Статья «Компетентности детей, комплекс личных качеств и навыков социального поведения»
статья на тему

Якутина Елена Вячеславовна

«Компетентности детей, комплекс личных качеств и навыков социального поведения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnosti_detey.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Компетентности детей, комплекс личных качеств и навыков социального поведения»

Компетентность - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области

Компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связаны с принципами и задачами ФГОС ДО.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Одной из задач ФГОС ДО является: формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

В соответствии с ФГОС ДО содержания Программы включает в себя социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

1.Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

Инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности...

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

2.Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

старается разрешать конфликты

3. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

3. Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности

4. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

5. Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

6. Ребёнок проявляет любознательность

-задаёт вопросы

-интересуется причинно-следственными связями

-пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей

-склонен наблюдать, экспериментировать

-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт

- знаком с произведениями детской литературы

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.

- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

7. Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

8. Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах)

9. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

10. Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

11.Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

12. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

13. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 –7 лет, был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному

учреждению. Подчеркнем, что большинство этих умений нельзя сформировать напрямую.

Структура социальной компетенции дается для того, чтобы взрослый наблюдатель мог сравнить поведение конкретного ребенка с эталонным поведением социально-компетентного дошкольника (старше 5 -7 лет).

Список социальных компетенций дошкольника

Навыки общения со сверстниками

1. Умение знакомиться

Содержание навыка:

доброжелательное отношение к людям, проявление доверия к новому человеку, открытость для контактов с незнакомыми людьми, ожидание от них доброжелательной реакции

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенка перевели в другой детский сад, и в новой группе он должен познакомиться с ребятами;

б) дома ребенок первый раз встречается со знакомыми своих родителей;

в) гуляя во дворе, ребенок знакомится с теми детьми, кого он видит первый раз.

Когда навык не сформирован, ребенок замкнут или застенчив, либо навязчив.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок чувствует, хочет ли он познакомиться с человеком или нет.

2. Если хочет, выбирает подходящее для этого время/ситуацию.

3. Подходит и говорит: «Привет, я – Петя, а тебя как зовут?»

4. Спокойно дожидается, когда человек назовет свое имя.

2. Умение присоединиться к играющим детям

Содержание навыка:

умение выразить свое желание присоединиться к группе, предполагает возможность выслушивания отказа, умение понять, что в уже сложившейся группе можно оказаться лишним, и относится к этому спокойно, не считая, что это означает ненужность этой группе в дальнейшем, в какой-то другой деятельности.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок хочет присоединиться к детям, играющим в помещении или на прогулке в детском саду;

б) ребенок хочет присоединиться к сверстникам, играющим во дворе. Когда навык не сформирован, ребенок либо застенчиво остается в стороне от играющих, либо не принимает отказ, обижаясь, плача или гневаясь, жалуется воспитательнице.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок в ситуации совместной игры чувствует, что ему хотелось бы играть вместе с другими и пробует присоединиться к ним.

2. Выбирает подходящий момент в игре (например, небольшой перерыв).

3. Говорит что-нибудь уместное, например: «Вам новые участники не нужны?»; «Можно мне поиграть тоже?»

4. Придерживается дружелюбного тона.

5. Присоединяется к игре, если получил согласие.

3. Умение играть по правилам игры

Содержание навыка:

способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям игры, вступать в отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи, способность осознания себя членом определенного коллектива.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок хочет включиться в игру, правила которой он не знает;

б) во время игры ребенку приходится соблюдать правила, которые требуют от него терпеливого подчинения.

Когда навык не сформирован, ребенок забывает поинтересоваться правилами игры, поэтому невольно их нарушает, вызывая нарекания со стороны других участников в свой адрес. Ребенок нарушает правила, не будучи в состоянии подчиняться.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Когда ребенок испытывает желание играть вместе с другими детьми, то интересуется правилами игры.

2. Убедившись, что понял правила, присоединяется к играющим (см. умение No 13).

3. Может терпеливо дожидаться своей очереди, если этого требуют правила.

4. Когда игра закончится, может сказать что-нибудь приятное другим играющим.

4. Умение просить об одолжении

Содержание навыка:

умение обратиться к другому с просьбой, а не с требованием, при этом может выдержать отказ.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенку нужна помощь сверстника в передвижении стола;

б) ребенок просит сверстника одолжить ему карандаш для рисования.

Когда навык не сформирован, ребенок все пытается делать сам, когда не получается – расстраивается или сердится, либо вместо просьбы приказывает и требует.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Когда ребенок чувствует, что ему нужна помощь, он находит другого и обращается к нему (см. умение No 2).

2. Если получил отказ, спокойно ищет еще кого-то, кто бы мог ему помочь.

5. Умение предлагать помощь сверстнику

Содержание навыка:

нацеленность на сотрудничество с другими, чуткость и внимание к проблемам других, понимание. что помощь –это безвозмездное предложение.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок предлагает сверстнику помочь донести что-то тяжелое;

б) ребенок предлагает сверстнику помочь убрать комнату после занятия.

Когда навык не сформирован, ребенок не имеет привычки помогать, наоборот может даже насмехаться над сверстником, который делает тяжелую работу (не может с чем-то справиться)

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок может обнаружить, что сверстнику нужна помощь (Как он смотрит? Что делает или говорит?).

2. Ребенок может почувствовать, есть ли у него силы и возможности помочь.

3. Дружелюбно предлагает помощь, спрашивая, а не настаивая, например: «Давай, я тебе помогу?».

6. Умение выражать симпатию

Содержание навыка:

дружелюбие, положительное отношение к сверстникам, умение выразить свое отношение.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенку очень нравится кто-то из сверстников, и он хотел бы с ним подружиться.

б) кто-то из детей грустит или чувствует себя одиноко.

Когда навык не сформирован, ребенок слишком застенчив либо ведет себя высокомерно, потому что не умеет говорить о своих симпатиях к другому ребенку.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок чувствует радость, благодарность, жалость, нежность к другим детям (или к кому-то из сверстников).

2. Он чувствует также, понравится ли другому ребенку узнать о его чувствах к нему (например, человек может начать смущаться, или он почувствует себя хорошо).

3. Он может выбрать подходящее время и место.

4. Рассказывает о своих теплых чувствах, например, говорит: «Толик, ты хороший», «Таня, я хочу с тобой играть».

7. Умение принимать комплименты

Содержание навыка: 

умение выслушивать похвалу от других за свои поступки без смущения, неудобства и чувства вины и благодарить за добрые слова.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) взрослый хвалит ребенка за что-то, что он сделал;

б) кто-то из старших говорит ребенку, какой он сегодня красивый.

Когда навык не сформирован, ребенок смущается в ситуации похвалы, либо в ситуации похвалы начинает вести себя нарочито.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок, которому говорит что-то приятное человек, находящийся рядом, может посмотреть ему в глаза и улыбнуться.

2. Говорит «спасибо» без смущения или зазнайства.

3. Может сказать что-нибудь еще в ответ, например: «Да, я очень старался».

8. Умение проявлять инициативу

Содержание навыка:

активность в решении собственных проблем и удовлетворении потребностей.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок предлагает детям поиграть в какую-нибудь игру и берется ее организовать.

Когда навык не сформирован, ребенок не берет на себя никакой инициативы, ожидая ее от других.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок предлагает сверстникам сделать что-то совместно.

2. Он может придумать, какими способами дети могут сотрудничать, например, соблюдая очередность, или распределяя работу между участниками.

3. Говорит ребятам, кто что будет делать.

4. Подбадривает сверстников, пока группа не выполнит задание или пока не будет достигнута поставленная цель.

9. Умение делиться

Содержание навыка:

способность свободно и спонтанно отдавать, делиться тем, что принадлежит тебе.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) кто-то из детей просит ребенка поделиться с ним игрушками;

б) ребенок делится с детьми конфетами или другими сладостями.

Когда навык не сформирован, ребенок выглядит скаредным или жадничает, чтобы самоутвердиться.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок хочет поделиться чем-нибудь с кем-то другим.

2. Он выбирает того, с кем хочет поделиться.

3. Может выбрать подходящее для этого время и место.

4. Дружелюбно и искренне предлагает что-то свое.

10. Умение извиняться

Содержание навыка:

способность понять, когда ты был неправ, признать это и извиниться.

Ситуации, в которых данный навык может проявиться:

а) ребенок боролся со сверстником перед обедом за место за столом, в результате чего была разбита тарелка;

б) дома ребенок обидел младшую сестру.

Когда навык не сформирован, ребенок никогда не извиняется и поэтому выглядит невоспитанным, грубым или упрямым.

Шаги, составляющие данный навык:

1. Ребенок может чувствовать, что сделал что-то не то.

2. Он понимает, что кто-то из-за него расстроился и сочувствует ему.

3. Правильно выбирает место и время, чтобы искренне извиниться.

4. Говорит: «Извини меня, пожалуйста» (или что-то подобное).

ФГОС ДО имеет раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

Попробуем сопоставить интегративные качества выпускника детского сада и

универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся начальной школы

Предпосылки УУД у детей

при поступлении в школу

Планируемые результаты

на конец 1 класса

- умеет положительно относиться к себе, другим людям,

-обладает чувством

собственного достоинства

-понимает предложения и оценки

учителей, товарищей, родителей и других людей,

-умеет оценить себя по критериям,

предложенным взрослыми

-положительно относится к школе

-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека

-умеет уважать достоинство других

-умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле

как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

-умеет уважительно относиться к чужому мнению

-умеет понимать чувства других людей и сопереживать им

-умеет беречь свои вещи

-умеет бережно относиться к

материальным ценностям

-уважает и принимает ценности семьи и общества

-любит свою Родину и свой край

-умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях,

- способен вести  переговоры, договариваться, учитывать

интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре

-в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий,

участников по совместной

деятельности

-умеет взаимодействовать со

сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы

других, сдерживать свои эмоции

-умеет выбирать себе род занятий и

партнёров

-умеет подчиняться разным

правилам и социальным нормам

-может поддержать разговор на интересную для него тему

-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

-может поддержать разговор на

интересную тему

-умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

-умеет делать самооценку

себе и своим

действиям

-умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

-умеет делать самооценку себе и своим поступкам

- умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах

-умеет адаптироваться к некоторым

сложным ситуациям

Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят

свое развитие на 1 уровне общего образования: дошкольном образовании. На это указывают данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Моделирование навыков социального поведения через театрализованные занятия дополнительного образования

« Моделирование навыков социального   поведения через театрализованные занятия              дополнительного образования...

Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста

Игра – упражнение «Ласковый мелок» Педагог. Рисунок наш будет необычным: рисовать будем волшебным невидимым  мелом друг другу на спине. Посмотрите, как нужно рисовать этим мелком.Педаг...

Статья Ящук Е. В. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой об...

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность, как способ формирования навыков социального поведения"

В ходе консультации рассматриваются задачи социального развития, которые могут быть решены в театрализованной деятельности....

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В данный материал входят подборки: игры и упражнения на развитие навыков общения, на умение входить в контакт, на развитие интереса и внимания к партнёру по общению, на совершенствование невербальных ...

Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста

Картотека игр для формирования навыков социального поведения у детей средней группы...