Статья "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
статья на тему

Ступакова Валентина Ивановна

Слово "мнемотехника" происходит от греческого "мнемос" - память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина "дала название" технологии для развития памяти - мнемотехнике.   Мнемотехника -  искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Информация, как правило, закладывается в мнемотаблицу.  Мнемотаблица -  это схема, структура в которую можно заложить различную информацию.  В статье сформулированы задачи для всех видов мнемотаблиц, определены виды мнемотаблиц, показаны способы составления и запоминания мнемотаблиц. Даны примеры разных видов мнемотаблиц и этапы работы над ними, а так же рассказано об одном из эффективных методов мнемотехники - крокировании.  Применение этих приемов равивает у детей память, внимание, мышление, позволяет легко и быстро без усилий усваивать предложенный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ    ПРИЕМОВ  МНЕМОТЕХНИКИ

В  РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слово «мнемотехника» происходит от греческого «мнемос» – память. Именно греческая богиня памяти  Мнемозина «дала название» технологии для развития памяти – мнемотехнике.

Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации.

Подобные приемы широко использовались в дореволюционных методиках и давали хорошие результаты при обучении детей, так как:

  • Запоминается лучше то, что хорошо представлено;
  • То, что хорошо осознано;
  • То, с чем мы действуем, производим определенные операции;
  • То, что удалось связать, увязать, привязать (связка – основа мнемотехники);
  • Запоминание информации происходит лучше в перекодированном (преобразованном) виде, а не в том, в котором представлена.

Информация, как правило, закладывается в мнемотаблицу.

Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:

  1. Развитие памяти /тренинги на различные приемы запоминания/
  2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать.
  3. Развитие логики.
  4. Развитие образного мышления.
  5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.
  6. Решение дидактических задач.
  7. Содержание информации по всем направлениям учебной программы.
  8. Развитие смекалки.
  9. Тренировка внимания.
  10. Навык правильного графического воспроизведения.

Виды мнемотаблиц:

  • Развивающие
  • Обучающие

Способы составления и запоминания развивающих мнемотаблиц:

- сюжетный способ /составление сюжета подряд или в определенном порядке/;

- способ логических связок /целое – часть, поиск закономерностей, логические примеры/;

- способ трансформации /превращение символов/;

- цветовые мнемотаблицы /используются цветовые ассоциации/;

- тематические мнемотаблицы /заложена информация на определенную тему/;

- информационные /любая информация:01,02, и т. д./

Пример мнемотаблицы на трансформацию:

Мнемотаблица на трансформацию (превращение):

Взяли «кусочек пластилина» (зеленый шарик), раскатали его – получилась палочка (колбаска).

Соединили концы - получился круг.

У круга «вытянули» уголки – получился квадрат.

Квадрат «разрезали» пополам – получилось два треугольника.

Поставили их друг на друга (ёлочка).

«Загладили» стороны – получился большой треугольник.

Опять смяли пластилин в маленький комочек.

Пример тематической мнемотаблицы:

С

Снежинка

Мнемотаблица на тему:

«Арктика и Антарктика»

Примерный рассказ по мнемотаблице:

«Земля (синий круг) имеет два полюса – Северный – Арктика и Южный – Антарктида.

И на Северном полюсе холодно (снежинка), и на Южном полюсе холодно. И на Северном полюсе пол года длится ночь – пол года  длится день, и на Южном – пол года длится ночь, пол года длится день. Только, когда на Северном полюсе день, на Южном – ночь и наоборот.

А

2

Снежинка

Ю

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ МНЕМОТАБЛИЦЕ:

  1. Рассмотреть символы, изображенные в мнемотаблице;
  2. Расшифровать «закодированную» информацию;
  3. Найти «ключ - подсказку» (буква или цифра) для запоминания;
  4. Воспроизвести тематическую информацию с помощью мнемотаблицы;
  5. Зрительное запоминание в течение 5-7 сек.
  6. Воспроизводство мнемотаблицы  детьми;
  • Обучающие   мнемотаблицы могут быть:

- математические / знакомство с числом, состав числа, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с математическими знаками/

- на правила правописания /жи-ши, чу-щу/;

- для запоминания стихов и загадок;

Примеры  математических мнемотаблиц:

Математическая мнемотаблица:

«СОСТАВ ЧИСЛА 4»

 Квадрат символизирующий  число 4, можно разделить (разрезать) на части:

            - два прямоугольника («режем» квадрат пополам по горизонтали);

            - четыре маленьких квадрата -  2 + 2 («разрезали» квадрат по горизонтали и по вертикали);

            - два больших треугольника («режем» квадрат по диагонали);

            - четыре маленьких треугольника (3+1);

Сложив части, выделенные одним цветом, мы получим один квадрат.

