Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии «Я и моя профессия»
план-конспект занятия на тему

Кунафеева Галина Юрьевна

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии «Я и моя профессия»

Цель:

- определение профессиональных трудностей, требующих коррекции.

- нейтрализация эмоционального напряжения.

-  укрепление стремления достичь внутренней уравновешенности.

Материалы: ватман, маркеры, листы белой бумаги с изображением круга, ручки, спектро-карты.

Ход занятия

Приветствие «Уровень счастья».

Инструкция: после приветствия ведущий просит педагогов подумать и по очереди рассказать, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент (солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир …). Ведущий обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он на половину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и чувствую себя обманутым».

Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда на половину пусты.

Упражнение «Пять минут».

Инструкция: представьте, что вы идете к автобусной остановке и видите, что подъезжает нужный вам автобус. Что вы будете делать? Скажите себе, что не станете торопиться, ведь вскоре подойдет другой, или резко побежите за автобусом, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам все-таки удастся догнать автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пассажирами… или пять минут у вас в запасе. Что вы будете делать в течении этого времени, которое вам удалось сэкономить, затратив определенные усилия.

Затем ведущий предлагает провести групповое обсуждение.

(Информация для ведущего. В ходе группового обсуждения часто выясняется, что педагоги находятся в постоянном стремлении сэкономить каждую минутку, даже тогда, кода в этом нет необходимости. Многие действительно не способны представить, что можно сделать в течении пяти минут, и приходят к выводу о бесполезности «стресса торопливости» и его вредном влиянии на самочувствии).

Упражнение «Круг неуверенности» (с использованием спектрокарт).

Инструкция 1: Выберите, какая карта могла бы отражать все самое неприятное, что есть в вашей работе для вас (проводится обсуждение ассоциаций по кругу).

Инструкция 2: Участникам тренинга предлагается назвать те проблемы, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной деятельности. На доске составляется общий список, из которого далее предлагается выбрать 6 наиболее актуальных для всех.

Участникам предлагается сделать один общий круг (каждый также получает возможность построить свой круг на отдельном листе бумаги) и делить его на сектора, в которых они обрисовывают выбранные проблемы из общего списка. Центр круга  - «0» обозначает невыраженность этого качества, а точка пересечения  с окружностью – яркая выраженность (100%). Затем каждый участник отмечает на каждом луче степень выраженность каждой проблемы у себя. Полученные точки соединяются между собой. Полученная фигура и будет определять область «неуверенности».

Создав этот круг, мы видим и степень своей компетентности в профессиональной жизни, и понимаем, что все наши «плюсы» и «минусы» в работе зависят не только от навыков и умений, которые мы приобретаем в профессии, но и от наших личностных и индивидуальных особенностей. Этот круг позволяет увидеть и перспективы роста.

Инструкция 3: Выберите те карты, которые отражают то, что помогает вам преодолевать негативные стороны вашей деятельности, то что дает вам силы идти дальше.

Проводится обсуждение полученных результатов.

Упражнение «Избавление от самокритики».

Перед выполнением упражнения ведущий говорит:

- Есть люди, которые постоянно анализируют свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ответить так-то и так-то. Что я натворил?) Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к еще большему «самобичеванию». Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого «мученика самокритики». Спастись от этого необходимо и возможно.

Небезупречный горшок.

У одного человека в Индии, носившего воду было два больших горшка, висевших на конце шеста, который он клал на плечи. В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце длинной прогулки от источника до дома учителя.  Треснувший же горшок доносил только половину. В течение двух лет это продолжалось ежедневно: водонос доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен. После того, как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с водоносчиком возле источника:
- Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.

- Почему? Чего ты стыдишься?

- В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моем боку позволяет воде просачиваться в течение всего пути назад к дому твоего учителя. Из-за моих недостатков и твоя работа выполнялась недостаточно хорошо, - удрученно сказал горшок. Переносчик воды почувствовал жалость к старому треснувшему горшку и, будучи сострадательным, он сказал:

- Поскольку мы возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты любовался на красивые цветы по пути к нему.  Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути и это успокоило его немного.
Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилось половина его воды, и поэтому он снова начал извиняться перед водоносом из-за своей несостоятельности. 

Тут водонос сказал горошку: - Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка?  Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке, и я использовал его во благо.  Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог украшать этими цветами дом учителя. Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме!

Инструкция: воспользуйтесь следующим приемом. Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств (например: я - хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю). Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начнет мучать самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

Упражнение «Передышка».

Инструкция: сядьте поудобнее. Закройте глаза. Две-три минуты дышите спокойно и глубоко. Постарайтесь ни о чем не думать. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Представьте: когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, в вашу жизнь приходят спокойствие, радость, любовь.

Прощание.

Участники прощаются и благодарят друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии «Я и моя профессия»

Цель: 

- определение профессиональных трудностей, требующих коррекции.

- нейтрализация эмоционального напряжения.

-  укрепление стремления достичь внутренней уравновешенности.

Материалы: ватман, маркеры, листы белой бумаги с изображением круга, ручки, спектро-карты.

Ход занятия

Приветствие «Уровень счастья».

Инструкция: после приветствия ведущий просит педагогов подумать и по очереди рассказать, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент (солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир …). Ведущий обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он на половину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и чувствую себя обманутым».

Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда на половину пусты.

Упражнение «Пять минут».

Инструкция: представьте, что вы идете к автобусной остановке и видите, что подъезжает нужный вам автобус. Что вы будете делать? Скажите себе, что не станете торопиться, ведь вскоре подойдет другой, или резко побежите за автобусом, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам все-таки удастся догнать автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пассажирами… или пять минут у вас в запасе. Что вы будете делать в течении этого времени, которое вам удалось сэкономить, затратив определенные усилия.

Затем ведущий предлагает провести групповое обсуждение.

(Информация для ведущего. В ходе группового обсуждения часто выясняется, что педагоги находятся в постоянном стремлении сэкономить каждую минутку, даже тогда, кода в этом нет необходимости. Многие действительно не способны представить, что можно сделать в течении пяти минут, и приходят к выводу о бесполезности «стресса торопливости» и его вредном влиянии на самочувствии).

Упражнение «Круг неуверенности» (с использованием спектрокарт).

Инструкция 1: Выберите, какая карта могла бы отражать все самое неприятное, что есть в вашей работе для вас (проводится обсуждение ассоциаций по кругу).

Инструкция 2: Участникам тренинга предлагается назвать те проблемы, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной деятельности. На доске составляется общий список, из которого далее предлагается выбрать 6 наиболее актуальных для всех.

Участникам предлагается сделать один общий круг (каждый также получает возможность построить свой круг на отдельном листе бумаги) и делить его на сектора, в которых они обрисовывают выбранные проблемы из общего списка. Центр круга  - «0» обозначает невыраженность этого качества, а точка пересечения  с окружностью – яркая выраженность (100%). Затем каждый участник отмечает на каждом луче степень выраженность каждой проблемы у себя. Полученные точки соединяются между собой. Полученная фигура и будет определять область «неуверенности».

Создав этот круг, мы видим и степень своей компетентности в профессиональной жизни, и понимаем, что все наши «плюсы» и «минусы» в работе зависят не только от навыков и умений, которые мы приобретаем в профессии, но и от наших личностных и индивидуальных особенностей. Этот круг позволяет увидеть и перспективы роста.

Инструкция 3: Выберите те карты, которые отражают то, что помогает вам преодолевать негативные стороны вашей деятельности, то что дает вам силы идти дальше.

Проводится обсуждение полученных результатов.

Упражнение «Избавление от самокритики».

Перед выполнением упражнения ведущий говорит:

- Есть люди, которые постоянно анализируют свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ответить так-то и так-то. Что я натворил?) Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к еще большему «самобичеванию». Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого «мученика самокритики». Спастись от этого необходимо и возможно.

Небезупречный горшок.

У одного человека в Индии, носившего воду было два больших горшка, висевших на конце шеста, который он клал на плечи. В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце длинной прогулки от источника до дома учителя.  Треснувший же горшок доносил только половину. В течение двух лет это продолжалось ежедневно: водонос доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен. После того, как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с водоносчиком возле источника:
- Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.

- Почему? Чего ты стыдишься?

- В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моем боку позволяет воде просачиваться в течение всего пути назад к дому твоего учителя. Из-за моих недостатков и твоя работа выполнялась недостаточно хорошо, - удрученно сказал горшок. Переносчик воды почувствовал жалость к старому треснувшему горшку и, будучи сострадательным, он сказал:

- Поскольку мы возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты любовался на красивые цветы по пути к нему.  Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути и это успокоило его немного.
Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилось половина его воды, и поэтому он снова начал извиняться перед водоносом из-за своей несостоятельности.  

Тут водонос сказал горошку: - Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка?  Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке, и я использовал его во благо.  Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог украшать этими цветами дом учителя. Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме!

Инструкция: воспользуйтесь следующим приемом. Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств (например: я - хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю). Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начнет мучать самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

Упражнение «Передышка».

Инструкция: сядьте поудобнее. Закройте глаза. Две-три минуты дышите спокойно и глубоко. Постарайтесь ни о чем не думать. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Представьте: когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, в вашу жизнь приходят спокойствие, радость, любовь.

Прощание.

Участники прощаются и благодарят друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Цель:   отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние....

Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Давайте чаще улыбаться!»

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения,...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Занятие содержит упражнения для педагогов для снятия эмоционального напряжения. Проводится педагогом-психологом....

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания "Долой плохое настроение: тоска печаль и возмущение!"

занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания с элементами тренинга...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания

Виды информации. Позиция коммуникационного процесса. Барьеры общения. Игры на улучшение общения....