Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

Янбулатова Елена Николаевна

Проект «Мой любимый край, мой любимый город»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_proektnoy_deyatelnosti.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование проектной деятельности

с использованием регионального материала

 в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Автор  – Янбулатова Е.Н.

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 104»

г. Саранска

Проект «Мой любимый край, мой любимый город»

Методические приёмы  

  1. Познавательные беседы - проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
  2. Словесные, настольно - печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма НООД (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
  3. Рисование, аппликация – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, закрепления полученных знаний.
  4. Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления и обобщения знаний о родном крае.
  5. Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
  6. Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
  7. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
  8. Детское экспериментирование – проводится с целью самостоятельного поиска детьми ответов на поставленные вопросы.
  9. Сюжетно-ролевые игры – проводятся с целью закрепления у детей полученных знаний, применения их в жизни, социализации детей.
  10. Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
  11. Проведение праздников – проводятся с целью ознакомления  с культурными традициями родного города.
  12. Диагностические задания проводятся с целью выявления у детей сформированных знаний.
  13. Работа с семьей - проводится с целью  привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинаров, организация туристического похода, экскурсий.

МЕСЯЦ

НЕДЕ-ЛЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

РЕАЛИЗАЦИЯ

Сен-тябрь

1 -я

Диагностические задания детям на выявление имеющихся у них знаний о родном городе и Мордовии.

Анкетирование родителей «Что вы знаете о родном крае?»

Оформление результатов обследования знаний детей

2 -я

«Моя маленькая родина – город Саранск»

Беседа с детьми о летнем отдыхе, кто куда ездил с родителями, где отдыхал. Дать понятие, что наша страна большая, наша область, родной город - ее часть.

Рисование на тему «Где я отдыхал летом?» - учить детей передавать чувства и впечатления в рисунке.

Оформление семейных альбомов о летнем отдыхе с детьми.

Выставка семейных альбомов «Отдыхаем всей семьей»

Выставка фотографий «Где я отдыхал летом?»

3-я

Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?» - закрепить знания детей о родном городе.

Тестопластика «Герб Саранска» - познакомить с гербом города, учить отражать в поделке основные детали герба.

Консультация для родителей «Интересные выходные: путешествуем по городу »

Изготовление с детьми настольной игры «Я по улице гуляю» с планом своего микрорайона.

Оформление фотоколлажа «Мой Саранск»

4 - я

Познавательная беседа «История возникновения родного города»

Литературный досуг   «Воспеваем в песнях и стихах любимый город» - закрепить и систематизировать полученные детьми знания об истории и настоящем своего родного города, развивать интерес к своей малой родине.

Совместные прогулки родителей с детьми по улицам родного города.

Конкурс на лучшее стихотворение о любимом городе.

ОК-ТЯБРЬ

1 - я

«Осень в Саранске»

Наблюдения в природе за сезонными изменениями.

Чтение экологической сказки «Осень»

Игра с элементами драматизации «Осень спросим» - развивать у детей интерес к осенним явлениям природы.

Сбор коллекции осенних разноцветных листьев.

Изготовление осенней икебаны.

2 - я

Экскурсия в парк – познакомить детей с конкретными осенними изменениями в природе.

Дидактическая игра  «Дары осени» - закреплять знания детей об осени, как о времени года, когда созревают овощи, фрукты, грибы, ягоды, семена.

Совместные прогулки в природу осенью, обсуждение увиденного.

Помощь в организации выставки «Осенние дары»

Выставка «Осенние дары»

3 - я

Рисование на тему «Осенние картины»

Выставка рисунков «Осенние картины»

4 - я

«Подготовка животных к зиме»

Чтение экологической сказки Н. Сладкова «Осень на пороге»

- обобщать знания детей о подготовке зверей и птиц к предстоящей зиме.

Изготовление кормушек для зимней подкормки птиц на участке детского сада.

Конкурс поделок совместно с родителями «Мы кормушку смастерили»

НО -

ЯБРЬ

1 - я

«Осенний бал»

Праздничный утренник «Осень в гости к нам пришла»

Анкетирование родителей о совместной деятельности взрослых и детей в семье «Родители и дети»

Участие родителей в праздничном утреннике.

2 - я

«Тавлинская игрушка»

  Беседа ««Деревья – наши друзья».

 Детское экспериментирование для выяснения свойств дерева.

Рассматривание тавлинских игрушек.

Помощь в пополнении мини-музея тавлинскими игрушками.

Оформление экспозиции мини-музея «Деревянные игрушки из Тавлы».

3 - я

Наши знаменитые земляки. (Степан Эрьзя)

Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи - познакомить детей с работами великого скульптора С. Эрьзи.

Детское экспериментирование: «Я хочу творить» - выяснить, из каких природных материалов можно делать

поделки. Изучение свойств песка, глины и камня.

Изготовление совместно с детьми поделок на выставку «Глиняные чудеса»

Выставка совместных поделок детей и родителей «Глиняные чудеса»

4 - я

Создание презентации «Мастера земли Мордовской»

Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе или что такое «детское проектирование»?»

Презентация познавательного мультимедийного пособия «Мастера Мордовии»

ДЕ-КАБРЬ

1 - я

«Зеленая елочка –  живая иголочка»

Беседа с детьми «Ель – красавица наших лесов» - знакомить с елью - характерной представительницей мордовских лесов.

Подвижные игры «Раз, два, три – к елочке беги», «Мы по лесу ходили и деревья находили»

Помощь в подборе иллюстраций, художественной литературы для реализации проекта с детьми.

Оформление альбома о елке «Елочка-красавица»

2 - я

Занятие «Сбережем зеленую ель» - расширить знания детей о ели, познакомить с отличительными признаками сосны и ели, воспитывать бережное отношение к природе (к ели).

Развивающие игры «С какой ветки детки?», «Найди сходство и различие».

Участие в конкурсе «Сбережем мордовские леса» (изготовление елок из бросового материала»

Выставка «Елка своими руками»

3 - я

Изготовление новогодних игрушек для украшения елки на участке детского сада.

Украшение елки на участке детского сада.

Мастер-класс «Веселая мастерская» (изготовление елочных игрушек).

Выставка «Новогодние игрушки своими руками»

4 - я

Сюжетные игры «Прогулка в лес», «Отдых в лесу»

Рисование на тему «Елочка – красавица»

Стендовая информация «Откуда пришла к нам рождественская елка»

Новогодний праздник «Елка в гости к нам пришла, детям праздник принесла»

ЯН-ВАРЬ

3 - я

«Саранск – город  тружеников»

Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию» - учить детей отличать профессии города от профессий села.

Рассказы детям о труде на предприятиях и в учреждениях родного города.

Оформление альбома пословиц и поговорок о труде.

Встреча с интересным человеком (почтальон, пожарный, врач, милиционер) на выбор по возможности.

Участие во «Встрече с интересным человеком»

Организация фотовыставки «Трудовая семья»

4 - я

Сюжетно - ролевые игры, отображающие труд людей «Магазин», «Парикмахерская», «Кафе»

Конкурс пословиц и поговорок «Делу время – потехе час»

Подбор иллюстраций для оформления альбома «Все работы хороши».

Оформление альбома «Все работы хороши»

ФЕВР.

1 - я

«Родная сторона»

Занятие «Природа родного края» - расширить знания детей о природе родного края».

Настольная игра «Кто, где живет?»

Анкетирование родителей на тему «Познавательные интересы вашего ребенка»

Фотовыставка «Природа родного края»

2 - я

Вечер загадок «Кто живет в мордовских лесах?»

НООД «В зимнем лесу» - показать красоту зимнего леса; вызвать интерес к явлениям природы, воспитывать бережное отношение к природе.  

Ремонт кормушек для птиц на участке детского сада.

Акция «Поможем птицам зимой»

3 - я

Изготовление альбома «Птицы и животные наших лесов»

Коллективная лепка на тему «Кто живет в лесу?»

Помощь в подборе иллюстраций для альбома «Птицы и животные наших лесов».

Альбом «Птицы и животные наших лесов»

4 - я

Экскурсия в зимний парк

НООД «Лес – наше богатство» - развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать бережное отношение к  лесу.

Рисование плакатов «Сбережем природу Мордовии»

Выставка плакатов «Сбережем природу Мордовии»

МАРТ

1 - я

Познавательная викторина «Знай и люби родную природу»

Участие родителей в викторине.

2 - я

«Дружная семья»

НООД  «Моя семья?» - закрепить понятия «семья», установить родственные связи между разными поколениями семьи, отметить участие родителей в общественной жизни страны, развивать познавательную активность, воспитывать уважение к старшим.

Рисование «Герб моей семьи»

Оформление выставки «Герб моей семьи»

3 - я

Создание презентации «Семья в картинах художников»

Сюжетно-ролевая игра «Семейное путешествие»

Подбор и заучивание с детьми пословиц о семье

Оформление фотобуклета

«Дружная семья»

(подбор фото к пословицам)

4 - я

Дидактическая игра «Кто старше».

