

    «Моя маленькая родина – город Саранск»

    Беседа с детьми о летнем отдыхе, кто куда ездил с родителями, где отдыхал. Дать понятие, что наша страна большая, наша область, родной город - ее часть.

    Рисование на тему «Где я отдыхал летом?» - учить детей передавать чувства и впечатления в рисунке.

    Оформление семейных альбомов о летнем отдыхе с детьми.

    Выставка семейных альбомов «Отдыхаем всей семьей»

    Выставка фотографий «Где я отдыхал летом?»

    3-я

    Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?» - закрепить знания детей о родном городе.

    Тестопластика «Герб Саранска» - познакомить с гербом города, учить отражать в поделке основные детали герба.

    Консультация для родителей «Интересные выходные: путешествуем по городу »

    Изготовление с детьми настольной игры «Я по улице гуляю» с планом своего микрорайона.

    Оформление фотоколлажа «Мой Саранск»

    4 - я

    Познавательная беседа «История возникновения родного города»

    Литературный досуг   «Воспеваем в песнях и стихах любимый город» - закрепить и систематизировать полученные детьми знания об истории и настоящем своего родного города, развивать интерес к своей малой родине.

    Совместные прогулки родителей с детьми по улицам родного города.

    Конкурс на лучшее стихотворение о любимом городе.

    ОК-ТЯБРЬ

    1 - я

    «Осень в Саранске»

    Наблюдения в природе за сезонными изменениями.

    Чтение экологической сказки «Осень»

    Игра с элементами драматизации «Осень спросим» - развивать у детей интерес к осенним явлениям природы.

    Сбор коллекции осенних разноцветных листьев.

    Изготовление осенней икебаны.

    2 - я

    Экскурсия в парк – познакомить детей с конкретными осенними изменениями в природе.

    Дидактическая игра  «Дары осени» - закреплять знания детей об осени, как о времени года, когда созревают овощи, фрукты, грибы, ягоды, семена.

    Совместные прогулки в природу осенью, обсуждение увиденного.

    Помощь в организации выставки «Осенние дары»

    Выставка «Осенние дары»

    3 - я

    Рисование на тему «Осенние картины»

    Выставка рисунков «Осенние картины»

    4 - я

    «Подготовка животных к зиме»

    Чтение экологической сказки Н. Сладкова «Осень на пороге»

    - обобщать знания детей о подготовке зверей и птиц к предстоящей зиме.

    Изготовление кормушек для зимней подкормки птиц на участке детского сада.

    Конкурс поделок совместно с родителями «Мы кормушку смастерили»

    НО -

    ЯБРЬ

    1 - я

    «Осенний бал»

    Праздничный утренник «Осень в гости к нам пришла»

    Анкетирование родителей о совместной деятельности взрослых и детей в семье «Родители и дети»

    Участие родителей в праздничном утреннике.

    2 - я

    «Тавлинская игрушка»

      Беседа ««Деревья – наши друзья».

     Детское экспериментирование для выяснения свойств дерева.

    Рассматривание тавлинских игрушек.

    Помощь в пополнении мини-музея тавлинскими игрушками.

    Оформление экспозиции мини-музея «Деревянные игрушки из Тавлы».

    3 - я

    Наши знаменитые земляки. (Степан Эрьзя)

    Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи - познакомить детей с работами великого скульптора С. Эрьзи.

    Детское экспериментирование: «Я хочу творить» - выяснить, из каких природных материалов можно делать

    поделки. Изучение свойств песка, глины и камня.

    Изготовление совместно с детьми поделок на выставку «Глиняные чудеса»

    Выставка совместных поделок детей и родителей «Глиняные чудеса»

    4 - я

    Создание презентации «Мастера земли Мордовской»

    Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе или что такое «детское проектирование»?»

    Презентация познавательного мультимедийного пособия «Мастера Мордовии»

    ДЕ-КАБРЬ

    1 - я

    «Зеленая елочка –  живая иголочка»

    Беседа с детьми «Ель – красавица наших лесов» - знакомить с елью - характерной представительницей мордовских лесов.

    Подвижные игры «Раз, два, три – к елочке беги», «Мы по лесу ходили и деревья находили»

    Помощь в подборе иллюстраций, художественной литературы для реализации проекта с детьми.

