Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа)

Пишикина Юлия Васильевна

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №13

Муниципального образования Кореновский район

КОНСПЕКТ

МАСТЕР – КЛАССА

«РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМА

«МНЕМОТЕХНИКА»

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила

муз. руководитель МДОБУ д/с №13

Пишикина Ю. В.

2021г.

«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему

пяти словам – он будет долго и напрасно мучится,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он их усвоит налету»

К. Д. Ушинский

Слайд 2

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Слайд 3

Задачи: 

1 Развивать у детей умение с помощью графического и ритмического рисунка, понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице;

2 Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды), музыкальный слух;

3 Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность;

4 Обучать детей правильному звукопроизношению.

Слайд 4

Актуальность применения мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно – следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают прошлое, настоящее и будущее, образуя единое целое.

Пение – один из видов деятельности музыкального воспитания дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

В процессе обучения пению важен выбор методов. Мы знаем, что при разучивании мелодии главную роль играет так называемая звуковая наглядность. Но песня – это синтез музыки и слова. И чтобы процесс запоминания текста происходил непроизвольно, я в своей работе использую мнемотехнику.

Слайд 5

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и конечно развитие речи.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Возраст, когда у детей преобладает зрительно – образная память. И основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: различные символы, знаки, наглядные модели. Мнемотаблицы помогают детям без особых усилий усвоить текст песни, способствуют повышению интереса к пению. Среди современных детей много гиперактивных детей, что отмечается повышенной рассеянностью, неспособностью их к концентрации внимания, отсутствие заинтересованности делом. Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. Мнемотаблицы – это «палочка выручалочка». Они служат своеобразным зрительным планом, и помогают детям выстраивать последовательность, развивают ассоциативное мышление и воображение; делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д.

Для воспитанников старшего дошкольного возраста можно использовать мнемотаблицы черно – белого цвета, или схемы.

Слайд 6

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается графическое или частично графическое изображение персонажей песни, явлений природы, некоторых действий. В данном случае это – мнемоквадрат. В мнемоквадратах к песням я использую маленькие картинки (изображения): схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями. Из мнемоквадратов составляются мнемодорожки.

Если детям бывает не понятно изображение, обязательно обсуждаем этот символ, почему именно его использовала и что он обозначает, т. е. помогаю детям найти осмысленные связи между изображениями и словами. Запоминание текста по картинке для детей увлекательная игра. После того, как дети хорошо запомнят текст, мнемотаблица переносится в музыкальный уголок, где дети в свободное время с удовольствием поют самостоятельно.

Слайд 7

Алгоритм разучивания текста песни  с использованием мнемотехники:

  1. Прослушивание песни.
  2. Беседа о характере песни и ее содержании.
  3. Рассматривание таблицы.
  4. Разучивание песни по фразам при помощи, соответствующих тексту, картинок.
  5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
  6. Пение без мнемотаблицы.

Слайд 8 – Слайд 21 Мнемотаблицы к песням.

Слайд 22

Вывод:

В результате использования мнемотаблиц:

1 Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

2 Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно;

3 Заучивание песен превращается в игру, которая очень нравится детям;

4 Это является одним из эффективных способов развития дошкольников;

5 Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении помогут вам в развитии речи дошкольника.

Применение таблицы позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в памяти продолжительное время, сокращает время обучения. С помощью мнемотехники можно добиться высокого уровня запоминания, активности детей при подпевании и пении, постепенное приучение к сольному пению.

Слайд 23

Литература:

1 Большой энциклопедический словарь/ под ред. Прохорова А. М. – М., 1997;

2 Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.// Логопед, 2009, №5;

3 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. – М., 1083;

4 Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – М.2004;

5 Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. – Москва – Воронеж, 2000;

6 Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. – М., 1978;

7 Когнитивная психология/ Р. Солсо – СПб.: Питер, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование в работе с детьми дошкольного возраста дидактических игр, рекомендованных УМК «Татарча сөйләшәбез»

Во время обучения русскоязычных детей татарскому языку для закрепления активных слов и речевых образцов, для обогощения словарного запаса использую дидактические игры. Используя демонстрационный и раз...

МАСТЕР – КЛАСС РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МАСТЕР – КЛАСС РАЗВИВАЮЩИЕ  ИГРЫ  В  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком

Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком...

Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологии - мнемотехника.

Мастер – класс для педагогов по использованию вработе с детьми дошкольного возраста технологи -мнемотехника....