Консультация для воспитателей. Тема: «Педагогическое сопровождение сюжетными играми детей 5 года жизни"
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Храмцова Оксана Александровна

 В словаре русского языка «сопровождать» означает идти, ехать вместе в качестве спутника или провожатого. Согласно словарю С.И.Ожегова понятие «сопровождение» происходит от слова «сопровождать», которое обозначает: следовать вместе с кем-нибудь, находиться рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь, производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь, служить приложением, дополнением к чему-нибудь. В соответствии с этим - сопровождение ребенка – это движение вместе с ним, рядом с ним.

Педагогическое сопровождение

 

 Процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.    Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_igry.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Педагогика игры». Тема: «Педагогическое сопровождение сюжетными играми детей 5 года жизни». Консультация для воспитателей. Подготовила воспитатель Храмцова Оксана Александровна 2014 год

Слайд 2

В словаре русского языка «сопровождать» означает идти, ехать вместе в качестве спутника или провожатого. Согласно словарю С.И.Ожегова понятие «сопровождение» происходит от слова «сопровождать», которое обозначает: следовать вместе с кем-нибудь, находиться рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь, производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь, служить приложением, дополнением к чему-нибудь. В соответствии с этим - сопровождение ребенка – это движение вместе с ним, рядом с ним.

Слайд 3

Педагогическое сопровождение П роцесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам. Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Слайд 4

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя: Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и ее результат. Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей. Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре(партнер-координатор-наблюдатель). Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников. Ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие. Создание современной предметно-игровой среды.

Слайд 5

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает: организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр; организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания; создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Слайд 6

Этапы педагогической технологии I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

Слайд 7

II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»): определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования; совместная игровая деятельность воспитателя и детей. III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

Слайд 8

Е.В. Зворыгина указывает на то, что ценность игры для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания ребенка состоит не только в получении, закреплении и расширении знаний об окружающем, а в том, что в игре происходит совершенствование воображаемой ситуации с постепенным переходом от предметной игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от индивидуальных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности детей.

Слайд 9

Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин отметили следующую особенность детской игры: основой сюжетной – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Она заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и осуществляет ее в создаваемой самим игровой обстановке. Для мнимой ситуации также характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия в принятой ребенком роли взрослого.

Слайд 10

Е.А. Аркин указывает на пять основных линий развития игры : 1) от малолюдных группировок к все более многолюдным; 2)от неустойчивых группировок к все более устойчивым; 3) от бессюжетных игр к сюжетным; 4) от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающему сюжету; 5) от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни.

Слайд 11

Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного детства. Первый уровень. Центральным содержанием игры являются преимущественно предметные действия. Фактически роли в игре есть, но они не определяют действия, а сами вытекают из характера производимых ребенком действий. Нет предварительного планирования игры. Действия однообразны и обнаруживают тенденцию к многократному повторению, их логика легко нарушается. Сложная последовательность действий, составляющих ролевое поведение, ребенком в игре не воспроизводится. Второй уровень. Основным содержанием игры по-прежнему остаются предметные действия. На передний план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Логика действий определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется диапазон видов игровых действий. Возможности замещения ограничены. Игровое переименование предметов нестойкое, новое значение предметов-заместителей быстро теряется.

Слайд 12

Третий уровень . Основным содержанием игры является выполнение ребенком роли и связанных с нею действий. Возникает предварительное планирование игровой деятельности. Роли ясные, четкие, определяются детьми до начала игры и обуславливают логику и характер действий. Возникает специфическая ролевая речь, отражающая отношения между персонажами; расширяются возможности замещения: новое игровое значение предмета достаточно устойчиво. Правило в явной, открытой форме не представлено, но фактически регулирует выполнение ролей и актуализируется при нарушении логики игровых действий.

Слайд 13

Четвертый уровень. Центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Осуществляется предварительное планирование: формулируется замысел игры, распределяются роли и игровые предметы, иногда определяются правила игры. Роли ясные и четкие, их выполнение регулируется правилом. Речь выразительна, развернута и носит явно ролевой характер. Ребенок вычленяет из реальной жизни правила и демонстрирует подчинение им в игре. Широко используются замещения.

Слайд 14

Е.Н. Зворыгина, Н.Ф. Комарова отмечают, что в данном возрасте дети учатся решать игровые задачи коллективно, сообща согласовывать свои замыслы, при этом их ставят перед необходимостью произвольно выполнять правила. В сюжетно-ролевых играх дети практически овладевают основами культуры отношений между людьми. Ролевые отношения могут быть содержанием как коллективной, так и индивидуальной (режиссерской) игры. Особенности детей пятого года жизни. Пятый год жизни – период интенсивного становления самостоятельности дошкольников в доступных им формах деятельности, в том числе и в игровой.

Слайд 15

Особенности сюжетно-ролевой игры детей 5 лет. На пятом году жизни особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится ведущей формой игровой деятельности и обуславливает значительные изменения в психике ребенка. Именно в сюжетно-ролевой игре, основным содержанием которой является творческое воспроизведение (моделирование) взаимодействий и взаимоотношений людей, создаются благоприятные условия для развития мышления, речи .

Слайд 16

Режиссерские игры . У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи, возрастает их число, отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица.

Слайд 17

Условия для создания сюжетно-ролевой игры 1.Подвести детей к самостоятельному и творческому применению обогащенного реального и игрового опыта помогают игровые проблемные ситуации. Ситуации могут быть созданы как путем изменения игровой среды, так и путем общения с детьми по содержанию их игры. 2. Подлинно самостоятельная игра возникает тогда, когда педагог усложняет предметно-игровую среду. В средней группе наряду с игрушками дети используют предметы-заместители, включают в игру воображаемые предметы, проявляя выдумку. Детям этого возраста крайне необходимы крупные игрушки и такое комплектование игрового материала, которое способствовало бы объединению для совместных игр.

Слайд 18

3.Дети пятого года жизни используют в своих играх разные способы: и те, которые были усвоены в предыдущих группах ( игровые действия с игрушками, с предметами-заместителями, замена некоторых игровых действий словом), и новые способы ( роль, обозначенная словом, ролевое взаимодействие, ролевая беседа). Воспитатель совершенствует эти способы ,общаясь с детьми по ходу их игр.

Слайд 19

Этапы построения игры Н.Я. Михайленко и Н.Ф. Короткова указывают на то, что начинать работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. На первой этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, а взрослый при развитии сюжета последовательно меняет свои роли. Если у ребенка по ходу игры возникают собственные предложения, необходимо их принять и включить в общую схему сюжета. Играя с ребенком, педагог использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. На втором этапе воспитатель учит детей менять первоначально взятую роль в ходе развертывания игры. Взрослый берет себе основную роль, а ребенку предлагает дополнительную. В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей. Вовлечение детей в игру осуществляется только по желанию детей.

Слайд 20

На что нужно обратить внимание современному педагогу? Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре. Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.

Слайд 21

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей. Педагоги привыкли к тому ,что детей нужно все время воспитывать и развивать. А вот играя с детьми, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется «элемент воспитания», позиция педагога сразу перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей». Естественность игры при этом нарушается. Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.

Слайд 22

Игровая позиция воспитателя ярко выраженный интерес педагога к играм детей; рефлексия, как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности; инфантилизация (способность на время превратится в ребенка) , как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; эмпатия , как способность чувствовать игровые состояния других людей; креативность ,как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Слайд 23

Задачи педагогического взаимодействия - Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры; развитие эмоционального отношения к людям - Создание банка идей - Создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей - Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей (в микрогруппах ) - Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей

Слайд 24

Заключение. Значение сюжетных игр заключается в том, что они влияют на развитие всех психических процессов, в том числе на творческое воображение и мышление, благодаря игре происходят преобразования интеллектуальной сферы ребенка, кроме того игра является носителем социального опыта дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны. Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей .

Слайд 25

Литература Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968. Воспитание детей в семье / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик . – М., 1983. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой . – М., 1989. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей. – М., 2000. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. – 1976. - №5.

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста.

В теории и методике дошкольного образования накоплен достаточный опыт руководства сюжетно-ролевыми играми, но многие аспекты остаются недостаточно изученными. Проблема организации сюжетных игр, ...

Консультация для воспитателей "Дошкольник в мире сюжетной игры"

Представленный материал содержит анализ сюжетно- ролевой игры дошкольника, здесь раскрываются причины изменения тематики игр, их содержания, подведены итоги о значимости сюжетно- ролевых игр для педаг...

Презентация к консультации для воспитателей: "Дошкольник в мире сюжетной игры"

Презентация выполненна для сопровождения консультации "Дошкольник в мире сюжетной игры", для более полного восприятия материала....

Консультация для воспитателей Тема: «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада»

Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Главными воспитателями своих детей ...

Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста

Для активной , самостоятельной и творческой игровой деятельности детей необходимо решить следующие задачиВнесение изменений через знакомый сказочный сюжет(новая роль, действия, события).Обогащение сод...

Консультация для педагогов. Тема "Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевых игр детей 5- 7 лет"

Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы эт...

Доклад на педсовете. Тема "Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры" 30.01.2017

Материал содержит рекомендации по содействию детям в процессе сюжетно ролевых игр. Акцент делается на отказе от руководства педагогом процессом сюжетно-ролевой игры и переходе к педагогическому взаимо...