Игры для детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Сенсорные игры, моторные игры, словесные игры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Материалы для занятия: емкость с водой, пластмассовые бутылочки разной формы и объема, предметы (из металла, дерева, резины, пластмассы, бумаги), сахар, песок, водорастворимая краска, фигурки из льда, пластмассовые трубочки, цветное тесто, горошины, массажный шарик (из су-джок терапии).
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Что дает ребенку игра:
- удовольствие;
- знакомство с нормами, правилами жизни;
- общение со сверстниками;
- возможность выражать свои эмоции;
- возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду),
средства игры (слово, движение, песню);
— внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.
Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста.
Сенсорные игры. Сенсорика — от лат. sensus — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Игра-возня. Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научится принимать и победу и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.
Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.
Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу:
игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
Сенсомоторное развитие ребенка.
Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры?
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — ползание. В процессе освоения ползания формируются: — зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо; — межполушарное взаимодействие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка; —ориентация в пространстве; —чувство равновесия.
Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, ползание, лазание — базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
Ведущая деятельность детей 1—3 лет — предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.
Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребенка, происходит энергетическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явлениях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.
Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запаздыванием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.
Сенсорные игры
Игры с водой.
1. Выливаем, наливаем, сравниваем:
- сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
- наполнить бутылку до половины — она будет плавать;
- налить бутылку до верха — она будет тонуть;
—«фонтан» из бутылки.
2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу,
бумагу, губки):
- тонет — не тонет;
- вылавливаем игрушки;
- «дождь» из губки.
- Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная — не прозрачная.
- Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно — тепло — горячо.
Растворяется — не растворяется, тает — не тает.
- Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.
Игры с тестом.
Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).
- Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми
движениями надавливают на середину и края лепешки). - На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на
тыльную сторону ладони. - Большим пальцем надавливают в середине лепешки.
- Лепешку украшают горохом, фасолью.
- Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» — раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают:
«Колобок, колобок, румяный бок». - Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из
фасоли. - Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками те
ста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.
Моторные игры.
Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).
1. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2—3 мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).
- «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.
- Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями,
мелкими игрушками, счетными палочками. - Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски
соль или песок для эффекта массажа. - Организуйте игры с водой, тестом.
- Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
- Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.
Развитие умственных способностей ребенка раннего возраста.
Понятия
- Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в
рисунке ковра. - Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия
и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»). - Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположны
ми значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок. - Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в
неделе. - Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?
- Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий. Например: Плечи, коленки, Носки, голова, Носики, ушки, Рот и глаза.
Привлекательность новизны
- Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате
и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность. - Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев), а потом возвращайте.
- Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.
- Попробуйте говорить простые слова наоборот.
Перекрестные движения Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.
- Начинайте каждый день с зарядки, в которую включены упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте левой
рукой правый носок ноги и наоборот. - Играйте в «Ладушки».
- Разучите несколько упражнений на координацию движений.
Например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте руку и ногу. - Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами.
Пусть дети размахивают ими. - Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было
тянуться за ними. - Поиграйте в игры, где надо ползать по полу, выполняя при
этом перекрестные движения. - Сажайте детей к себе на колени и читайте вместе книги.
Пусть дети переворачивают страницы.
Возможность выбора
- Предлагайте так, чтобы оставить детям возможность выбора
(при выборе красок, меню, места для картины и тому подобное).
Например, «ты хочешь просто молоко или шоколадное молоко?» - Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при слишком большом выборе.
- Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им
право голоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста»
Бизиборд предназначался для того, чтобы ребенок ознакомился с бытовыми предметами в максимально безопасной форме. Поэтому в оригинале такая развивающая доска должна содержать все ...
«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».
Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Конспект дидактической игры для детей раннего возраста Игра «Разные кружки для зайца и белки»
Конспект дидактической игры для детей раннего возраста....

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»
Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...