 

 

I

II

                                 

Математическая мнемотаблица:

«ЗАШИФРОВАННЫЕ ПРИМЕРЫ:

 1+3 = 4 (РИМСКАЯ ЦИФРА 1 + 3 = КВАДРАТ)

 2+3 = 5 (РИМСКАЯ ЦИФРА 2 + 3 =ПЯТИУГОЛЬНИК)

 3+3 = 6  (ТРЕУГОЛЬНИК +3 = ШЕСТИУГОЛЬНИК)

Все примеры выделены одним цветом.

VII

+ 3

X

Мнемотаблица на запоминания стихотворения:

1

2

3

4

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ

КОШКУ ГРАМОТЕ УЧИЛИ

НЕ ЧИТАТЬ, НЕ ПИСАТЬ –

МЫШЕК ПО УГЛАМ ИСКАТЬ.

D:\азбука.jpg

D:\учитель.png

D:\чтение.jpg

D:\ручка.png

D:\мышка2 - копия.jpgD:\мышка2.jpg

D:\почемучка 2.jpg

D:\прятки.jpg

ЭТАПЫ РАБОТЫ  ПО ОБУЧАЮЩЕЙ  МНЕМОТАБЛИЦЕ:

  • Рассмотреть мнемотаблицу;
  • Назвать все изображенные в мнемотаблице символы, знаки, цифры,буквы;
  • Расшифровать все символы;
  • Определить, почему здесь находятся те или иные буквы или (и) цифры;
  • Найти «ключ» к запоминанию (определить способ запоминания):

- логические или ассоциативные цепочки;

- зашифрованные примеры ли понятия;

- метод трансформации т.д.

  • Дать возможность запомнить мнемотаблицу зрительно в течение 3-х секунд;
  • Воспроизвести мнемотаблицу;

Среди основных методов мнемотехники одним из наиболее интересных является метод   ассоциативных цепочек.

       Ассоциация – соединение, возникшее в опыте человека, закономерная связь между двумя содержаниями сознания, ощущениями, мыслями, чувствами.

      Ассоциация может быть:

  • По форме: треугольник – крыша, круг – солнце, овал – дыня и т. д.;
  • По цвету: зеленый – огурец, красный помидор, желтый – цыпленок и т.д.;
  • По первому звуку: арбуз – аквариум; рука – рыба, заяц – забор и т.д.;
  • Ассоциация на действие: птица летит – самолет летит, снег идет – человек идет и т. д.;
  • Ассоциация на качество: котенок пушистый – облако пушистое, ёж колючий -  кактус колючий и т.д.;

Преимущество цветовых мнемотаблиц, в которых используются цветовые ассоциации, в том, что их можно использовать для работы с детьми начиная с двухлетнего возраста. Ассоциацию на цвет дети легко запоминают и  безошибочно воспроизводят материал, заложенный в мнемотаблицу.

Вот примеры некоторых цветовых мемотаблиц, так называемых, «цветных сказок»:

ТЕМА: «Круговорот воды в природе»

МНЕМОТАБЛИЦА: «Почему идет дождь»

1.Рассматривание цветов и их обозначение:     

              желтый        -  солнце

                 синий           – вода (моря, океаны)

                 белый           – пар

                 голубой        – небо

                 коричневый – тучи

                 красный       – молния

                 полосы          - дождь

                 зеленый        – трава

                 черный         – земля

2. Примерный рассказ по мнемотаблице:

      « Солнышко греет моря – океаны, вода  

 испаряется,    превращается в пар. Пар   поднимается в небо  и превращается в тучи.  Гремит гром, сверкает    

молния, начинается дождь. Он  поливает травку, которая  растет на земле».

