Самообразование воспитателя на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».
материал (средняя группа) на тему

Орман Анна Ильинична

Цель:

Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.

Задачи:

o Подбор литературы по данной теме;

o Определить уровень знаний у детей в сказках;

o Выявить педагогические условия использования средства и методов в педагогическом процессе с детьми;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2016.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ №17 «Колокольчик»

Самообразование воспитателя

на тему:

«Сказка – источник творчества в развитии ребенка».

Воспитатель: Орман А.И.

2016 г.


Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день данная тема очень актуальна. Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится всказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.

Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей,олицетворение ими добра и зла, способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесноетворчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Цель:

Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.

Задачи:

o Подбор литературы по данной теме;

o Определить уровень знаний у детей в сказках;

o Выявить педагогические условия использования средства и методов в педагогическом процессе с детьми;

Развивать интерес и любовь к сказкам разных народов, разного исторического времени;

o Формировать у детей интерес к творчеству через сказки с использованием музыкального, театрального и образовательного искусства.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: 1 год, 2016-2017 учебный год.

Предполагаемый результат:

o Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;

o Знать сказки народов;

o Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;

o Уметь передавать р рисунке эпизоды знакомых сказок.

Этапы работы.

№ Раздел плана Форма работы Практические выводы

1 Подготовительный этап.

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы

2 Основной этап. - Подбор различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками,

- составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

- Знакомство детей дошкольного возраста со сказками.

-Работа с родителями (в соответствии с приложением 2)

-Работа с педагогами (в соответствии с приложением 3) Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.

3 Заключительный этап. Диагностика. Мониторинг.

4 Обобщение. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов на педсовете.

План работы с родителями

№ Мероприятия Задачи

1 Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. Сентябрь

2016г

2 Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции. Декабрь

2016г

3. Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка. Оказать посильную материальную и физическую помощь. Март 2017г

План работы с педагогами

№ Мероприятия Форма представлений результатов Сроки реализации

1 Подготовка консультации для педагогов "Настольный театр» Консультация Октябрь 2016г

2 Оформление буклетов, памяток для педагогов по теме: "Каждому возрасту своя сказка" Буклеты, памятки. Декабрь 2016г

3 Консультация для педагогов "Книжные иллюстрации к сказкам" Выступление на метод объединении. Февраль 2017г

4 Консультация для педагогов "Что может дать игра по сюжету сказки для развития ребенка" Памятка. Апрель 2017г

В заключение своей работы, хочется отметить, что благодаря использованию сказок – образцов литературного и народного наследия, в процессе занятий у детей прививается любовь к родному языку и гордость за его богатство, совершенствуется монологическая речь, повышается интерес к словесному творчествусамостоятельность при отборе “образных средств родного языка”, способность выражать свои мысли.

Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. Дети учатся видеть взаимосвязь различных видов искусства. У них развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память; также развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность и другие способности. Таким образом, сказки – прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования.

Список изучаемой литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.

2. Большева Т. В. Учимся по сказкеРазвитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

3. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

4. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.

6. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

7. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001.

8. Тухта Л. С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.

9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. –Харьков: Фолио, 1996.

10. Фесюкова Л. Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.

11. Сборник "Золотых сказок".

Абдулхалико. ва. Г. Р

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Консультация для родителей «Сказкотерапия или сказочное лечение души».

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто незаинтерисован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы. Но что это, если не современные сказки?

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Именно потому и я использую в своей воспитательной работе сказкотерапию.

Что же такое сказкотерапия?  Это понятие включает в себя несколько определений. Во - первых,  сказкотерапия - это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими, во - вторых, это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В - третьих, сказкотерапия - это процесс экологического образования и воспитания ребенка, и в - четвертых, это терапия особой сказочной средой, в которой  человек может реализовать свою мечту.

 Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению о незаменимости такого метода, как сказкотерапия. Требование излечить душу ребенка наиболее удачно подходит именно к сказочному материалу: сказкам народным - как огромному пласту зашифрованной социально-исторической и генетически-национальной информации, литературным - как мощному морально-нравственному моменту. Ведь еще Шарль Перро сказал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока. Кроме того, чрезвычайно важную задачу устранения внутренней дисгармонии ребенка, возможно, успешно решить только метафорическим проживанием определенных ситуаций, без навязчивого нравоучения. Конечно, можно целенаправленно учить ребенка, как поступать и что предпринимать в тех или иных жизненных ситуациях, но, как правило, это оказывается малоэффективным. Гораздо полезнее для ребенка косвенное воздействие, когда он сам делает выводы, определяет возможные модели поведения и методы решения проблемных ситуаций, изыскивая эти ресурсы из столь близкого его душе сказки. Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Т.М. Грабенко и других авторов методик по креативной терапии.

