Значение родной культуры в жизни дошкольника
статья на тему

Чалова Елена Викторовна

«Детство — начало жизни, её заря, рассвет... И как рассвет может многое рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Что может помочь родителю и педагогу расцветить это утро жизни радугой эмоций, наполнить радостью и светом, одновременно развлекая и обучая ребенка? Что может стать для любимого чада игрой и школой, развивая его физически, умственно, эмоционально, социально?» (С.А.Жилинская)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_rodnoy_kultury.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Значение родной культуры в жизни дошкольника

«Детство — начало жизни, её заря, рассвет... И как рассвет может многое рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Что может помочь родителю и педагогу расцветить это утро жизни радугой эмоций, наполнить радостью и светом, одновременно развлекая и обучая ребенка? Что может стать для любимого чада игрой и школой, развивая его физически, умственно, эмоционально, социально?» (С.А.Жилинская)

Народное слово, народная песня... Они подобны роднику, бьющему из глубин земли, к которому припадают многие поколения, набираясь живительной силой. Этот родник народной культуры передаёт слово из прошлого для того, чтобы были счастливы, здоровы и умны настоящие и будущие поколения. Для этого, достались нам в драгоценное наследство россыпи колыбельных, пестушек, прибауток. Достойно распорядиться этим наследством — задача, стоящая перед нами.

      Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое  в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой  о молодежи – своем будущем.  С  незапамятных  времен  живут  в  народном  быту колыбельные песни, детские “пестушки”, “потешки”.  Обязательными  спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репка.

      От поколения  к  поколению  переходят  забавные  считалки,  дразнилки,

скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей  яркими  поэтическими  образами, вызывает у  них  положительные  эмоции,  укрепляет  светлое,  жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно,  что  красиво  и что не красиво.

      Произведения,  созданные  специально  для  детей,  составляют   особую

область народной поэзии – детский фольклор.

      Впервые серьезное  внимание  на  детский  фольклор  обратил  известный

педагог К. Д.Ушинский.

      В 1920 г. появились  первые  исследования  детского  фольклора  и  сам

термин, предложенный Г.С. Виноградовым.

      В 1960 г. русский детский фольклор изучал М.Н. Мельников.

      В современной науке о детском фольклоре  обозначились  два проблемных аспекта:  фольклор  и  внутренний  мир,  развивающийся   личности   ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.

      Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные  традицией; произведения  традиционного  фольклора  взрослых,   перешедшие   в   детский репертуар;  произведения,  созданные  взрослыми  специально  для   детей   и усвоенные традицией.

 Детский фольклор – часть народной  педагогики,  его  жанры  интуитивно

основаны  на  учете  физических  и  психических  особенностей  детей  разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).

      Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных  эпох  и  выразил тенденции нашего времени.

      Художественная  форма  детского   фольклора   специфична:   для   него

характерна своя образная система, тяготение  к  ритмизированной   речи  и  к

игре.

      Игра – элемент, психологически необходимый для детей.

      Произведения  детского  фольклора   исполняют   взрослые   для   детей

(материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).

      Материнский фольклор включает произведения,  созданные  взрослыми  для игры с совсем маленькими детьми, (до  5-6  лет).  Они  побуждают  ребенка  к бодрствованию и  физическим  действиям  (определенным  движением),  вызывают интерес  к  слову.  Фольклор,  исполняемый  самими  детьми,   отражает   их собственную творческую  активность  в  слове,  организует  игровые  действия детского коллектива. В  него  входят  произведения  взрослых,  перешедших  к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

      Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку,  имели  вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали  спокойный,  размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.

            Пестушки,  потешки,  поскакушки  побуждали  ребенка  к  бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

      Среди  прибауток  особое  место  занимают  небылицы   –   перевертыши,

известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их  задача  создать комические  ситуации. Если это вызывает у ребенка смех, значит,  он  правильно  понимает соотношение вещей  и  явлений.

      Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с  его  первыми  движениями; поскакушки  –  с  подскакиванием  на  коленях  у  взрослого;  потешки  –   с элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”). Прибаутки  –  это  песенки  или  стишки,  увлекающие   ребенка   своим содержанием. Прибаутки  содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками,  кисонька  -  мурысонька  не оставила маслица, чтобы угостить другого…

      Однако главная роль  прибауток  –  познавательная.  Ребенок  узнает  о

людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.   Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают  порядок  в  игре.   Создавая  жеребьевки,  дети часто  импровизировали  на  основе  сказок,  песен,   пословиц,   поговорок, загадок,

небылиц (коня вороного или казака удалого?;  наливное  яблочко  или золотое блюдечко?).

      Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение  имеет  ритм.    Корни  считалок  уходят  в  древность.

Исследователи обнаруживают связь  детских  считалок  со  старинными  формами гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной верой  число  и  с условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.

      Заклички и проговорки – генетически  наиболее  древние  формы  детских

словесных  игр.  По  происхождению  они  связаны  с  календарными   обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.

      Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и

выражающие призыв или  просьбу.  Дети  обращались  к  силам  природы  как  к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

             Дождик, дождик, пуще!

             Я вынесу гущи,

             Хлеба краюшку,

             Пирога горбушку.

      Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от  них,  приговорки произносились индивидуально и негромко. Они  содержали  просьбу  –  заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла  в  том,  чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…  Приговорки произносили  перед нырянием в реку;  для  того,  чтобы

избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания.

      Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста  были  и  остаются скороговорки  –  быстрое   повторение   труднопроизносимых   слов. Ошибки   в произношении  вызывают  смех.  Играя,  дети  одновременно  развивают  органы артикуляции.  Молчанка  –  это  стихотворный  уговор   молчать.   Но   часто содержание ее настолько комическое,  что  уговор  выдержать  дети  долго  не могут, и вскоре кто-то из них обязательно засмеется.

      Загадки также  принадлежат  в  равной  степени  фольклору  взрослых  и

детей: взрослые загадывали их  детям  для  развития  сообразительности.  Это

один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в  земледельческий  и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу  загадок,  верили, что, отгадывая загадки, они  подчиняют  себе  природу,  животных,  растения. Постепенно  загадки  теряли  магическое  значение  и  становились  одним  из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.  Несомненна педагогическая значимость  загадок:  они  помогают  ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать  красоту знакомых предметов и явлений.            

      Детей  привлекает  красочность  образов,  юмор  загадок.  Отгадка  без

сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие  от  “взрослой”  загадки, которой  посвящены  десятки  исследований,  детская   не   стала   предметом изучения.

      Детский репертуар  загадок  постоянно  обновляется,  появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы  правильно  отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы,  явления,  о  которых идет речь. Отгадывая загадки, сначала дошкольники опираются на  восприятие  самых простых знакомых предметов. Когда  ребенок  научится  отгадывать  загадки  о знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлению.

      Пословицы и поговорки заключают в  себе  богатство  смысла.  Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые  высказывания  знаменитых  писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от  афоризма,  что,  кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл,  более  значительный по сравнению с тем,  который  в  них  прямо  выражен.  Содержание  пословицы раскрывается в речи.

      Поговорка сходна с пословицей,  но  поговорка  –  не  является  полным

суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.

      Народ отличил пословицу от поговорки:  поговорка  –  только  цветочек,

яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.

      И  теоретики  –  педагоги,  и  воспитатели  –  практики   неоднократно

подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

      Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе,  труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное  в  человеческих отношениях. 

      Понять,  что  художественное  произведение  отражает  типичные   черты

явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую  особенность  художественного  восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Например, вместе с героями сказки дети  испытывают  чувство  страха  в напряженные драматические моменты, чувство  облегчения,  удовлетворения  при победе справедливости.

      Прямое сопереживание героям,  умение  следить  за  развитием  сюжета,

сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему  приходилось наблюдать  в  жизни,  помогают  ребенку  сравнительно  быстро  и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного  возраста  – перевертыши, небылицы.

      Недостаточный  уровень  развития  отвлеченного   мышления   затрудняет

восприятие   детьми   таких   жанров,   как   басни,   пословицы,   загадки,

обусловливает необходимость помощи взрослого.

      Исследователями установлено,  что  дошкольники  способны  к  овладению поэтическим слухом  и  могут  понимать  основные  различия  между  прозой  и поэзией.

      Художественная  литература  служит  могучим,   действенным   средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она  оказывает огромное влияние на  развитие  и  обогащение  речи  ребенка.  Она  обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные  образцы  русского литературного языка.

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Значение режима дня в жизни дошкольника"

Режим дня — это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возмож­ностей и особенностей человека.От того, как строится наш день, как сочетаются работа и о...

Статья: "Значение физической культуры в жизни дошкольника"

Каждый родитель хочет вырастить своего малыша здоровым, весёлым, физически крепким. Но как это сделать, какими путями? Обратиться в данной статье имено к этой проблеме меня побудило наблюдение за педа...

Значение режима дня в жизни дошкольника.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное усл...

Презентация для родителей "Значение режима дня в жизни дошкольника"

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. ...

Значение режима дня в жизни дошкольника

Чтобы рос ребенок крепким, умным и здоовым необходимо соблюдать режим дня. Здесь родители найдут некоторые рекомендации по его выполнению....

Консультация "Роль и значение подвижной игры в жизни дошкольников"

План консультации1. Значение подвижных игр в жизни дошкольника.2. Классификация подвижных игр.3. Реализация дифференцированного подхода при проведении подвижной игры.4. Двигательные предпочтения мальч...