«Русские традиции» Проектная деятельность в ДОУ
проект (подготовительная группа) на тему
Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи , традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русские традиции» Проектная деятельность в ДОУ
Вид проекта: Долгосрочный ( на весь учебный год: с сентября по -май), групповой, информационно-творческий.
Участники: Воспитанники подготовительной группы совместно с педагогами и родителями.
Актуальность
Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи , традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору . Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель проекта: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.
Задачи:
Пробудить интерес к истории и культуре России.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
Сформировать чувство национального достоинства.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:
Создание атмосферы национального быта.
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Знакомство с народным искусством.
Знакомство с русскими народными играми.
Принципы педагогической деятельности в работе в детьми:Общекультурная направленность. Этот принцип подразумевает формирование у детей общей культуры через интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Принцип гуманного отношения к детям;
От общего к частному (в формировании духовно- нравственных установок). Дети более эмоционально отзывчивы на воздействия героев сказок, могут ощущать их положительную или отрицательную позицию, т. е. находиться в действии;
Интегрированный подход (тесная связь с музыкой, , изодеятельностью, игрой, трудом, литературой);
Программно-действенный подход (связь с окружающим миром, с основами искусства);
Игровой принцип (данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться;)
Содержание работы:
1.«Милости просим, гости дорогие
Русская изба и её внутреннее убранство.
2.«Стоит в поле теремок»
Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
3.«Чудесный сундучок»
Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.
4.«Самовар Иван Иваныч»
Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.
5.«Что нам осень принесла?»
Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
6.« Щи да каша-пища наша»
Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).
7. «Хлеб- всему голова»
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.
8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»
Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.
9. «Водичка, водичка умой мое личико»
Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.
10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане»
История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.
Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.
11. «Крестьянская игрушка»
Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.
12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок»
Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.
13. «Здравствуй, зимушка- зима»
Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
14. «Проказы матушки зимы»
Народные игры, загадки, песенки о зиме.
15. «С новым годом со всем родом»
Рассказ о традициях празднования Нового года.
16. «Зимние святки»
Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания
17. «Пришла коляда – отворяй ворота»
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
18. «Шутку шутить – людей насмешить»
Народный юмор (скороговорки, дразнилки).
19.«Живет в народе песня»
Народная песня -один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.
20. «Русская матрешка»
Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.
21. «Небылица- небывальщина»
Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»
Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).
23. «Русские народные сказки»
Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.
24. «Докучные сказки»
Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.
25. «Вербное воскресенье»
Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.
26. «Красна горка»
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
27. «Христово Воскресенье всем на веселье»
Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников».
28. «Грач на горе – весна на дворе»
Русские обычаи встречи весны. Заклички .
29. «Весна красна цветами»
Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.
30. «Русская свистулька».
Глиняная свистулька. Виды свистулек.
31. «Чудо-чудное, диво- дивное»
Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..
32. «Богатырями славится Русь-матушка»
Русские богатыри.
33. Фольклорный праздник « Русские традиции»
Обобщающее занятие.
План работы в подготовительной группе на учебный год:
№ п/п | Тема | Кол-во занятий | Содержание |
1. | «Милости просим, гости дорогие» | 1 | Знакомство с русской избой и её внутренним убранством. Рус. нар. игра «Ай-да имя, что за имя!» |
2. | «Стоит в поле теремок» | 1 | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Рус. нар. игра « Теремок» |
3. | «Чудесный сундучок» | 1 | Знакомство с домашней утварью и посудой. Рус. нар. игра «Мил ли соседушка» |
4. | «Самовар Иван Иваныч» | 1 | Знакомство детей с самоваром. Рус .нар. игра « Пирог» |
5. | «Что нам осень принесла?» | 1 | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. Рус .нар. игра « Здравствуй, дедушка» |
