Самообразование воспитателя по теме: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития младших дошкольников»
материал (младшая группа)

Логинова Ольга Марьяновна

 Повышение профессиональной компетенции и теоретических знаний по теме самообразования; изучение путей и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_loginova_o.m.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №101 «ЖАР - ПТИЦА»

Папка по самообразованию

Логиновой Ольги Марьяновны

воспитатель

Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития младших дошкольников»

Начало работы: октябрь 2022г.

Окончание работы: май 2023г.

                                                     

Цели: Повышение профессиональной компетенции и теоретических знаний по теме самообразования; изучение путей и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую  и методическую литературу по заданной теме;
  • Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению;
  • Способствовать  развитию у детей речевой активности через игровую и коммуникативную деятельность, развивать мелкую моторику и координацию движений;
  • Создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения у детей в период адаптации, вовлекать их в ситуативный разбор с помощью сказок ;
  • Способствовать развитию у воспитанников навыка взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитывать у детей интерес к сказкам, их слушанию и проигрыванию.

Вопросы для изучения

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую  и методическую литературу по заданной теме;
  • Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению;
  • Создать необходимую базу оборудования и материала для использования в процессе реализации плана по самообразованию (картотека дидактических игр,иллюстраций, наглядный материал, декорации и  персонажи, консультации и т.п.;
  • Проведение с детьми драматизаций сказок, изготовление книжек-малышек, создание творческих работ и выставки по заданной теме; В  
  • Вовлечение родителей воспитанников в процесс создания музея «В мире сказок».

Изучение научно-методической литературы.

  1. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
  2. Н.А. Сакович  "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
  4. В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
  6. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
  7. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
  8. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
  9. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
  10. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
  11. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
  12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
  13. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  14. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
  15. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.


Сотрудничество

Для наиболее полной реализации и раскрытия темы самообразования мы сотрудничали с педагогами по физическому и музыкальному развитию нашего детского сада

Практический выход на 2020-2021 учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

1

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий и дидактического материала.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

В течение года

Использование интернет - ресурса

Практический этап

3

Выбор темы и подбор материалов по самообразованию

октябрь

Знакомство с актуальностью и значимостью темы самообразования.

4

Составление плана работы

октябрь

Перспективный план работы

5

Консультации для родителей

в течении года

Папки – передвижки на тему: «Значение сказки в жизни ребёнка», «Играем в сказку»

консультации «Сказка на ночь», «Семейные выходные»

стенд «Любимые сказки»

6

Разработка игр и занятий с использованием метода сказкотерапии

Сбор материалов для мини музея «В мире сказок»

в течении года

Дидактические, театрализованные, речевые игры, использование ИКТ ( презентации, мини викторины-загадки.

Привлечение родителей к сбору материалов и оформлению музея

7

Оформление мини-музея.

Сказкотерапия

Знакомство детей с традициями празднования Нового года,  новогодними персонажами и новогодними сказками.

декабрь

Долгосрочный проект, участие родителей

Создание картотеки терапевтических сказок

Чтение и разыгрывание сказок, сценок, просмотр иллюстраций, презентации, участие в тематическом утреннике.

8

Развивающие занятия с использованием сказкотерапии «В стране доброты»

январь

Пополнение картотеки терапевтических сказок и героев для дидактических игр.

9

Погружение в мир русских народных сказок.

февраль

Подготовка папки-передвижки «Русские народные сказки».

 С помощью родителей формируем волшебный сундучок сказок»

10

Знакомство семей воспитанников с методом сказкотерапии для снятия эмоциональной и моторной напряженности у детей

март

Организация интерактива с привлечением бабушек «Сказки для внучат»

Консультация для родителей «Сказки-помогайки»

11

«Мир сказки и творчества»

Сказкотерапия

апрель

Подготовка творческой выставки «Наши любимые сказки»

Проведение викторины-загадки «Герои сказок»

«Вежливые сказки»

12

Самоанализ проделанной работы.

май

Презентация

13

Отчет о проделанной работе

май

Обобщение результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...

План по самообразованию Тема : Сказкотерапия - как средство формирования развития речи дошкольника.

Работа над программой профессионального самообразовния поможет мне:- добиться усвоения программы по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста;- систематизировать знания детей о диалог...

Самообразование ТЕМА: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»

Активизация в ребенке творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания....

План по самообразованию педагога Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических от...

План по самообразованию Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии  для...

План по самообразованию педагога Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для всест...

План работы по самообразованию воспитателя по теме: "Сказкотерапия как средство развития речи и мышления"

Сказкотерапия представляет собой эффективный метод работы с детьми, направленный на развитие их речевых навыков, мышления и эмоциональной сферы. В условиях современного образовательного процесса важно...