ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
проект (старшая группа) на тему

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны; воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt_yunyy_patriot.docx77.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК »

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»

Проект по гражданско-патриотическому  воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе познания социального мира

Авторы – составители:

С.Н.Андрощук

Н.И. Кузнецова

пгт. Высокий, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт проекта…………………………………………………………………………4
  2. Пояснительная записка………………………………………………………………….7
  3. Содержание проекта……………………………………………………………………10

3.1 Содержание знаний детей шестого года жизни……………………………….13

3.2 Показатели усвоения знаний воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании ………………….……………………… ……………………………………….15

3.3 Содержание знаний детей седьмого года жизни  …...........................................16

3.4 Показатели усвоения знаний воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании……………………………………………….………………………..…18

3.5 Перспективно-тематическое планирование……………………………………19

3.6 Результативность…………………………………………………………………22

4. Работа с родителями……………………………………………………………………23

Список литературы………………………………………………………………………..27

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

По содержанию: ребенок и окружающий мир

Тип проекта: познавательный

По характеру контактов: внутри- групповой

По продолжительности: долгосрочный.

По количеству участников: коллективный.

Обоснование необходимости разработки проекта

«Юный патриот»

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы дошкольников. Патриотическое воспитание – понятие емкое. В современной гуманистической педагогике предполагается, что будущего гражданина важно воспитывать свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства, способным с уважением относиться к другим людям, делать собственный выбор, с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих. По мнению современных исследователей (С.А.Козлова, Л.А.Кондрыкинская, М.Ю.Новицкая и др.), нравственно-патриотическое воспитание включает несколько направлений работы, в ходе реализации которых формируются различные составляющие развития ребенка: позитивные модели в обществе и природе, позитивное и ответственное отношение к себе и окружающим, начальные звенья понимания жизни человека в сообществах; определенные личностные качества, коммуникативная компетентность. Важнейшая задача современного российского общества – создание и поддержка социокультурного и образовательного пространства, в рамках которого воспитывается ребенок, чтобы оно соответствовало культурным традициям и представлениям народов России о жизненных ценностях. Программа дошкольного воспитания и обучения включает раздел «Ребенок и окружающий мир», в рамках которого формируется задача патриотического воспитания детей, предполагаются пути и средства ее решения. С целью изучения сформированности знаний и представлений по нравственно- патриотическому воспитанию старших дошкольников с нарушениями речи, проведены соответствующие диагностические мероприятия, тестирование детей. После проведения обследования было выявлено, что дети с нарушениями речи с трудом усваивают программный материал, имеют недостаточный объем знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. В силу недостаточно сформированных коммуникативных навыков, ограниченности речевых средств, дети не способны выстраивать взаимоотношения с близкими людьми, товарищам по группе. У детей снижается потребность в общении, самооценка, проявляется тревожность и агрессия. Формирование соответствующих возрасту нравственных моделей поведения и качеств не соответствует возрасту.  Было проведено анкетирование родителей, которое позволило выявить их понимание значимости нравственно-патриотического воспитания ребенка. Анализ данных показал, что большинство из них согласны с необходимостью воспитания в ребенке положительных нравственных качеств, но испытывают затруднения в практическом воплощении и последовательном применении мер воспитания. Таким образом, в современных условиях необходимо совершенствовать систему сотрудничества с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания. Изучение литературы по нравственно-патриотическому воспитанию, накопленный педагогический опыт по работе с детьми, имеющими нарушения речи, подтвердили необходимость тщательного выбора и специальной разработки системы, учитывающей возможности детей и привели нас к созданию проекта.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Юный патриот»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта: Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны; воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

 Задачи проекта: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);   развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам. Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям; формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

Участники, проекта: дети от 5 до 7 лет, педагоги, родители.

Материалы проекта: подбор исторической литературы, подбор произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок,

Направления реализации проекта:

Проект долгосрочный, рассчитан с февраля по май 2016 года, представлен тремя взаимосвязанными тематическими блоками:

1.«Я, ты, он, она – вместе дружная семья» включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о дошкольном учреждении; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных рядом с детским садом; формирование представлений о профессиях взрослых; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.

2.«Моя страна – Россия» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.

3.«Наши праздники и традиции» включает в себя: расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного города, своей группы, формирование знаний о государственных праздниках своей страны.

