Рабочая программа дополнительного образования «МАСТЕРИЛКА»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Денисенкова Кристина Юрьевна

Для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok_sr.gr_.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Развивая мастерство рук, я развивал разум»

В.А. Сухомлинский.

      С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем  развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Техника лепки проста. Тесто- материал очень пластичный, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны.

           Рабочая программа дополнительного образования «МАСТЕРИЛКА» разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», автор Лыкова И. А., которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию.

Цель программы: 

Создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника. Научить лепке из соленого теста. Раскрыть  интеллектуальные  и творческие  способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, уметь  планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии.

Задачи:

развивающие

-научить лепке из солёного теста, развивая речь, художественные способности мышление, воображение.

  • повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пропорций);
  • развивать общую умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;

-расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

-развивать аналитические способности, память, внимание, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное мышление, художественный вкус.

воспитательные

-воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,

-воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма,

-воспитывать самостоятельность в работе,

Принципы организации занятий:

  • Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение.
  • Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических (сгибание бумаги, перевязывание, плетение, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата.
  • В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы. Выполнение работ идёт от простого к сложному.
  • В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок.
  • Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием.
  • При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.
  • Необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток или пальчиковой гимнастики).
  • Использование метода синхронной работы, так как работая вместе с детьми, педагог быстро налаживает устойчивый эмоциональный контакт с ними, создавая таким образом творческую мастерскую, где все занимаются одним делом. Педагог, поэтапно показывая, как выполняется та или иная деталь, даёт детям нужные советы.
  • На каждом занятии надо стараться сочетать слово, изображение и музыку. Это способствует более яркому, образному восприятию темы занятия, что, в свою очередь, развивает у ребёнка целостное восприятие мира, оказывает на него более сильное эмоционально-эстетическое воздействие.
  • Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Организация

Участниками образовательного процесса являются дети 4-5лет.

Форма организации : подгрупповая.

Режим занятий : 1занятие в неделю, во второй половине дня , длительностью      20  мин.

Общее количество занятии в год – 32ч.

Срок реализации – 1 год.

Планируемые результаты:

  • Приобретение навыков работы в коллективе.
  • Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
  • Выявление и осознание ребенком своих способностей.
  •  Формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
  •  Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
  •  Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  •  Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
  • Овладение навыками культуры труда.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-    выставки детских работ в детском саду;

-    составление альбома лучших работ;

-   презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

-   творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

Технологии:

  • Игровое обучение
  • Педагогика сотрудничества

 Методы:

1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

  • Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет  лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
  • Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
  • Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

  • беседа, рассказ;
  • объяснение, пояснение;
  • вопросы;
  • словесная инструкция;

3.Наглядный:

  • рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
  • показ выполнения работы (частичный, полностью);
  • работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

  • математикой;
  • развитием речи;
  • художественной литературой.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛАМИ И ИНСТРУМЕНТАМИ:

  1. Аккуратно работать с тестом;
  2. Пользоваться салфеткой после работы;
  3. Не разбрасывать инструменты;
  4. Класть кисточку на подставку;
  5. Мыть кисточку после работы, сушить её;
  6. Класть материалы и инструменты на место;
  7. Убирать своё рабочее место.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Октябрь

“Плюшки - завитушки”

(Соленое тесто)

Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы

Яблоки румяные

(пластилинография)

Познакомить с новыми способами изображения – пластилинографией. Подводить к созданию выразительного образа посредством объема и цвета.

«Вот какой у нас арбуз!»

(Соленое тесто)

Лепка ломтей арбуза- моделирование частей( корка, мякоть) по размеру и форме, вкрапление настоящих арбузных семечек или лепка из теста рациональным способом.

ФРУКТЫ (яблоко)

(Соленое тесто)

Учить детей раскатывать тесто, между ладонями, придавая круглые, овальные формы. Расширять словарный запас детей. Воспитывать доброжелательное отношение к труду взрослых.

                                       Ноябрь

«Вкусное пирожное»

(Соленое тесто)

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы

Зонтик

(пластилинография)

Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.

«Гусеница на листике»

(Соленое тесто)

На листочке размещать гусеницу из колобков. Учить наносить рельефный рисунок при помощи инструментов, украшать гусеницу  дополнительными элементами ( лапки, рожки, глазки).  

«Мухомор»

(Аппликация из бумажных комочков )

Учить выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток. Развивать воображение фантазию ребёнка, мелкую моторику, формировать усидчивость, аккуратность, умение доводить работу до логического завершения.

Декабрь

«Снегири»

(пластилинография)

Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке

Панно «Елка».

(Соленое тесто)

Учить детей скалкой раскатывать колбаски разной длины. При помощи стеки делать надрезы. Учить собирать из отдельных деталей единый образ.

Елочные украшения.

(Соленое тесто)

Учить детей вырезать игрушки кондитерскими формочками, по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединяя их между собой, дополнять шариками.

Черепаха

(пластилинография)

Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке

Январь

“Ёжик”

(Соленое тесто)

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

«Снеговик»

(Аппликация из бумажных комочков )

Учить выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток. Развивать воображение фантазию ребёнка, мелкую моторику, формировать усидчивость, аккуратность, умение доводить работу до логического завершения.

Панно «Корзина»

(Соленое тесто)

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику

Февраль

“Сказочное деревце”

(Соленое тесто)

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику

«Веселый клоун»

 (Аппликация)

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать .

«Домик»

(Соленое тесто)

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик.

По замыслу

(Соленое тесто)

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Март

«Конфеты».

(Соленое тесто)

Учить детей из теста лепить конфету, декорировать цветочками полосками, крапинами. Учить пользоваться штампами, создавать рельеф.

                 «Рыбка»

(пластилинография)

Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке

Композиция «Чаепитие».

(Соленое тесто)

Учить детей объединять изделия из теста в композицию, создавать целостный образ картины.

Цветы в вазе

(пластилинография)

Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке

Панно «Улитка».

(Соленое тесто)

Учить детей из колбасок различной длины лепить улитку, сворачивать длинную колбаску спиралькой, рисовать рот стекой, украшать изделие дополнительными элементами.

Апрель

Композиция «Курочка с цыплятами»

(пластилинография)

Закрепление технических навыков и приемов лепки. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при изготовлении композиции.

“Мышка”

(Соленое тесто)

Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур

Божья коровка

(объёмная аппликация)

Учить выполнять объемную аппликацию. Развивать воображение фантазию ребёнка, мелкую моторику, формировать усидчивость, аккуратность, умение доводить работу до логического завершения.

“Овечка”

(Соленое тесто)

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Май

Панно «Бабочка»

(Соленое тесто)

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику

«Праздничная звезда»

(Аппликация из бумажных комочков )

Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места.

“Лепим сказку”

(Соленое тесто)

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.  Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи,      воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

  "Матрёшка"       

(пластилинография)

Закрепление технических навыков и приемов лепки. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при изготовлении композиции.

ИТОГО: 32 ч

Список используемой литературы:

  • Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
  • Лыкова И.А. «Мы лепили, мы играли»; книга для занятий с детьми;- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
  • Лыкова И.А. , Грушина  Л.В. «Пир на весь мир из соленого теста. Лепим с мамой»;М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
  • Лыкова И.А. Лепим игрушки;  мастерилка; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009
  • И. Михайлова «Лепим из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2004.
  • Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2008.

  • Сайт Страна Мастеров АДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 5 лет разраб...

Развитие художественно-творческой деятельности дошкольников через реализацию программы дополнительного образования «Мастерилка».

1.Научить нестандартным решениям, проявлению фантазии при творческом изменении предмета, изготовлении для себя или других вещей.2.Развивать конструктивные навыки, образное мышление, творческое мышлени...

Программа дополнительного образования "Мастерилка"

Программа по ручному труду "Мастерилка" разработана для детей пятого года жизни. В рамках программы ребята научатся изготавливать поделки из природного и бросового материалов, познакомятся с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 6 лет

Цель программы: создать условие для развития творческих способностей детей  в  художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник, нетрадиционного материа...

Презентация программы дополнительного образования "Мастерилка"

Программа предназначена для педагогв дополнительного образования и воспитателей ДОУ. Данная практика ориентирована на детей дошкольного возраста от 3- 7 лет...

Программа дополнительного образования "Мастерилка"

Программа дополнительного образования "Мастерилка" - ручной труд, изготовление игрушек и поделок из бросового материала.Программа спланирована на два года....