« Моделирование навыков социального поведения через театрализованные занятия дополнительного образования
материал по теме

Пьянзина Елена Павловна

 

« Моделирование навыков социального

   поведения через театрализованные занятия          

   дополнительного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                            « Детский сад № 68»

                Консультация для воспитателей

   « Моделирование навыков социального

   поведения через театрализованные занятия          

   дополнительного образования »

                                                Провела воспитатель

                                                Пьянзина Е.П.

                                  Саранск-2013

   В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый « банк жизненных ситуаций ». Именно в детстве происходит созревание человека, способного адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять своё Я среди других людей.

   В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

   Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.

    Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, всё обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе большой заряд агрессии, который обрушивается на незащищённое эмоциональное поле ребёнка. Как уберечь его от этой страшной обрушительной силы?

    Стало модно старые добрые сказки переделывать на новый лад. Конечно же, каждый художник имеет право на своё видение того или иного произведения, ведь его первое с ним знакомство было еще в детстве. Зачастую новое видение сказки в авангардистском стиле даётся детям, не знающим первоисточника. Такие эксперименты над восприятием ребёнка приводят к тому, что в лучшем случае, он может быть, когда ни будь откроет книгу и попытается «стереть» тот зрительный ряд, который навязал ему художник. В худшем случае ему это произведение станет навсегда чуждым и неинтересным.

     Сказка всегда во все времена имела огромную роль над детским сердцем. Необходимо, чтобы ребёнок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся и проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры.

     Есть целый ряд русских народных сказок о добре, которое всегда побеждает зло, сказок, которые непременно надо услышать в детстве.

     Ну и как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немного пожить их жизнью.

     Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Известный композитор Кабалевский в книге « Воспитание ума и сердца » так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности».

    Моделирование социальных навыков позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

    Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентируемое время, органично включена в различные другие занятия (музыкальные, изо и др.).

    В соответствии со склонностями детей и их интересами, в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий («Кукольный театр-малышам», «Театральный салон», и т.д). Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительных, музыкальных, театрализованных), в конечном итоге объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которому готовятся участники всех студий ДОУ.

    Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой либо роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

  1. выбор детьми роли по желанию
  2. назначение на главные роли робких, застенчивых детей
  3. распределение ролей по карточкам, на которых схематично изображён персонаж
  4. проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

  1. что делать, если ролей не хватает на всех детей
  2. кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решать подгрупповая организация занятий, парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель может охватить всех детей, придумав дополнительные роли.

    Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей и требует индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, то дети, в большинстве случаев хотят играть только положительных героев. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театре все дети и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Причем сыграть роль отрицательного героя гораздо сложнее.

     Ещё одна проблема отрицательного персонажа – последствия его поступков: волк пострадал  из-за своей кровожадности, Ленивица – за грубость, жадность и наглость. Поэтому иногда можно прибегать к приёму творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательного героя можно перевоспитать при активном участии детей.

     Вместе с тем нужно учить детей объективно оценивать свои поступки и не просто подражать положительному, но и контролировать своё поведение.

     Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нём сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя.

     Образное, яркое изображение социальной действительности знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы  побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на занятиях дополнительного образования в ДОУ.

Дополнительное образование - это необходимая целенаправленно организованная досуговая деятельность ребенка, призванная создавать условия для его творческого развития, что позволяет наполнить мир детст...

Развитие художественно-творческой деятельности дошкольников через реализацию программы дополнительного образования «Мастерилка».

1.Научить нестандартным решениям, проявлению фантазии при творческом изменении предмета, изготовлении для себя или других вещей.2.Развивать конструктивные навыки, образное мышление, творческое мышлени...

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность» (выступление из опыта по теме самообразования)

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, ...