Консультация для воспитателей «Детский сад-семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода»
консультация на тему

Леонтьева Анна Александровна
Все многообразие форм работы условно разделим на две большие подгруппы:
1) Работа с семьей внутри детского сада
2) Работа с семьей за пределами детского сада.
Всем хорошо известна первая группа, но мало кто из педагогов хорошо владеет информацией о второй группе.
Коснемся форм работы с семьей второй условной подгруппы. Понятно: направлены они на расширение воспитательного пространства образовательного учреждения, повышения воспитательного потенциала семьи. 
Формы работы:
Университеты педагогических знаний
Читательские конференции
Киноуниверситеты или кинолектории
Школа молодых родителей
Читательские конференции
Тематические выставки
Информационные бюллетени
Дни открытых дверей
Выступление по радио и телевидению
Попытаюсь раскрыть их содержание с позиций сравнения в русле компетентностного подхода.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsia.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

Приморского района Санкт-Петербурга

Консультация для воспитателей ГБДОУ д/с №1 «Детский сад-семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода»

Все многообразие форм работы условно разделим на две большие подгруппы:

  1. Работа с семьей внутри детского сада
  2. Работа с семьей за пределами детского сада.

Всем хорошо известна первая группа, но мало кто из педагогов хорошо владеет информацией о второй группе.

Коснемся форм работы с семьей второй условной подгруппы. Понятно: направлены они на расширение воспитательного пространства образовательного учреждения, повышения воспитательного потенциала семьи.

Формы работы:

  • Университеты педагогических знаний
  • Читательские конференции
  • Киноуниверситеты или кинолектории
  • Школа молодых родителей
  • Читательские конференции
  • Тематические выставки
  • Информационные бюллетени
  • Дни открытых дверей
  • Выступление по радио и телевидению

Попытаюсь раскрыть их содержание с позиций сравнения в русле компетентностного подхода.

Университет педагогических знаний (УПЗ) и лектории

Создаются в системе лекционной пропаганды знаний. Но если лектории могут быть либо эпизодическими, либо в виде цикла лекций, а посещение свободным, то УПЗ-это своеобразное учебное заведение, которое имеет организующее ядро (ректорат), постоянный состав слушателей, определенную учебную программу, преподавательский лекторский состав , и т.п.

Цель-вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи, обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания, предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье, привлечь родителей к воспитательной работе в дошкольных учреждениях. В инновационном аспекте в качестве лекторов в подобные университеты могут быть приглашены родители, специалисты по тем или иным проблемам. Занятия должны иметь практико ориентированное содержание с элементами тренинга и упражнений с детьми.

Киноуниверситет и кинолекторий

Т.е. демонстрация как кинометражных научно-популярных, хроникально-документальных, так и полнометражных художественных фильмов. В настоящее время широко применяется видеозапись реальной жизни ДОУ. Работа киноуниверситета обычно строится на основе определенного учебного плана и соответствующей программы. Эффективность подобной формы работы повысится, если фильмы будут монтировать и озвучивать специалисты и предлагать их родителям для домашнего просмотра. Видеокамеры помогут родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.

Школа для родителей

Традиционно их создают при детских садах с одной целью: освещать вопросы воспитания и образования детей от рождения до 7 лет. В зависимости от специфики района в некоторых городских дошкольных учреждениях более актуальны школы молодых родителей, будущих мам и пап, университеты отца. Особенно перспективны эти школы в сочетании с женскими консультациями, средними общеобразовательными школами, профессиональными училищами. В рамках компетентностного подхода, кусающего школы, формы работы могут содержать также элементы привлечения самих родителей в качестве не только объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта.

Читательские конференции на тему книг о воспитании.

Их организуют библиотеки, приглашая на встречи родителей с детьми. Здесь , совместно с писателями, поэтами, социологами, обсуждаются тематические книги и публикации. Новационным моментом может стать то, организаторами конференции выступят родители, а дети и педагоги – ее участниками.

Тематические выставки.

Их цель- пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики, рассказы о лучших воспитателях района. Для повышения результатов работы эта форма может быть направлена на презентации творческих детских работ. Выставки также могут содержать материал о творчестве и родителей, и детей.. Площадки для выставок предоставляют родители. Все зависит от места их работы.

 Информационные бюллетени обычно вывешивают ( по договоренности) на предприятиях, а также близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. Бюллетени, адресованные покупателям, содержат рекомендации: какая игрушка необходима ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги соответствуют возрасту дошкольника; какая одежда о обувь потребуются для определенных занятий, в разные времена года и т.п. Как может изменить, углубить действительность компетентностный подход в этой форме работы? Понадобятся бюллетени, содержащие информацию, подготовленную родителями, семьями воспитанников.

  В дни открытых дверей в дошкольные учреждения приглашают родителей, у кого маленькие дети, тех, кто проживает в определенном микрорайоне. В рамках компетентностного подхода возможно планирование презентации групп с участием и  родителей,  и воспитанников.

  Родительские конференции, организуемые дошкольным учреждением на базе клубов, библиотек, домов культуры с участием педагогов, учителей, юристов и писателей, обычно посвящаются вопросам физического, умственного, эстетического, нравственного воспитания детей, а также наиболее актуальным проблемам, которые особенно волнуют родителей. В компетентностном образовании, наоборот, родительские конференции инициируют сами родители, организаторами выступают родительские комитеты, а педагоги присутствуют в роли наблюдателей и кураторов.

Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях.

В чем их цель? Усилить информационное воздействие ДОУ. Как правило, услугами библиотек могут пользоваться родители детей, не посещающих дошкольное учреждение. В ряде случаев эта услуга может быть платной. В то же время в рамках инновационного подхода библиотеку могут создать сами родители и самостоятельно курировать ее комплектацию.

  Не менее важны для реализации компетентностного подхода с родителями информационные средства, наглядная информация и т.д. Их основное отличие- в содержании и применении информации проблемного характера, сведений, требующих поиска уточняющей или расширяющей информации (для конкретной семьи). Так, тематические листовки в традиционной форме связаны с пропагандой определенных идей и событий. В инновационном аспекте инициатива выпуска листовок принадлежит родителям. Именно они выбирают тему, проверяют содержание (на предмет актуальности, научности, достоверности), осуществляют коррекцию данных по запросу других родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Прогулка с детьми как одна из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Большинство современных детей редко общается с природой, хотя природа повседневно воздействует на ребёнка. Поэтому экологическое образование необходимо начинать в раннем возрасте со знакомства с ...

Инновационный потенциал традиционных форм работы с позицией компетентного подхода.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний...

Консультация для воспитателей "Газета в ДОУ как одна из форм работы с родителями"

Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм - газета для родителей. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия....

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Консультация для воспитателей детского сада "Развитие творческого потенциала ребёнка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"

Консультация для воспитателей детского сада на тему "Развитие творческого потенциала ребенка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"...