    Оформление альбома о елке «Елочка-красавица»

    2 - я

    Занятие «Сбережем зеленую ель» - расширить знания детей о ели, познакомить с отличительными признаками сосны и ели, воспитывать бережное отношение к природе (к ели).

    Развивающие игры «С какой ветки детки?», «Найди сходство и различие».

    Участие в конкурсе «Сбережем мордовские леса» (изготовление елок из бросового материала»

    Выставка «Елка своими руками»

    3 - я

    Изготовление новогодних игрушек для украшения елки на участке детского сада.

    Украшение елки на участке детского сада.

    Мастер-класс «Веселая мастерская» (изготовление елочных игрушек).

    Выставка «Новогодние игрушки своими руками»

    4 - я

    Сюжетные игры «Прогулка в лес», «Отдых в лесу»

    Рисование на тему «Елочка – красавица»

    Стендовая информация «Откуда пришла к нам рождественская елка»

    Новогодний праздник «Елка в гости к нам пришла, детям праздник принесла»

    ЯН-ВАРЬ

    3 - я

    «Саранск – город  тружеников»

    Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию» - учить детей отличать профессии города от профессий села.

    Рассказы детям о труде на предприятиях и в учреждениях родного города.

    Оформление альбома пословиц и поговорок о труде.

    Встреча с интересным человеком (почтальон, пожарный, врач, милиционер) на выбор по возможности.

    Участие во «Встрече с интересным человеком»

    Организация фотовыставки «Трудовая семья»

    4 - я

    Сюжетно - ролевые игры, отображающие труд людей «Магазин», «Парикмахерская», «Кафе»

    Конкурс пословиц и поговорок «Делу время – потехе час»

    Подбор иллюстраций для оформления альбома «Все работы хороши».

    Оформление альбома «Все работы хороши»

    ФЕВР.

    1 - я

    «Родная сторона»

    Занятие «Природа родного края» - расширить знания детей о природе родного края».

    Настольная игра «Кто, где живет?»

    Анкетирование родителей на тему «Познавательные интересы вашего ребенка»

    Фотовыставка «Природа родного края»

    2 - я

    Вечер загадок «Кто живет в мордовских лесах?»

    НООД «В зимнем лесу» - показать красоту зимнего леса; вызвать интерес к явлениям природы, воспитывать бережное отношение к природе.  

    Ремонт кормушек для птиц на участке детского сада.

    Акция «Поможем птицам зимой»

    3 - я

    Изготовление альбома «Птицы и животные наших лесов»

    Коллективная лепка на тему «Кто живет в лесу?»

    Помощь в подборе иллюстраций для альбома «Птицы и животные наших лесов».

    Альбом «Птицы и животные наших лесов»

    4 - я

    Экскурсия в зимний парк

    НООД «Лес – наше богатство» - развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать бережное отношение к  лесу.

    Рисование плакатов «Сбережем природу Мордовии»

    Выставка плакатов «Сбережем природу Мордовии»

    МАРТ

    1 - я

    Познавательная викторина «Знай и люби родную природу»

    Участие родителей в викторине.

    2 - я

    «Дружная семья»

    НООД  «Моя семья?» - закрепить понятия «семья», установить родственные связи между разными поколениями семьи, отметить участие родителей в общественной жизни страны, развивать познавательную активность, воспитывать уважение к старшим.

    Рисование «Герб моей семьи»

    Оформление выставки «Герб моей семьи»

    3 - я

    Создание презентации «Семья в картинах художников»

    Сюжетно-ролевая игра «Семейное путешествие»

    Подбор и заучивание с детьми пословиц о семье

    Оформление фотобуклета

    «Дружная семья»

    (подбор фото к пословицам)

    4 - я

    Дидактическая игра «Кто старше».

    Рисование «Моя семья»

    Беседа с детьми и составление с ними генеалогического древа семьи.

    Оформление альбома «Генеалогическое древо семьи»

    АПР.

    1 - я

    «Мордовия сельскохозяйст-венная республика»

    Беседа на тему «Что ты знаешь о молоке?» - выявить имеющиеся у детей знания о молоке и его производстве.

    Заучивание стихов и песен о корове и молоке.

    Детское экспериментирование с молоком «Откуда берутся молочные продукты» (простокваша, йогурт)

    Рассказы детям о молоке, о его использовании для приготовления разнообразных блюд.

