Развитие художественно-творческой деятельности дошкольников через реализацию программы дополнительного образования «Мастерилка».
материал

1.Научить нестандартным решениям, проявлению фантазии при творческом изменении предмета, изготовлении для себя или других вещей.

2.Развивать конструктивные навыки, образное мышление, творческое мышление, мелкую моторику рук.

3.Сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельности и устойчивый интерес к процессу работы.

4.Воспитывать умение доводить начатое до конца, объективно оценивать работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие художественно-творческой деятельности дошкольников через реализацию программы дополнительного образования «Мастерилка».                                                               

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребёнок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное – счастливым.

         Дошкольный возраст – это важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.

         Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих умений, формировать критическое мышление, целенаправленность

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства, и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребёнку то, что мы вправе от него ожидать.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных способностей.

Творческое начало рождает в ребёнке фантазию, воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано. Или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по новому, по своему, лучше.

Творческое начало – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом широком смысле этого понятия.

Художественно-творческая деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребёнка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - утверждал В,А. Сухомлинский.

Введение

В процессе  ежегодной диагностики уровня развития детей и усвоения ими образовательной программы были выявлены следующие проблемы:

1.Большенство детей по художественно-изобразительной деятельности имеют низкий уровень развития.

2.Сенсорные способности детей на недостаточном уровне.

3.Слабо развита мелкая моторика рук.

4.Плохо развито творческое воображение.

          Таким образом, вытекает цель: определить необходимые условия для развития художественно-изобразительной деятельности.

     Для достижения поставленной цели мною были выделены следующие Задачи:

  1. Развитие детского творчества через изобразительную деятельность.
  2. Формирование эстетического восприятия окружающего мира.
  3. Воспитание эмоционального и осознанного отношения к творческой деятельности, умения слышать, видеть и чувствовать.

Совершенствуя условия для развития художественно-творческой деятельности детей, я разработала программу дополнительного образования «Мастерилка».

Цель программы:

Создание условий для привития ребёнку эстетических навыков, способствующих развитию гармонически развитой личности.

Задачи:

1.Научить нестандартным решениям, проявлению фантазии при творческом изменении предмета, изготовлении для себя или других вещей.

2.Развивать конструктивные навыки, образное мышление, творческое мышление, мелкую моторику рук.

3.Сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельности и устойчивый интерес к процессу работы.

4.Воспитывать умение доводить начатое до конца, объективно оценивать работы.

Предполагаемый результат:

1.Дети владеют нетрадиционной техникой создания конструктивно-художественных работ.

2.Умеют творчески преобразовывать, трансформировать, видоизменять предметы.

3.Сформироаны навыки и умения работать с разными материалами.

4.Сформирован устойчивый интерес  к конструктивно-художественной деятельности.

Основная часть

Разработанная мной программа кружка «Мастерилка» направлена на организацию конструктивно-художественную деятельность с детьми 3-7 лет.

1 этап – дети 3-4 лет

2 этап – дети 4-5 лет

3 этап – дети 5-6 лет

  1. этап – дети 6-7 лет

На 1 этапе:

- познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (фантики, спичечные коробки, шаблоны различных предметов, пробки, бумажные пакеты и т. д.);

- учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем;

-  развивать мелкую моторику.

На 2 этапе:

- развивать познавательную и исследовательскую деятельность;

- обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополняя образ игрушки деталями из пластилина, цветной бумаги или природного материала (пластиковые бутылки, коробочки, нитки разных цветов,  ёмкости от йогурта и т. д.).

На 3 и 4 этапах

- учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;

- знакомить с приёмами изготовления поделок сложных конструкций;

-учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения;

- развивать творческие способности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

          Неоспоримым достоинством данной программы является её абсолютная доступность и независимость от уровня материального благополучия родителей, технической оснащённости ДОУ.

При этом не понадобятся сложные, труднодоступные материалы: практически всю работу дети смогут выполнить сами при минимальной помощи и поддержке педагога. Однако полученный результат эстетически и эмоционально привлекателен для ребенка, поскольку ту или иную вещь он сделает сам. Это не только интересное для детей, но и крайне полезное для их общего развития занятие. За основу при составлении программы взяты уже существующие технологии, методики: Г.И. Давыдовой «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», Ю.В. Рузановой «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», О.В. Дыбиной «Творим, изменяем, преобразуем» с использованием нетрадиционных форм конструктивно-художественной деятельности с учетом индивидуальных возрастных особенностей. Образовательный процесс строится согласно дидактическим принципам:

- строгая последовательность в овладении методами и приёмами в конструктивно-художественной деятельности;

- систематичность и регулярность занятий;

- развивающее обучение, ориентирующиеся на зону ближайшего развития каждого ребёнка;

- гуманизация, предусматривающая реализацию программы в условиях личностно ориентированной модели и конструктивно-художественного процесса.

           Приём обучения конструированию из бросового материала имеют свои особенности на разных этапах:

1 этап: в качестве образца и использую заранее изготовленную поделку и подробно демонстрирую все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными детальными комментариями.

