«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
материал на тему
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolko_vmeste_tolko_druzhno_pomogat_prirode_nuzhno.docx | 50.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:старший воспитатель
МБДОУ «ДС №5 «Бэлэкэч» г.Мамадыш»
Петрова Елена Михайловна
«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
Природоохранные акции в детском саду
«Истинное воспитание состоит
не столько в правилах, сколько в упражнениях»
Ж. Руссо
На современном этапе развития общества наиболее актуальной становиться проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Деятельность человека в развивающем обществе наряду с созидательными успехами оказывает нежелательные влияния на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому, активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без корма). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет, приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).
Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Кроме того, именно партнерство с родителями мы рассматриваем как основной ресурс реализации ФГОС ДО. Наше дошкольное учреждение представляет опыт работы с детьми в области экологического воспитания, а так же нетрадиционную форму работы с родительской общественностью, где проведение природоохранных акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие.
АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.
Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:
- акции направлены на формирование активной жизненной позиции, помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него, зависит состояние окружающей среды. И даже меленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
- акции позволяют добиться не механическое запоминание правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформации знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности.
- в акции включены все участники педагогического процесса;
- данная форма позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
- природоохранные акции способствуют развитию положительного эмоционального отношения к природе, желания беречь ее и заботиться о ней.
Широкий спектр структурных компонентов акции позволяет сделать данную работу интересной и привлекательной.
Проведение природоохранных акций в нашем детском саду стало доброй традицией. Акции проходят в соответствии с планом-графиком (приложение) и имеют разнообразную тематику: «Дары осени», «Посади деревце», «Поможем птицам пережить зиму», «Береги воду» и др. По мере необходимости тематика акций меняется, а наиболее полюбившиеся детям и родителям мы проводим уже несколько лет. Родители воспитанников активно участвуют в мероприятиях, проходящих в рамках акции. Они вместе с детьми мастерят кормушки, сажают цветы и деревья, выпускают плакаты и листовки, делают всевозможные поделки.
С целью расширения масштаба проводимых экологических акций, мы стали выходить с детьми на улицы родного города. Дети с удовольствием раздают прохожим листовки, буклеты, отражающие тематику акции, рассказывают о ней. Жители города благодарят детей, отмечают, что это очень важное и полезное дело
Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка.
Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад – первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений.
АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.
В июле в нашем дошкольном учреждении прошлая природоохранная акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять». В ней приняли участие старшие дошкольники, их родители и инструкторы по физической культуре.
Цель акции: пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей. В ходе акции решались следующие задачи:
Образовательная задача – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
Воспитательная задача – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Развивающая задача – развитие системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей среды своей местности.
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!