Родительское собрание Тема «Показатели развития детей 4-5 лет».
методическая разработка (средняя группа) на тему

Повестка дня:

1.    Возрастные особенности детей 4-5 лет. Особенности образовательного процесса в средней группе. Выступление воспитателя группы.

2.    О развитии речи детей пятого года жизни. Памятка «Развитие речи ребёнка 4- 5 лет». Выступление логопеда.

3.    Практическая часть « Игры по развитию речи детей 4- 5 лет».

4.    Разное (папки- портфолио детей, посещаемость).

5.    Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_12_oktyabrya.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема «Показатели развития детей 4-5 лет».

        

Цель: Формировать педагогическую культуру родителей в вопросах интеллектуального развития детей. Знакомство с особенностями образовательного процесса в средней группе. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Форма проведения «Тематический  педсовет».

Подготовительный этап:

1. Оформление информационных листов: памятки «Ребёнок 4-5 лет»; сетка образовательной работы, расписание занятий кружков, режим дня.

2. Разработка проекта решения родительского собрания.

Повестка дня:

  1. Возрастные особенности детей 4-5 лет. Особенности образовательного процесса в средней группе. Выступление воспитателя группы.
  2. О развитии речи детей пятого года жизни. Памятка «Развитие речи ребёнка 4- 5 лет». Выступление логопеда.
  3. Практическая часть « Игры по развитию речи детей 4- 5 лет».
  4. Разное (папки- портфолио детей, посещаемость).
  5. Подведение итогов.

Содержание мероприятия:

1.

Возрастные характеристики детей 4-5 лет.

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

•    Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

•    Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

•    Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

•    Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

•    Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

•    Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

«Особенности образовательного процесса в средней группе».                                                               Цель ДОУ - всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. Совершенствовать условия для обеспечения физического и психического здоровья воспитанников путем внедрения инновационных здоровье сберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ в свете ФГОС ДО.

Образовательный процесс в детском саду проходит в пяти направлениях.

1.Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2.Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, оботечественных традициях и праздниках, о планете Земля, обособенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3.Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

4.Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании).

5.Речевое развитие. 

Информацию о режиме дня, о расписании непосредственной образовательной деятельности, об особенностях развития детей 4-5 лет вы можете узнать на информационном стенде в раздевалке. Также проводятся кружковая работа по  дополнительному образованию: кружок по Познавательному развитию «ЗНАЙКА».

 « О развитии речи детей пятого года жизни».

Что же такое «Речь»?  Речь - форма общения, позволяет человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

•        Устную речь (говорение и слушание);

•        Письменную речь (письмо и чтение)

Наше собрание  посвящено возрастным показателям развития детей .

Развитие устной речи, ее компонентов  является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Основные направление речевого развития детей:
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.

Задачи образовательной деятельности

1. Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом

общении со взрослыми и сверстниками, использовать в практике общения

описательные монологи и элементы объяснительной речи.

2. Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания,

благодарности, обращения с просьбой.

3. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы. При

ответах ребенка на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

4. Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о

предметах и объектах по картинкам.

5. Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и

качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских

действий.

6. Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного

слово произношения.

7. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности

в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.

8. Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с

имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте,

воспроизводить текст по иллюстрациям.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

 Памятка

«Речевое развитие детей 4-5 лет».

Четыре года:

  1. Словарный запас достигает 2000 слов.
  2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения (посуда – чайная и столовая, машины – грузовые и легковые, люди – мужчины и женщины и т.п.).
  3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
  4. Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  5. В речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р,Рь.
  7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
  8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большее количество стихотворных произведений.

Пять лет:

  1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
  3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
  4. Возможны ошибки при построении сложных предложений.
  5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
  6. Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.
  7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Практическая часть.

Игры по развитию речи.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

1.Игра «Грамотная»

Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

2. Игра «Сказочная»

(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …(колобок)

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (репка)

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (теремок)

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!  (курочка ряба)

Русский  физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Развивая  речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, это активизирует речь.

3)Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

4) Игра «Творческая». Родителям предлагается набор мнемоквадратов по лексической теме осень. Задание составить описательный рассказ об осени.

Итог родительского собрания:

Условиями гармоничных отношений детей, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость. (Рефлексия)

Родителям раздаются «Памятки о речевом развитии детей 4- 5 лет»

  • Предлагается ответить, что они думают о проведённом собрании.

Решение родительского собрания:

1. Принять к сведению содержание памяток.

2. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи - созданию благоприятных условий для образования детей в соответствии с ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект родительского собрания по физическому развитию детей в подготовительной группе Тема: «Забота о здоровье»

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.Задачи: Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоров...

Родительское собрание Тема «Речевое развитие детей 4-5 лет».

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие детей 3-4 лет

Родительское собрание.Средняя группа.Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».   Цель:  привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. ...

конспект родительского собрания. Тема: «Речевое развитие детей»

Родительское собрание в старшей группеТема: «Речевое развитие детей»...

Родительское собрание .Тема « Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».

Дата : 26.05.03Цель: 1.Привлечь внимание и заинтересовать родителей к проблеме речевого развития детей средствами дидактических игр в современных условиях.2.Итоги анкетирования.3.Дидактические игры.4....

План-конспект родительского собрания тема: «Речевое развитие детей»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников в семье...