мастер-класс "Использование народной куклы в воспитании дошкольника"
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Красавина Светлана Юрьевна

Этот мастер-класс я провела в рамках городского "Фестиваля методического мастерства". Я поделилась с коллегами опытом работы с тряпичной куклой и познакомила их со своим мини-музеем народной тряпичной куклы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.55 КБ
Файл narodnaya_igrushka_v_vospitanii_detey.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

«НАРОДНАЯ КУКЛА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА»

(СЛАЙД 2)

Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание детей в национальных традициях.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

(СЛАЙД 3)

  Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.  

(СЛАЙД 4)

 Народная кукла отличается большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре, к действию, требует от ребенка живого участия.       

Рукотворная игрушка способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

(СЛАЙД 5)

 Тряпичные куклы являются ярким демонстрационным и дидактическим материалом. Способствуют формированию творческой активности детей, развитию эстетического вкуса

(СЛАЙД 6)

В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.

 Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

(СЛАЙД 7)

   Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей. И делать это можно начинать с самого раннего возраста

(СЛАЙД 8)

В нашей группе мы создали мини-музей народной тряпичной куклы.  Мы проводим экскурсии по нашему мини-музею, рассказывая воспитанникам ДОУ об истории создания тряпичной куклы, о её назначении, смысле, который в неё вкладывали авторы.

(СЛАЙД 9)

А сейчас я хочу провести с вами мастер-класс по изготовлению игровой куклы «Зайчик на пальчик»

(СЛАЙД 10)

Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

(СЛАЙД 11)

Эта игрушка очень помогала нам в период адаптации. Родители смастерили для своих малышей такие игрушки и у каждого из них был свой близкий друг, кусочек семьи и родного дома…

 Эти простенькие игрушки приносят много-много радости детям.

И вот сегодня я решила поделиться с вами способом сделать пальчиковую игрушку Зайчика.

Я приглашаю двоих человек

(СЛАЙД 12)

Кроме того, зайчик, как и любая  правильная народная игрушка, без выделенного лица. Это развивает воображение малыша и позволяет ребенку самому допридумывать настроение своего любимца. Вообще, в изготовление народной игрушки очень много особенностей ( использование красных ниток, отсутствие узелков и т.д), но я не буду об этом рассказывать сейчас. Если вам интересно, то вы легко сможете прочитать об этом в интернете. Также для своих заек я использую флис, хотя классическая народная игрушка все таки делается из старых хб тканей. Но флисовый пушистик нравится мне больше:)

(СЛАЙД 13)

Для изготовления куклы Зайчик необходимо:

1. Прямоугольный лоскут ткани размер 10 на 20 см

2. Красные нитки.

3. Любой наполнитель.

4. Ленты, бусины, колокольчики и др.мелочи для украшения (по желанию).

(СЛАЙД 14)

Шаг 1

Кусок ткани складываем пополам вдоль длинной стороны

Шаг 2

Складываем угол ткани, вгибая его внутрь.

(СЛАЙД 15)

Шаг 3

Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити – формируем ушки. Нитки не обрываем, она так и будет идти по всему зайчику.

 (СЛАЙД 16)

Шаг 4

Формируем головку зайца, вложив наполнитель ниже ушек. 

(СЛАЙД 17)

Шаг 5

Завязываем ниткой. Нитку лучше взять длинную и оставить два длинных конца. Позднее мы их используем на обвязки туловища и ручек нашего зайки.

(СЛАЙД 18)

Шаг 6

Складываем ткань в три слоя.

Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки.

(СЛАЙД 19)

Шаг 7

Закрутку поднимаем вверх к голове – это ручки зайчика.

(СЛАЙД 20)

Шаг 8

 Закрепляем нитками ткань на туловище под лапками.

Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест. Закрепляем петлей нитку на шее и обрезаем ее.

Это самая сложная операция.

Ручки на запястьях тоже можно обмотать нитками.

(СЛАЙД 21)

Наш зайчик  готов. Можно одевать его на пальчик и играть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАРОДНАЯ КУКЛА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА МАСТЕР-КЛАСС ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ № 15 КРАСАВИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

Слайд 2

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе , включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ; развитие социального и эмоционального интеллект а, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 13

1. Прямоугольный лоскут ткани размер 10 на 20 см 2. Красные нитки. 3. Любой наполнитель. 4. Ленты, бусины, колокольчики и др.мелочи для украшения (по желанию).

Слайд 14

Шаг 1 Кусок ткани складываем пополам вдоль длинной стороны Шаг 2 Складываем угол ткани, вгибая его внутрь.

Слайд 15

Шаг 3 Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити – формируем ушки. Нитки не обрываем, она так и будет идти по всему зайчику. .

Слайд 16

Шаг 4 Вкладываем набивку , не очень много, для головы.

Слайд 17

Шаг 5 Завязываем ниткой. Нитку лучше взять длинную и оставить два длинных конца. Позднее мы их используем на обвязки туловища и ручек нашего зайки.

Слайд 18

Шаг 6 . Складываем ткань в три слоя. Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки.

Слайд 19

Шаг 7 Закрутку поднимаем вверх к голове – это ручки зайчика.

Слайд 20

Шаг 8 Закрепляем нитками ткань на туловище под лапками. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест. Закрепляем петлей нитку на шее и обрезаем ее. Это самая сложная операция. Запястья на лапках можно тоже обмотать нитками А также можно выделить и задние лапки

Слайд 21

Наш зайчик готов. Можно одевать его на пальчик и играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в воспитании детей

Данный материал освещает такой вопрос, как важность игрушки в нравственном воспитании ребенка. Каждая традиционная игрушка, сделанная своими руками, несла большую смысловую нагрузку. Благодаря русской...

"Значение народной куклы для развития дошкольника"

Статья о влиянии народной куклы на ум и душу ребёнка....

Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...

Мастер-класс "Роль куклы в воспитании дошкольников"

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Рос...

"Роль куклы в воспитании дошкольников"

Консультация для ролителей.    В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что "дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлени...

статья «НАРОДНАЯ КУКЛА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ»

В статье содержит  информацию о значении народной игрушки в развитии современных дошкольников. Народная кукла- это основной источник игр и эффективное средство для обучения и воспитания детей....

Консультация для родителей "Роль народной куклы в воспитании детей"

Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы и открыты....