Этапы проекта:

Проект состоит из четырех основных этапов:

  1. этап – сентябрь 2015г.  Диагностический
  2. этап –2015-2016 г. Организационный (I полугодие)
  3. этап – февраль – май 2016г. Практический
  4. этап – май 2016 Итоговый (результативный)

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Актуальность. Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Оригинальность проекта. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает включение в образовательный процесс форм активной дифференцированной помощи детям с особыми образовательными потребностями, так как численность детей с проблемами в развитии неуклонно увеличивается. В основу реализации проекта положены принципы тематического планирования материала, наглядности, занимательности, последовательности, разнообразия и вариативности, гибкого зонирования и личностно-ориентированного взаимодействия. Невозможно осуществление гражданско-патриотического воспитания без обращения к личности, так как личность является продуктом определенных социально-исторических отношений, имеет определенные качества и особенности, формируемые под влиянием самых разнообразных взаимодействий с социальной средой, согласно определения программы развития дошкольного учреждения. Целью которого является воспитание гражданско -патриотических чувств у детей с нарушениями речи через совершенствование воспитательно- образовательной работы, насыщение ее патриотической направленностью.

Новизна и своеобразие проекта заключается в том, что содержание познавательного материала подобрано с учетом психолого-педагогических, речевых возможностей детей. Усвоение материала происходит при постоянном закреплении изученного с обязательным добавлением элементов новизны с последовательным усложнением, через познавательные занятия, музейную педагогику, закрепление материала в совместной и самостоятельной деятельности с применением в использовании современных информационно-коммуникационных технологий.

Этапы реализации проекта:

1 этап – диагностический (сентябрь 2015г.)

Задача этапа: Изучить теоретические подходы по данной теме: научно- историческую литературу и передовой педагогический опыт педагогов;

-анализ существующих программ по патриотическому  воспитанию, содержащих региональный компонент;

- анализ имеющего программно- методического обеспечения;

- анализ предметно – развивающей среды группы;

- изучение передового педагогического опыта по теме;

- подбор диагностического инструментария.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (2015-2016 уч.г.II полугодие)

Задачи этапа: Определить содержание и организацию работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей;  Подобрать наиболее эффективные методы и приемы в работе с детьми с общим недоразвитием речи по нравственно-патриотическому воспитанию;

определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами;

- постановка цели и задач для детей старшего дошкольного возраста;

- составление перспективных планов работы;

- организация предметно - развивающей среды в группе;

- накопление наглядного, дидактического материала;

- разработка серий конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед.

3 этап – практический(февраль-май 2016 уч.г.)

Задачи этапа: Разработать информационно-творческий проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей с нарушениями речи;  подобрать и систематизировать познавательный, дидактический материал по теме;

4 этап – итоговый (май 2016уч.г.)

Задачи этапа: отчет по результатам работы; анализ, систематизация, обобщение и распространение опыта по проекту.

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

В настоящее время в ДОУ большое внимание уделено гражданско - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.

Задача нас как педагогов не позволить вырасти нашим детям «Иванами, не помнящими родства». Без знаний своих корней, традиции своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам.

«С чего начинается Родина? »

Понятие Родина включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины -родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Прежде чем ребёнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам- педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

С чего начинается формирование юного гражданина:

С воспитания у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу. Здесь нам могут помочь семейные альбомы, имеющиеся практически во всех группах детского сада, подборка иллюстраций и фотоматериалов о прошлом и настоящем своего родного поселка.

Огромное значение для воспитания, будущего гражданина имеет формирование бережного отношения к природе и всему живому. Природа родного края, красота которой воспета поэтами и писателями русской земли, собрана в виде иллюстраций и подборки художественной литературы. В группе имеется доступный для понимания детей материал. Папки с иллюстрациями растений и животных, характерных нашему климату, географические атласы, рассчитанные на дошкольный возраст, плакаты и таблицы с закономерностями природы, глобус. Очень большое значение для формирования экологически обоснованного поведения детей, играет подборка книг о взаимодействиях в природе: «Как появляется цветок», «Как развивается бабочка» и другие.

Воспитание уважения к труду. В нашей группе оформлен фотоальбом «Как мы трудимся», где фотографии показывают совместный труд взрослых и детей, посильную помощь детей взрослым. Имеется необходимый для хоз. быт труда набор оборудования. Имеются инструменты для ухода за комнатными растениями и уборки территории на прогулке.

В нашем ДОУ оформлен мини - музей  русской старины и русского быта. Имеются иллюстрации предметов народного творчества. Ведь развитие интереса к русским традициям и промыслам - неотъемлемая часть в воспитании гражданственности. Огромный интерес вызывают у детей подбор русских народных сказок, былин, иллюстраций с изображением русских богатырей, игры по мотивам русских сказок и потешек.

В формировании элементарных знаний о правах человека, знакомство детей с символикой государства поможет нам «уголок государственности», где представлена государственная символика: герб, флаг, гимн, портрет президента страны.

