Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Логограмматика»)
статья по логопедии
В статье представлен опыт и результаты реализации программы дополнительного образования «Логограмматика».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования
(из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Логограмматика»)
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
На дошкольном уровне выделяются следующие категории детей с трудностями становления речевого развития:
- обучающиеся с фонетико-фонематическими нарушениями речи;
- с общим недоразвитием речи, где первичным дефектом является недоразвитие речи всех компонентов речи;
- с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, что накладывает отпечаток на речевое развитие детей.
Имеющиеся у детей нарушения речи трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности.
Актуальность и практическая значимость программы определяется тем, что регулярные занятия по программе дополнительного образования «Логограмматика» способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. В основе данной программы лежит идея о необходимости формирования психофизиологических механизмов речи, обеспечивающих развитие как фонетико-фонематической стороны, так лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Программа включает в себя игры и упражнения на развитие и совершенствование:
- речевого дыхания, голоса;
- развитие общей координации, точности, достаточной силы движений, способности к удержанию позы и переключению;
- общей, тонкой и артикуляционной моторики;
-психологической базы речи (слуховой гнозис и слухомоторная координация (ритм); зрительная и вербальная память; слуховое внимание (концентрация, выработка устойчивости); мышление; зрительно-пространственные функции);
- фонематического восприятия и формирование начальных навыков звукового анализа и синтеза;
- лексико-грамматической компетенции;
- фразовой и связной речи;
- социально-коммуникативных навыков.
Цель программы: создание мотивирующей среды для успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать интонационную выразительность речи;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- развивать грамматический строй и связную речь.
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- развивать координацию движений и моторных функций.
Образовательные задачи:
- расширять лексический запас;
- активизировать словообразовательные и словоизменительные процессы;
- способствовать развитию самостоятельной развёрнутой фразовой речи;
- создать базу для успешного овладения элементарными навыками письма и чтения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность.
Здоровьесберегающие задачи:
- следить за правильной посадкой ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
В одном занятии сочетаются игры разной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.
Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный/вводный, основной и заключительный.
Подготовительный / вводный этап (3-5 минут). Включает в себя:
- приветствие, ритуал входа в занятие;
- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
Основной этап (15 – 20 минут). Включает в себя:
- упражнения на развитие внимания, памяти;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
- игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи;
- игры на развитие лексико-грамматической стороны речи;
Заключительный этап (3-5 минут). Включает в себя:
- этюды, упражнения на снятие мышечного напряжения;
- ритуал завершения занятия.
По завершению реализации данной программы нами была отмечена положительная динамика по всем компонентам речевого развития. У участников курса речь стала более интонационно выразительная, отмечаются улучшение артикуляционного праксиса, удлинение речевого выдоха, активное развитие фонематических процессов, расширение словарного запаса по изученным лексическим темам, более высокий уровень сформированности грамматических форм языка, умение построить связное высказывание в соответствии с нормами русского языка.
Список литературы
- Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – Спб: «Союз», 2005;
- Козырева О. А. Логопедические технологии. – Ростов-на Дону: Феникс, 2018;
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;
- Бабушкина Л. П., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005;
- Микляева Н. В., Полозова О. А. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис – пресс, 2005.
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, - Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. : ИЧП «Хардфорд», 1998.
- Сакулина Т. И. Практический материал для логоритмических занятий. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 59с.
- Соколова Л. А.. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников - Спб : Детство-Пресс, 2012. - 79 с.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях – СПб., 2005
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2005 . — 88 с
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. — 240 с:
- Метельская Н. Г 100 физкультминуток на логопедических занятиях: логопедические задания /. – М. : Сфера, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении
В работе представлена разработка и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду....
Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку Из опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец”
Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языкуИз опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Во...

Создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в рамках дополнительного образования (презентация опыта работы)
Презентация из опыта кружковой работы...
«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)
АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

«Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования –кружок «Танцевальная ритмика»»
Выступление с докладом из опыта работы - участие в межрегиональном семинаре-практикуме:Тема: «Комплексный подход к специфике и...

Проекты для детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования
Соответствует ФГОС ДО....
