«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
материал на тему

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolko_vmeste_tolko_druzhno_pomogat_prirode_nuzhno.docx50.58 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Компп\Desktop\Документы Петровой Е.М\Мои фото\DSC05361.JPG                                   

                                                                                                                       Автор:старший воспитатель

                                                                                                                    МБДОУ «ДС №5 «Бэлэкэч» г.Мамадыш»                                                                                                                    

                                                                                                                                Петрова Елена Михайловна

«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»

Природоохранные акции в детском саду

                                                        «Истинное воспитание состоит

                                                                          не столько в правилах, сколько в упражнениях»
                                                                                                                                         Ж. Руссо

                                                                     

На современном этапе развития общества наиболее актуальной становиться проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Деятельность человека в развивающем обществе наряду с созидательными успехами оказывает нежелательные влияния на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому, активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без корма). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет, приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье.  Кроме того, именно партнерство с родителями мы рассматриваем как основной ресурс реализации ФГОС ДО. Наше дошкольное учреждение представляет опыт работы с детьми в области экологического воспитания, а так же нетрадиционную форму работы с родительской общественностью, где проведение природоохранных акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие.

АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:

  • акции направлены на формирование активной жизненной позиции, помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него, зависит состояние окружающей среды. И даже меленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
  • акции позволяют добиться не механическое запоминание правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформации знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности.
  • в акции включены все участники педагогического процесса;
  • данная форма позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
  • природоохранные акции способствуют развитию положительного эмоционального отношения к природе, желания беречь ее и заботиться о ней.

Широкий спектр структурных компонентов акции позволяет сделать данную работу интересной и привлекательной.

Проведение природоохранных акций в нашем детском саду стало доброй традицией. Акции проходят в соответствии с планом-графиком (приложение) и имеют разнообразную тематику: «Дары осени», «Посади деревце», «Поможем птицам пережить зиму», «Береги воду» и др. По мере необходимости тематика акций меняется, а наиболее полюбившиеся детям и родителям мы проводим уже несколько лет. Родители воспитанников активно участвуют в мероприятиях, проходящих в рамках акции. Они вместе с детьми мастерят кормушки, сажают цветы и деревья, выпускают плакаты и листовки, делают всевозможные поделки.

С целью расширения масштаба проводимых экологических акций, мы стали выходить с детьми на улицы родного города. Дети с удовольствием раздают прохожим листовки, буклеты,  отражающие тематику акции, рассказывают о ней. Жители города благодарят детей, отмечают,  что это очень важное и полезное дело

Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка.

Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад – первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений.

АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

В июле в нашем дошкольном учреждении прошлая природоохранная акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять». В ней приняли участие старшие дошкольники, их родители и инструкторы по физической культуре.

Цель акции: пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей. В ходе акции решались следующие задачи:

Образовательная задача – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

Воспитательная задача – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

    Развивающая  задача – развитие системы  практических  умений по изучению и улучшению состояния окружающей среды своей местности.

Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

 Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!