ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал на тему

Валик Анастасия Александровна

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Что же такое гендер?

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определённой культуры.

Компоненты гендера:

Когнитивный — гендерное самосознание:

«Я знаю, что я женщина/мужчина»

Эмоциональный — гендерная идентичность:

«Я чувствую себя женщиной/мужчиной»

Поведенческий — гендерные роли и особенности поведения:

«Я веду себя как женщина/мужчина»

Существует три гендерных типа. Это маскулинность, феминность, андрогинность.

Маскулинность трактуется обычно как предпочтение инструментальных стилей деятельности, большая энергия, агрессивность (напористость), способность к кратковременному, но значительному усилию.

Феминность рассматривается как тяготение к экспрессивным стилям деятельности, связанным с опорой на коммуникацию, тонкость чувств, восприятие нюансов, способность к продолжительному поддержанию активности, не требующей чрезмерных усилий.

Андрогинность рассматривается как одновременная выраженность маскулинных и феминных черт.

Как проявляются гендерные типы родителей в детях.

1.Маскулинные дети

Ценят авторитет силы и независимость поведения,

Ориентированы на высокие индивидуальные достижения,

Отдают предпочтение мужскому авторитету, нуждаются в общении со значимым мужчиной,

Не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми способами,

Предпочитают занимать позиции лидера,

Обладают независимо соревновательным стилем поведения,

Взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.

2.Феминные дети

Отличаются зависимым, подчиненным поведением, ведомые, а не лидеры,

Осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности,

Сознательно ограничивают свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики),

Высокая потребность в поддержке, вере в их силы и возможности,

Избегают контактов с маскулинными детьми,

У мальчиков проявляются трудности в общении.

3.Андрогинные дети

Свободны от жесткой половой типизации, не привязаны к традиционным нормам,

Направлены на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей,

Высокая социальная активность, контактность, активно взаимодействуют с детьми и взрослыми любого пола хорошие организаторы,

Обладают маскулинными качествами конструктивного характера (защита, помощь),

Настойчивы, самостоятельны, имеют высокий уровень достижений.

4.Недифференцированные дети

Отвергают и мужской, и женский стиль поведения, отсутствуют полоролевые ориентиры,

Пассивны,

Низкие реальные достижения,

Избегают контактов,

Социальное непринятие в коллективе сверстников,

Феминные мальчики требуют других подходов в обучении и воспитании, чем маскулинные, феминные девочки других подходов, чем маскулинные.

Какой гендерный тип самый лучший?

Не существует «плохих» гендерных типов. Они есть. Это факт, который надо признать.

К обучению и воспитанию девочек и мальчиков должен быть дифференцированный подход.

Так как между полами имеются существенные различия:

Разный биологический возраст мальчиков и девочек.

Мальчики дошкольники и младшие школьники более правополушарны, чем девочки, а юноши и взрослые мужчины (отцы) делятся на две группы: левополушарников и правополушарников.

У девочек и женщин (матерей) специализация полушарий мозга меньше и индивидуальный разброс менее выражен.

У девочек и женщин пучок нервов, который соединяет два полушария, на 20% толще, чем у мальчиков и мужчин, то есть легче происходит обмен информацией между полушариями мозга.

Процессы адаптации у девочек и женщин протекают легче.

Мальчики и девочки развиваются и созревают разновременно.

Разный энергетический потенциал.

Неодинаковые интересы и мотивации.

По-разному реагируют на наказание, поощрение, стресс.

В семье и школе девочки могут вытеснять мальчиков на периферию жизни в неформальные уличные сообщества.

Как помочь ребенку узнать свой пол?

Мальчики и девочки – это не только куклы и машинки, капризы и драки, пятерки или замечания в дневниках. Миры мальчиков и девочек чем-то похожи, но в чём-то отличаются.

Мы, взрослые, тоже из этих миров, но пожалуй, во многом утратили способность видеть, слышать, чувствовать так, как это было в детстве.

Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Как помочь нашим детям стать непохожими друг на друга мужчинами и женщинами и чувствовать себя на своем месте?

Как исправить влияние общественного мнения, утверждающего, что в современном мире «девочки и мальчики равны»?

С самого рождения начиная с первых месяцев жизни мальчики обладают более изменчивым настроением, их труднее успокоить.

Новорожденные девочки более стабильны в эмоциональном отношении, они улыбаются и подают голос раньше мальчиков.

Мальчики растут более подвижными, выносливыми, агрессивными и проявляют свой гнев более ярко.

У девочек высока восприимчивость к эмоциональному настрою окружающих. Так они чаще новорожденных мальчиков «отвечают» на плач другого ребенка. Маленькие девочки начинают говорить раньше и более складно.

Мальчики играют все вместе, они ценят дух соревнования и любят потасовки.

Начиная с двухлетнего возраста, девочки играют в небольших группах, они ценят интимность обстановки, сотрудничество, отчуждение.

Нужно ли воспитывать мальчиков и девочек одинаково?

Это в любом случае невозможно. Какими бы то ни были наши намерения и наши представления о равенстве полов, мы обращаемся с мальчиком и с девочкой по-разному (произносим разные слова, используем разные жесты). Мы интуитивно чувствуем: их психика различается. Но так получается не у всех родителей и не всегда просто потому, что в воспитании очень сильны наши проекции (бессознательные страхи и тревоги) и собственные нарцистические переживания.

Нередко чувства, направленные на ребенка, вытесняют ощущения собственного дискомфорта. Родители, например, чаще ругают активных, подвижных мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям всего по два года.

Но такое поведение взрослых влияет и расхожее представление и женской и мужской ролях в обществе. Оно настолько запечатлелось в сознании многих поколений, что проявляется в поведении помимо нашей воли.

Какие правила применимы к обоим полам?

Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, табу, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и к другим, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность, милосердие… Эти жизненные ценности не имеют гендерных особенностей.

Что стоит позаимствовать из воспитания в стиле «унисекс»?

Мальчиков и девочек можно и нужно ставить в равное положение во всем, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребенку со временем стать самодостаточным взрослым.

Чем больше у него будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче ему будет жить дальше.

Родители должны дать понять мальчику, что его мужественность не пострадает от того, если он вымоет посуду, а девочке - что она не перестанет быть женственной, если сумеет вбить в стену гвоздь.

Родителям следует понять, и тогда они смогут это донести до своих детей, что мужчина может жить в согласии со своей женской составляющей, не отказываясь от мужественности, а женщина может быть вполне женственной, принимая свои мужские черты. И никто при этом не утратит (мужской иди женской) привлекательности. И конечно, для всех детей важен навык внимательного, открытого и инициативного общения.

Почему у мальчиков и девочек разный стиль мышления, выражения эмоций?

За этими различия – длительная эволюция мужского и женского пола, разные механизмы организации мозга, а, следовательно, и психики.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

У девочек примерно на шесть лет раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

Именно поэтому они легче усваивают алгоритмы и правила, любят задания на повторения, много и с удовольствием говорят.

Мальчики младше девочек-ровестниц по биологическому возрасту. У них позже развиваются лобные доли мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением.

Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых. Они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.

Новую информацию они анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного), девочки – с помощью левого.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

 

Барби, помада, розовое платье - почему девочки это любят?

 

В возрасте от двух до шести лет девочка начинает ощущать с вою принадлежность к женскому полу, свою женственность. И даже если нам не всегда нравится жеманство, важно поддерживать стремление «ощутить себя женщиной», позволить ей изучать различные аспекты привлекательности, платья, украшения.

Тo же касается и кукол: общество и культурная среда демонстрирует обладающих половыми признаками персонажей, которые помогают детям определять свою половую идентичность. Отказывать ребенку в познании их неразумно.

Если мальчики играют в войну, не вырастут ли они агрессивными?

