Программа дополнительного образования "Мастерилка"
рабочая программа (средняя группа)

Тереханова Ирина Александровна

Программа по ручному труду "Мастерилка" разработана для детей пятого года жизни. В рамках программы ребята научатся изготавливать поделки из природного и бросового материалов, познакомятся с нетрадиционными техниками рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_terehanovoy_2021.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 50

ПРИНЯТА:

на заседании Педагогического совета

МАДОУ детский сад № 50

«28»  августа 2021г.

 Протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:

Заведующий МАДОУ детский сад № 50 Н.Н.Юндина  

Приказ  № …….от ………… г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МАСТЕРИЛКА»

для детей четырех лет 

Срок реализации 1 год

Автор разработчик: Тереханова И.А.

воспитатель

г.  Ревда, 2021 год


Пояснительная записка

Направленность

Социально-педагогическая направленность, творческое развитие

Актуальность

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручным материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды.

Отличительные особенности

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Адресат общеразвивающей программы

Программа разработана для детей 4 лет. У детей четырех лет активно развивается изобразительная деятельность, совершенствуется и ее техническая сторона, формируется умение вырезать ножницами. Усложняется конструирование, формируются навыки конструирования по собственному замыслу. Начинает развиваться образное мышление. Количество детей, осваивающих программу – 18.

Режим занятий

Занятия кружка проводятся один раз в неделю по подгруппам. Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность занятий 20 минут.

Объем

Объем программы 35 часов.

Срок освоения

1 год

Уровень

Стартовый (минимальная сложность освоения предлагаемого материала)

Формы обучения

подгрупповая, индивидуальная и т.д

Виды занятия

игра, мастер-класс, викторина, мастерская

Формы подведения результатов

Беседа, выставка, презентация, творческий отчет,

2. Цели и задачи общеразвивающей программы

Цель: создать условия для формирования всесторонне эстетически развитой творческой личности, способствовать развитию творческих способностей и воображения детей в процессе совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. 

 Ожидаемые результаты:

- дети освоят способы самостоятельного создания поделок, простых сюжетных композиций в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности;

- у детей развит интерес к художественному ручному труду, сформировано образное представление, развиты творческие способности;

- в детских работах есть чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма;

- сформированы технические умения и навыки работы с разными материалами (дети знают, что можно сделать из различных материалов, что для этого нужно, могут рассказать о свойствах материалов).

Задачи: 

  • Обучающие: изготавливать поделки из природного и бросового материала; использовать разные по фактуре материалы; обучение приемам работы с инструментами; обучение приемам и технологии изготовления композиций; учить технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами
  • Развивающие: развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма; образного мышления и воображения; развитие памяти, внимания, речи,  глазомера, мелкой моторики рук, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
  • Воспитательные: трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, к природе; воспитывать желание достигать поставленные цели

3. Содержание общеразвивающей программы

Учебный (тематический) план

        №

Название темы

Кол-во часов

1

Заготовка бросового и природного материала

1

2

Грибочки на полянке

1

3

Мухомор

1

4

Подсолнухи

1

5

Осенние деревья

1

6

Осенний лес

1

7

Листопад

1

8

Ветка рябины

1

9

Ежик

1

10

Зайчик

1

11

Цветы для мамы

1

12

Воробей

1

13

Лепим снеговика

1

14

Зимний лес

1

15

Рукавичка Деда Мороза

1

16

Гирлянда

1

17

Снеговик-великан.

1

18

Петушок из солёного теста

1

19

Медали

1

20

Рыбка

1

21

Валентинки

1

22

Открытка к 23 февраля

1

23

Солнышко

1

24

Цветы для мамы

1

25

Веточка мимозы

1

26

Угощение для гостей

1

27

Фоторамка

1

28

Началась капель

1

29

Пасхальное яйцо

1

30

Платье для куклы

1

31

Бусы для куклы

1

32

Салют к 9 мая

1

33

Весенние цветы

1

34

Чудо-дерево

1

35

Одуванчик

1

Содержание учебного (тематического)  плана

№№

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1

2

3

4

5

Сентябрь

1

Заготовка бросового и природного материала

Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон и другие материалы

2

Грибочки на полянке

Аппликация из смятых салфеток

Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, сминать в форме плотного шарика, наклеивать на готовую форму. Воспитывать усидчивость. Развивать мелкую моторику рук.

Картон с шаблонами грибов, разноцветные салфетки, клей, кисти.

3

Мухомор

Объемная поделка из втулок

Учить детей сворачивать бумагу конусом, склеивать края, наклеивать конус на втулку.

Втулки от бумаги, цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

4

Подсолнухи

Аппликация из природных материалов

Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.

Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей

Октябрь

5

Осенние деревья 

Конструирование из разных материалов.

Экспериментирование с  тканью, бросовым и природным материал.

Формировать умение конструировать деревья, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, формы. Изготовлять подставку (заполнять крышечку пластилином, украшать крупой, бисером), вставлять в подставку палочку –ствол дерева, на ней укреплять шар из пластилина. С помощью тонкой палочки вдавливать в шарик кусочки ткани, создавая крону дерева.

Пластилин, крышки от кефира, бутылок для лимонада,  крупа (греча, рис и др. для декорирования подставки, палочка, кусочки ткани разного цвета квадратной формы)

6

Осенний лес

Рисование отпечатками листьев

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования отпечатками листьев. Развивать воображение, аккуратность.

Листы бумаги, гуашь, кисти листья деревьев.

7

Листопад

Аппликация из сухих листьев. Коллективная работа.

Учить наклеивать  сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

Ватман, сухие листья, клей, кисточки, салфетки.

8

Ветка рябины

 Аппликация из смятых салфеток

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки

Ноябрь

9

Ежик

Поделка из пластилина и семечек

Учить создавать из пластилина овальную форму, вытягивать носик. Вдавить семечки в полученную форму.

Пластилин черного или коричневого цвета, семечки, заготовленные глазки.

10

Зайчик

Аппликация из ваты

Учить отрывать маленький кусочек ваты и наклеивать его на поверхность бумаги.

Лист бумаги с изображением зайчика, вата, клей, кисточки, салфетки.

11

 Цветы для мамы.

Конструирование из бумаги и трубочек для коктейля.

Формировать умение составлять композицию из бумажных цветов и трубочек для коктейля, развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, художественный вкус

Вырезать цветы из бумаги разного цвета и размера, надевать их на трубочку от коктейля, кончик трубочки нарезать  мелкой соломкой и отгибать, закрепляя цветок. Изготавливать несколько цветков , на стебле прикреплять лист из зелёной цветной бумаги. Лист картона согнуть пополам, на лицевой стороне сделать кармашек, приклеив его и укрепить в нём цветы.

Бумага,картон, трубочки для коктейля, ножницы, клёй.

12

Воробей

Аппликация из крупы

Познакомить с техникой наклеивания крупы на бумажную основу.

Картонный шаблон дерева, шаблон воробья, гречка, рис, красный пластилин, глазки, клей, кисточки , салфетки.

Декабрь

13

Лепим снеговика

Скатывание бумаги

Учить мять бумагу в руках, затем скатывать из нее шарик. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу.

Салфетки белого цвета, клей ПВА, картон.

14

Зимний лес

Обрывная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

Лист голубого цвета с изображением дерева, белые салфетки, клей, кисточки.

15

Рукавичка Деда Мороза

Аппликация

Учить детей красиво наклеивать пайетки, стразы, бусинки, вату, снежинки на шаблон рукавички

Шаблон рукавички из цветного картона, блестяшки, бусинки, снежинки, вата, клей, кисточки, салфетки.

16

Гирлянда

Конструирование из полосок бумаги

Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать...

Разноцветные полоски бумаги, клей, кисточки, пластилин

Январь

17

Снеговик-великан.

Аппликация из комочков салфеток

Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки, салфеток, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура.

Контур снеговика, нарисованный на формате А3, белые, красные салфетки, клей.

18

Петушок из солёного теста.

 

Тестопластика.

Учить создавать подвесное украшение петушка. Развивать чувство формы, глазомер, мелкую моторику Раскатывать тесто скалкой тонким слоем, вырезать петушка по трафарету, декорировать  подвеску.

Солёное тесто, бисер, бусины, трафарет птички, стека, доска, скалка.

19

Медали

Лепка из соленого теста и рисование на нем.

Учим лепить из соленого теста круг, расплющивать его, проделывать вверху дырочку,, а затем украшать гуашью.

Соленое тесто, гуашь, кисточки

Февраль

20

Рыбка

Аппликация из круп

Продолжаем знакомить с техникой наклеивания крупы на бумажную основу.

Голубой картон, шаблон рыбки, крупы (пшено, рис, гречка), клей, кисточки, салфетки.

21

Валентинки

Аппликация из комочков гофрированной бумаги

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации. Учить делать комочки из гофрированной бумаги. Учить наносить клей на шаблон и наносить комочек бумаги

Шаблон из картона сердце, нарезанные квадратики гофрированной бумаги красного цвета, клей, кисточки, салфетки, блеск для украшения

22

Открытка к 23 февраля

Аппликация

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

Цветной картон голубого цвета, заготовки для аппликации кораблик, клей, кисточки, салфетки.

