Экологическое воспитание дошкольников в семье.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Малахова Ирина Александровна

Осуществление экологического образования дошкольников в ДОУ будет более эффективным, если оно будет иметь продолжения в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_14_g.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №1847»

Тема самообразования

Экологическое воспитание дошкольников в семье.

Выполнила воспитатель:

Малахова Ирина Александровна

Москва, 2014 г.

Экологическое воспитание дошкольников в семье.

"Не то, что мните вы природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф. И. Тютчев.

Осуществление экологического образования дошкольников в ДОУ будет более эффективным, если оно будет иметь продолжения в семье.

Семья - это своеобразный микроколлектив, который играет определенную роль в воспитании личности. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно- дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни.

Семейное воспитание представляет собой одну из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающее целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи. Необходимо отметить и такую особенность семейного воспитания, как регулирование разнообразных отношений ребенка с окружающим миром. Нередко родители выступают своеобразным «буфером», смягчая внешние требования и подстраховывая возможные отклонения от нормы, снимая стрессы, полученные ребенком в других сферах жизни.

Представляя собой малую социальную группу структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к общественной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания.

1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему

дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый., самый умный». Домашнее тепло - одно из условий счастливого детства.

  1. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в испачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобрительной реакции мамы, настраивается на ту деятельность, которая потребуется для «успокоения» мамы («Попрошу прощение, поцелую, возьму щетку и почищу куртку»),
  2. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необходимость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина. Уже у ребенка 1,5-2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать дедушке газету, поставить скамеечку для ног перед креслом бабушки. С 3-4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке.

В качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами, ученые подчеркивают глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям.

В семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Таким образом; экологическое воспитание в семье имеет особо важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе.

В нашей группе решение проблемы экологического воспитания осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:

  • воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;
  • развитие экологического сознания, экологической культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т.д. Семейная жизнь, работа родителей, их гражданское лицо, их поведение формируют первые ростки детского отношения к природе и человеку. Воспитание детей в семье идет посредством авторства родителей. Собственное поведение родителей и влияние их на детей - «самая решающая вещь». «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или показываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Воспитываете детей своим подлинным авторством» (А.С. Макаренко).

Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой.

В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания.

Педагогические исследования показывают, что дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребенка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Необходимо познакомить, детей с правилами поведения на природе с учетом ее сохранения и защиты (помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни). Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.

Для развития творческого воображения родителям важно замечать и поддерживать всякое творческое начинание ребенка.

Семья призвана заложить у ребенка отношение к природе как источнику уникальных материальных и духовных ценностей. Наша задача - грамотно выстроить работу с родителями по экологическому воспитанию в семье. Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов. Дошкольный возраст - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования.

Экологическое просвещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

В экологическом воспитании родители должны умело использовать русскую и мировую литературу. В ней есть прекрасные произведения, в которых с глубокой любовью изображены разные животные. После прочитанных книг и бесед с родителями дошкольники пристальнее и внимательнее вглядываются в жизнь природы и убеждаются в том, что человек должен быть чутким и сердечным участником того великого, что непрерывно совершенствуется в живой природе.

Работа с родителями в нашей группе постепенный и непрерывный процесс, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично

значимой для них. Большое внимание мы уделяем совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на

я

окружающий мир.

Маршруты выходного дня могут выступать как средство взаимодействия с семьей в приобщение дошкольников к природе родного края. Такой поход в природу: на дачу, к реке, за город способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять мир ребенка.

Кроме маршрутов выходного дня мы предлагаем родителям буклеты с опытно-экспериментальной деятельностью, в которой содержатся описание опытов, которые взрослые могут проводить совместно с детьми в домашних условиях.

Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет кругозор детей, приучает их к бережному природопользованию.

В феврале-марте месяце мы объявим конкурс "Урожай!". Родители с помощью детей должны посадить рассаду, ухаживать за ней в течение лета и к сентябрю принести на ярмарку выращенные овощи. Всю проводимую работу фиксировать в летнем дневнике наблюдений "Урожай". В начале года мы и родители организуют ярмарку "Урожай!", где будут представлены овощи, выращенные родителями и детьми за летний период.

В весенне-летний период совместно с родителями можно организовать трудовой десант, который проводил бы работу по следующим направлениям: "Зеленая аптека" (сбор лекарственных трав), "Посади дерево"(посадка зеленых насаждений в жилом микрорайоне),"Санитарный день"(участие в уборке мусора на берегах реки, лесополосы),"Наш огород"(работа на приусадебных участках, дачах). Итоги данной работы фиксировать в альбоме "Зеленый патруль".

В течение года родители могут принимать активное участие в природоохранительных акциях, помогать детям в подготовке мероприятий

экологической направленности.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Г.А. Ягодин неоднократно подчеркивал, что работ, с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Одной из первостепенных задач автор считает привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Семья помогает правильно воспринимать окружающую нас природу. Родители помогают ребенку понять окружающую природу, делают её интересной и привлекательной для ребенка. Ребенку следует полюбить все, что его окружает, с чем связано его чувственное познание, так как его интеллектуальный и эмоциональный рост тесно связаны.

Мы - воспитатели помогаем родителям стимулировать у детей развития сенсорного восприятия их непосредственного окружения, с целью открыть им уникальность, красоту, чудесного мира природы. Возвысить душу, достигнуть этого совершенного состояния интеллектуальной любви — вот цель истинного педагогического воздействия на ребенка.

Итак, воспитывать в человеке любовь к природе с первых лет жизни - одна из самых важных задач семьи. Ведь это формирование человеческого характера.

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

"...Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только ... исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Консультация для родителей по подбору художественной литературы для грамотного экологического воспитания....

Консультации для родителей "Экологическое воспитание дошкольников в семье"

Консультации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников (по материалам книги С.Н. Николаевой "Комплексные занятия по экологии")...

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

Давайте посмотрим с точки зрения отношения  ребенка к природным объектам, что получается, если      ребенок может разгонять птиц и ему  это доставляет удовольствие.В...

Консультация для родителей на тему: «Роль экологического воспитания дошкольников в семье. Семейный досуг с ребенком на природе»

В настоящее время очень важно научить ребенка учиться, но и отдыхать. Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже само...

Консультация " Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье."

Рассказать родителям какую роль играет художественная литература в экологическом воспитании детей....