Просмотр материала папки о космосе, о достижениях и техническом прогрессе России вызывают у детей развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Здесь же дети могут познакомиться с людьми, которые внесли в развитие нашей страны огромный вклад.

В формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям поможет папка с национальными костюмами дружественных народов, их национальными играми, сказками. В знакомстве с обычаями других народов, их бытом и особенностями поможет нам подбор сказок, рассказов и стихов их писателей и поэтов. Праздники, посвященные дружбе народов, подготовка национальных костюмов к этим праздникам, прослушивание национальных песен, разучивание танцев развивают у детей интерес к обычаям и культуре других народов.

Огромное значение в воспитании юного гражданина несет знание истории своей страны, особенно на примере героического прошлого своего народа.

Таким образом, развивающая предметно-развивающая среда является неотъемлемой частью - дополнением в воспитании Гражданина, важно только правильно всем этим воспользоваться, дать свободный доступ детей к рабочему материалу.

Сформировать гражданина возможно только в тесном взаимодействии с семьей, педагогами, детьми и родителями.

ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА

Принципы работы:

  1. Принцип энциклопедичности - отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).
  2. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
  3. Принцип индивидуальности - учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
  4. Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
  5. Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  6. Принцип целевой направленности - организация деятельности направленной на результат.

Формы работы:

  1. Экскурсии.
  2. Целевые прогулки.
  3. Беседы  и НОД по тематике.
  4. Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.
  5. Дидактические, подвижные  и хороводные игры.
  6. Сюжетно-ролевые игры.
  7. Чтение художественной литературы
  8. Рассматривание иллюстраций, картин

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.

Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь.  

Приобретение детьми старшего дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.  

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

3.1.Содержание знаний детей.

Шестой год жизни. 

Извлечение из ФГОС ДО Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи образовательной деятельности

- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

- Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.

- Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

- Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру - (природе, людям, предметам).

- Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.

- Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах

взаимоотношений взрослых и детей.

- Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.

- Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.

- Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.

Формирование первичных представлений о себе, других людях

Развитие интереса к людям разного пола и возраста. Овладение пониманием особенностей проявления характерных мужских и женских качеств, умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности. Освоение разнообразия мужских и женских имен, происхождения некоторых имен, имени и отчества. Освоение представлений о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми: Понимание труда людей как основы создания богатства окружающего мира.

Освоение представлений о себе и семье: о своем имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей. Овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условиях их нормального функционирования.

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.

Освоение представлений о своем городе (селе)-названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждениях города (села) -магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города.

Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России. Понимание многообразия россиян разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.

Освоение представлений о других странах и народах мира. Понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить.

3.2. Показатели усвоения знаний воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка («Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- Проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности;

- Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по

собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает,

выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения;

- знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах.

- Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях, интересах.

- Проявляет интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.

- Хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей,

школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

- Хорошо знает свое имя, фамилию, возраст,пол.

- Проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни.

- Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости за свою страну.

- Проявляет интерес к жизни людей в других странах.

- Отсутствует интерес окружающему миру (природе, людям, искусству, предметному окружению).

- Не сформированы возрастные эталонные представления, представления о мире поверхностны, часто ошибочны;

- Не способен самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, не выделяет результат познания.

- Не проявляет положительного отношения и интереса к людям, к их

жизни в семье и в детском саду.

- Затрудняется в различении людей по полу, возрасту, профессии, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

- Социальные представления о родной стране и других странах мира

ограничены.

- Познавательный интерес к социальному миру, городу, стране снижен.

3.3.Содержание знаний детей.

Седьмой год жизни. 

Задачи образовательной деятельности

- Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно - исследовательской деятельности, поддерживать проявления

индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.

- Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы

проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

- Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях,

выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

- Воспитывать гуманно - ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места

человека в нем.

- Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах

взаимоотношений взрослых и детей.

- Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства,

- Развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и поступки.

- Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско - патриотические чувства.

- Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.

- Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.

- Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.

Освоение представлений ребенка о себе -своем имени, отчестве, фамилии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания. Освоение представлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и ближайших родственников, памятных событиях, традициях семьи. Овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни.

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.

Освоение представлений о родном городе- его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях.  Понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.

Освоение представлений о родной стране-ее государственных символах, президенте, столице и крупные городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов. Проявления желания участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях страны и города.

Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира- элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.

3.4. Показатели усвоения знаний воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка («Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится

впечатлениями.

- Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.

- Проявляет интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных –

сходство.

- Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.

- Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны.

- Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее.

- Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира.

- Знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя действующего президента некоторые достопримечательности города и страны.

- Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны.

- Снижена познавательная активность, познавательный интерес не

проявляется.

- Кругозор ограничен, представления бедны и примитивны.

- Свойственна речевая пассивность в процессе обследования и экспериментирования.

- Имеет скудный объем представлений о себе, своих близких, с неохотой отвечает на

вопросы о них.

- Социальные представления о социальном мире, жизни людей и о себе ограничены, поверхностны.

- Не проявляет интереса к настоящему и прошлому жизни родной страны, не стремится рассуждать на эти темы.

- Имеет крайне ограниченные социальные представления о мире, других странах, жизни разных народов.

3.5.ПЕРСПЕКТИВНО  – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Этапы

Содержание

Цель

Социально – коммуникативное развитие

НОД «День Защитника Отечества»

Беседа «Охрана границы» (стр.122 Алешина)

Расширять и закреплять знание детей о традициях и истории русского воинства; воспитывать патриотические чувства, эмоционально положительное отношение к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.

НОД «Женщина - труженица»

Беседа «Мамин праздник», «Профессия моей мамы»

Формировать представление детей о профессиях женщин, о профессии мам; развивать умение определять эмоциональное состояние людей (мам, бабушек, сестренок), оказывать посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать  уважение к труду женщин.

Развлечение «Здравствуй, Масленица»

Познакомить с традиционным русским народным праздником – масленица; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционному праздникам; развивать понимание названия праздника.

Развлечение «Вороний день»

Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам.

Развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.

Воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям

НОД «Этот загадочный космос»

Беседа «Зачем летают в космос»

Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта; воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Рассказ воспитателя о Великой Отечественной войне

НОД «Сталинград военный»

Экскурсия детей к памятнику павшим солдатам

Познакомить с традициями празднования Дня Победы.

Рассказать о значении этого праздника для нашей страны, воспитывать внимательное и заботливое отношение к ветеранам.

Формировать нравственные и патриотические чувства; приобщать к традиционным российским ценностям; воспитывать внимательное и заботливое отношение к пожилым людям, ветеранам

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа А.Ляпидевского «Челюскинцы» (стр. 205 Волчкова)

Закрепить знание детей о том, кто такие защитники Отечества; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, Армию.

Чтение стихотворения М. Агашина «Мать» (стр.143 Горбатенко)

Учить детей выразительно рассказывать стихотворение о маме. Воспитывать любовь к близкому человеку – маме.

Заучивание заклички «Душа ль ты, моя Масленица » (стр.53 Волчкова)

Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционному праздникам;

Художественное творчество

Рисование «Я с папой»

Учить рисовать парный портрет  в профиль, стараясь передать особенности внешнего вида себя и папы.

Рисование «Мы с мамой улыбаемся»

Учить рисовать женский портрет по представлению или с опорой на фотографию, передавая особенности внешнего вида.

Рисование «Чудо писанки»

Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце.

Лепка «На, чем я полететь хочу»

Учить передавать форму основной части изделия и дополнительных частей, их пропорций.

Рисование

«Праздничный салют»

Обогатить знания детей  о Великом и светлом празднике - Дне Победы; учить рисовать салют.

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры:  «Скорая помощь», «Космонавты», «Семья», «Праздник 8 марта в семье», «Полет в космос», «Путешествие на Север», «Проектное бюро. Архитектор»

Подвижные игры: «Самолеты», «Чье звено скорее соберется», «Летчики на аэродроме», «Через болото»

Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Дострой дом», «Профессия военный», «Какие предметы космонавт в полет возьмет» и др.

 Учить детей придумывать сюжет игры, формировать ролевое взаимодействие во время игры; учить распределять роли в игре; развивать воображение, двигательную активность, память, мышление; воспитывать дружеские взаимоотношение во время игры.

Учить детей классифицировать  предметы и закрепить знание об обобщающих понятиях.

3.6. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

5–6 лет.

Знать свой домашний адрес, название города, округа.

Иметь представление о символике города, округа.

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте коренных народов ХМАО.

Узнавать на фотографиях достопримечательности города, поселка  уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

Краткие сведения об истории города, округа.

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

Знать герб, флаг России, ХМАО  и своего города.

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Знают историю своей семьи, свою родословную.
Знают домашний адрес, имена своих родителей, их профессию.

Дети участвуют в трудовой деятельности в детском саду.

IV.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.


Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.

В  настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. 
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада
Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослых.
Семья и детский сад- два важных института социализации детей. Для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Цель:  вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания дошкольников через  разнообразные формы  работы с семьями воспитанников.

 Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

            Выявление потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по патриотическому воспитанию дошкольников;  повышение педагогической грамотности родителей по проблеме формирования начал патриотизма у старших дошкольников; формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания;  укрепление статуса и престижа семьи, уважительного отношения всех членов семьи между собой.

Февраль

Активные формы работы

Цель

1.

КВН «Что мы знаем о России» две команды родителей и детей.

Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности с детьми,   получить положительные эмоции от совместной игры, пополнить знания о России.

2.

"Война в истории моей семьи". «Никто не забыт….» четвертая страничка из книги «Про меня» "Семейные реликвии".

Привлечь родителей и детей к оформлению выставки - поздравления ко Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество

3.

Празднуем вместе.

«Масленица»

Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность

Март

Активные формы работы

Цель

1.

Фотомонтаж «Мама труженица» подготовка к празднованию 8 марта.

Привлечь пап и детей к оформлению выставки - поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Уточнить представления детей о членах семьи и родственных связях;

2.

 «У войны не женское лицо» из цикла   отдыхаем всей семьей. Совместное рассматривание иллюстраций, книг, фотографий, телепередач по тематике

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном отдыхе, положительные эмоции, чувство   коллективности. Познакомить детей с историей страны. Воспитывать патриотические качества, гордость за прошлое   России.

3.

Родной природы малый уголок. Страничка выходного дня. Стихи о природе, о малой родине. - Сочиняем сами. (Словотворчество)

Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом. Содействовать семейному духовно-нравственному воспитанию

4.

Фотовыставка наши прабабушки, страничка «Расскажи мне обо мне» восьмая страничка альбома «Про меня»

Активизировать духовное и культурное сознание родителей. Развивать речь, пополнять словарь, развивать умение рассказывать о своих любимых книгах.

Апрель

Активные формы работы

Задачи.

1.

Страничка шестая альбома «Про меня»  «Почему меня так назвали?»

Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, Развивать творческие способности, воображение.

2.

Семейное древо   -   страничка семейного альбома. «Про меня»

Формирование у родителей и детей коммуникабельности, сплочения, получение положительных эмоций, воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов.

3.

Создание герба, флага и гимна семьи - конкурс. Зарисовки в альбом «Про меня».

Привлечь родителей к воспитанию детей, Получить положительные  эмоции, удовлетворение от совместного участия в творческой деятельности. Воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Май

Активные формы работы

Задачи.

1.

Рисование «Моя бабушка - папина мама» (рисуем в парах) конкурс на празднике семьи.

Уточнить представления детей о членах семьи и родственных связях; воспитывать уважение к старшему поколению.

2.

Выставка семейного рисунка

Рисуют родители тема: «Каким я вижу своего ребенка через 15-20 лет».

Сплотить на совместном развлечении коллектив группы! Получить положительные  эмоции от встречи.

3.

Выставка альбомов «Про меня» презентация, подведение итогов.

Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями.

Рекомендации для родителей:

  • обращайте внимание ребенка на красоту родного город;
  • употребляйте как можно чаще пословицы и поговорки о Родине и родном крае;
  • во время прогулки расскажите о достопримечательностях города;
  • читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа и т.д.;
  • не говорите при ребенке плохо о той стране, где вы живете;
  • чаще рассказывайте о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете;
  • смотрите научные и документальные фильмы, находите интересную информацию, проводите свои расследования, обсуждайте увиденное, радуйтесь и переживайте вместе с героями.

Выстраивая, таким образом, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:

- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;

- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- принимают активное участие в жизни группы и детского сада;

- являются активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям;

Список используемой литературы

1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2003. – 246с.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.  Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.

3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Система воспитания индивидуальности дошкольников. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – ЧП Лакоценин С.С., Воронеж. – 2007

 4. Гладкова, Ю.А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно- патриотическому воспитанию // Ребенок в детском саду. – 2008. – №2. – с.11 5. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008.- 192с.

 6. Дошкольное образование. Словрь терминов / [Сост. Виноградова Н.А. и др.] – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400с.

7. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

8. Занятия в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост. Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 131с.

9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.

10. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Юные патриоты"

ВОСПИТАТЕЛЬСКО-ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» I. Характеристика проекта По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.По времени проведения: ...

Проект "Юные патриоты"

проект по реализации задач нравственно-патриотического воспитания....

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольникоов в процессе реализации проекта "Юные патриоты"

В презентации представлены цель, задачи и формы организации работы с детьми дошкольного возраста по проекту "Юные патриоты". Проект направлен на ознакомление дошкольников с историей родного поселка....

Проект "Юный патриот"

Цель проекта: создать педагогические условия для формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста....

познавательный проект "Юный патриот"

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольног...

Проект "Юные патриоты"

Проект "Юные патриоты"...