6. | « Щи да каша-пища наша» | 1 | Беседа о русской национальной кухне. Рус. нар. игра « Капуста» |
7. | «Хлеб-всему голова» | 1 | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Рус. нар. игра « Петух» |
8. | «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» | 1 | Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Рус. нар. игра « Сидит Дрёма» |
9. | «Водичка, водичка умой мое личико» | 1 | Разучивание потешек. Рус. нар. игра «Кольцо» |
10. | «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» | 1 | Знакомство с русской народной одеждой. Рус. нар. игра « У дядюшки Трифона» |
11. | «Крестьянская игрушка» | 1 | Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Рус. нар. игра « Захарка» |
12. | «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» | 1 | Знакомство детей с домашними животными. Рус. нар. игра « Кисонька-Мурысонька» |
13. | «Здравствуй, зимушка- зима» | 1 | Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» Рус. нар. игра «У медведя во бору» |
14. | «Проказы матушки зимы» | 1 | Загадывание загадок о зиме. Рус нар. игра « Коршун и наседки» |
15. | «С новым годом со всем родом» | 1 | Рассказ о традициях празднования Нового года. Рус. нар. игра «Колдуны» |
16. | «Зимние святки» | 1 | Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Новый год, Рождество). Рус. нар. игра «Золотые ворота» |
17. | «Пришла коляда – отворяй ворота» | 1 | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. Рус. нар. игра « Птица» |
18. | «Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (скороговорки, дразнилки). Рус. нар. игра « Лес» | |
19. | «Живет в народе песня» | 1 | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Рус . нар. игра « Ай-да птица, что за птица» |
20. | «Русская матрешка» | 1 | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. Рус. нар. игра «Каравай» |
21. | «Небылица- небывальщина» | 1 | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. Рус нар . игра «Цепи» |
22. | «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» | 1 | Рассказ о Масленице. Рус. нар.игра «Гори, гори ясно» |
23. | «Русские народные сказки» | 1 | Знакомство с русскими народными сказками. Рус. нар. игра «Птички» |
24. | «Докучные сказки» | 1 | Знакомство с докучными сказками. Рус. нар. игра «Бабка Ёжка» |
25. | «Вербное воскресенье» | 1 | Рассказ о праздновании Вербного воскресенья. Рус. нар. игра « Верба-вербочка» |
26. | «Красна горка» | 1 | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Рус. нар. игра»Каравай» |
27. | «Христово Воскресенье всем на веселье» | 1 | Рассказ о праздновании Пасхи. Рус. нар. игра «Солнышко-вёдрышко» |
28. | «Грач на горе – весна на дворе» | 1 | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Рус. нар. игра « Ерыкалище» |
29. | «Весна красна цветами» | 1 | Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне. Рус. нар. игра « Охотники и бобёр» |
30. | «Русская свистулька». | 1 | Рассказ о глиняной свистульке. Рус нар. игра «Крута горка» |
31. | «Чудо-чудное, диво- дивное» | 1 | Рассказ о декоративно-прикладном искусстве. Рус .нар. игра « Утица» |
32. | «Богатырями славится Русь-матушка » | 1 | Рассказ о русских богатырях. Рус нар. игра « Лошадки» |
33. | Фольклорный праздник «Русские традиции» | 1 | Обобщающее занятие. |
Планируемые результаты.
Воспитанники должны знать и понимать:
- основные праздники народного календаря;
- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки,
- историю русского народного костюма, головных уборов
уметь:
- исполнять русские народные песни
- выразительно декламировать;
- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.
- играть в народные игры и водить хороводы;
- работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
применять:
-использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.
-использовать в повседневной жизни русские народные игры.
-использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Список используемой литературы
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности по приобщению к национальной культуре и традициям русского севера.
Духовно-нравственное воспитание...
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа на тему: «Масленица».
Соприкосновение с народным искусством и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дет...
Конспект сценария итогового мероприятия проектной деятельности "Традиции и обычаи русского народа"
...
Методическая разработка по теме: Использование проектно- исследовательской деятельности с детьми для ознакомления с истоками русских традиций, через создание Лэпбука.
Проекты в дошкольной организации, это не новшество, но конечный продукт деятельности проекта заставляет задуматься. В своей работе я начала изучать и использовать, интересное методическое пособие &nda...
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в младшей группе
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта« Масленица - блиноедка»....
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в 1 – младшей группе на тему « Масленица – блиноедка».
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта« Масленица - блиноедка»....
Презентация для детей средней группы на тему "Русская изба" Проектная деятельность. Продолжать знакомить детей с культурой и историей быта своего народа.
Перед вами русская изба. Слово «Изба» произошло от слова «истьба» – «истопка» – «топить» - «отапливать».Это сейчас мы с ва...
- Мне нравится (2)