Рисование «Моя семья»

Беседа с детьми и составление с ними генеалогического древа семьи.

Оформление альбома «Генеалогическое древо семьи»

АПР.

1 - я

«Мордовия сельскохозяйст-венная республика»

Беседа на тему «Что ты знаешь о молоке?» - выявить имеющиеся у детей знания о молоке и его производстве.

Заучивание стихов и песен о корове и молоке.

Детское экспериментирование с молоком «Откуда берутся молочные продукты» (простокваша, йогурт)

Рассказы детям о молоке, о его использовании для приготовления разнообразных блюд.

Детское экспериментирование«Откуда берутся молочные продукты» (кефир. молочный коктейль)

2 - я

Продуктивная деятельность – рисование эскиза для упаковки молочной продукции.

Экскурсия на Саранский молочный комбинат. Встреча с интересным человеком – работником молочного комбината.

Помощь в организации экскурсии.

Оформление экспозиции мини-музея «Продукция Саранского молочного комбината».

3 - я

Беседа «Когда и где родился хлеб?» - дать детям элементарные представления о появлении хлеба на земле в виде зерновой каши и лепешки.

Настольная игра «Что сначала, что потом?» - закрепить последовательность выращивания и производства хлеба.

Опыт по выращиванию семян злаковых культур.

Экскурсия в магазин в хлебобулочный отдел - познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий, воспитывать уважение к труду людей.

Участие в конкурсе «Вкусная выпечка» -совместное чаепитие.

4 - я

«Этих дней не смолкнет слава»

Слушание песен: «Священная война», «Катюша», «Темная ночь», «Эх, дороги», «День Победы», «Вечный огонь».

Заучивание песен:  «Бравые солдаты», «Вечный огонь».

Привлечь родителей к сбору материала об участниках ВОВ, героях – земляках, к оформлению выставок и альбомов о ВОВ

Тематический утренник для детей и  их родителей «Нам нужен мир»

МАЙ

2 - я

Экскурсия  в Музей боевого и трудового подвига.

Дидактические игры «Что нужно солдату, моряку, летчику», «Чья форма?»

Помощь в организации экскурсии.

Участие в митинге-параде, посвященному Дню Победы.

Продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация на тему праздника.

Семейные просмотры фильмов, чтение рассказов, заучивание стихов и песен о войне, посещение памятников героям – землякам, возложение цветов.

Акция «Письмо ветерану»

3 - я

«Город будущего»

Беседа с детьми на тему «Когда я вырасту»

Рисование на тему «Мой город будущего»

Экскурсия по историческим местам города.

Выставка рисунков «Мой город будущего»

4 - я

«Что мы знаем о родном городе?»

Диагностические задания детям на выявление имеющихся у них знаний о родном крае.

Родительское собрание на тему «Воспитание юного гражданина и патриота»

Оформление результатов обследования знаний детей


Литература:

1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Альбьева. – М. : Сфера образования, 2010, 128 с.

2. Ануфриева, Н. А. Родиноведение / Н. А. Ануфриева. – Саранск. : Морд. кн. изд-во, 1997, с. 155-177.

3. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина. - ТЦ Сфера, 2002, с.  38-40.

4. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками / О. В. Дыбина. – ТЦ Сфера, 2002, с. 56-78.

5. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду : Сценарии занятий / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2004, с. 13-14, 86-87.

6. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников / Е. Е. Крашенинников. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. 76 с.

7. Майер, А. А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческий подход) / А. А. Майер. – М. :Детство-пресс, 2011, 177 с.

8. Мордовия: Энциклопедия: В 2-х томах // гл. ред. А. И. Сухарев, В. А. Юрченков, К. И. Шапкарин и др. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004, 564 с.

9. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду / С. Н. Николаева. – М. : Педагогическое общество России, 2003, 80 с.

10. Рыжова, Н. Опыты с песком и глиной / Н. Рыжова // Обруч, 1998. – № 2, с 18-20.

          11. Рыжова,  Н. «Волшебница вода». М., 1997. 51 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Патриот – это человек, который не пожалеет  Ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения  Своей Родины, ради любви к своему народу,  Человек, который жертвует собой ради бла...

Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста для активизации мыслительной и познавательной деятельности.

Учитывая то, что в задачи обучения детей дошкольного возраста входят: развитие ребенка, а так же создание усвоения для приобретения знаний о природе, обществе  и  человеческой деятельности. ...

Опыт работы в использование QR-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Опыт работы в использовании QR- технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию на тему: «Использование здоровьсберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» на 2020-2021 учебный год.

laquo;Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину....