Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Бичахчян Анаит Левоновна

Для активной , самостоятельной и творческой игровой деятельности детей необходимо решить следующие задачи

  • Внесение изменений через знакомый сказочный сюжет(новая роль, действия, события).
  • Обогащение содержания сюжетных игр, активизация воображения на основе сюжетов сказок и мультфильмов
  • Передача действия, отношения, характера и настроения персонажа(любящая мама, капризная дочка…)
  • Установление договоренности о  развитии сюжета и выборе ролей.
  • Самостоятельное изготовление игрушек-самоделок и предметов заместителей.
  • Развитие умения сотрудничать со сверстниками.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста Подготовила: Бичахчян Анаит Левоновна г.Москва 2015г.

Слайд 2

В старшем возрасте ролевая игра остается по прежнему ведущим видом деятельности ребенка. Но прежнему опыту добавляется Игровые предпочтения Любимые и привычные темы игр Игра становится интерактивной деятельностью В игре важен не только процесс но и результат

Слайд 3

Для активной , самостоятельной и творческой игровой деятельности детей необходимо решить следующие задачи : Обогащение содержания сюжетных игр, активизация воображения на основе сюжетов сказок и мультфильмов. Внесение изменений через знакомый сказочный сюжет(новая роль, действия, события). Передача действия, отношения, характера и настроения персонажа(любящая мама, капризная дочка…) Установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей. Самостоятельное изготовление игрушек-самоделок и предметов заместителей. Развитие умения сотрудничать со сверстниками.

Слайд 4

Педагогическая диагностика сюжетных игр Ведущим методом пед. диагностики является наблюдение . Результаты наблюдения фиксируются при помощи диагностической карты. Развитие освоения игровой деятельности протекает по трем уровням : Оптимальное развитие (2,5-3 балла) Достаточное развитие (2-2,5 балла) Недостаточное развитие(1,5-2балла )

Слайд 5

Педагогическое сопровождение сюжетной игры детей с разными уровнями развития (создание условий)

Слайд 6

Этапы педагогической технологии

Слайд 7

Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно- ролевой игре Организация сюжетно- ролевой игры(игра в подготовку в игру) Задачи педагогического взаимодействия Содержание педагогического взаимодействия Обогащения содержания игры ; развитие эмоционального отношения к людям Чтение худ. и познавательной литературы. Беседы, наблюдения. Создание банк идей для организации игры Придумывание ситуаций взаимодействий между людьми. Фиксирование придуманных ситуаций Создание предметно- игровой среды в соответствии банком идей Коллекционирование, сотворчество воспитателя и детей. Организация совместной игры воспитателя и детей Педагогическая поддержка детей на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций Организация самостоятельной игры детей Воспитатель оказывает пед. поддержку только когда возникают конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу

Слайд 8

Примерное содержание ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с детьми Игровая тема «Книжный магазин»(«Дом книги», «Буквоед») «Выставка- продажа детской книги»-продавец рассказывает маленьким читателям про детские книги, читатели выбирают книги, рассматривают, задают вопросы.

Слайд 9

«Выставка детских рисунков о любимых сказках»-создание рисунков, оформление и презентация выставки. «Презентация аудиокниг»-сочинение и запись рекламных роликов по аудиокнигам, рисование обложек для аудиокниг, презентация аудиокниг.

Слайд 10

«Продажа открыток к празднику»- создание коллекций праздничных открыток, ситуация покупки праздничной открытки для разных персонажей(«Какая открытка порадует бабушку?») «Литературное кафе»-организация кафе в книжном магазине, обсуждение в нем любимых книг.

Слайд 11

Педагогические технологии организации игры-фантазирования Основой игры-фантазирования является литературный опыт детей(опыт слушания сказок, приключенческих историй) В ходе игры развивается воображение Приписываются известному персонажу сказки новые характеристики, необычные черты характера Придумываются волшебные предметы на основе известных Сочиняются истории по заданным персонажам и предметам В игре-фантазировании ценным является как процесс так и результат фантазирования- придуманный рассказ-сюжет.

Слайд 12

Построение игры- фантазирования может осуществляться с опорой на схему классической волшебной сказки В.Проппа, которая состоит из следующих блоков : Первоначальная потеря, беда Отсылка героя за недостающим объектом, предворительное испытание героя Получение героем волшебного средства от дарителя Основное испытание героя Ликвидация первоначальной беды Награда героя

Слайд 13

Пример организации игры –фантазирования «Наши приключения» Задачи работы : Закрепление у детей правил участия в игре- фантазировании Дальнейшее развитие у детей умения создавать яркие игровые образы, наделять их яркой эмоциональной жизнью Развитие умений описывать и изображать игрового персонажа средствами вербальной и невербальной выразительности( мимикой, позой) Развитие у детей умения отбирать из опыта и комбинировать события, выстраивать игровые события Развитие способности согласования замысла с партнером по игре, соблюдение правил очередности придумывания игровых событий

Слайд 14

I этап Чтение народных и авторских сказок : «Чипполино», «Бременские музыканты», «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик», «Елена Премудрая», «Сивка- бурка».

Слайд 15

II этап Игры-этюды на развитие воображения: «Что случилось»(угадывание эмоций по картинкам), «Герои сказок оживают»(угадывание персонажей из сказок)

Слайд 16

III этап «Фантастические страны», «Волшебная картина»(рассматривание иллюстраций волшебных стран, с поэтапным изображением на ватмане).

Слайд 17

Педагогическая технология организации режиссерских игр

Слайд 18

Создание развивающей предметно- игровой среды

Слайд 19

Создание условий для самостоятельной инициативной творческой игровой деятельности детей 5-7 лет Самостоятельно возникшие игры в детской субкультуре нередко несут в себе недетское содержание, элементы агрессии. Важно! Формировать у детей оценочное отношение к героям и мягко переключить их от агрессивной игры к другой деятельности.

Слайд 20

Список использованной литературы: Н. Я. Михайленко, Н.А.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду» О.В.Солнцева «Дошкольник в мире игры» Интернет-источник http://festival.1september.ru/articles/582897/000.doc


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обзор изменений Федеральной образовательной программы Подготовила: воспитатель Бичахчян Анаит Левоновна ГБОУ Вешняковская школа

Слайд 2

Документ рассчитан на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп : с рождения до года (младенческий период); от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период); от 3 до 7 лет (дошкольный период ). Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)

Слайд 3

Это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций: создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников; обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России; создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи; воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

Слайд 4

Ключевые изменения во ФГОС ДО Было п 1.7 ФГОС ДО является основой для разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования п 2.5 Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ п 2.6 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) Стало ФГОС ДО является основой для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и ФОП ДО Содержание ООП ДО должно обеспечивать физическое и психическое развитие ребенка в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания (далее – образовательные области)

Слайд 5

Ключевые изменения ФГОС ДО Было п 2.10 Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %. Стало Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60 % от общего объема Программы ; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Уточнено, что содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы

Слайд 6

Ключевые изменения ФГОС ДО Было Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; Стало Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях , федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

Слайд 7

Ключевые изменения ФГОС ДО Было В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе , она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу . Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта , в случае если она не соответствует одной из примерных программ. В краткой презентации Программы должны быть указаны: 2)используемые Примерные программы; Стало Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы. В краткой презентации Программы должны быть указаны: 2)ссылка на федеральную программу

Слайд 8

Ключевые изменения ФГОС ДО Было п 3.29 Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13… максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН Стало Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарным правилам и нормам СанПиН1.2.3685-21 … п . 4.6 включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте , а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования

Слайд 9

РЕЗЮМЕ Ведомство соотнесло основные положения, по которым ФГОС и ФОП ДО расходились, и скорректировало пункты о вариативных примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Теперь Стандарт основа для разработки ФОП дошкольного образования и образовательной программы детского сада. Содержание программы ДОО должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности, а не как раньше «развитие личности, мотивации и способностей детей». Образовательные области следует рассматривать как направления обучения и воспитания детей , а не развития и образования.

Слайд 10

РЕЗЮМЕ Обязательную часть своей программы согласно ФГОС ДО детские сады должны будут оформлять в виде ссылки на федеральную программу. Названия и количество образовательных областей не изменились, а содержание каждой из них в Стандарте теперь соответствует ФОП ДО. Так же авторы изменений дополнили виды детской деятельности , в которых педагоги могут реализовывать содержание образовательных областей в зависимости от возраста детей. Обновили ссылки на актуальные СанПиН1.2.3685-21 и СП2.4.3648-20, которым должен соответствовать максимально допустимый объем образовательной нагрузки. Вместо двух блоков целевых ориентиров для младенческого и раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования теперь Стандарт предусматривает три блока – целевые ориентиры для младенческого и раннего возраста обособили .

Слайд 11

Особенности структуры ФОП ДО В целевом разделе : Пояснительная записка: цель, задачи, принципы, подходы к формированию Программы Планируемые результаты реализации Программы Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Слайд 12

Особенности структуры ФОП ДО В содержательном разделе : Задачи и содержания образования (обучения и воспитания) по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; Вариативные формы , способы, методы и средства реализации Программы; Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; Способы и направления поддержки детской инициативы; Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; - Направления и задачи коррекционно-развивающей работы. - Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОО Федеральная рабочая программа воспитания.

Слайд 13

Особенности структуры ФОП ДО В организационном разделе : - Психолого-педагогические условия реализации Программы ; - Особенности организации РППС Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; -Кадровые условия реализации Программы; - Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах; Федеральный календарный план воспитательной.

Слайд 14

Структура ФОП

Слайд 15

Цель ФОП ДО Разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа исторических и национально-культурных традиций Ценности - жизнь , достоинство, права и свободы человека, патриотизм , гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России .

Слайд 16

Задачи ФОП ДО (новое) Обеспечить единые для России содержание дошкольного образования планируемые результаты освоения образовательной программы Приобщать детей в соответствии с возрастными особенностями к базовым ценностям российского народа, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; Выстраивать, структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Слайд 17

Задачи ФОП ДО (новое) Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования

Слайд 18

Планируемые результаты Характеристики возможных достижений ребенка даны детально В младенческом возрасте –к одному году; в раннем возрасте –к трем годам В дошкольном возрасте: к четырем годам, пяти годам, шести годам К концу дошкольного возраста –на этапе завершения освоения Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП как характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к моменту завершения ДО; Обозначенные в ФОП возможные достижения детей к определенному возрасту имеют условный характер , что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов ;

Слайд 19

Содержательный раздел . Содержание образовательных областей дополнено задачами воспитания, отражающими направленность на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд», «Познание», «Культура», «Красота», «Здоровье» Могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, за исключением тех, которые могут нанести вред здоровью детей Уточнены возможные формы организации образовательной деятельности по Программе в первой половине дня, на прогулке, во второй половине дня ;

Слайд 20

Содержательный раздел Представлены варианты организации совместной деятельности детей с педагогом и другими детьми , уточнены возможные варианты позиции педагога на основе его функции: обучает чему-то новому, равноправный партнер, направляет совместную деятельность детской группы, организует деятельность детей друг с другом, наблюдает самостоятельную деятельность детей. Важно признание приоритетности субъектной позиции ребенка в образовательном процессе. Развернуто представлена информация о занятии как организационной форме ,

Слайд 21

Организационный раздел. ФОП ДО не выдвигает жестких требований к организации РППС, и оставляет за ДОО право самостоятельно проектировать предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО и с учетом целей и принципов Программы, а также ряда требований Представлен развернутый примерный перечень худ. литературы, муз. и анимационных произведений . Примерный режим и распорядок дня опирается на действующие СанПиН, даны как четкие требования, обязательные для соблюдения, так и рамочные ориентиры для изменения режима и распорядка дня

Слайд 22

Организационный раздел. Блок посвященный материально техническому обеспечению Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, наполнен обобщенными требованиями(письмо Минпросвещения России « Рекомендации по формированию инфраструктуры ДОУ ….»от13.02.2023) В блоке «Федеральный календарный план воспитательной работы» дан перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, и уточнено , что план является единым для ДОО .

Слайд 23

Федеральная рабочая программа воспитания Входит в содержательный раздел ФОП как один из структурных компонентов Включает пояснительную записку и разделы: целевой , содержательный, организационный Содержит задачи воспитания по семи направлениям : патриотическое, духовно-нравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое Содержит задачи воспитания в образовательных областях Предусматривает целевые ориентиры воспитания к 3-м годам и на этапе завершения освоения программы

Слайд 24

Федеральный план образовательной работы План является ЕДИНЫМ для всех ДОО ДОО вправе наряду с планом проводить иные мероприятия Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей ФОП ДО , а так же возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей детей

Слайд 25

итог ФОП во многом дублирует ФГОС, по которым детские сады работали ранее. Из основных новшеств — расширенные нормативы и ориентиры возможных достижений детей к определенному возрасту в пяти областях: от познавательного до физического развития. Кроме того, норматив включает перечень рекомендуемой литературы, музыки, мультфильмов, а также основных государственных и народных праздников. Внедрение ФОП должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом.

Слайд 27

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022 http: //publication. pravo . gov.ru/Document/View/0001202012210122 http ://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....

Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста

Раскрываются условия  для выявления, поддержки и развития одарённых детей шестого и седьмого года жизни, обладающих высоким уровнем умственных способностей....

Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста.

В теории и методике дошкольного образования накоплен достаточный опыт руководства сюжетно-ролевыми играми, но многие аспекты остаются недостаточно изученными. Проблема организации сюжетных игр, ...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста

Семья очень чутко реагирует на нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности, что и привело к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений ...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до т...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Что означает само понятие «одаренность» - это системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одн...