2 этап: я постепенно сокращаю процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая работу со схемами и опорными планами.

3 этап предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок. На этом этапе важно поощрять проявление творческой фантазии и стремление детей к самостоятельности в процессе практической реализации.

4 этап: подведение итогов и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка.

          Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май, во второй половине дня, длительность занятий от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей); в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, и расписанием занятий по дополнительному образованию.

           Для полноценной работы детей в кружке, я привлекла родительскую общественность. Родители помогли мне собрать материал для работы (коробочки разной формы и размера, цветные нитки, ткань разной фактуры, пластиковые бутылки, цилиндры от «киндер-сюрприза», ёмкости от йогурта  и т.д.)

           Конструктивно - художественная деятельность как средство воспитания личности обладает огромной силой. Так создавая красивые поделки своими руками, видя результат своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение, в них просыпаются творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты». Но иногда кто-нибудь из детей отказывается от работы из-за страха, что не справится с ней. В таких случаях я поощряю ребёнка, даже если у него получается самая малость. Помогаю ребёнку доводить начатое до конца, но помощь оказываю при необходимости и минимальную, чтобы у него была возможность проявить себя самостоятельно. Успешное выполнение работы придаёт ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает на дальнейшие задания.

В начале каждого занятия мы с детьми обсуждаем последовательность творческой работы. Я поощряю детей к установлению контактов.

Коллективная форма творчества сближает детей, развивает навыки культуры общения. Я специально создаю ситуации, где дети работают коллективно, например: «Цветы для полянки» - дети составляют  коллективную композицию из цветов, сделанных из коробочек от шоколадных яиц.

Игровые технологии, которые я использую в работе кружка «Мастерилка», позволяют детям чаще проявлять инициативу и творчество.  В игре чаще стали проявляться мышление и воображение детей. Они стали более эмоциональными и активными. Дети научились работать сообща, стали более доброжелательными друг к другу.

Во время работы мы с детьми проводим эксперименты с различными материалами (солью, манкой, красками, мыльной пеной), экспериментируем  с художественными материалами (бумагой - рвется, мнется, сгибается; глиной - можно лепить из глины, подсыхая – твердеет, поделки из глины легко раскрашивать), инструментами (кисточками - можно рисовать не только сырой кисточкой, но и сухой, рисовать тычком, концом кисти, обратной стороной кисти - ручкой; красками – можно смешивать и получать другой цвет, делать цвет насыщенным или бледным)

В повседневных наблюдениях заостряю внимание детей на необычных формах природы, интересных литературно-художественных образах и произведениях изобразительного искусства. Рассматриваем с детьми репродукции картин, предметы декоративно-прикладного искусства, что является главным накоплением опыта, осмысления детьми, что и как изображать, каким приемом пользоваться, передавая цвет, форму. Для сенсорного развития детей провожу дидактические игры «Найди по цвету» - умение находить и называть конкретный цвет; дидактические упражнения - «Соберем  радугу», «Соберем цветик-семицветик» - знание основных цветов спектра, дидактическая игра «Что бывает желтым синим, красным и т.д.» знание оттенков цвета

В работе с детьми я обращаюсь к сказочным образам, т.к. сказка наиболее доступна сознанию ребенка. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло). Дети начинают эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Так же использую музыкальные произведения для обогащения содержания области, развитие детского творчества. Деятельностью, интегрирующей с изобразительной и углубляющей представление о предмете изображения  является музыка, пантомима. Эмоционально воздействуя, музыка формирует способность на чувственной основе размышлять, переживать образ предмета, явления, по возможности обыгрывать движениями рук, тела, мимикой лица. Я включаю музыкальное сопровождение при необходимости перед непосредственной деятельностью, и во время неё.

В результате решения поставленных задач дети овладевают: нестандартными решениями, проявляется фантазия при творческом изменении предмета, изготовлении для себя или других вещей; развиваются конструктивные навыки, образное мышление, творческие способности, мелкая моторика рук; формируется положительная мотивация к трудовой деятельности и устойчивый интерес; воспитывается умение доводить начатое до конца, объективно оценивать работы.

Форма проведения итогов - открытые мероприятия, участие в конкурсах, выставки детского творчества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы дополнительного образования по обучению английскому языку дошкольников 6-7 лет “Funny English” («Занимательный английский»)

Программа дополнительного образования по обучению английскому языку "Funny English" для дошкольников старших и подготовительных групп....

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Программа дополнительного образования "Мастерилка"

Программа по ручному труду "Мастерилка" разработана для детей пятого года жизни. В рамках программы ребята научатся изготавливать поделки из природного и бросового материалов, познакомятся с...

Презентация программы дополнительного образования "Мастерилка"

Программа предназначена для педагогв дополнительного образования и воспитателей ДОУ. Данная практика ориентирована на детей дошкольного возраста от 3- 7 лет...

Программа дополнительного образования "Мастерилка"

Программа дополнительного образования "Мастерилка" - ручной труд, изготовление игрушек и поделок из бросового материала.Программа спланирована на два года....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...