    Детское экспериментирование«Откуда берутся молочные продукты» (кефир. молочный коктейль)

    2 - я

    Продуктивная деятельность – рисование эскиза для упаковки молочной продукции.

    Экскурсия на Саранский молочный комбинат. Встреча с интересным человеком – работником молочного комбината.

    Помощь в организации экскурсии.

    Оформление экспозиции мини-музея «Продукция Саранского молочного комбината».

    3 - я

    Беседа «Когда и где родился хлеб?» - дать детям элементарные представления о появлении хлеба на земле в виде зерновой каши и лепешки.

    Настольная игра «Что сначала, что потом?» - закрепить последовательность выращивания и производства хлеба.

    Опыт по выращиванию семян злаковых культур.

    Экскурсия в магазин в хлебобулочный отдел - познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий, воспитывать уважение к труду людей.

    Участие в конкурсе «Вкусная выпечка» -совместное чаепитие.

    4 - я

    «Этих дней не смолкнет слава»

    Слушание песен: «Священная война», «Катюша», «Темная ночь», «Эх, дороги», «День Победы», «Вечный огонь».

    Заучивание песен:  «Бравые солдаты», «Вечный огонь».

    Привлечь родителей к сбору материала об участниках ВОВ, героях – земляках, к оформлению выставок и альбомов о ВОВ

    Тематический утренник для детей и  их родителей «Нам нужен мир»

    МАЙ

    2 - я

    Экскурсия  в Музей боевого и трудового подвига.

    Дидактические игры «Что нужно солдату, моряку, летчику», «Чья форма?»

    Помощь в организации экскурсии.

    Участие в митинге-параде, посвященному Дню Победы.

    Продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация на тему праздника.

    Семейные просмотры фильмов, чтение рассказов, заучивание стихов и песен о войне, посещение памятников героям – землякам, возложение цветов.

    Акция «Письмо ветерану»

    3 - я

    «Город будущего»

    Беседа с детьми на тему «Когда я вырасту»

    Рисование на тему «Мой город будущего»

    Экскурсия по историческим местам города.

    Выставка рисунков «Мой город будущего»

    4 - я

    «Что мы знаем о родном городе?»

    Диагностические задания детям на выявление имеющихся у них знаний о родном крае.

    Родительское собрание на тему «Воспитание юного гражданина и патриота»

    Оформление результатов обследования знаний детей


    Литература:

    1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Альбьева. – М. : Сфера образования, 2010, 128 с.

    2. Ануфриева, Н. А. Родиноведение / Н. А. Ануфриева. – Саранск. : Морд. кн. изд-во, 1997, с. 155-177.

    3. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина. - ТЦ Сфера, 2002, с.  38-40.

    4. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками / О. В. Дыбина. – ТЦ Сфера, 2002, с. 56-78.

    5. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду : Сценарии занятий / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2004, с. 13-14, 86-87.

    6. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников / Е. Е. Крашенинников. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. 76 с.

    7. Майер, А. А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческий подход) / А. А. Майер. – М. :Детство-пресс, 2011, 177 с.

    8. Мордовия: Энциклопедия: В 2-х томах // гл. ред. А. И. Сухарев, В. А. Юрченков, К. И. Шапкарин и др. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004, 564 с.

    9. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду / С. Н. Николаева. – М. : Педагогическое общество России, 2003, 80 с.

    10. Рыжова, Н. Опыты с песком и глиной / Н. Рыжова // Обруч, 1998. – № 2, с 18-20.

              11. Рыжова,  Н. «Волшебница вода». М., 1997. 51 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Патриот – это человек, который не пожалеет  Ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения  Своей Родины, ради любви к своему народу,  Человек, который жертвует собой ради бла...

    Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

    В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...

    Рекомендации по использованию техники оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

    У дошкольников с нарушением зрения наблюдается низкий уровень координации движений рук, мелкой моторики пальцев, навыков ориентировки в микропространстве. Оригами способствует компенсации этих отклоне...

    статья "Использование техники изонить в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"

    статья содержит не только теоритическое обоснование техники "изонить", но и практические рекомендации для педагогов в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

    Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

    Использование логоритмических упражнений в работе с детьми  старшего дошкольного возраста с ОНР...

    Учебно-методическое пособие « Использование арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».

    Пособие адресовано педагогам-психологам, воспитателям всем кого интересует вопросы арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрста. Представлены арт-терапевтические техники, структура и организация ...