"Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста, посредством обучения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"
статья (младшая группа)

Куприянова Наталья Валерьевна

Доклад на тему "Развитие игровых умений у детей мл.дошкольного возраста, посредством общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_igry.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие игровых умений у детей младшего возраста посредством общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Воспитатель Куприянова Н.В.

                  Ценность игры для детского развития признается практически всеми

специалистами. Она имеет большое значение для развития ребенка, в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношении между людьми, первоначальные навыки кооперации, развиваются способность к воображению, образному мышлению.                                                                                                    Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.

В современном мире игра стала терять свои позиции. Современный ребёнок всё реже включён в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения. Рынок игрушек сейчас насыщен современными гаджетами, которые с удовольствием покупают родители. Телевизоры (планшеты?), компьютер нынче стали лучшими друзьями детей. Жизнь взрослых перестаёт быть содержанием игры. Место близких начинают занимать виртуальные персонажи.

Так же одной из частой на сегодня проблемой является гиперопека. То есть родители не дают выбора детям проявлять себя в самостоятельных играх дома, проще дать ребёнку электронный гаджет и спокойно заниматься домашними делами, зная, что твоё чадо занят и ничего не натворит или не проявит самостоятельность в познании нового.

По сути детский сад стал одним из тех мест где ребёнок может учиться свободно  играть. Обучение в игре в большей степени возлагается на воспитателе д/ садов. Чтоб развить игровые умения и они стали одной из культурной практикой, нужно развивать игровые навыки с раннего возраста.

Цели обучения игры направлены на развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Ключевые задачи игровой деятельности направлены на:

1. обогащать игровой опыт каждого ребёнка.

2. Развивать интерес к игровому общению со сверстниками.

3. Повысить речевую активность.

4. Создание предметно пространственной среды.

Основная идея развитие игровых умений младших дошкольников можно выразить фразой: «Работаем мы по-новому, а играем – по-старому, но с учётом новых требований и использованием интересных технологий».

Исходя из этого, в работе ДО по социально-коммуникативному развитию

дошкольников средствами игровой культурной практики мы выделили четыре направления в работе:

  •  передача игрового опыта от сверстников параллельной группы;
  • передача игрового опыта от старших дошкольников младшим;
  • передача игрового опыта от взрослого ребенку,
  • организация игровой предметно-развивающей среды.

С использованием современных педагогических технологий:

1 этап: обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отражать в игре. Сюда входят наблюдения, беседы о впечатлениях, рассказы. Важно детей знакомить с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается)

2 этап: организация игровых умений ( «игра в подготовку к игре») среды

- определение ситуаций взаимодействия;

- создание предметно игровой среды;

-совместная игровая деятельность.

3 этап: самостоятельная игровая деятельность.

С чего всё началось: Когда дети пришли к нам с яслей, в силу возрастных особенностей они не умеют ещё играть, только манипулируют предметами. И мы поставили себе цель развить игровые умения, чтоб в дальнейшем это переросло и сформировалось у детей как игровой практикой . Мы работаем по программе «Детство», в которой предполагается работа по тематическим неделям. С педагогами параллельной группы в рамках  итоговых мероприятий, мы решили объединиться и проводить данные мероприятия совместно двумя группами с привлечением родителей. Так при оформлении совместного коллажа по «Домашним птицам», увидели как детям захотелось поиграть вместе. Коллаж изготовили быстро и дали детям возможность поиграть вместе в нашем пространстве, прежде чем вывесить его в холле д/ сада. Когда детям сказали уходить, они стали спрашивать:

А можно к вам прийти ещё раз? А вы к нам придёте? Мы хотим поиграть с вашими детьми!

Увидев заинтересованность детей в совместной игре возникла идея, а почему бы не развивать игровые умения совместно с параллельной группой детей. Ведь развитое воображение ребёнка «Я вижу как то по другому, чем ты», т.е дети одного возраста, но из разных групп и в разной предметно пространственной среде, одним и тем же предметом манипулируют по разному, и видят его по своему.

Обговорив с педагогами 1-ой мл. группой наше дальнейшее сотрудничество, мы решили определить «гостевое время» для обеих групп. Был выбран вторник и четверг, после полдника. Для организации и интересного развития игровых умений стали подготавливать предметно пространственную среду. Нарисовали игровые поля разного вида, т.к в силу возрастных особенностей дети в мл. возрасте больше склонны к режиссерской игре. Сшиты кое какие костюмы к профессиям, с помощью родителей; изготовлены ширмы. Все материалы и атрибуты сделаны из лёгких материалов, хорошо трансформируются. В это случае учитывались индивидуальные особенности некоторых детей, т.к. в нашей группе есть девочка с нарушением опорно-двигательного аппарата, долго не может стоять. Можно поля разместить где угодно, на ковре и прилечь рядом, стуле, вертикально, столе и т.д.

 Всё было подготовлено и мы стали ходить к друг другу в гости. Сначала дети знакомились со средой, спрашивали что, можно и где можно играть. Детям объясняли, что мы идём в гости в параллельную группу и будем там играть с детьми. Спрашивали, а во что вы хотите играть? В какие игры? Что вам больше нравится? Сначала у детей был очень скудный запас знаний и опыта в силу своего возраста. Но чем больше и дольше ведётся эта работа, мы видим на сколько детям интересно. У них увеличился запас знаний, они стали рассказывать родителям, куда они ходят и что делают. Игровой кругозор расширился, стали появляться зачатки с/ролевых ситуаций, между собой развивается диалоговая речь согласно сюжету. Детей много и стало видно, как дети распределяются по интересам, интеллекту, сюжету. Особенно хорошо мы это, увидели когда прошла тематическая неделя «Город». У нас есть большое игровое поле виде ковра с разметками дорог. На него были поставлены макеты домов, изготовленные родителями. Получился целый микрорайон возле нашего детского сада. С помощью воспитателей дети поставили каждый свой дом, в примерном расположении от детского сада. Дети сразу скучковались, но потом разбились по интересам, выбрали себе определённое место на игровом поле и стали  развертывать сюжеты по своему замыслу. Софья и Вика решили организовать зоопарк, взяли набор животных и в одном из уголков развернули свою игру. Мальчики Гоша, Артём, Миша очень любят играть с машинами, стали играть разными машинами, объезжая дома и детей. Затем у Гоши взгляд упал в центр безопасности, где стояли  пожарные машин, и уже из своего опыта, он видел когда-то, что по городу ехала пожарная машина, предложил детям, что в доме пожар и приехали пожарные машины  и стали его тушить. Некоторые дети взяли кукол и стали показывать в каком доме они живут, в подъезде. Оказалось что несколько детей живут в одном доме, но в разных подъездах. Они друг другу на перебой сначала всё показывали, а потом решили возле дома организовать пикник. Потому что уже был получен опыт, ранее мы играли с детьми «Ребята в лесу на пикнике», тоже тематическая неделя про лес была.  В данной игровой деятельности мы как педагоги не принимали участия, только если дети подходили и спрашивали, если что то нужно было. И со стороны было очень интересно наблюдать, как детям интересно играть вместе.  Вы скажите, что в силу возраста дети младшей группы могут самостоятельно играть и разворачивать сюжеты. Но поверьте мне,  уже есть определённый период времени по проделанной работе и мы видим результаты. И не собираемся останавливаться на достигнутом. В наших планах привлечь детей разного возраста, старших дошкольников. Пока эта работа продумывается и обговаривается, но думаем что за мл. дошкольниками будут закреплены «шефы» из старших дошкольников с хорошо развитыми игровыми навыками. Также заранее обговорим время, день и сколько человек будет приходить к малышам поиграть.

Для этого должно быть организованно, быть пространство и атрибуты к игре.

Разновозрастная игровая деятельность в дошкольном учреждении- это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в игровой деятельности. Взаимодействие детей в условиях разновозрастной игровой деятельности изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и по нравственным.

2. Результаты и достижения при реализации практики:

  • увеличилось использование разнообразных ролей и игровых ситуаций;
  • повысилась заинтересованность и активность родителей в организации и обогащении детской игры;
  • обогащается предметно пространственная среда групп;
  • у детей стало развиваться логическое мышление, воображение, улучшилась речь, появились в речи игровые диалоги.

Исходя из этого, в работе ДО по социально- коммуникативному развитию дошкольников средствами игровой культурной практики мы выделили 4 направления в работе.

1. Организация игровой предметно- развивающей среды.

2. Передача игрового опыта от взрослого ребенку.

3. Передача игрового опыта от сверстника к сверстнику.

4. Передача игрового опыта от старших дошкольников младшим.

Но не всё так было гладко. Когда начинали работу по взаимодетвию с параллельной группой по тематическим неделям и предложили итоговые мероприятия проводить вместе. Сразу не все воспитатели хотели вместе  сотрудничать. Но когда стали готовить сказку, про гриб, с родителями, воспитатели. То сами получили огромное удовольствие от репетиций и полученного результата. А в каком восторге были дети. По этому видя такой интерес детей к совместной игре, возникла идея развивать игровые умения совместно, чтоб к подготовительному возрасту у детей данный вид деятельности перешёл в социо- культурную практику  сюжетно ролевой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиАнализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

Сообщение " Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484233","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484241","...

Статья "Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей"

В статье представлен опят работы по развитию игровой деятельности младших дошкольников в процессе взаимодействия с родителями....

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку   В настоящее время, в педагогике актуализируются проблемы использования ино...

Развитие игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

     «Игровая деятельность – процесс формирования нравственной личности».Детство - это уникальный период развития личности на каждой возрастной стадии, в к...