В своей деятельности использую сказочные образы,  стараюсь осмыслить такие важные понятия, как:  добро и зло, вечная любовь и преданность, умение прощать, семейные ценности, любовь к близким, уважение к памяти предков и почитание своих родителей.

Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о человеческих проблемах, и образные способы их решения. В процессе работы обращаюсь к жизненному опыту ребенка. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».

Основная идея сказкотерапии состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть, малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

 Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах, действующих в нашей жизни. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям преподносят готовый пример поведения, пример решения сложных ситуативных задач и оставляют при этом простор воображению, возможность осмыслить ситуацию самостоятельно.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок чаще всего отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот - трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Используя сказкотерапию в работе с детьми, всегда помню, что выбранная мною сказка должна выполнять несколько функций: диагностическую, коррекционную, прогностическую. Под диагнозом понимаю повседневное поведение ребенка и те проблемы, которые необходимо решить. Для того, чтобы четко охарактеризовать имеющиеся проблемы, предлагаю  ребенку сочинить сказку. Самое главное, чтоб задание несло в себе информацию о будущем герое сказки, который будет схож с самим ребенком.

Например, детям, любящим приврать по пустякам, читаю сказку «Заяц-хвастун», легкомысленным и шаловливым «Приключения Незнайки», эгоистичным и жадным малышам будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робким и пугливым – «О трусливом зайце». В этом случае никогда не указываю на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам.

      После прочтения сказки обсуждаю её с детьми. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:

О чем сказка?

Что запомнилось больше всего?

Какие герои запомнились? Почему?

Что случилось с тем или иным персонажем?

Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?

Какие чувства, какое настроение после сказки?

Случается ли такое в жизни, по-настоящему?

Случались ли у тебя похожие ситуации?

Чему мы можем научиться у этой сказки?

Как можно применить полученные знания в жизни?

Важно дать возможность каждому ребенку высказаться, любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться.

Образовательная деятельность в детском саду проходит как спектакль - разыгрывание сказки. Вместе с детьми готовим декорации, костюмы, подбираем мелодии, подходящие по сюжету - все это будет способствовать положительному эффекту.  Детям предлагаю на выбор несколько ролей - они подсознательно сами выбирают для себя подходящую им роль. На себя беру главную роль - озвучиваю текст сказки и предлагаю участникам выполнять определенные действия.

По ходу сказки дети учатся выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях и чувствах; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Завершить этот спектакль можно релаксационной паузой, в ходе которой дети с закрытыми глазами слушают меня и представляют то, о чем говорю.

        Сказкотерапия хороша ещё тем, что даёт возможность ввести в этот спектакль логопедические и физкультурные упражнения. Если дети устали, то плавно перевожу их внимание в другое русло: прошу их сделать рисунки к наиболее понравившимся отрывкам из сказки, вылепить из пластилина героев.

Такие представления включают в себя как известные сказки, так и придуманные родителями или мною. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны, поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций.

В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревают.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если мы сможем правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажем своим детям неоценимую помощь.
Ребенок будет знать, что взрослым небезразличны его проблемы,  он сможет усвоить такое жизненное правило: « нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом»  Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

Сказки  разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

«Сказкотерапия обладает неисчерпаемым коррекционным потенциалом, опирается на глубинные архетипические установки личности. Естественную потребность ребенка в познании жизни и поведения людей. Вспомним русскую пословицу: «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок».   Соотнося своё поведение с поведением сказочного персонажа, дети учатся находить верные пути и способы решения сложных жизненных проблем, приобретают опыт самопостроения собственной личности.

Литература

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии– СПб. : Речь, 2007.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. ДПрактикум по сказкотерапии  – СПб. : Речь, 2006

3. Маралов, Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Самообразование на тему "Сказка - источник творчества в развитии ребенка"

Самообразование воспитателя дошкольного учреждения...

План самообразования воспитателя по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»

Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный              многоплановый и для успешной его реализации необход...

Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка

Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка          ...

Тема по самообразованию воспитателя младшей группы «Использование нетрадиционных приемов для развития детского творчества» («отходы в доходы»)

Тема проекта, над которым я работаю, «Отходы в доходы или как «победить» мусор».Участники проекта: дети, воспитатели, родители.Актуальность проекта: дошкольный возраст - самоце...

План самообразования воспитателя по теме «Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»

Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются ...