Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка по теме

Коптелова Наталья Александровна

 В работе представлена разработка  и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnoe_obrazovanie.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития изобразительного творчества детей

1.1. Особенности изобразительного творчества детей дошкольного возраста

1.2. Критерии, оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников

1.3. Кружок как одна из форм организации творческой  изобразительной деятельности

Глава 2. Проектная часть

2.1. Пояснительная записка

2.2.  Этапы работы по разработке и реализации программы дополнительного образования детей

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

 На данном этапе необходима программа дополнительного образования детей, которая вызвана потребностью педагогов, детей  и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов к развитию детского изобразительного творчества. Очевидна целесообразность разработки программы дополнительного образования по художественному направлению.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему:

 Целью моей работы является разработка  и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду.

 Объект изучения – образовательный процесс в дошкольном учреждении.

 Предмет изучения – программа дополнительного образования детей.

Задачи:

1.Изучить уровень разработанности данной проблемы в педагогической литературе.

2. Определить сущность понятия «изобразительное творчество».

3. Выявить  особенности изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

4. Разработать программу дополнительного образования.

5.Определить содержание деятельности на этапе реализации программы дополнительного образования детей программы

6. Создать условия для  успешной реализации программы.

 

1.1. Особенности изобразительного творчества детей дошкольного возраста

 

Творчество предполагает объединение известных действий в новые операции и получение нового продукта.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Классики дошкольной педагогики (А.П.Усова, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина и др.) в своих работах писали, что «творчество» характеризуется двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Конечно, о полном соответствии детского творчества этим критериям не приходится говорить, однако его общественно-педагогическая ценность очевидна.

Чтобы понять своеобразие и выделить особенности детской изобразительной деятельности и творчества, необходимо отметить особенности изобразительной деятельности взрослых. Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Личное отношение к миру – непременное условие творческого процесса. Таким образом, окружающий мир и деятельность человека служит источником идей и замыслов. Примерная структура зрелой творческой изобразительной деятельности выглядит следующим образом (Г.Г. Григорьева):

       - появление замысла, представление результата работы, некоторых способов её воплощения;

       - «вынашивание замысла», то есть дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы. Идет интенсивная работа воображения;

      - «исполнение, реализация замысла», активная работа воображения, представления уточняются, дополняются, обогащаются, детализируются;

       - окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в том есть необходимость.

Процесс творчества у дошкольника своеобразен. Основой для возникновения творческих замыслов является окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях.

Исследователи детского творчества (Л.С. Выготский, Г.В. Лубанская, Н.А. Ветлугина и др.) подчёркивали его реалистическую основу. Процесс общения дошкольника с миром отражается и в изобразительной деятельности. Этап появления замысла характерен для деятельности дошкольника, но развивается замысел в процессе исполнительской части деятельности. Это объясняется проявлением игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка – играть, ему интересен процесс деятельности, а не результат как условие, средство осуществления с игрой.

Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребность рассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим, появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образа формируется под влиянием взрослых в процессах обучения. Наиболее ярко представлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а порой и планирует его с помощью речи. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, но он не связан с доработкой образа.

Следовательно, в деятельности дошкольника есть все этапы, но они быстротечны, а вынашивание и реализация замысла совмещены. Развивая детскую изобразительную деятельность необходимо учитывать её особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса.

Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: активность, самостоятельность, инициатива, воображение.

Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, в стремлении полно и до конца реализовать свой замысел.

Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа.

Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.

Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого.

Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творческих способностей у детей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

                     

1.2. Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников

Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.

Творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности. ( А. В.   Батюшков)

Творчество – деятельность, результатом которой является создание условных материальных и духовных ценностей. ( Г.А. Урунтаева).

Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведение искусства, они не имеют художественной ценности.

И. П. Сакулина признавала правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой стороны – помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша и в частности творческое. При этом, следуя за Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, Е. А. Флериной, она признавала своеобразие детского творчества. В итоге была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское.

Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым о себе, и поэтому отношение к детскому творческому должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющаяся в процессе деятельности, рассматриваются как неприменимые составные творчества.

Особый интерес для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования. Это исследования Е.Е.Кравцовой, посвященные развитию воображения в единстве с развитием личности в игре и других видах деятельности; О.М.Дьяченко, посвященные воображению как одной из универсальных творческих способностей. Он позволяет глубже осмыслить и специфику детского изобразительного творчества, и некоторые подходы к руководству им.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

С пониманием сущности детского творчества осложняются неоднозначным определением в науке сущности творчества вообще и детского творчества в частности. Сторонники признания объективной новизны продуктов деятельности творчества выделяют показатели, характерные для продуктивной деятельности, в первую очередь, оригинальность, новизну. Учебные, признающие проявление творчества в процессуальной стороне деятельности, фиксируют внимание на творческих способах действия, умения видеть проблему, поиск вариативных решений, гибкость, самостоятельность, оригинальность и т. д.

Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А.Ветлугина. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей, способы творческих действий, качество детской продукции.

Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей.

1. Развитие творческого воображения, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

2.Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.

4. Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

5. Изменение мотивов деятельности, доставляющий детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).

6.     Возникновение потребности в творчестве.

Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий.

1.     Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создания новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения на этапе замысла  и реализации замысла (характер действий комбинирования).

2.     Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.

3. Нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

4.     Быстрота реакций, находчивость в действиях.

Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

 Показатели творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности.

1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно – выразительных средств для воплощения образа.

2.   Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

3.  Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.

Все выше изложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сенситивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.

Условия развития творчества.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творчеством, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важное условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Единство педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.

Основания художественно – творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно – выразительные средства и их подчинимое значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Другим условием развития детского творчества является обучение, как организованный взрослым процесс передачи (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующий ее), обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентированно на развитие творческих способностей.

Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым важное условие творческой активности ребенка на занятии.

Б.М. Теплов говорил о важности и трудности обеспечения эффективной мотивации. Он особое внимание обращал на искренность, как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии и в самостоятельной художественной деятельности детей царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, веры в силы ребенка, поддержания его при неудачах.

Еще одно условие развития творческих возможностей детей – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовы средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения.

Названные условия развития детского творчества прекрасно создаются в процессе занятий в кружках по интересам, организации досуговой деятельности детей.

2. Проектная часть

2.1. Пояснительная записка

Требования к программам дополнительного образования детей предполагают создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Целью работы является разработка программы дополнительного образования кружка «Палитра».

Необходимость разработки данной программы вызвана потребностью детей и родителей в дополнительных образовательных услугах

        С целью оценки знания и умения детей в изобразительной деятельности я использовала методику « Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» (Т.С.Комарова)

Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми (суммарный балл), затем выводился средний балл группы(общее число баллов, полученное группой, делилось на количество детей в ней).

Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);

2) по группе в целом (выводя общее число баллов, средний балл, общее число образов), и это позволило нам оценить не только уровень развития творчества, но и уровень воспитательно-образовательной работы в группе.

Сводная таблица оценок, полученных детьми группы по каждому критерию и показателю

№ п/п

Имя ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача движения

Цвет

Общее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Алена

Ира

Толя

Саша

Оля

Кристина

Маша

Иван

Коля

Лиза

Ульяна

Арсений

Костя

Настя

Ксюша

2

2

1

1

2

1

2

2

3

3

2

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

3

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

3

3

2

2

2

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11

10

7

9

14

7

14

9

16

17

11

14

10

15

8

Итого баллов по критериям

30

24

22

24

22

21

29

-

172

                      1 - низкий уровень      2 - средний уровень              3 - высокий уровень

Развитие умений и навыков детей находится  на низком уровне - 47%, и у 53% детей – средний уровень. То есть уровень умений и навыков рисования у детей находится между средним и низким уровнем. Дети умеют рисовать формообразующие предметы, но не могут правильно соединить пропорции и составить композицию. Использование цветовой гаммы в рисунке слабая. Творческое применение различной техники рисования отсутствует.

С целью изучения мнения родителей о доступности образовательных услуг было проведено анкетирование «Определение доступности образовательных услуг».

Основное внимание уделила на такие пункты анкеты:

Информированность родителей об образовательных услугах

О чем именно

Знаем достаточно

Примерно

знаем

Совсем

не знаем

Об организации образовательного процесса

85%

15%

-

О возможности получения дополнительных услуг

-

-

100%

О взаимоотношениях педагогов и детей

90%

10%

100%

О программах, по которым ведется воспитание обучение

70%

25%

100%

 Если детский сад  предоставит дополнительные услуги, то какими Вы воспользуетесь?

Виды услуг в образовательном учреждении

 

Услуги по оздоровлению учащихся (валеологические занятия)

15

Занятия с логопедом

25

Музыкально-ритмические занятия

10

Изостудия

30

Другое (что именно)

-

Театральная студия

10

Таким образом, результаты анкетирования родителей и диагностики уровня развития у детей умений и навыков рисования определяют необходимость разработки программы дополнительного образования.

2.2.Этапы работы по разработке  и реализации программы дополнительного образования детей кружок «Палитра»

Этапы

Содержание деятельности

1.Подготовительный

Обозначение приоритетной проблемы.

Самообразование старшего воспитателя: прежде чем приступить к реализации проекта в образовательный процесс, я должна многое узнать, прочесть, изучить; как можно шире использовать существующие возможности для ознакомления с интересующей темой.

Накопление программно-методического материала необходимо для дальнейшей работы (методические разработки, конспекты)

Создание нормативно – правовой базы: «Конвенция о правах ребенка», Письмо Министерства образования и науки РФ 11.12.2006 г. №06-1884 « Примерные требования к программам дополнительного образования»; Положение д/с №47    « Требования к дополнительным образовательным программам»

Изучение  и интерпретация программно-методических материалов Р.Г. Казаковой, Л.Г. Беляковой из учебного пособия «Детская одаренность»

Подобрать и проанализировать занятия с точки зрения их педагогической и познавательной ценности.

Подобрать материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

Создание соответствующей предметно-развивающей среды: подобрать оборудование.

Накопление материала для повышения педагогической компетенции родителей по данной проблеме: консультаций, разработок родительских собраний, информационного материала для стендов и т.д.

Создать условия для осуществления мониторинга (программу мониторинга, диагностический инструментарий).

2. Аналитический этап:

1.    Диагностика условий совместной деятельности, возможностей и рисков реализации программы (затруднения субъектов программы, особенности образовательного процесса, выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации и др.);

2.    Изучение социального запроса различных социальных групп и субъектов, заинтересованных в разработке данной программы (анкетирование родителей, воспитателей)

3.    Анализ проблемы, ее структурирование и обоснование актуальности.

3.Разработческий этап:

1.  Моделирование: определение основных компонентов и ведущих связей программы;

2.  Выделение этапов реализации программы (три этапа)

3.  Определение средств, форм и методов для осуществления программы;

4.  Перспективное планирование

4. Внедренческий этап:

1.           Совместное обсуждение, согласование, принятие и утверждение программы;

2.           Создание координационного совета по реализации программы (временного творческого коллектива);

3.           Разработка этапного (оперативного) плана;

4.           Старт программы;

5.           Разработка методического обеспечения деятельности по программе;

6.           Развитие материальной базы программы.

5.Контрольно-коррекционный этап:

1.       Определение параметров, критериев и показателей результативности работы по программе;

2.       Разработка и внедрение системы мониторинга результатов реализации программы;

3.       Контроль над ходом реализации программы;

4.       Коррекция целей, содержания, организационных действий и форм.

6.Аналитико-рефлексивный этап:

1. Регулярное использование программы;

2.  Анализ и оценка результатов внедрения программы (проанализировать полученные результаты, определить причины,  которые привели к данным результатам, выделить проблемы, выявить противоречия и поставить цели и задачи на следующий межаттестационный период. Провести анкетирование  родителей, задачей которого будет узнать их отзывы о совместной работе в ходе внедрения проекта и выявления уровня педагогической компетентности родителей по данной проблеме. Информирование  родителей о  достигнутых результатах, о дальнейших целях и задачах).

3. Обобщение результатов анализа (оформить опыт работы по данной теме; познакомить педагогов детского сада и города с данным опытом работы)

4. Определение перспектив дальнейшего совершенствования программы.

Заключение

Одно из главных условий развития творческих возможностей детей – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.

           Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них художественно-эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии).

          Результаты диагностики   показывают, что уровень умений и навыков рисования у детей находится между средним и низким уровнем. Творческое применение различной техники рисования отсутствует.

Анкетирование родителей показало, что приоритетным направлением деятельности ДОУ должно стать появление дополнительных образовательных услуг.

Поэтому главным направлением работы стала разработка программы дополнительного образования детей кружок «Палитра», целью которой является  содействие  развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности. Определены задачи программы,  условия, принципы. Разработан учебно-тематический план.

Внедрение программы дополнительного образования детей потребует следующих усилий: совместное обсуждение, согласование, принятие и утверждение программы; создание координационного совета по реализации программы (временного творческого коллектива); разработка этапного (оперативного) плана; разработка методического обеспечения деятельности по программе;   развитие материальной базы программы.

Список литературы

  1. Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994.-98 с.
  1. Белохвостова Н. О студии изобразительного искусства // Искусство в школе. - 2000. - №2. - с.39-42.
  2. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
  4. Л.М. Волобуева Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М., 2003
  5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997
  6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
  1. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
  2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.
  3. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 1998.
  4. Козлова А.В.  , Дешеулина Р.П.   Работа ДОУ с семьей. - М.,2004.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.
  6. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
  7. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.
  8. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Обнинск, 1996.-87 с.
  9. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.

17. Субботина Л. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1998.

18. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.

19.Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Выделенные критерии мы объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продуктов деятельности

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях нами выделялись показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

В этом критерии мы для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделил две группы показателей: «а» и «б»:

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает и темы занятия.

2. Передача формы:

• форма передана точно;

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• части предмета расположёны неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:

• пропорции предмета соблюдаются;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

• по всему листу;

• на полосе листа;

• не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений,

составляющих картину:

• соблюдается пропорциональность в изображении

разных предметов;

• есть незначительные искажения;

• пропорциональность разных предметов передана

неверно.

6. Передача движения:

• движение передано достаточно четко;

• движение передано неопределенно, неумело;

• изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась на занятии или вытекает из темы занятия.

7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

• передан реальный цвет предметов;

• есть отступления от реальной окраски;

• цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

• многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

• преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

• безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

• слитная;

• линия прерывистая;

• дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

•средний;

• сильный, энергичный (иногда бумагу);

• слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):

• мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

• беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

     г) регуляция силы нажима:

• ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;

• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

    2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

     в)        эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

• к предложенному заданию;

• к процессу деятельности;

• к продукту собственной деятельности.

З. Уровень самостоятельности:

• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в)        стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

• форма передана точно — З балла;

• есть незначительные искажения — 2 балла;

• искажения значительные, форма не удалась — 1балл.

   Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

  В качестве теста, детям детского сада было предложено задание на дорисовывание шести кругов: ребятам выдавался стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть на рисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.

  Выполнение этого задания оценивалось следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, и составляло количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформлялись все шесть кругов, то выставлялась оценка 6, если 5, то оценка была 5, и т. д. Все баллы суммировались. Общее число баллов позволяло определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.

 Следующий критерий - «разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребенком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла - дорисовывание с передачей  более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оценивались по трехбалльной системе. Оценка «3» — высокий уровень — ставилась тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко желтое, красное, зеленое или мордочки зверюшек заяц, мишка и т.п.), или близкого образа. Оценка «2» — средний уровень — ставилась тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допуска ли практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т. п.). Оценка «1» — низкий балл — ставилась тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивалась не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания), использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.

1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;

2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;

З балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.

Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней). Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом и отдельных детей между собой. И подсчитывается общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.

Анкета» «Определение доступности образовательных услуг»

Цель: изучить мнение родителей о доступности образовательных услуг

1. Сколько лет вашему ребенку?

- От 2 до 4 лет    

- От 5 по 7 лет    

2. Как далеко, по масштабам вашего города, Вам с ребенком приходится добираться до детского сада?

- детский сад находится очень близко, рядом или почти рядом с домом  

- детский сад  находится относительно близко  

-  детский сад  находится далеко  

3. Была ли у Вас возможность выбрать, в какой детский сад  отдать ребенка?

- Да    

- Нет  

4. Насколько хорошо Вы знаете: оцените каждый пункт, перечисленный в таблице, поставив «галочку» в соответствующем столбце каждой строки.

О чем именно

Знаем достаточно

Примерно

знаем

Совсем

не знаем

Об организации образовательного процесса

О возможности получения дополнительных услуг

О взаимоотношениях педагогов и детей

О программах, по которым ведется воспитание обучение

5. Если детский сад  предоставит дополнительные услуги, то какими Вы воспользуетесь?

Виды услуг в образовательном учреждении

 

Услуги по оздоровлению учащихся (валеологические занятия)

Занятия с логопедом

Музыкально-ритмические занятия

Изостудия

Другое (что именно)

Театральная студия

6. Пользуетесь ли Вы дополнительными образовательными услугами вне детского сада? Отметьте, являются они платными или бесплатными

Виды услуг дополнительного образовательного учреждения

Платные

Бесплатные

1

Спортивные секции

2

Кружки (студии)

3.

Студии, (художественные и музыкальные школы)

4.

Другое (что именно?)

7. Плата за дополнительные образовательные услуги в бюджете Вашей семьи:

 1) Значительную часть.

 2) Незначительную часть.

3) Практически незаметна.  

8. Оцените важность образовательных услуг в детском саду. Поставьте в ячейке рядом с каждым высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 5-6 (менее важное).

Образовательные услуги

Место

Укрепление здоровья и развитие физической культуры детей

Развитие индивидуальных способностей ребенка в соответствии с возрастными особенностями и государственными образовательными стандартами (развитие образовательных интересов)

Развитие ребенка как субъекта отношений с миром, с собой

Развитие художественно-эстетических способностей у детей (музыка, рисование...)

Занятия с нужными специалистами (логопед, психолог, дефектолог...)

Поддержка детских инициатив во всех видах деятельности

9. Детские сады имеют разные возможности. Ниже приведены три высказывания. Отметьте то, с которым Вы согласны.

1) В детском саду  у ребенка обязательно должны быть дополнительные платные занятия по выбору. Если государственных денег на это не хватает, то наша семья готова доплачивать.  

2) Если нельзя сделать так, чтобы были дополнительные платные занятия, то пусть за счет муниципального бюджета будет хоть один кружок  

 3) Невозможно, чтобы в образовательном учреждении было много дополнительных образовательных кружков. Пусть расширяется сеть муниципальных учреждений дополнительного образования (в том числе и на платной основе).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог дополнительного образования (хореограф) Дошкольного образовательного учреждения, как балетмейстер, работающий с маленькими «артистами».

Хореограф – профессия не простая,  а сложная в двойне. Ведь кроме обычных трудностей, сопутствующих сочинению танца, хореографу необходимо учитывать: Возрастные особенности детейФизиче...

Педагог дополнительного образования (хореограф) Дошкольного образовательного учреждения, как балетмейстер работающий с маленькими «артистами».

Хореографическая изобразительность педагога хореографа ДОУ состоит не в умении «наворачивать» эффекты, поражая зрителей детей какими-либо танцевальными трюками и сложностями, а в таланте Сочинения тан...

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

семинар-практикум "Актуальность дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении"

Дополнительное образование является средством мотивации развития личности, стремления к творчеству и познанию в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях.Ц...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Система оценки освоения детьми программы дополнительного образования детей дошкольного возраста «Юный краевед»

Юный краевед - это ребёнок, который обращает внимание на красоту того места, в котором он живёт — это красота природы, зданий, скульптура.  Способен к проявлению соответствующей их возможно...

Презентация работы Управление системой дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Эта работа предназначена для узких специалистов ДОУ, занимающихся кружковой работой или платными образовательными услугами, работа носит исследовательский характер, также поможет магистрантам и студен...