Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания
методическая разработка на тему

Юрковец Елена Сергеевна

Виды информации. Позиция коммуникационного процесса. Барьеры общения. Игры на улучшение общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_kak_obmen_informatsiey.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая группа: Методы профилактики эмоционального выгорания у педагогов

Занятие № 1

Тема: Общение как обмен информацией

Цель: Познакомить с особенностями общения

Задачи:

  1. Раскрыть виды информации;
  2. Обозначить позиции коммуникационного процесса;
  3. Познакомить с барьерами общения;
  4. Проиграть игры направленные на улучшения общения друг с другом;
  5. Формировать умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.

Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Выбирая человека для общения, неосознанно ищем удовлетворения своей естественной потребности в информации. Особенно значим тот, кто слушает. Его роль в возникновении информативности не менее важна, чем роль того, кто говорит, хотя, конечно, внешне представляется более пассивной. Процесс коммуникации и обмен информацией – это одно и тоже. В ходе общения информация претерпевает различные изменения: она формируется, уточняется, развивается. Каждый собеседник стремится «завоевать» внимание, проявить активность, повлиять на другого. Информация может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Для того чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны понимать друг друга, говорить на одном языке. Однако нередко бывает, что, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. В результате процесс коммуникации значительно усложняется. Человек, передающий информацию, называется коммуникатор, тот, кто принимают информацию – реципиент. Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникационного процесса:

  • Открытую – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой позиции;
  • Отстраненную -  коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не заявляя открыто своих предпочтений;
  • Закрытую – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегая иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Основная цель обмена информацией – выработка единой точки зрения между общающимися, установление согласия по поводу ситуаций или проблем. Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие – то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативных барьерах.  Коммуникативные барьеры бывают трех типов: барьеры понимания, барьеры социально – культурного различия и барьеры отношения.

Барьеры понимания  могут  возникнуть из – за быстрой или невнятной речи, из – за различного значения слов, из – за несоответствия стиля речи и ситуации общения.

Барьеры социально – культурного различия могут возникнуть из – за определенного отношения к конкретному человеку или национальности.

Барьеры отношения возникают в случае неправильного негативного отношения друг к другу у собеседников.

Сейчас я предлагаю вам определить уровень вашего общения и определить что вам ближе командовать или  подчиняться (см. приложение).

Практическое задание:

Упражнение 1: Злой лев

Ведущий объясняет: Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздастся самое громкое рычание». «А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы…

И это – львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев». После этого пусть все построятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы – паровоз. Начинайте медленно двигаться по периметру комнаты с пыхтение и свистом. Обойдя комнату один раз, встаньте в конец «состава», а место «паровоза» займет стоявший за вами.

Упражнение 2: Мысль одна, а слов много

Ведущий предлагает участникам несложную фразу: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

18. 10. 2016 г.                                                                       Педагог – психолог: Юрковец Е. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Цель:   отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние....

Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Давайте чаще улыбаться!»

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения,...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Занятие содержит упражнения для педагогов для снятия эмоционального напряжения. Проводится педагогом-психологом....

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии «Я и моя профессия»

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии «Я и моя профессия»Цель:- определение профессиональных трудностей, требующих коррекции.- нейтрализация эмоциональног...

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания "Долой плохое настроение: тоска печаль и возмущение!"

занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания с элементами тренинга...

Практическое занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Давайте чаще улыбаться!»

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизтческого напряжения,...