"Значение народной куклы для развития дошкольника"
статья на тему

Филиппова Наталья Николаевна

Статья о влиянии народной куклы на ум и душу ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ КУКЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Как мы любим своих детей! Как хочется уберечь их от всех невзгод и дать всё самое лучшее: вкусную еду, красивую одежду, самые новые и интересные игрушки. И вот уже в комнате не помещаются игрушки малыша, их  часто ломают и выбрасывают…

        О важность игры в жизни ребёнка писали многие известные  психологи. К Д. Ушинский подчёркивал значение игры для общего развития души. С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру». О современных игрушках много размышляют и современные психологи и педагоги. Е.А. Флёрина считает, что «тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры и педагогических взглядов».  Играя в игрушки, ребёнок усваивает социальный опыт. У современного ребёнка, играющего с монстрами и трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому не стоит ожидать.  Нарушается  логическая цепочка «общество – игрушка – ребёнок». Актуален и вопрос о соответствии игрушек возрасту ребёнка и их количестве. По мнению О.М. Манасеиной,        «… обилие игрушек вредно потому, что, давая ребёнку слишком много разнообразных ощущений, …мешает ему уходить в свой внутренний мир и таким образом уничтожает самое существенное в играх».  Да и сами родители зачастую понимают, что не все игрушки несут добро, полезны и нужны их малышу. Большинство  родителей и не подозревают о том, что они могут своими руками сотворить своему ребёнку чудо – добрую народную игрушку.

Сейчас в России народными образцами игрушки являются матрёшка, неваляшка, колобок, плюшевый мишка. Они, по своей сути, игрушки безобидные, весёлые, добродушные. Но не стоит забывать о древних славянских куклах. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой игровой культурой. Тряпичная кукла была широко распространена и в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре. Фабричное производство игрушек отсутствовало.  Взрослые вместе с детьми сами делали игрушки. Их наделяли  магическими качествами: считалось, что они способствуют счастливому браку,  материнству, богатому урожаю, уберегали от сглаза. Игрушка могла и навредить. Дарить игрушку было распространённым обычаем. Народная игрушка – своеобразный эталон русского искусства, и, как игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса.

Испокон веков рукотворная игрушка передавала детям и взрослым радость, доброту и чувство юмора. Мудрость и интуиция мастера сделала народную игрушку современной на все времена. Народная кукла экологична, лаконична, благородна по форме, в меру нарядна и незатейлива по декоративному решению. Народная кукла очень добрая, душевная и помогает вырасти ребёнку душевно здоровым. Тряпичная куколка  всегда оказывала положительное влияние на психику ребёнка: во-первых, в отличие от пластмассовой, она снимает психологический барьер между ребёнком и “миром больших вещей”; во-вторых, воспитывает ласковое и  небоязливое отношение к миру; и, в-третьих, постоянное наличие рядом оберега, защитника успокаивает малыша. В старину куколки «Кувадки» висели над колыбелью младенца и были вместо погремушки: родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл!  А некоторые обрядовые куклы были лечебные. Например, когда ребёночек болел, то в куклу «Благополучница» вкладывали,  а в куклу-стригушку вплетали лечебные травы; запах травы оказывал лечебное действие на больного во время игры.  Умиротворение и радость приходят, когда играешь с  куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.  Главной особенностью этой куклы является то, что делают её без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, не делается ни одного шва и укола иголки, ведь это подружка и берегиня, и колоть её тело иголкой негоже… Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц. Работа над тряпичной куклой –  источник эмоционального переживания, радости и  удивления:  вдруг из тряпочек появляется человек! А как приятно малышу играть с игрушкой, сделанной своими руками! Куколку, в которую вложил свой труд и душу, он будет беречь!

Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других. В деревнях с пяти лет девочки изготовляли кукол сами: на кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали. С большим старанием куклу “рядили”, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве её хозяйки. Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству.  Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась! Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию; развиваются глазомер, образное и пространственное мышление. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Положительные герои народных игрушек трудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край,

его историю и современность. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры.  В интересной игровой форме дети узнают о народных куклах, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму. Сколько  обрядовых традиционных праздников дети усваивают в процессе знакомства с народными куклами и их изготовления!  Сколько потешек, песенок, поговорок они слышат и легко заучивают! Развивается память, речь детей, умение чувствовать прекрасное. Дети узнают, как жили их предки – нравственное значение этого фактора трудно переоценить. Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребёнка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней.
           В последнее время много уделяется внимания приобщению ребёнка к традиционной отечественной культуре, воспитанию бережного отношения и любви к ней. В этом может помочь народная кукла, и
знакомство детей с её историей и значением в жизни наших предков нужно начинать в дошкольном возрасте.   В своей педагогической работе я уделяю особое внимание ознакомлению детей с русской народной культурой. На протяжении последних двух лет я плотно занимаюсь проектной деятельностью, и «народная кукла» была сначала краткосрочным проектом. Он включал беседы с детьми, мастер-класс по изготовлению народной куклы «Отдарок-на-подарок» с родителями на заседании Клуба молодой семьи. А мы с детьми сделали из ниток куколок, из которых была составлена композиция «Мартинички на обрядовом дереве»; с ней мы стали лауреатами на выставке Фестиваля искусств «Протвинская капель-2013». Работая над проектом, я обнаружила большой интерес к народной кукле и со стороны взрослых, и со стороны детей. Мой интерес в процессе работы тоже увеличился, я сделала самостоятельно более десятка народных кукол, изучала их историю. Проект из краткосрочного вырос в долгосрочный. В Клубе молодой семьи я продолжила работу по этой теме с родителями, давая им не только практические навыки, но и разъясняя им значение народной куклы для развития ребёнка и важность совместной с детьми деятельности. В моей группе был организован кружок «Куколка»: дети с удовольствием рассматривают народных куколок и слушают про них рассказы, трудятся над их изготовлением и обыгрывают их. Практическая деятельность подпитывает интерес детей к новым знаниям: дети видят результат труда и хотят узнавать больше нового. Совместная работа «Птица-Радость» получила грамоту на выставке «Протвинская капель-2014. Народная игрушка –  действенное средство в развитии художественного творчества старших дошкольников. Помимо этого, работа над куклой объединяет детей: чтобы облегчить себе трудовой процесс, они объединяются в пары, помогая друг другу.  Да и играть с куколками вместе интереснее!  Народная кукла способствует укреплению и внутрисемейных связей: дети рассказывают родителям о своей работе и предлагают дома сделать совместно куколок, изготовить для них атрибуты; заинтересованные родители посещают мои мастер-классы, мастерят дома с детьми. А ведь это так важно, особенно сейчас, когда дети испытывают дефицит родительского внимания!

При работе кружка «Куколка» решаются следующие задачи:

1. Научить детей изготавливать народные куклы, познакомить с их историей и значением.

2. Обучать детей различным технологическим операциям и творческому подходу.

3. Развивать образное и пространственное мышление, кисти рук и глазомер.

4. Воспитывать уважение к народным традициям и обрядам своей Родины.

5. Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение.

Опыт работы показал, что знакомство с национальными традициями, культурой эффективно проводится в процессе организации кружка художественного творчества. Знакомство с народной куклой и изготовление тряпичных куколок оказывает воздействие на развитие важных процессов развития дошкольников, благотворно влияет на душевное состояние детей. Иными словами, народная кукла воздействует и на ум, и на душу ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Значение народного искусства в воспитании дошкольников".

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но у нашего народа главным в воспитании будущих поколений всегда было широта русской души, любо...

Значение народных игр в воспитании дошкольников

Значение народных игр в воспитании дошкольников...

мастер-класс "Использование народной куклы в воспитании дошкольника"

Этот мастер-класс я провела в рамках городского "Фестиваля методического мастерства". Я поделилась с коллегами опытом работы с тряпичной куклой и познакомила их со своим мини-музеем народной...

Значение народных игр в воспитании дошкольников

Необходимость приобщения детей с самого раннего возраста к национальной культуре трактуется народной мудростью. Сегодня наше общество имеет успехи в воспитании достойного поколения, во многом благодар...

Значение народной игрушки в воспитании дошкольников 2019

Народная игрушка издревле была средством развлечения, физического и интеллектуального развития детей, исполняла роль важного культурного объекта.   Русская народная игрушка сохраняет память ...

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...

Значение народной игры в развитии ребенка-дошкольника.

Консультация для родителей.Игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Поэтому возрождение и возвращение детских игровых традиций русского народа в п...