« Развитие игровых умений у детей средней группы»
консультация (средняя группа) на тему

Манаева Н.К.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причём за годы дошкольного детства, детские игры проходят довольно значительный путь развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_fomirovanie_igr.umeniy.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Семилейский детский сад « Цягадайка»

Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия

« Развитие игровых умений у детей средней группы»

                                     Выполнила воспитатель: Манаева Н.К

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причём за годы дошкольного детства, детские игры проходят довольно значительный путь развития.

Если в I младшей группе педагог уделял особое внимание игровому действию, через которое включал ребёнка в совместную игру; у детей закладывались предпосылки перехода от предметной игры к сюжетной, то во II младшей группе ребёнок активно переходит от предметного взаимодействия к воспроизведению человеческих взаимоотношений. В его игре отражаются нормы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы.

          Применяя методы прямого и косвенного руководства, воспитатель способствует развитию коротких игровых цепочек. Игровые цепочки могут наращиваться и образовывать различные сюжетные линии. Воспитатель постоянно должен наблюдать за играми малышей, чтобы вовремя заметить момент, когда игра заходит в тупик. Оценить состояние игры и предложить продолжить её, внеся новую игрушку и вызвав поворот в сюжетной линии. В случае конфликтной ситуации успокоить ребёнка и  отвлечь его.

        В совместной игре воспитатель должен научить детей общаться, взаимодействовать в конкретных ситуациях, объяснять выбор роли, поступка.Именно при анализе конкретных действий, ситуаций проявляется эмоциональное отношение ребёнка к обыгрываемому сюжету, персонажу. Дети этого возраста в основном ещё продолжают играть «рядом», но интерес побуждает их всё чаще обращаться к товарищу. Малыши пытаются обмениваться игрушками, идеями  и советами, взаимодействовать по просьбе воспитателя. Воспитатель выступает в роли организатора, координатора и вдохновителя в их сюжетно-ролевой игре. Он направляет начавшуюся игру в нужное русло, способствует увеличению количества ролей в игре, устраняет конфликтные ситуации, вызывает речевую активность детей в ролевом диалоге.

        В средней группе сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место                                            в жизнедеятельности  детей. У них появляется стремление не просто играть,                                а исполнять ту или иную роль. Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми. В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофёром, ребёнок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль лётчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродром. В этом возрасте ребёнок становится более инициативным                             и овладевает самостоятельным ведением игры. В связи с этим меняются позиции воспитателя и ребёнка в игре: педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребёнку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу.

         В процессе формирования игровой деятельности детей важнейшая задача педагогической работы формировать игровые умения у младших дошкольников, нужно при комплексном руководстве, включающем в себя взаимосвязанные компоненты игровых технологий: обучающие игры, игровые ситуации, ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей посредством действия с игрушками, дидактическими играми, взаимодействия со сверстниками, организацию предметно-развивающей среды.

    В процессе работы, большое внимание нужно уделять формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, приёмам общения, развивать умение анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

     Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. С этой целью нужно  проводить кратковременные коллективные беседы с детьми: «Каждая игрушка живёт в своём домике», «Как мы играем», «Самый лучший помощник».

    Нужно  использовать в работе фронтальные игровые моменты. Это игры типа "Хороводные ”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”.

     Работа по формированию игровых умений детей в средней группе нужно строить с сюрпризных моментов, внесения новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой. Затем с установления взаимоотношений детей друг с другом, умения договариваться, подбирать атрибуты, выбирать место игры и роль. Дети учатся играть по правилам, выполнять игровую задачу. Чтобы у детей имелись представления о труде взрослых, проводить экскурсии по детскому саду и с помощью родителей (например: посещения аптеки, магазина, парикмахерской, кафе, больницы).

  Следующий этап в работе введение проблемных ситуаций, введение новых персонажей, ролей, соединение 2-3 сюжетов в одной игре. Дети охотно вступают во взаимодействие со сверстником, проявляют активность, самостоятельность, творчество. У дошкольников в игре проявляется внимание к партнерам, взаимопомощь.

По-прежнему любимыми остаются у детей игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

   В дидактических играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, показывала пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Зачастую в игру включала куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

    Художественная литература универсальное образовательное средство и одна из форм партнерской деятельности взрослого с детьми: игровой, продуктивной, поисково – познавательной, исследовательской. Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть», «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание с детьми иллюстраций к книге К. Чуковского «Айболит», помогут в развитии сюжетной игры «Больница для игрушек». У детей пополнятся  ранее полученные знания о труде врача, они познакомятся с трудом мед. сестры, общаясь у них развивается речь. Формировать  у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действиям, умениям обращаться с атрибутами-игрушками медицинского назначения. Проводить экскурсию с детьми в кабинет мед. сестры. Совместно с детьми изготавливать картотеку карточек, бланков рецептов и др.

     В игре «Строим дом»- знакомим детей со строительными профессиями, обращать внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, учить детей сооружать постройку несложной конструкции. Обогатить  игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Развивать умение общаться, договариваться друг с другом.

   В игре «День рождение куклы» - мы знакомим детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; развивала умение правильно находить и отбирать посуду для чаепития, обогащаем содержание игр, способствовуем развитию игровых умений, объединению детей для совместных игр, обогащаем словарный запас. Развиваем умение действовать с игрушками, выполнять несколько взаимосвязанных действий.

     В сюжетно-ролевой игре «Семья»- обогащается социально- игровой опыт между детьми; развивается игровые умения по сюжету «Семья»; закрепляется представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомим  детей с разной посудой: кухонной, столовой и чайной. Беседуем о бережном отношении с игрушками. Формируем умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.

    В игре «Магазин»- знакомим детей с работой продавца, прививала элементы навыков социального общения. Развивала умение взаимодействовать в сюжете с двумя действующими лицами.

    Перед тем, как начать играть в игру «Детский сад» , с детьми проводим обсуждение и , по возможности, наблюдения за трудом: мед. сестры, повара, кладовщика, прачки, помощника воспитателя. Проводятся беседы с детьми на тему: «Кто заботится о нас в детском саду». Почитать детям: А. Барто «Игрушки», Н. Кашнина «Первый день в детском саду», Е. Благинина «Ясочкин садик», «Школа для воспитанных детей», Раздел «В детском саду»

   Постоянно нужно усложнять и обогащать предметно-развивающую среду и способствую возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, вказок, песенок, стихов). Обогащать игровые умения, опыт детей посредством чтения художественной литературы, бесед, рассматриванием картин, экскурсий, непосредственного участия в играх, оказания своевременной помощи советом, показом.

    Дети с удовольствием выбирают роли, игрушки, становятся  более самостоятельными, умело действуют предметами. Умеют взаимодействовать друг с другом, бывают конфликты, могут не поделить игрушку, но развиваем умение не обижать друга, а уступать друг другу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие игровых умений у детей трех лет

Тема: «Развитие игровых умений у детей младших групп»....

"Развитие игровых умений у детей средней группы".

ДОКЛАД«Развитие игровых умений у детей средней группы».Повседневная жизнь воспитанника в детском саду – насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место.Иг...

Сообщение " Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484233","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484241","...

"Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста, посредством обучения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"

Доклад на тему "Развитие игровых умений у детей мл.дошкольного возраста, посредством общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"...

Развитие коммуникативных умений у детей средней группы в театрализованных играх

Структура проекта по развитию коммуникативных умений у детей 4-5 лет через театрализованную деятельность 1. Введение1.1.Анализ внешней ситуации.1.2.Анализ внутренней ситуации.1.3.Проблематика....

Консультация для педагогов развитие игровых умений у детей младшей группы.

В работе указаны основные напрвления игровой деятельности детей младшего возраста, значение и способы развития игры....