Развитие коммуникативных умений у детей средней группы в театрализованных играх
проект (средняя группа)

Любовь Ильинична Фролова

Структура проекта по развитию

коммуникативных умений у детей 4-5 лет

через театрализованную деятельность

 

1. Введение

1.1.Анализ внешней ситуации.

1.2.Анализ внутренней ситуации.

1.3.Проблематика.

 

2.Основная часть

2.1. Концептуализация проекта.

2.2. Целепологание.

2.3. Ожидаемые результаты.

2.4. Реализация проекта.

2.4.1. Этапы работы над проектом.

2.4.2. План действий.

2.4.3. Образовательные мероприятия.

2.5. Мониторинг проекта.

3.Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Введение

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» одной из важных образовательных областей является «Коммуникация», помогающая в обеспечении равных стартовых возможностей для обучения детей.

Коммуникативные умения – есть важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б.Г.Ананьев, М.М. Бахтин, А.Н.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Сформированные коммуникативные умения – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. (А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.)

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития коммуникативных умений. Большие возможности в этом плане имеет целенаправленная работа по развитию речи дошкольников.

Исследования многих авторов (Ильяшенко М.Б., Ушаковой О.С., Халезовой Н.А. и др.) показали, что развитие коммуникативных умений детей может быть эффективным только тогда, когда будут перспективны и поступательны цели, содержание, методы и формы организации обучения; если у ребёнка будет формироваться осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям, если будет формироваться умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценить её и, в соответствие с этим, применять речевые нормы общения.

Таким образом, актуальность проблемы определяется рядом социальных, педагогических и практических факторов: повышением качества подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в условиях современной коммуникации; формированием коммуникативных способностей у детей в рамках образовательного процесса ДОУ; повышением эффективности учебной деятельности педагога и детей на основе успешного коммуникативного взаимодействия.

Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену: «Детей много, я могу спрятаться за них».

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. И главное оно способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело.

Поэтому я поставила перед собой цель: развивать коммуникативные способности у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Актуальность

Коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста остается актуальной. Именно к 4-5 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 4-5 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка – потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослыми; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.

Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье.

В структуру коммуникативных умений детей 4-5 лет входят:

- информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;

- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;

- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности.

Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Найти формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать. По данным педагогов и психологов в период психологической адаптации ребёнка в новом коллективе, возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствует навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память внимание. Все эти симптомы говорят о том, что ребёнок является социально неуверенным и имеет неадекватную самооценку. Исходя из этого, возникает проблемный вопрос: как развивать у детей 4-5 лет коммуникативные умения средствами театрализованной деятельности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть

I. Анализ ситуации

1. 1. Анализ внешней среды

 

Положительные факторы

 

 

Отрицательные факторы

 

 

Политическая среда

 

- Конституции РФ

- Конституции ЧР

- Закон «Об образовании»

- Конвенция о правах ребенка

- Концепция дошкольного воспитания

- Типовое положение ДОУ

- Приказ Министерства образования и науки РФ № 655

 

 

 

 

нет

 

 

 

Экономическая среда

 

- Возможность изготовления дидактического материала собственноручно, имея при этом минимум затрат

-Недостаточное финансирование для приобретения материала для реализации проекта

 

 

Социальная среда

 

- Рост образовательного уровня родителей воспитанников

- Необходимость формирования творчески активной личности

- Разнородность социального статуса родителей

 

Технологическая среда

 

- Наличие педагогических программ и технологий:

 

 

- Недостаточное владение компьютером педагогами

 

Таким образом, перечисленные положительные факторы анализа внешней среды способствуют решению проблемы педагогического проекта.

I.2. Анализ внутренней среды

 

Сильные стороны

 

Слабые стороны

 

-Использование ИКТ-технологий при организации непосредственной деятельности

- Общая образовательная программа ДОУ

-Годовой план ДОУ

-Профессиональный коллектив ДОУ

-Наличие диагностического инструментария

 

-Невысокий уровень развития коммуникативных умений;

 

-Не продумана система работы с родителями, с детьми;

 

-Недостаточно оборудованная предметно - развивающая среда дидактическими играми и наглядными материалами по развитию коммуникативных навыков.

- Отсутствие педагогического опыта у большинства родителей;

 

 

 

Возможности

 

Угрозы

 

Успешная реализация проекта.

 

нет

 

Таким образом, необходимо заниматься самообразованием, повышать квалификацию на курсах для работников дошкольного образования, участвовать в методических мероприятиях внутри детского сада (на семинарах, конкурсах, педсовете, консультациях).

Необходимо пополнить материал по развитию коммуникативных способностей и театрализованной деятельности; творческий поиск в воспитательной работе, обратить особое внимание на организацию работы с родителями.

Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить проблему для педагогического проекта.

 

 

 

 

2.1.Концептулизация

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» одной из важных образовательных областей является «Коммуникация», помогающая в обеспечении равных стартовых возможностей для обучения детей. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей ( лексической стороны, грамматического строя речи, произвольной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Современная педагогическая практика опирается на психолого--педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.В. Теряева), с родителями (З.М. Богуславская, СВ. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (Л.Н. Башлакова, Т.И. Ерофееева, А.Б. Добрович), деятельностью и достижением успеха в ней (Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения (Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, СВ. Петерина).

 

 

 

 

 

 

2.2.Целеполагание

 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

развитие коммуникативных умений детей 4-5 лет в театрализованных играх

2.3. Ожидаемые результаты:

По окончанию работы по педагогическому проекту я предполагаю получить следующие результаты:

- Разработанная система педагогической работы по данной проблеме с детьми и родителями.

- Повышение общей коммуникативной культуры у детей и родителей.

              -Умение соотносить вербальные и невербальные средства общения.

-Развитие творческих способностей детей.

-Оснащенная предметно-развивающая среда.

- Будет составлена картотека игр для развития коммуникативных умений.

-Умение ребёнка согласовывать свои действия с другими детьми, находить контакт в отношениях

-Будет разработана система работы с детьми 4-5 лет по данной проблеме.

-Будут разработаны методические рекомендации для родителей

-Совместная работа с родителями положительно повлияют на формирование у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.

 

 

2.Задачи проекта:

1) Учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;

2) Развивать средства эмоциональной выразительности (речь, мимику, жесты, движения) ребёнка путём участия в театрализованной деятельности.

3) Способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;

4) Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребёнка в разных речевых ситуациях;

5) Развивать память, внимание, воображение;

6) Обогащать двигательный опыт ребенка новыми видами движений, средств выразительности в передаче образа;

7) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

8) Поощрять интерес к сценической деятельности.

9) Обогатить предметно-развивающую среду по развитию коммуникативных способностей и театрализованной деятельности..

 

Участники проекта

1 - Дети средней группы

2 - Родители

3 - Воспитатель

4 - Музыкальный руководитель

 

 

Срок реализации проекта

2013-2014 учебный год

 

2.4.1. Этапы работы над проектом

 

Этапы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

 

Повышение

собственной

профессиональной

компетентности

Изучение методической литературы по развитию коммуникативных способностей и театрализованной деятельности

 

Октябрь

 

воспитатель

Участие в творческой группе ДОУ по развитию театрализованной деятельности

 

Октябрь

воспитатель

Определение уровня знаний детей

Диагностирование детей

 

Октябрь

воспитатель

Определение степени заинтересованности родителей

 

Анкетирование родителей

 

Сентябрь Октябрь

воспитатель

этап

 

 

 

 

 

Обеспечение условий реализации проекта

Оформление уголка «Играем вместе»

 

Октябрь

воспитатель

Подбор соответствующих игр, атрибутов, методической художественной и литературы

Октябрь-

Ноябрь

воспитатель

Изготовление дидактических игр и пособий, декораций, костюмов.

 

 

Октябрь-

Апрель

воспитатель

Подбор художественной литературы (стихи, загадки, скороговорки, чистоговорок)

Октябрь-Декабрь

 

воспитатель

 

 

Педагогическое

просвещение

родителей

Проведение консультаций

 

1 раз в квартал

воспитатель

Родительское собрание

 

Октябрь, май

воспитатель

Открытый просмотр НОД

 

Декабрь, Март, Май

воспитатель

Основной этап

 

 

 

Организация работы по развитию коммуникативных способностей

Проведение игр, упражнений

Сентябрь-

май

воспитатель

Использование ИКТ

 

Сентябрь-

май

воспитатель

Чтение художественной литературы

Сентябрь-

май

воспитатель

Привлечение родителей к участию в деятельности ДОУ

Привлечение родителей к оснащению предметно- развивающей среды

Октябрь-

ноябрь

воспитатель

 

 

Взаимодействие с сотрудниками

Консультации

 

1 раз в квартал

воспитатель

Выставка игрового и дидактического материала

 

Февраль

воспитатель

Заключительный этап

 

 

 

Оценка эффективности работы

Диагностирование детей

Май

воспитатель

Анкетирование родителей

Май

воспитатель

Открытый показ театрализованого развлечения

Апрель

воспитатель

 

 

 

 

http://oo14.mail.yandex.net/static/efa12a996e354e53aa68ed894685f7bc/tmprLhBlw_html_m2a4b223c.gif

2.4.2. План действий

 

 

 

 

 

 

http://oo14.mail.yandex.net/static/efa12a996e354e53aa68ed894685f7bc/tmprLhBlw_html_m74202b1e.gif

 

http://oo14.mail.yandex.net/static/efa12a996e354e53aa68ed894685f7bc/tmprLhBlw_html_7da951d9.gif

 

 

 

 

 

 

 

http://oo14.mail.yandex.net/static/efa12a996e354e53aa68ed894685f7bc/tmprLhBlw_html_6181bff4.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы с родителями

 

Форма работы

Название

Цели

Сроки

1

Анкетирование

Опыт семейного воспитания

1.Изучить представления родителей о коммуникативных способностях дошкольников. 2.Выявить перспективные цели.

Сентябрь

2

Родительское собрание

 

Вызвать желание родителей принять участие в оснащении предметно-развивающей среды.

Октябрь

3

Консультации

 

Помочь в реализации проекта

Январь

4

Информационные листы

Газета с фотографиями «Как мы играем»

Передать необходимую информацию по тому или иному вопросу. Заинтересовать родителей

Ноябрь

5

День открытых дверей

Игротека

 

Март- апрель

6

Выставка

Играем «вместе»

Сплочение детей и родителей. Познакомить с разнообразием дидактических пособий

Апрель

7

Библиотека для родителей

Методическая литература

Просвещение родителей

Ежемесячно

 

 

Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Игра «Изобрази как на картине»

 

Игра «Узнай про кого я скажу»

 

Игра «Расскажи, я угадаю»

 

Игра «Знакомство с колобком»

 

Ноябрь

Игра «Знакомство с волком»

Игра «Знакомство с лисой»

«Знакомство с медведем»

Театрализованная игра «Колобок»

Декабрь

 

 

«В гостях у сказки»

Драматизация сказки «Курочка Ряба»

Драматизация сказки «Репка» игра с заместителями

Придумывание сказки «Приключение колобка в лесу под Новый год»

Февраль

Словесная игра «Представьте себе»

Мини сценка«Таня и мячик»

Дид/игра «Весёлые загадки» (подготовка к театр.игре «Репка»)

Игра «Представь, что ты…»(репка, дедка, бабка…).

Март

Спектакль «Репка»

Театрализованный спектакль для родителей «Репка на новый лад»

Совместная подготовка детей и родителей к театрализованному празднику «В гостях у Мойдодыра»

Театрализованный праздник «В гостях у Мойдодыра»

Апрель

Подготовка к спектаклю «Теремок»

Показ спектакля «Теремок» для детей младшей группы

Подготовка к спектаклю «Заюшкина избушка»

Показ спектакля «Заюшкина избушка» для детей младшей группы

Май

Экскурсия в кукольный театр

Рисование по сказке

Диагностика

Диагностика

 

 

2.5.. Мониторинг проекта

Методика определения уровня развития коммуникативной сферы у дошкольника (1 способ)

Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.

10 баллов – сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.

9 баллов – очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.

8 баллов – активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.

7 баллов – скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.

6 баллов – трудно определить, активный или пассивный: позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.

5 баллов – скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.

4 балла – пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.

3 балла – очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.

2 балла – замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

 

Изучение коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками

 (2 способ).

 

Подготовка исследования: Приготовить силуэтные изображения рукавичек, два набора из шести цветных карандашей.

Первая серия

Двум детям одного возраста дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят украсить его, но так, чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала нужно вместе выбрать узор, а потом приступить к рисованию.

                                         Вторая серия

Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придется делиться.

Третья серия

Аналогична первой, а четвертая – второй, но в них участвуют дети разного возраста.

Во всех сериях дети выполняют задания самостоятельно.

Обработка данных:

Анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии по следующим признакам:

-Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. п.

-Как контролируют друг друга во время работы (замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют).

-Как относятся к результатам деятельности , своему и партнера.

-Помогают ли друг другу и как.

-Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делится карандашами во второй и четвертых сериях).

Заключение

Итогом всей кропотливой работы является готовый спектакль. При этом будет отслеживается результат речевого и коммуникативного развития ребенка.

-Будет составлена система педагогической работы по данной проблеме с детьми и родителями.

         -Дети научатся общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;

-У детей сформируются средства эмоциональной выразительности (речь, мимику, жесты, движения) ребёнка путём участия в театрализованной деятельности.

-Сформируются творческие способности ребенка;

- Будет развиваться память, внимание, воображение;

- Обогатится двигательный опыт ребенка новыми видами движений, средств выразительности в передаче образа;

- Будут развиваться доброжелательное отношение друг к другу.

-Будет составлена картотека игр для развития коммуникативных способностей.

          -Пополнится предметно-развивающая среда по развитию коммуникативных способностей и театрализованной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма успешности проекта

 

_s1055

 

 

 

 
 image

_s1061

 

_s1059

_s1064

 

        
  image image
 
 
 image image
 

 

 

 

 

 

 

_s1063_s1057

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.А. Любимов “НЛП: мастерство коммуникации”.

2.О.С.Ушакова “Придумай слово”.

3. Арушанова, А. «Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы». Дошкольное воспитание. 1998. - № 6. - С. 86 -89; 1998. - № 8. - С.100 -111; 1998. -№ И.-С. 88- 100; 1998. -№ 12.-С. 84 — 103; № 1.- 1999.-С. 85-97.

4. Саморукова П.Г. «Игры детей». /П.Г. Саморукова. Л., 1973.

5. Дубина Л А. «Коммуникативная компетентность дошкольников» Сборник игр и упражнений.

6.Акулова о. « Театрализованные игры». Дошкольное воспитание. 2005-№4.

7.Антипова Е. А. «Театрализованная деятельность в д/саду».М. 2003.

8. Щеткин А.В. «Театрализованная деятельность в д/саду».М. Мозаика-Синтез.2008.

9.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – творчество - дети: играем в кукольный театр».

10. Васильева Т.М. «Планирование раздела «Коммуникация» в основной общеобразовательной программе дошкольного образования» Дошкольная педагогика. 2011-№ 4.

 

 

 

 

 

 

Приложение

Игра «КТО Я?»

Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе.

Воспитатель задает вопрос, а дети по очереди стараются ответить на вопрос «Кто я?». Каждое предложение должно начинаться с местоимения «Я»

(я мальчик, я хороший, я веселый, я болтливый, я умный, я люблю играть) и т.д.

Воспитатель следит, чтобы дети описывали именно себя. В конце игры воспитатель обобщает ответы детей и рассказывает, какие красивые, хорошие дружные и добрые дети есть у них в группе.

Игра «ИМЯ»

Цель: Получить дополнительную информацию о ребенке, о его самооценке.

Предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь или оставить свое. Спросить, почему нравится или не нравится свое имя? Почему бы он хотел изменить свое имя, чтобы его называли по-другому. (Часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше)

В конце можно предложить почитать стихотворения, в которых есть имена детей, обратить внимание как они звучат, что детей можно называть по-разному; ласково, сердито и т.д.

 

ИГРЫ - ИМИТАЦИИ

Цель: учить детей мышечному расслаблению, двигательному раскрепощение, (только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен).

 

Упражнение «МЕДВЕЖАТА»

Цель: учить снимать мышечное напряжение

Воспитатель предлагает малышам превратиться в маленьких медвежат Медвежонок лежит в берлоге. Спит. Подул холодный ветерок, он пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек, греется. Стало тепло, жарко, медвежонок развернулся, зарычал... Воспитатель рассказывает, а ребенок изображает движения.

Аналогично проводится игра-имитация «КОТЯТА», «ВЕСЕЛЫЙ ВОРОБЕЙ», «МАЛЕНЬКИЙ ЩЕНОК», «ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ

 

Тренинг общения для детей 4-5 лет

Цель: сформировать коммуникативные навыки и умение действовать совместно с другими детьми. Создание дружественной атмосферы.

 

Тренинг общения для детей следует проводить в группе 6-8 человек. Для ввода в игровой контекст, тренер предлагает закрыть глаза всем детям, и просит представить будто они попали в сказку. Пусть каждый наденет колпачок и превратиться в гномика. Колпачки показывают детям, что все находятся в равных условиях игрового тренинга.

Познакомить детей с правилами тренинга. Начиная тренинг ведущий говорит:

-Чтоб веселее нам играть,

шесть правил будем соблюдать:

1. Игру вместе всем начинать

2. Друг друга не перебивать

3.По очереди отвечать

4. Быть активным, все выполнять

5. Всех по имени называть

5. Чаще улыбаться,

Друг над другом не смеяться

Упражнение 1

«Кто живет под колпачком или давайте познакомимся»

Цель :Познакомить детей, проведение диагностики настроения до начала тренинга.

Предложить детям назвать свое имя либо, то как его называют ласково родители, и свое любимое занятие. Дети должны отвечать по кругу.

Упражнение 2 «Змейка»

Цель: Развитие умения действовать сообща и следовать правилам игры.

С помощью считалки определить ребенка, который первым будет «головой». Он становиться первым, остальные дети за ним, держа друг друга за талию. «Змейка» движется, поворачивает, то в одну сторону то в другую - все дети идут друг за дружкой. Затем первый ребенок идет в хвост, и так до тех пор, пока все не побудут в роли головы и хвоста. Желательно чтоб число детей не превышало десяти. После этого каждый рассказывает, кем ему больше понравилось быть - хвостом или головой.

 

                         Упражнение 3 «Похвастайся соседом»

Цель: Развитие внимательности, навыков общения, умение словесно выражать симпатию другому человеку.

Начало тренинга ведущий: -Сейчас мы поиграем в хвастунов. Только вот хвастаться мы будем своим соседом, а не собой. Всем нравиться, когда слышат о себе приятное. Посмотрите на своего соседа справа, внимательно рассмотрите его, какой он, что в нем есть хорошего. Какие хорошие поступки он совершал. Чем он может похвастаться?

Для примера в тренинге можно привести пример хвастовства соседом. Как вариант можно провести тренинг как конкурс хвастунов, победителю приз либо похвала.

 

Упражнение 4 «Обозвали овощами»

Цель: развитие навыков общения, выражение негативных эмоций конструктивно, по определенным правилам. Понимание шуток в процессе общения, умения объяснять чувства.

Начало тренинга ведущий: - Иногда дети говорят друг другу обидные слова, ссорятся, ругаются. Сейчас я предлагаю поругаться, но необычно – будем вместо обидных слов, называть друг друга овощами. В конце тренинга дети по очереди, описыват чувства, которые возникали, когда их называли каким-либо овощем.

 

Упражнение 5 «Поссорились»

Цель: научить выражать эмоции (гнев, обиду, злость) с помощью невербальных сигналов, мимики. Научить управлять эмоциями.

Дети встают парам , спиной к спине, и изображают на лице гнев, злость у оппоненту. Раздуть сильно щеки. После чего ведущий тренинга говорит:

-Дети вы поссорились, но вам не хватает общения, и вы хотите помириться. Для этого вы поворачиваетесь лицом к друг другу и осторожно пальцами протыкаете надутые щеки обиженного ребенка. Злость и обида лопнет, как мыльный пузырь, засмеяться и обнять друга.

Упражнение 6  «Лучики солнышка»

Цель: расслабиться, выровнять эмоциональную атмосферу.

Дети строят длинный узкий коридорчик, становясь в пары. Ведущий тренинга становится солнышком. А дети лучиками – они протягивают руки вперед, а один из детей проходит по коридорчику с закрытыми глазами на встречу сонцу(ведущему). Дети гладят его руками, лаская лучиками. Ведущий тренинга все это время произносит:

- Мы теплые, добрые, ласковые лучики. Мы ласково гладим идущего к нам. Когда ребенок подходит к солнышку, оно его нежно обнимает и теперь ребенок становится солнышком. Все дети должны побыть солнышком.

Тренинг для детей. Заключительная часть

Цель: выражение эмоций, анализ своего состояния

Обсуждение всех игр, дети могут по очереди свободно высказаться.

 

Игры, которые помогут лучше узнать ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную   самооценку

 

                                                  «Имя»

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

 

«Проигрывание ситуаций»

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

- Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

 

«Жмурки»

Эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

«Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

 

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки:

-Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

-Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.

-Поощряйте в ребенке инициативу.

-Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»

-Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

-Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!»[26]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatraliz.docx104.87 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 166 «Цветик- семицветик» города Чебоксары Чувашской Республики

проект

Развитие коммуникативных умений у детей средней группы в театрализованных играх

Составила:      

                                                                                  Фролова Л.И., воспитатель

Чебоксары - 2019

Структура проекта по развитию

коммуникативных умений у детей 4-5 лет

через театрализованную деятельность

1. Введение

1.1.Анализ внешней ситуации.

1.2.Анализ внутренней ситуации.

1.3.Проблематика.

2.Основная часть

2.1. Концептуализация проекта.

2.2. Целепологание.

2.3. Ожидаемые результаты.

2.4. Реализация проекта.

2.4.1. Этапы работы над проектом.

2.4.2. План действий.

2.4.3. Образовательные мероприятия.

2.5. Мониторинг проекта.

3.Заключение

Список используемой литературы

Приложение

  1. Введение

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» одной из важных образовательных областей является «Коммуникация», помогающая в обеспечении равных стартовых возможностей для обучения детей.

Коммуникативные умения – есть важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б.Г.Ананьев, М.М. Бахтин, А.Н.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Сформированные коммуникативные умения – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. (А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.)

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития коммуникативных умений. Большие возможности в этом плане имеет целенаправленная работа по развитию речи дошкольников.

Исследования многих авторов (Ильяшенко М.Б., Ушаковой О.С., Халезовой Н.А. и др.) показали, что развитие коммуникативных умений детей может быть эффективным только тогда, когда будут перспективны и поступательны цели, содержание, методы и формы организации обучения; если у ребёнка будет формироваться осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям, если будет формироваться умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценить её и, в соответствие с этим, применять речевые нормы общения.

Таким образом, актуальность проблемы определяется рядом социальных, педагогических и практических факторов: повышением качества подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в условиях современной коммуникации; формированием коммуникативных способностей у детей в рамках образовательного процесса ДОУ; повышением эффективности учебной деятельности педагога и детей на основе успешного коммуникативного взаимодействия.

Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену: «Детей много, я могу спрятаться за них».

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. И главное оно способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело.

Поэтому я поставила перед собой цель: развивать коммуникативные способности у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Актуальность

Коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста остается актуальной. Именно к 4-5 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 4-5 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка – потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослыми; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.

Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье.

В структуру коммуникативных умений детей 4-5 лет входят:

- информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;

- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;

- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности.

Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Найти формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать. По данным педагогов и психологов в период психологической адаптации ребёнка в новом коллективе, возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствует навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память внимание. Все эти симптомы говорят о том, что ребёнок является социально неуверенным и имеет неадекватную самооценку. Исходя из этого, возникает проблемный вопрос: как развивать у детей 4-5 лет коммуникативные умения средствами театрализованной деятельности?

2.Основная часть 

I. Анализ ситуации

1. 1. Анализ внешней среды

Положительные факторы

Отрицательные факторы

Политическая среда

- Конституции РФ

- Конституции ЧР

- Закон «Об образовании»

- Конвенция о правах ребенка

- Концепция дошкольного воспитания

- Типовое положение ДОУ

- Приказ Министерства образования и науки РФ № 655

нет

Экономическая среда

- Возможность изготовления дидактического материала собственноручно, имея при этом минимум затрат

-Недостаточное финансирование для приобретения материала для реализации проекта

Социальная среда

- Рост образовательного уровня родителей воспитанников

- Необходимость формирования творчески активной личности

- Разнородность социального статуса родителей

Технологическая среда

- Наличие педагогических программ и технологий:

- Недостаточное владение компьютером педагогами

Таким образом, перечисленные положительные факторы анализа внешней среды способствуют решению проблемы педагогического проекта.

I.2. Анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

-Использование ИКТ-технологий при организации непосредственной деятельности

- Общая образовательная программа ДОУ

-Годовой план ДОУ

-Профессиональный коллектив ДОУ

-Наличие диагностического инструментария

-Невысокий уровень развития коммуникативных умений;

-Не продумана система работы с родителями, с детьми;

-Недостаточно оборудованная предметно - развивающая среда дидактическими играми и наглядными материалами по развитию коммуникативных навыков.

- Отсутствие педагогического опыта у большинства родителей;

Возможности

Угрозы

Успешная реализация проекта.

нет

Таким образом, необходимо заниматься самообразованием, повышать квалификацию на курсах для работников дошкольного образования, участвовать в методических мероприятиях внутри детского сада (на семинарах, конкурсах, педсовете, консультациях).

Необходимо пополнить материал по развитию коммуникативных способностей и театрализованной деятельности; творческий поиск в воспитательной работе, обратить особое внимание на организацию работы с родителями.

Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить проблему для педагогического проекта.

