программа мероприятий по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Елена Анатольевна Чашкина

План мероприятий, проводимых в рамках кружковой работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ « Новохоперский центр развития ребенка «Пристань детства»

«Твори добро»

( программа мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для

детей  5-7 лет в рамках дополнительного образования)

Составлен воспитателем высшей квалификационной категории Чашкина Е.А.

2016-2017 уч. год

"Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменниками великого русского дела, если не сделаем должных выводов из горького опыта, доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!"

(Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн)

Все последнее десятилетие мы живем в резко изменившихся условиях. Современная социальная ситуация в стране носит драматический характер, который обусловлен глубоким нравственным, социо - культурным кризисом, кризисом семьи. Поэтому решение проблемы духовно - нравственного воспитания с первых лет жизни, а также просвещение и педагогическое сопровождение семьи имеет чрезвычайную значимость. Страна теряет свой главный человеческий потенциал.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурнодосуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей идеями «безопасного секса» и «планирования семьи»; отсутствие духовного воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности.

 Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали

им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Пояснительная записка. 
Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. 
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. 

В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,  общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии  личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна). 
Духовно – нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. 
В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. 
Особым местом в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ  и ощущение своей неразрывности с окружающим миром,   желание сохранять и приумножить богатство своей страны. 
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы мероприятий, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум. 
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. 
В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И. Пирогов. 
Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу, сохранить нравственное здоровье детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания. 
Данная программа комплексных мероприятий - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании и развитии у детей духовности и нравственности. 
Тип программы мероприятий: образовательная. 
Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни. 

Условия реализации программы  мероприятий
Данная программа рассчитана на детей  от 5 до 7лет. Занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с сентября по май, один раз в неделю. Продолжительность занятий 20-25 минут. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Использование компьютерных технологий  на занятиях помогает  детям в создании ярких художественных образов. 
Программа мероприятий духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста  направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов детей, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется дошкольным образовательным учреждением в рамках дополнительного образования, а именно в работе кружка по духовно- нравственному воспитанию «Свечечка». 

Цель программы:

Сохранение духовно- нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Новохоперского района, Воронежского края, России, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи программы  мероприятий:

  1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
  2. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро, пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
  3. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
  4. Формировать чувство любви к малой родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  5. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
  6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
  7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Принципы отбора содержания мероприятий.

Научность и каноничность. Сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью.

Учет требований типовых программ.

Многоуровневость. Показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей.

Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Методы реализации программы.

(наглядный, словесный, практический)

Наглядный метод используется во время

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в храм, краеведческий музей;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.
  • подготовка и проведение праздников «Масленица», «Рождество», «День матери» и др.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно- ролевые, дидактические, игры-драматизации , режиссерские).
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;

  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины.
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми.

  • Занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников со священнослужителями, местными поэтами, представителями краеведческого музея.
  •  Использование аудиозаписей и компьютерных технологий.
  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
  • Творческие вечера.
  • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Взаимодействие  с семьей.

Формы работы с родителями:

  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • Лекторий для родителей;
  • Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • Вечер вопросов и ответов;
  • Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические

семинары с использованием ИКТ);

  • Занятия совместно с родителями: анкетирование и

тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

  • Индивидуальные консультации специалистов: психолога, педиатра.
  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки- передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • Экскурсии;
  • Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • Совместное посещение богослужений и прогулки к храму;
  • Помощь родителей: облагораживание территории, участие в подготовке праздников,  в восстановлении «Троицкого» храма.

Направления работы.

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
  2. Воспитательно- образовательное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
  3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видеофильмов).
  4. Нравственно- трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Тематика  занятий

 «Как устроен мир Божий».

Задачи: открыть детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обратить их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учить видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствующую развитию творческой личности ребенка.

Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений.»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; «Если бы не было воздуха»; «Мир - наш дом.»; «Умеем ли мы видеть»; «Питание, отдых, здоровье, болезни»; «Жизнь человека».; «Времена года - весна»;

«Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года -зима»; «Рыбы»; «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».

«Хорошо - плохо».

Задачи: на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учить детей различать добро и зло, дать представления о нравственной свободе человека, помочь увидеть красоту нравственных поступков. Научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий: «Добро и зло»; «Мать и дитя»; «Семья, дом»; « Святые семьи»; «Послушание и непослушание»; «Братья и сестры»; «О дружбе и друзьях. Верность»; «Кто мой ближний?»;  «Жадность и щедрость»;  «Правда и ложь»;  «Как мы ходим в гости?»;  «Имя»;  «Родина»;  «Совесть»; «Благодарность»; «Вечность»; «Воздержание, терпение»; «Талант»; «Осуждение, смирение»; «Зависть»; «Милосердие, сочувствие»; «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; «Память»; «Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Бедность и богатство».

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах».

Задачи: знакомить детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей

Российского государства, государственной символикой , жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской, воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим малую родину; гордости за историческое прошлое Новохоперского края, русского государства.

Тематика занятий «Край, в котором ты живешь.»: «История возникновения родного города»;  «Герб города»;  «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Город - село».

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы города, в котором мы живем.

Тематика занятий цикла «О чем поет колокол»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».

Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси». («Откуда пошла земля русская?», «Святые князья Борис и Глеб», « Пресвятая Богородица».

«Православная культура».

Задачи: знакомить детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогать в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывать их жизненный смысл, привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий: «Рождество Христово», «Крещение», « Сретение», « Благовещение», «Вербное воскресение», «Пасха», «Вознесение»,

«Троицын День», « Преображение», « Воздвижение Креста», «Рождество Богородицы», « Введение во Храм», «Успение», «Покров»,

«Иконография».

« Хозяева и хозяюшки»

Задачи: знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, дать понятие об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Тематика занятий: «Что такое семья», « О дружбе мальчиков и девочек», «Женские дела», « Мужские дела».

Предполагаемый результат.

Программа мероприятий по духовно-нравственному воспитанию ставит своей целью достичь следующих результатов.

  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами

традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

В ходе реализации программы комплексных мероприятий духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников можно прогнозировать повышение уровня воспитательной подготовки детей, обеспечивающей развитие нравственных качеств личности. 

Список литературы.

1.Шевченко Л.Л., « Добрый мир», православная культура для малышей, Москва,2014г.
2. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников» 

3. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11 
4. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г. 
5. И.А. Каирова, О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя./ М.: Просвещение, 1997; 
6. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000; 
7. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004; 

8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации авторской программы "Лучик"

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Культура стала основой жизнедеятельности цивилизованного человека. Она живет в нашей речи, неотъемлема от нашего сознан...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...