Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ через театрализованные игры
статья по логопедии по теме

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи; интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ через театрализованные игры

Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.

Используя театрализованные игры, я формирую коммуникативные качества детей с ОВЗ и развиваю эмоционально - личностных отношений между детьми. В проведении театрализованных игр с детьми я выделяю подготовительный и основной этапы.

На подготовительном этапе работы атмосфера специально оформленного «уголка сказок» благоприятствует установлению более тесного контакта между педагогом и ребенком. При организации театральной деятельности с детьми, я использую различные сказочные атрибуты, декорации: ширмы, занавес, изображения на заднем плане, цветы, деревья, домики, печка, заборчик, фланелеграф, экран для теневого театра. Персонажами выступают куклы из разных материалов: тряпичные, деревянные, бумажные, резиновые, пальчиковые, универсальные.

В реализации основного этапа решаются следующие задачи:          

- познать свое эмоциональное состояние и оценить это состояние;

-  формировать   умение   с   помощью   мимики      выражать   эмоциональное состояние: гнев, радость, удивление, огорчение, испуг;

-  развивать    навыки эмоционального общения детей ОВЗ друг с другом и взрослыми;

-    учить   речевым   и неречевым   средствам   общения   -   мимика,   жест пантомимика;

- формировать основы нравственного поведения;

- обучать импровизации сцен, мизансцен;

-  развивать мелкую моторику пальцев рук при использовании пальчиковых игрушек, игрушек - рукавичек, кукол би-ба-бо, кукол - марионеток.

Вторым важным моментом на наших занятиях является режиссерская работа. Ребенок осваивает азы режиссерской композиции,   учится подчинять мелочи сверхзадаче.

Грамотно продуманный курс актерского и режиссерского мастерства основан именно на сущности образовательного процесса, дети естественным образом используют все ресурсы своего организма. Работая над ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровень. Реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение, в результате дошкольник начинает ощущать себя творцом.

Поэтому, начиная работать с детьми с ОВЗ по развитию творческих способностей через театрально - художественную деятельность, я поставила перед собой цель: воспитать у детей устойчивый интерес в театрально-игровой деятельности, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, культуру речевого общения, прививать желание играть с театральными куклами разных систем, драматизировать.

Начиная работу с детьми старшей группы, вначале для совместных игр я беру более простые игры и сюжеты, затем они усложняются. Но главное, идет усложнение ролевого поведения детей в игре, оно становится более продолжительным, осознанным, выразительным. Дети учатся сознательно пользоваться атрибутами, уделяют достаточное время для их обдумывания и создания. Я, оставаясь на субъектной позиции, отслеживаю количество и качество проигрываемых ролей ребенком, поощряя каждое выступление в роли, создавая ситуацию успеха для каждого ребенка. Привлекаю к игре детей, которые пассивны в игровой ситуации, используя малейшее желание и стремление к общему действию.

Прежде чем учить ребенка драматизировать, знакомлю с произведением, сюжетной линией, затем дети учатся рассказывать по ролям, вместе мы подбираем нужные интонации и мимику. Использую такие мимические упражнения, как: «Я смеюсь», «Я веселый», «Я грустный», «Я обиделся» и т.д.

Для   четкого   произношения   слов   и   звуков   заучиваем    скороговорки, поговорки, считалки.

Сначала дети учатся произносить слова медленно и четко, затем четко и быстро. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи. Предлагая роль, особенно диалог персонажей, перед ребенком ставлю задача - четко, ясно и понятно изъясняться. Такая систематическая работа с детьми с ОВЗ с использованием приемов театральной деятельности заметно улучшает их диалогическую речь, грамматический строй, обогащает их словарь.

Участвуя в театрализованных играх, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут жизнью героя, воспринимают окружающий мир через образ, краски, звуки.

Играя роль, ребенок способен рефлексировать: понять и оценить поступки героев, осудить отрицательные, оценить собственные действия и действия других детей.

В результате моей совместной работы по театральной деятельности с музыкальным руководителем, учителем - дефектологом, психологом, инструктором по физкультуре, наметились положительные сдвиги в поведении и общении детей. Они стали более контактными, раскованными, общительными; уверенно отвечают на вопросы педагога; научились правильно выражать свои чувства, мысли; улучшилась эмоционально – волевая сфера, пластическая выразительность, координация движений, чувство ритма, воображение, способность к перевоплощению; приобрели бесценный опыт в общении.

Приобщаясь к великому чуду театра, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким, важным и удивительным

Я считаю, что театральная деятельность является хорошим «курсом актерского мастерства» для воспитания у детей ОВЗ строгой, внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит владеть собой, своими мыслями, чувствами, телом, настроением.

Практическая значимость работы отмечается в том, что дети становятся более эмоциональными, приобретают уверенность в своих движениях и поступках.

Соответственно, организация такой деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности,  что помогает детям с ОВЗ достигнуть лучшей результативности в обучении в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

Развитие коммуникативных способностей у детей раннего возраста через игру

Статья по теме "Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста через игру"....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру».

Консультация для воспитателейТема: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру». Воспитатель  Стеклярова И.А.Воспитатель в группе - главный чел...

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру»...

План по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».

План по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру».Воспитатель – Тетюцкая Илюза ЛиеровнаОбразование: высшееТема са...