Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку Из опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец”
статья на тему

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку

Из опыта работы МАДОУ   “ЦРР – детский сад № 36  “Волшебный дворец”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_murdagulovoy_v.r._.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку

Из опыта работы МАДОУ

“ЦРР – детский сад № 36

“Волшебный дворец”

     Для каждого человека родной язык - самое дорогое и святое богатство. В условиях новой языковой ситуации в нашей Республике формирование маленького человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций.

В соответствии со Стратегией развития образования в РТ на 2010 – 2015 годы «Киләчәк» - «Будущее» и с целью развития и совершенствования дошкольного образования, пропаганды и распространения инновационных подходов к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению двум государственным языкам, наш педагогический коллектив с сентября 2012 года приступил к успешному внедрению, реализации и использованию новых учебно-методических комплектов.  Цель внедрения УМК научить дошкольников свободному общению на 2-х государственных языках РТ. Согласно общепринятым представлениям, билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одновременно и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и руководствуясь ФГОС по образованию и воспитанию в детском саду ведется определенная работа: творческой группой  разработана Концепция развития ДОУ, авторская программа по использованию национально-регионального компонента воспитательно-образовательной деятельности; авторские методические игры – пособия по проектамсредних, старших, подготовительных групп;  обеспечено связь с национальными культурными традициями народов РТ.

Педагоги нашего ДОУ  используют активные формы работы с родителями,  с целью ознакомления их с инновационной деятельностью, применяя современные информационные технологии через лектории,  консультации, мастер-классы,  конкурсы презентаций, открытые НОД, дискуссии, акции,  встречи в родительской гостиной. Важно  научить родителей помогать  своему ребёнку в усвоении лексики татарского языка и закрепления речевого материала через карманные словарики, карточки, по диалогам проекта УМК «Татарчасөйләшәбез», обучающим дискам «Посмотри и запомни»

 Управленческая задача заведующего ДОУ при реализации УМК в воспитательно-образовательную деятельность и повышение результативности работы с детьми по обучению детей государственным языкам РТ - это прежде всего:

- создание условий (оснащенность групп, кабинетов программно-методическим инструментарием, в том числе  УМК).

- активное вовлечение родителей в процесс обучения детей 2-м государственным языкам.

- обеспечение руководства и контроля качества обучения детей дошкольного возраста татарским и русским языкам.

     Для повышения результативности работы с детьми нужна подготовка кадров, постоянно действующие курсы. Воспитатели по обучению детей татарскому языку Усманова Р.М.  и Мурдагулова В.Р. прошли обучение тьюторов в городе Казань по обучению детей и русскоязычных воспитателей татарскому языку. В ДОУ поставлена работа по организации постоянно действующих курсов для русскоязычных воспитателей. Каждый русскоязычный воспитатель в ДОУ прошел курс обучения и по результатам тестирования получил справку. Педагоги владеют лексическим минимумом для успешной работы по проектам. На сегодняшний день наши русскоязычные педагоги закончили обучение в Онлайн школе «Ана теле» и по окончании получили  сертификаты, обучались в городе Мензелинске по программе курсов «Совершенствование коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ в рамках реализации программы «Об обучении русскоязычных воспитателей татарскому языку».

 В детских садах № 36, 47 «Энҗе бөртеге» на основании приказа Управления образования Альметьевского муниципального района изучив использование национально-регионального компонента воспитательно-образовательной деятельности создана базовая площадка для эффективного внедрения инновационных технологий по обучению детей русскому и татарскому языкам. Мы поставили перед собой важную задачу – создать единое образовательное пространство для детей за счет партнерства коллектива ДОУ и родителей воспитанников, ведь основные участники образовательного процесса – это дети, родители и педагоги.

     В рамках базовой площадки  прошла городская родительская конференция по проблеме: «Преемственность семьи, детского сада и школы по обучению детей татарскому языку». Родители ознакомились с передовым опытом ДОУ.  Также был организован семинар-практикум с участием учителей татарского языка начальных классов (СОШ № 24, 25, татарская гимназия, ЕМГЛИ)  по проблеме: «Преемственность  детского сада и школы в обучении детей татарскому языку». С большим успехом прошел городской методический семинар для молодых воспитателей по обучению детей двум государственным языкам.

      Незаменимым помощником  для нас в настоящее время является сайт детского сада в Электронном образовании, где  создана  страница  «Татарча сөйләшәбез», на которой родители и сотрудники детского сада могут ознакомиться с нормативными документами, получить консультации,  использовать игровой материал  на сайте,  посмотреть лексический минимум, который можно повторить в спокойной домашней обстановке.

       Применение инновационных компьютерных технологий в рамках данного проекта для обучения детей татарскому и русскому языкам с одновременным познанием окружающего мира позволяет значительно сократить время на развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, словесно-логического мышления, создаёт возможность участия родителей в процессе обучения детей татарскому языку. При реализации  УМК используем информационно-коммуникативные технологии, игры-ситуации, игры-драматизации, наглядный материал, аудиозаписи, мультфильмы по сказкам татарских писателей.

 В ДОУ разработаны:

- карта анализа оснащенности групп программно-методическим инструментарием УМК;

 - карта проверки плана воспитательно-образовательной работы по планированию УМК;

 - карта анализа наглядной информации для родителей по внедрению УМК;

 -карта профессионального мастерства;

 - тематический контроль «НОД по учебно-методическим комплектам»;

 - диагностика по всем возрастам в рамках УМК.

       Контроль помогает накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, позволяет провести  анализ, дать оценку эффективности результатов деятельности педагогического коллектива в целом.

 В этом году мы участвовали на республиканском конкурсе “Лучший билингвальный детский сад – 2014”. На республиканском этапе конкурса принимали участие 109 дошкольных учреждений – победителей муниципального этапа. В результате огромной работы, проделанной коллективами дошкольных учреждений и по единодушной оценке экспертов республиканской комиссии, были определены 50 дошкольных учреждений – получателей гранта по 1 млн рублей.  Среди победителей – получателей гранта два детских сада города Альметьевска: МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец” (заведующая Гудакова Т.Т.) и МБДОУ № 47 “Энҗе бөртеге” (заведующая Димеева Р.К.). Среди 50 дошкольных учреждений 8 детских садов в республике  стали победителями по максимальным баллам. В их числе и наше дошкольное образовательное учреждение, детский сад №36 “Волшебный дворец” г.Альметьевска. Министерство Образования и Науки РТ призывало  других приравниваться этим дошкольным учреждениям.

        

                        Воспитатель по обучению детей

                                                                         татарскому языку  МАДОУ

“ЦРР – детский сад № 36

“Волшебный дворец”

Мурдагулова Венера Ринатовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку

Применение современных инновационных игровых технологий в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводят к устойчивым положительным результатам в речевом развитии детей. В игре дети естес...

«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...

"Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС (из опыта работы)

В данной статье рассказывается о том, как реализуются задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в условиях дома ребенка....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Детский сад №15» г.Лениногорска Зариповой Нурсины Мингалиевны на 2020-2024 г.г.Тема : «Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку"

Цель: повышение профессионального развития в межаттестационный период.Задачи:1. Развитие профессиональной компетентности. 2.Педагогическая деятельность по реализации образователь...