2.1.Концептулизация

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» одной из важных образовательных областей является «Коммуникация», помогающая в обеспечении равных стартовых возможностей для обучения детей. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей ( лексической стороны, грамматического строя речи, произвольной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Современная педагогическая практика опирается на психолого--педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.В. Теряева), с родителями (З.М. Богуславская, СВ. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (Л.Н. Башлакова, Т.И. Ерофееева, А.Б. Добрович), деятельностью и достижением успеха в ней (Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения (Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, СВ. Петерина).

2.2.Целеполагание

 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

развитие коммуникативных умений детей 4-5 лет в театрализованных играх

2.3. Ожидаемые результаты:

По окончанию работы по педагогическому проекту я предполагаю получить следующие результаты:

- Разработанная система педагогической работы по данной проблеме с детьми и родителями.

- Повышение общей коммуникативной культуры у детей и родителей.

              -Умение соотносить вербальные и невербальные средства общения.

-Развитие творческих способностей детей.

-Оснащенная предметно-развивающая среда.

- Будет составлена картотека игр для развития коммуникативных умений.

-Умение ребёнка согласовывать свои действия с другими детьми, находить контакт в отношениях

-Будет разработана система работы с детьми 4-5 лет по данной проблеме.

-Будут разработаны методические рекомендации для родителей

-Совместная работа с родителями положительно повлияют на формирование у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.

2.Задачи проекта:

1) Учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;

2) Развивать средства эмоциональной выразительности (речь, мимику, жесты, движения) ребёнка путём участия в театрализованной деятельности.

3) Способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;

4) Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребёнка в разных речевых ситуациях;

5) Развивать память, внимание, воображение;

6) Обогащать двигательный опыт ребенка новыми видами движений, средств выразительности в передаче образа;

7) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

8) Поощрять интерес к сценической деятельности.

9) Обогатить предметно-развивающую среду по развитию коммуникативных способностей и театрализованной деятельности..

Участники проекта

1 - Дети средней группы

2 - Родители

3 - Воспитатель

4 - Музыкальный руководитель

Срок реализации проекта

2013-2014 учебный год

2.4.1. Этапы работы над проектом

Этапы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

Повышение

собственной

профессиональной

компетентности

Изучение методической литературы по развитию коммуникативных способностей и театрализованной деятельности

Октябрь

воспитатель

Участие в творческой группе ДОУ по развитию театрализованной деятельности

Октябрь

воспитатель

Определение уровня знаний детей

Диагностирование детей

Октябрь

воспитатель

Определение степени заинтересованности родителей

Анкетирование родителей

Сентябрь Октябрь

воспитатель

этап

Обеспечение условий реализации проекта

Оформление уголка «Играем вместе»

Октябрь

воспитатель

Подбор соответствующих игр, атрибутов, методической художественной и литературы

Октябрь-

Ноябрь

воспитатель

Изготовление дидактических игр и пособий, декораций, костюмов.

Октябрь-

Апрель

воспитатель

Подбор художественной литературы (стихи, загадки, скороговорки, чистоговорок)

Октябрь-Декабрь

воспитатель

Педагогическое

просвещение

родителей

Проведение консультаций

1 раз в квартал

воспитатель

Родительское собрание

Октябрь, май

воспитатель

Открытый просмотр НОД

Декабрь, Март, Май

воспитатель

Основной этап

Организация работы по развитию коммуникативных способностей

Проведение игр, упражнений

Сентябрь-

май

воспитатель

Использование ИКТ

Сентябрь-

май

воспитатель

Чтение художественной литературы

Сентябрь-

май

воспитатель

Привлечение родителей к участию в деятельности ДОУ

Привлечение родителей к оснащению предметно- развивающей среды

Октябрь-

ноябрь

воспитатель

Взаимодействие с сотрудниками

Консультации

1 раз в квартал

воспитатель

Выставка игрового и дидактического материала

Февраль

воспитатель

Заключительный этап

Оценка эффективности работы

Диагностирование детей

Май

воспитатель

Анкетирование родителей

Май

воспитатель

Открытый показ театрализованого развлечения

Апрель

воспитатель

План работы с родителями

Форма работы

Название

Цели

Сроки

1

Анкетирование

Опыт семейного воспитания

1.Изучить представления родителей о коммуникативных способностях дошкольников. 2.Выявить перспективные цели.

Сентябрь

2

Родительское собрание

Вызвать желание родителей принять участие в оснащении предметно-развивающей среды.

Октябрь

3

Консультации

Помочь в реализации проекта

Январь

4

Информационные листы

Газета с фотографиями «Как мы играем»

Передать необходимую информацию по тому или иному вопросу. Заинтересовать родителей

Ноябрь

5

День открытых дверей

Игротека

Март- апрель

6

Выставка

Играем «вместе»

Сплочение детей и родителей. Познакомить с разнообразием дидактических пособий

Апрель

7

Библиотека для родителей

Методическая литература

Просвещение родителей

Ежемесячно

Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Игра «Изобрази как на картине»

Игра «Узнай про кого я скажу»

Игра «Расскажи, я угадаю»

Игра «Знакомство с колобком»

Ноябрь

Игра «Знакомство с волком»

Игра «Знакомство с лисой»

«Знакомство с медведем»

Театрализованная игра «Колобок»

Декабрь

«В гостях у сказки»

Драматизация сказки «Курочка Ряба»

Драматизация сказки «Репка» игра с заместителями

Придумывание сказки «Приключение колобка в лесу под Новый год»

Февраль

Словесная игра «Представьте себе»

Мини сценка«Таня и мячик»

Дид/игра «Весёлые загадки» (подготовка к театр.игре «Репка»)

Игра «Представь, что ты…»(репка, дедка, бабка…).

Март

Спектакль «Репка»

Театрализованный спектакль для родителей «Репка на новый лад»

Совместная подготовка детей и родителей к театрализованному празднику «В гостях у Мойдодыра»

Театрализованный праздник «В гостях у Мойдодыра»

Апрель

Подготовка к спектаклю «Теремок»

Показ спектакля «Теремок» для детей младшей группы

Подготовка к спектаклю «Заюшкина избушка»

Показ спектакля «Заюшкина избушка» для детей младшей группы

Май

Экскурсия в кукольный театр

Рисование по сказке

Диагностика

Диагностика

2.5.. Мониторинг проекта

Методика определения уровня развития коммуникативной сферы у дошкольника (1 способ)

Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.

10 баллов – сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.

9 баллов – очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.

8 баллов – активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.

7 баллов – скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.

6 баллов – трудно определить, активный или пассивный: позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.

5 баллов – скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.

4 балла – пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.

3 балла – очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.

2 балла – замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

Изучение коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками

 (2 способ).

Подготовка исследования: Приготовить силуэтные изображения рукавичек, два набора из шести цветных карандашей.

Первая серия

Двум детям одного возраста дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят украсить его, но так, чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала нужно вместе выбрать узор, а потом приступить к рисованию.

                                         Вторая серия

Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придется делиться.

Третья серия

Аналогична первой, а четвертая – второй, но в них участвуют дети разного возраста.

Во всех сериях дети выполняют задания самостоятельно.

Обработка данных:

Анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии по следующим признакам:

-Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. п.

-Как контролируют друг друга во время работы (замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют).

-Как относятся к результатам деятельности , своему и партнера.

-Помогают ли друг другу и как.

-Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делится карандашами во второй и четвертых сериях).

Заключение

Итогом всей кропотливой работы является готовый спектакль. При этом будет отслеживается результат речевого и коммуникативного развития ребенка.

-Будет составлена система педагогической работы по данной проблеме с детьми и родителями.

         -Дети научатся общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;

-У детей сформируются средства эмоциональной выразительности (речь, мимику, жесты, движения) ребёнка путём участия в театрализованной деятельности.

-Сформируются творческие способности ребенка;

- Будет развиваться память, внимание, воображение;

- Обогатится двигательный опыт ребенка новыми видами движений, средств выразительности в передаче образа;

- Будут развиваться доброжелательное отношение друг к другу.

-Будет составлена картотека игр для развития коммуникативных способностей.

          -Пополнится предметно-развивающая среда по развитию коммуникативных способностей и театрализованной деятельности.

Диаграмма успешности проекта

Литература:

1.А. Любимов “НЛП: мастерство коммуникации”.

2.О.С.Ушакова “Придумай слово”.

3. Арушанова, А. «Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы». Дошкольное воспитание. 1998. - № 6. - С. 86 -89; 1998. - № 8. - С.100 -111; 1998. -№ И.-С. 88- 100; 1998. -№ 12.-С. 84 — 103; № 1.- 1999.-С. 85-97.

4. Саморукова П.Г. «Игры детей». /П.Г. Саморукова. Л., 1973.

5. Дубина Л А. «Коммуникативная компетентность дошкольников» Сборник игр и упражнений.

6.Акулова о. « Театрализованные игры». Дошкольное воспитание. 2005-№4.

7.Антипова Е. А. «Театрализованная деятельность в д/саду».М. 2003.

8. Щеткин А.В. «Театрализованная деятельность в д/саду».М. Мозаика-Синтез.2008.

9.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – творчество - дети: играем в кукольный театр».

10. Васильева Т.М. «Планирование раздела «Коммуникация» в основной общеобразовательной программе дошкольного образования» Дошкольная педагогика. 2011-№ 4.

Приложение

Игра «КТО Я?»

Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе.

Воспитатель задает вопрос, а дети по очереди стараются ответить на вопрос «Кто я?». Каждое предложение должно начинаться с местоимения «Я»

(я мальчик, я хороший, я веселый, я болтливый, я умный, я люблю играть) и т.д.

Воспитатель следит, чтобы дети описывали именно себя. В конце игры воспитатель обобщает ответы детей и рассказывает, какие красивые, хорошие дружные и добрые дети есть у них в группе.

Игра «ИМЯ»

Цель: Получить дополнительную информацию о ребенке, о его самооценке.

Предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь или оставить свое. Спросить, почему нравится или не нравится свое имя? Почему бы он хотел изменить свое имя, чтобы его называли по-другому. (Часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше)

В конце можно предложить почитать стихотворения, в которых есть имена детей, обратить внимание как они звучат, что детей можно называть по-разному; ласково, сердито и т.д.

ИГРЫ - ИМИТАЦИИ

Цель: учить детей мышечному расслаблению, двигательному раскрепощение, (только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен).

Упражнение «МЕДВЕЖАТА»

Цель: учить снимать мышечное напряжение

Воспитатель предлагает малышам превратиться в маленьких медвежат Медвежонок лежит в берлоге. Спит. Подул холодный ветерок, он пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек, греется. Стало тепло, жарко, медвежонок развернулся, зарычал... Воспитатель рассказывает, а ребенок изображает движения.

Аналогично проводится игра-имитация «КОТЯТА», «ВЕСЕЛЫЙ ВОРОБЕЙ», «МАЛЕНЬКИЙ ЩЕНОК», «ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ

Тренинг общения для детей 4-5 лет

Цель: сформировать коммуникативные навыки и умение действовать совместно с другими детьми. Создание дружественной атмосферы.

Тренинг общения для детей следует проводить в группе 6-8 человек. Для ввода в игровой контекст, тренер предлагает закрыть глаза всем детям, и просит представить будто они попали в сказку. Пусть каждый наденет колпачок и превратиться в гномика. Колпачки показывают детям, что все находятся в равных условиях игрового тренинга.

Познакомить детей с правилами тренинга. Начиная тренинг ведущий говорит:

-Чтоб веселее нам играть,

шесть правил будем соблюдать:

1. Игру вместе всем начинать

2. Друг друга не перебивать

3.По очереди отвечать

4. Быть активным, все выполнять

5. Всех по имени называть

5. Чаще улыбаться,

Друг над другом не смеяться

Упражнение 1

«Кто живет под колпачком или давайте познакомимся»

Цель :Познакомить детей, проведение диагностики настроения до начала тренинга.

Предложить детям назвать свое имя либо, то как его называют ласково родители, и свое любимое занятие. Дети должны отвечать по кругу.

Упражнение 2 «Змейка»

Цель: Развитие умения действовать сообща и следовать правилам игры.

С помощью считалки определить ребенка, который первым будет «головой». Он становиться первым, остальные дети за ним, держа друг друга за талию. «Змейка» движется, поворачивает, то в одну сторону то в другую - все дети идут друг за дружкой. Затем первый ребенок идет в хвост, и так до тех пор, пока все не побудут в роли головы и хвоста. Желательно чтоб число детей не превышало десяти. После этого каждый рассказывает, кем ему больше понравилось быть - хвостом или головой.

                         Упражнение 3 «Похвастайся соседом»

Цель: Развитие внимательности, навыков общения, умение словесно выражать симпатию другому человеку.

Начало тренинга ведущий: -Сейчас мы поиграем в хвастунов. Только вот хвастаться мы будем своим соседом, а не собой. Всем нравиться, когда слышат о себе приятное. Посмотрите на своего соседа справа, внимательно рассмотрите его, какой он, что в нем есть хорошего. Какие хорошие поступки он совершал. Чем он может похвастаться?

Для примера в тренинге можно привести пример хвастовства соседом. Как вариант можно провести тренинг как конкурс хвастунов, победителю приз либо похвала.

Упражнение 4 «Обозвали овощами»

Цель: развитие навыков общения, выражение негативных эмоций конструктивно, по определенным правилам. Понимание шуток в процессе общения, умения объяснять чувства.

Начало тренинга ведущий: - Иногда дети говорят друг другу обидные слова, ссорятся, ругаются. Сейчас я предлагаю поругаться, но необычно – будем вместо обидных слов, называть друг друга овощами. В конце тренинга дети по очереди, описыват чувства, которые возникали, когда их называли каким-либо овощем.

Упражнение 5 «Поссорились»

Цель: научить выражать эмоции (гнев, обиду, злость) с помощью невербальных сигналов, мимики. Научить управлять эмоциями.

Дети встают парам , спиной к спине, и изображают на лице гнев, злость у оппоненту. Раздуть сильно щеки. После чего ведущий тренинга говорит:

-Дети вы поссорились, но вам не хватает общения, и вы хотите помириться. Для этого вы поворачиваетесь лицом к друг другу и осторожно пальцами протыкаете надутые щеки обиженного ребенка. Злость и обида лопнет, как мыльный пузырь, засмеяться и обнять друга.

Упражнение 6  «Лучики солнышка»

Цель: расслабиться, выровнять эмоциональную атмосферу.

Дети строят длинный узкий коридорчик, становясь в пары. Ведущий тренинга становится солнышком. А дети лучиками – они протягивают руки вперед, а один из детей проходит по коридорчику с закрытыми глазами на встречу сонцу(ведущему). Дети гладят его руками, лаская лучиками. Ведущий тренинга все это время произносит:

- Мы теплые, добрые, ласковые лучики. Мы ласково гладим идущего к нам. Когда ребенок подходит к солнышку, оно его нежно обнимает и теперь ребенок становится солнышком. Все дети должны побыть солнышком.

Тренинг для детей. Заключительная часть

Цель: выражение эмоций, анализ своего состояния

Обсуждение всех игр, дети могут по очереди свободно высказаться.

Игры, которые помогут лучше узнать ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную   самооценку

                                                  «Имя»

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций»

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

- Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

«Жмурки»

Эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

«Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки:

-Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

-Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.

-Поощряйте в ребенке инициативу.

-Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»

-Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

-Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!»[26]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ через театрализованные игры

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи; интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития...

Презентация "Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей"

Презентация "Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей"...

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...

Программа «В мире театра» «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность.            Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и дей...

Отчет по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2020 год

Цель: Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности....