Главные вкладки

    «Русские традиции» Проектная деятельность в ДОУ
    проект (подготовительная группа) на тему

    Сысоева Надежда Петровна

    Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.  Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи , традиции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok.docx33.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Русские традиции» Проектная деятельность в ДОУ

     Вид проекта: Долгосрочный ( на весь учебный год: с сентября по -май), групповой, информационно-творческий. 

    Участники: Воспитанники подготовительной группы  совместно с педагогами и родителями.

    Актуальность

    Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.  Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи , традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору . Фольклор  вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников.   Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    Цель проекта: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.

    Задачи:

    Пробудить интерес к истории и культуре России.

    Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

    Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

    Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

    Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

    Сформировать чувство национального достоинства.

    Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм

    Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:

    Создание атмосферы национального быта.

    Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

    Знакомство с народным искусством.

    Знакомство с русскими народными играми.

    Принципы педагогической деятельности в работе в детьми:Общекультурная направленность. Этот принцип подразумевает формирование у детей общей культуры через интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

    Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    Принцип гуманного отношения к детям;

    От общего к частному (в формировании духовно- нравственных установок). Дети более эмоционально отзывчивы на воздействия героев сказок,  могут ощущать их положительную или отрицательную позицию, т. е. находиться в действии;

    Интегрированный подход (тесная связь с музыкой, , изодеятельностью, игрой, трудом, литературой);

    Программно-действенный подход (связь с окружающим миром, с основами искусства);

    Игровой принцип (данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться;)

    Содержание работы:

    1.«Милости просим, гости дорогие

     Русская изба и её внутреннее убранство.

    2.«Стоит в поле теремок»

    Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

    3.«Чудесный сундучок»

    Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.

    4.«Самовар Иван Иваныч»

    Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.

    5.«Что нам осень принесла?»

    Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

    6.« Щи да каша-пища наша»

    Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).

    7. «Хлеб- всему голова»

    Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

    8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»

    Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

    9. «Водичка, водичка умой мое личико»

    Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.

    10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане»

    История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические  пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.

    Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.

    11. «Крестьянская игрушка»

    Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.

    12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок»

    Знакомство детей с  домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.

    13. «Здравствуй, зимушка- зима»

    Беседа о  зиме с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

    14. «Проказы матушки зимы»

    Народные игры, загадки, песенки о зиме.

    15. «С новым годом со всем родом»

    Рассказ о  традициях празднования Нового года.

    16. «Зимние святки»

    Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания

    17. «Пришла коляда – отворяй ворота»

    Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

    18. «Шутку шутить – людей насмешить»

    Народный юмор (скороговорки, дразнилки).

    19.«Живет в народе песня»

    Народная песня -один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.

    20.  «Русская матрешка»

    Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.

    21. «Небылица- небывальщина»

    Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

    22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»

    Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).

    23. «Русские народные сказки»

     Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.

    24. «Докучные сказки»

     Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.

    25. «Вербное воскресенье»

    Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.

    26. «Красна горка»

    Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  

    27. «Христово Воскресенье всем на веселье»

    Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников».

    28. «Грач на горе – весна на дворе»

    Русские обычаи встречи весны.  Заклички .

    29. «Весна красна цветами»

    Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.

    30. «Русская свистулька».

    Глиняная свистулька. Виды свистулек.

    31. «Чудо-чудное, диво- дивное»

    Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..

    32. «Богатырями славится Русь-матушка»

    Русские богатыри.

    33. Фольклорный праздник « Русские традиции»

    Обобщающее занятие.

                                     

    План работы в подготовительной группе на учебный год:

    п/п

    Тема

    Кол-во занятий

    Содержание

    1.

    «Милости просим, гости дорогие»

    1

    Знакомство с русской избой и её внутренним убранством.

    Рус. нар. игра «Ай-да имя, что за имя!»

    2.

    «Стоит в поле теремок»

    1

    Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

    Рус. нар. игра « Теремок»

    3.

    «Чудесный сундучок»

    1

    Знакомство с домашней утварью и посудой.

    Рус. нар. игра «Мил ли соседушка»

    4.

    «Самовар Иван Иваныч»

    1

    Знакомство детей с самоваром.

    Рус .нар. игра « Пирог»

    5.

    «Что нам осень принесла?»

    1

    Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

    Рус .нар. игра « Здравствуй, дедушка»

    6.

    « Щи да каша-пища наша»

    1

    Беседа о русской национальной кухне.

    Рус. нар. игра « Капуста»

    7.

    «Хлеб-всему голова»

    1

    Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

    Рус. нар. игра « Петух»

    8.

    «Ходит сон  по лавочке в голубой рубашечке»

    1

    Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями.

    Рус. нар. игра « Сидит Дрёма»

    9.

    «Водичка, водичка умой мое личико»

    1

    Разучивание потешек.

    Рус. нар. игра «Кольцо»

    10.

    «Молодец в кафтане, девушка в сарафане»

    1

    Знакомство с  русской народной одеждой.

    Рус. нар. игра « У дядюшки Трифона»

    11.

    «Крестьянская игрушка»

    1

    Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

    Рус. нар. игра « Захарка»

    12.

    «Коровушка и бычок-чёрненький бочок»

    1

    Знакомство детей с  домашними животными.

    Рус. нар. игра  «  Кисонька-Мурысонька»

    13.

    «Здравствуй, зимушка- зима»

    1

    Беседа о  зиме с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

    Рус. нар. игра «У медведя во бору»

    14.

    «Проказы матушки зимы»

    1

    Загадывание загадок о зиме.

    Рус нар. игра « Коршун и наседки»

    15.

    «С новым годом со всем родом»

    1

    Рассказ о  традициях празднования Нового года.

    Рус. нар. игра «Колдуны»

    16.

    «Зимние святки»

    1

    Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Новый год, Рождество).

    Рус. нар. игра «Золотые ворота»

    17.

    «Пришла коляда – отворяй ворота»

    1

    Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

    Рус. нар. игра « Птица»

    18.

    «Шутку шутить – людей насмешить»

    Беседа о народном юморе (скороговорки, дразнилки).

    Рус. нар. игра « Лес»

    19.

    «Живет в народе песня»

    1

    Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.

    Рус . нар. игра « Ай-да птица, что за птица»

    20.

      «Русская матрешка»

    1

    Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.

    Рус. нар. игра «Каравай»

    21.

    «Небылица- небывальщина»

    1

    Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

    Рус нар . игра «Цепи»

    22.

    «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»

    1

    Рассказ о Масленице.

    Рус. нар.игра «Гори, гори ясно»

    23.

    «Русские народные сказки»

    1

    Знакомство с русскими народными сказками.

    Рус. нар. игра «Птички»

    24.

    «Докучные сказки»

    1

    Знакомство с докучными сказками.

    Рус. нар. игра «Бабка Ёжка»

    25.

    «Вербное воскресенье»

    1

    Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.

    Рус. нар. игра « Верба-вербочка»

    26.

    «Красна горка»

    1

    Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  

    Рус. нар. игра»Каравай»

    27.

    «Христово Воскресенье всем на веселье»

    1

    Рассказ  о праздновании Пасхи.

    Рус. нар. игра «Солнышко-вёдрышко»

    28.

    «Грач на горе – весна на дворе»

    1

    Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение  закличек о весне.

    Рус. нар. игра « Ерыкалище»

    29.

    «Весна красна цветами»

    1

    Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.

    Рус. нар. игра « Охотники и бобёр»

    30.

    «Русская свистулька».

    1

    Рассказ о  глиняной свистульке.

    Рус нар. игра «Крута горка»

    31.

    «Чудо-чудное, диво- дивное»

    1

    Рассказ о декоративно-прикладном искусстве.

    Рус .нар. игра « Утица»

    32.

    «Богатырями славится Русь-матушка »

    1

    Рассказ о русских богатырях.

    Рус нар. игра « Лошадки»

    33.

    Фольклорный праздник «Русские традиции»

    1

    Обобщающее занятие.

                                      Планируемые результаты.

    Воспитанники должны знать и понимать:

    - основные праздники народного календаря;

    - заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки,

    - историю русского народного костюма, головных уборов

    уметь: 

    - исполнять русские народные песни

    - выразительно декламировать;

    - рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.

    - играть в народные игры и водить хороводы;

    - работать в коллективе и подчиняться общим правилам;

    применять:

    -использовать в активной речи  потешки, считалки, загадки.

    -использовать в повседневной жизни русские народные игры.

    -использовать атрибуты  русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

                                                         Список используемой литературы

    1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

    2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

    3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

    4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

    5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

    6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа на тему: «Масленица».

    Соприкосновение с народным искусством и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дет...

    Методическая разработка по теме: Использование проектно- исследовательской деятельности с детьми для ознакомления с истоками русских традиций, через создание Лэпбука.

    Проекты в дошкольной организации, это не новшество, но конечный продукт деятельности проекта заставляет задуматься. В своей работе я начала изучать и использовать, интересное методическое пособие &nda...

    Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в младшей группе

    Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе  разработки образовательного проекта« Масленица - блиноедка»....

    Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в 1 – младшей группе на тему « Масленица – блиноедка».

    Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе  разработки образовательного проекта« Масленица - блиноедка»....