Игра в войну (бег, крики, потасовки) помогает маленькому мальчику разрядить накопившуюся энергию. В игре он развивается физически, учится регулировать свою силу.

Эти игры могут принести вред, если дети играют « в войну бандитских группировок» или копируют «бои без правил» из фильмов. В этот момент они учатся решать свои проблемы не словами, а недозволенными приемами и ударами.

Проявлять свою агрессивность девочки и мальчики начинают одновременно. Некоторые психоаналитики считают, что фаллическое начало делает поведение мальчиков активным и вызывающим.

Девочки, чьи половые органы «внутри» более склонны к самонаблюдению и пассивности.

Эти психологические различия, обусловленные половой принадлежностью, подкрепляются культурными представлениями, которые одобряют дух соревнования у мальчиков.

Биологи, со своей стороны, подчеркивают важность мужского гормона тестостерона, который стимулирует мужскую агрессивность. Запрещать драки и споры во имя принципа ненасилия – значит подавлять их естественные потребности.

Лучшее, что родители могут сделать, признать реальность переживаний своего ребенка, помочь ему назвать их: «Ты сердишься, тебе хочется стукнуть этого Васю…» и учить сына выражать свои чувства позитивно.

Не стоит пугаться его агрессии и злиться, иначе ребенку в результате придется справляться с двойной агрессией – своей и родительской.

Влияют ли детские игры в определенные игрушки на формирование сексуальной ориентации?

Мальчики становятся гомосексуалистами не потому, что в детстве им нравилось играть в куклы или заниматься танцами. Гомосексуальность формируется в силу других причин, которые мало зависят от стиля воспитания.

Гомосексуализм нередко связан с тем символическим местом, которое отец или мать ребенка занимает в семье.

Возможно, сын видит, как отец смотрит на маму и пытается её копировать, потому что ему не хватает общения с отцом. Таким образом он пытается обратить на себя его внимание.

Если родители отправляют сына заниматься танцами, а дочку на занятия боксом, потому что считают, что это хороший способ развить грацию движений у одного и физическую сноровку другой, то почему бы и нет?

Такой выбор может быть рискованным только в том случае, если на месте своего сына или дочери родители бессознательно желают видеть ребенка другого пола.

 

Оцените разницу…

 

Мальчик готов отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести : «Не знаю!»

 

Девочка не зная ответа на вопрос, прямо скажет об этом.

 

Мальчику важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному» Девочки легче усваивают алгоритмы и правила и лучше обучаются последовательно «от простого к сложному»

 

Мальчики обычно не следят за мимикой взрослого (правильно ли я отвечаю?), но чутко реагируют на его состояние: если взрослый спокоен, доброжелателен, мальчику легче заниматься.

 

Девочкам общение со взрослыми важнее знаний: на занятиях она смотрит на него, ловит нюансы его мимики и подстраивается к нему.

 

Мальчики с некоторым трудом воспринимают язык большинства учебников.

 

Девочки быстрее схватывают новый материал, раньше начинают читать, легче учит грамматику.

 

Мальчики опираются на «дальнее зрение», поэтому любит догонялки, бросать предметы в цель, охотно расширяет свое пространство по вертикали: лазает по деревьям.

 

У девочек более развиты «ближнее зрение» и мелкая моторика, поэтому они любят небольшие игрушки. Играть и заниматься им комфортнее в ограниченном пространстве.

 

Чтобы поддержать мальчика, скажите: «Задание очень сложное, но ты справишься»

 

Чтобы поддержать девочку, скажите: «Задание не очень сложное, ты уже такое делала»

 

Советы педагогам:
• Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом). 
• Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения. 
• Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
• Используйте чаще разные головоломки для девочек.
• Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. 
• Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания. 
• Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации. 
• Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. 
• Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач. 

Рекомендации родителям:
• Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. 
• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. 
• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков ( а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно. 
• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка. 
• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. 
• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. 
• Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить. 
• Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
• Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
• Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ

Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...

"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"

Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...

методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников

Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...

"Гендерное воспитание дошкольников".

Консультация для родителей....

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...