23

Солнышко

Коллективная аппликация из ладошек

Продолжаем учить работать в коллективе, развиваем умение обводить свою ладошку и наклеивать на шаблон.

Ватман, желтый картон, желтая бумага разных тонов, клей, кисточки, салфетки.

Март

24

Цветы для мамы

Поделка из полосок бумаги

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые полоски, соединять их и приклеивать на кружки цветные.

Цветные полоски из бумаги, цветной картон, кружки желтого цвета.

25

Веточка мимозы

Скатывание бумаги

Закреплять умение мять бумагу в руках, затем скатывать из нее шарик. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу.

Салфетки желтого цвета, клей ПВА, картон.

26

Угощение для гостей

Лепка из соленого теста

Учить детей лепить угощение для гостей из солёного теста через освоение способов лепки и приёмов оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

Соленое тесто (крашенное), зубочистки, старые фломастеры.

27

Фоторамка

Аппликация кофейными зернами

Учить приклеивать зерна кофе на заготовленный шаблон

Картон, вырезанный в  форме рамки для фотографии, кофейные зерна, клей, кисточки, салфетки.

Апрель

28

Началась капель

Коллективная обрывная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон..

Картон, с изображением весны, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки.

29

Пасхальное яйцо

Аппликация крупой

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой. Учить наносить клей на рисунок и быстро засыпать его крупой.

Шаблон яйца с узором, клей, кисти, крупы (крашеный рис, горох).

30

Платье для куклы

Аппликация из кусочков ткани

Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Шаблон платья на картоне, кусочки разноцветной ткани, клей, кисточки, салфетки.

31

Бусы для куклы

Моделирование из макарон и соломинок

Учить нанизывать «бусины» на нитку (проволоку), развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Разные виды макарон, крашеные макароны, нарезанные соломинки от сока, леска, нитка, проволока.

Май

32

Салют к 9 мая

Коллективная аппликация из конфетти

Закрепить приемы приклеивания конфетти на лист, а также заполнять весь лист  бумаги.

Ватман, разноцветное конфетти, клей, кисточки, салфетки.

33

 Весенние цветы 

 Конструирование из семян, бумаги  и пластилина.

Коструировать цветы (ландышы)  из проволоки (стебель), кусочка пластилина зелёного цвета и семян тыквы (лепестки); оформлять полянку  с цветами: укреплять цветки на картоне зелёного цвета с помощью пластилина, прикреплять листочки из бумаги, траву (полоску бумаги зелёного цвета нарезать по краю соломкой и склеивать в кольцо).

Картон, бумага, семечки тыквы, пластилин зелёного цвета, проволока.

34

Чудо-дерево

Модульная аппликация

Развивать у детей интерес к сказочным образам деревьев. Формировать желание создать свой образ дерева с помощью цветной бумаги. Продолжать учить выполнять работу на весь лист.

Лист бумаги, заготовка ствола дерева, цветная бумага, клей, кисточка, салфетки.

35

Одуванчик

Обрывная аппликация

Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук.

Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная гофрированная бумага, клей, кисти для клея.

4. Планируемые результаты

Условия реализации программы:

Материально техническое обеспечение

Реализация программы осуществляется в групповом помещении. Групповое помещение оборудовано мебелью, соответствующей возрасту и назначению. Для организации занятий используются следующие материалы: природный материал, бросовый материал, бумага, пластилин, клей, кисти, краски, наглядные пособия, иллюстрации.

Информационное обеспечение

Аудио, фото, интернет источники

Кадровое обеспечение

Программу реализует основной воспитатель

Методические материалы

Программа и конспекты занятий «Конструирование и художественный труд в детском саду», Л.В. Куцаковой, ТЦ Сфера, М 2005 г., учебно-методический комплекс «Детское художественное творчество» (пособие для воспитателей и родителей),  Т.С.Комарова, М.: Мозаика-Синтез, 2005г., объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. /Сост. И.М. Петрова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2003.

5. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы

- еженедельная выставка работ в группе;

- наиболее интересные работы детей будут участвовать в выставках в детском саду;

- регулярное презентование деятельности кружка родителям;

- участие лучших работ в конкурсах различного уровня.

Список литературы

1. Антипова М. «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владос, 2007г.;

2. Броди В. «Зверюшки из бумаги», «Мой мир», М, 2008г.;

3. Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.;

4. Забавные поделки /сост.В.И. Федорова, М., «Мой мир», 2008г.

5. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., «Мой мир», 2007г.

6. Лыкова И.А. «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.;

7. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.

8. Разноцветные поделки из природных материалов / С. Гирндт. – М., Айрис-пресс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...