МНЕМОТАБЛИЦА:

«Поросенок на воздушном шаре»

1.Обозначение цветов:

            розовый        – поросенок

                 зеленый         - воздушный шарик

                 голубой          -  небо

                 полоски          -  радуга      

                 синий             -  море          

                 серый             -   кит            

                 зеленый         -   остров  

                 коричневый  - желуди

                 красный        -   радость

2.Примерный рассказ по  мнемотаблице:

      « У поросенка был воздушный шарик, на котором он поднялся в небо. Там он погулял по радуге и скатился по ней прямо в море. А по морю плыл огромный черный кит. Вскочил поросенок на кита и приплыл с ним на большой зеленый остров. На острове оказалось много желудей, которые он очень любил. Поросенок обрадовался и остался там жить».

МНЕМОТАБЛИЦА:

«Приключение Мальвины»

1.Рассматривание цветов и их обозначение: 

           голубой – девочка  Мальвина

                розовый – кукла в розовом платье        

                зеленый – трава, лужайка

                желтый -  солнце

                коричневый – тучи

                синий -  дождь, вода

                черный – земля, грязь, холод

               оранжевый -  камин, огонь

               фиолетовый  - коврик, диван

2. Примерный рассказ по мнемотаблице:

                   « Девочку с голубыми волосами звали Мальвина.  У нее была кукла в красивом розовом платье, с которой они гуляли на лужайке. Вдруг солнышко закрыла тучка  и начался дождь. Земля намокла, получилась грязь. Мальвина с куклой  пришли домой, разожгли камин и сели возле него на коврик, чтобы согреться.

   МНЕМОТАБЛИЦА: «Два  медвежонка»

  1. Обозначение цветов:

            коричневый – медвежата

                 розовый        - малина

                 черный -    еж,  земля, пенек

                 зеленый (темный) – трава

                 зеленый (светлый) – яблоко

                 фиолетовый   -   вечер, ночь

  1. Примерный рассказ по  мнемотаблице:

              « Два медвежонка собирали малину. Вдруг они увидели ежика, который бежал по траве и нес на своих иголках яблоко. Ежик положил яблоко на пенек и предложил устроить пир. Медведь с ежом пировали до самого вечера».

Не менее эффективным в работе с детьми, является такой метод мнемотехники как – крокирование.

Крокирование – рисуночное письмо. С помощью этого метода у детей развивается

логическое мышление, фантазия, воображение, образная и зрительная память. Кроме того, крокирование способствует обогащению словарного запаса и развитию куругозора. Помогает запоминать стихи, фразы, тексты, расширять сферу общения.

        

Крокировать можно:

  • Отдельные слова (в младших и средних группах);

ДОМ

D:\дом.jpg

СОЛНЦЕ

D:\солнце.png

ТРАВА

I I I I

ЯГОДЫ

  • Понятия (в старших и  подготовительных группах);

РАДОСТЬ

D:\РАДОСТЬ.jpg

ДРУЖБА

D:\ДРУЖБА.jpg

ГРУСТЬ

D:\ГРУСТЬ.jpg

ЛЮБОВЬ

D:\ЛЮБОВЬ.jpg

  • Загадки, пословицы, поговорки, стихи, причем изображать символы можно схематично или в виде рисунка, в зависимости от возраста ребенка.

В

D:\СЕСТРИЧКИ.jpg

D:\ГЛАЗ.jpg

D:\РЕСНИЦЫ.png

                        Загадка:  СТОЯТ В ПОЛЕ  СЕСТРИЧКИ,

                                        ЖЕЛТЫЙ ГЛАЗОК – БЕЛЫЕ РЕСНИЧКИ   (Ромашки)

Применение этих приемов развивает у детей  память, внимание, мышление, позволяет легко и быстро без усилий усваивать предложенный материал.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

  • МНЕМОТЕХНИКА – специальные искусственные приемы для запоминания;
  • МНЕМОТАБЛИЦА – специальный прием для запоминания информации с использованием сюжета, транформации, логических или ассоциативных цепочек.
  • ТРАНСФОРМАЦИЯ– специальный прием для запоминания с помощью превращения одних образов в другие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста (Материалы по самообразованию)

Мнемотехника  - искусство запоминания, совокупность  приемов   и способов,   облегчающих   запоминание  и  увеличивающих  объем  памяти путе...

Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи....

Статья на тему " Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

В данной статье рассматриваются приемы мнемотехники и их значание в работе с дошкольниками....

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о важности использования в познавательно-речевом развитии дошкольников приемов мнемотехники. ...

Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...

Отчет по самообразованию "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Одним из приёмов, облегчающим и направляющим процесс становления у детей осмысленного высказывания, является мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективно...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста...