ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА СОПЕРЕЖИВАНИЯ ПРИРОДЕ МАЛОЙ РОДИНЫ
методическая разработка на тему

Методическая разработка: результаты работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА СОПЕРЕЖИВАНИЯ ПРИРОДЕ МАЛОЙ РОДИНЫ  

Злотникова И.В., воспитатель МБДОУ ЦРР д/с «Светлячок», г. Абакан

 

МБДОУ  ЦРР д/с  «Светлячок»  работает  по  программе  "Детство".  Цель  этой  программы — познавательно-творческое  развитие  ребенка  через  присвоение  им  культурно-исторического  опыта,  что  способствует  наиболее  полному  раскрытию  и  реализации  возрастного  потенциала  дошкольника, помогает  входить  в  современный,  быстро  меняющийся  мир.  

В ДОУ открыта экспериментальная площадка по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики». Для реализации её задач нами были выбраны следующие темы по самообразованию:

«Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в процессе изучения пословиц и поговорок», её цель: воспитание у детей дружеского взаимодействия, соответствующего нормам поведения в обществе по отношению к окружающим их людям.

 «Краеведческий материал как средство воспитания чувства сопереживания природе малой Родины», её цель: формирование и развитие коммуникативных качеств ребенка через изучение родного края, национальной культуры, быта, языка, обычаев, экологической обстановки окружающей среды, сбережения природных ресурсов.    

Информационную работу проводим через организацию педагогических чтений с педагогами и родителями детского сада. В работе с детьми используем проектный метод, интеграцию видов деятельности на занятиях, интеграцию деятельности со специалистами детского сада.

В рамках экспериментальной площадки оформлены материалы экспозиции в приёмной по темам: «Знакомство с объектом города — парк топиарного искусства»; «Прикоснись к природе сердцем», разработаны экскурсии к данным экспозициям; была создана модель музейно-образовательной среды группы.

Проведённая работа способствует формированию основных компетентностей ребенка, что подтверждают результаты диагностических обследований, дифференцированных по  основным направлениям развития личности соответственного каждого  возраста.

 В рамках экспериментальной площадки детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» проводится диагностика, в которой используются следующие методики: «Беседа», «Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений», «Закончи историю». По результатам констатирующего этапа у большинства детей развиты обобщённые представления о справедливости, скромности, вежливости, правдивости, трудолюбии, отзывчивости, что очень нас порадовало. Огорчило то, что затрудняются в определении понятий «щедрость», «лживый», «ленивый». Однако могут различать эти понятия, но не достаточно применяют их в разговоре. В целом дети знают моральные нормы, что нужно помочь товарищу, но на практике не всегда соблюдают эти правила.

Единое направление и восприятие по темам самообразования дают возможность использовать в выступлениях на региональном уровне:

24.05.2007г. «Актуальные проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста; Создание экологической тропы в ДОУ».

31.10.2007г. «Использование краеведческого материала как средство воспитания чувства сопереживания природе малой Родины».

Для более успешного освоения детьми основных компетентностей разрабатываются игры, занятия, прогулки по экологии с элементами экспериментирования, например, игры – наблюдения: «С ветерком», «Почему растаял снеговик», «Разноцветные человечки», «Окрашивание песка», «Почему рассыпался песочный город». Также разрабатываются и проводятся следующие познавательные и интегрированные занятия: «Волшебная вода»; «Я и природа»; «Воздух – невидимка»; «Почва – живая земля»; «Что у нас под ногами»; «Живое и неживое»; «Здравствуй, дерево»; «В гости к опасному растению»; «Кто какого цвета»; «Мой город – мой дом»; «Россия – наша Родина»; «Не просто сказки»; «Пословицы о дружбе»; «Что в имени твоём?»; «Где обедал, воробей?»; «Что такое? Кто такой?»; «Моя семья».

В процессе работы используется наглядный природный материал, собранный в различных уголках Хакасии: с успехом применяется на занятиях, пополняются выставки мини-музея на базе детского сада. В группе создан уголок «Юный исследователь», где использование природного материала даёт детям возможность глубже познать природу родного края, способствует развитию интереса к малой Родине, и за участие в городском конкурсе на лучший исследовательский уголок среди детских садов нами было получено второе место.

Взаимосвязь в работе по данным темам даёт следующий результат: формирование и развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста в процессе изучения родного края позволяет объединить родителей, педагогов, специалистов и детей в единое коммуникативное сообщество.

Разрабатывается экологический паспорт МДОУ  «Детский сад «Светлячок»»; составляется карта – схема, на которой отмечены точки – наблюдения: гнездо вороны, синички, воробья, цветочные клумбы, уголок луга, ёлочка, сосны, берёза. Также разработана карта – схема экологической тропы детского сада.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование краеведческого материала для воспитания чувства сопереживания природе малой Родины Злотникова И.В., воспитатель второй квалификационной категории; Митченко О. В., воспитатель второй квалификационной категории; МДОУ ЦРР д/с «Светлячок» АБАКАН 20 10 г.

Слайд 2

Экспериментальная площадка по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики». Темы по самообразованию: «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в процессе изучения пословиц и поговорок» Цель: воспитание у детей дружеского взаимодействия, соответствующего нормам поведения в обществе по отношению к окружающим их людям. «Краеведческий материал как средство воспитания чувства сопереживания природе малой Родины» Цель: формирование и развитие коммуникативных качеств ребенка через изучение родного края, национальной культуры, быта, языка, обычаев, экологической обстановки окружающей среды, сбережения природных ресурсов.

Слайд 3

Фотовыставка в приёмной - парк топиарного искусства: «Сады мечты»

Слайд 4

Передвижная фотовыставка в приёмной – «Природа Хакасии»

Слайд 5

Модель музейно-образовательной среды в группе «Улыбка» Тема: Формирование коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста в процессе изучения малых жанров русского фольклора. Тема: Краеведческий материал как средство воспитания чувства сопереживания природе малой Родины. Задачи: Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; Освоение элементарных навыков поведения, рационального природоиспользования; Формирование элементарных умений предвидеть последствия своих поступков; гуманного, эмоционально – положительного, заботливого отношения к окружающему миру; Развитие познавательного интереса; Воспитание, привитие любви к малой Родине. Цель: создание природно-этнографического мини – музея в группе, как средство развития нравственного воспитания через приобщение к национальной культуре, быту, языку, обычаям; изучение малых жанров русского фольклора; рациональное использование местных природных ресурсов. Принципы: - научности; - гуманистичности (я — часть мира); - доступности; - прогностичности (прогнозировать ситуацию); - деятельностного подхода; - конструктивизма (неограничение от негативных последствий); - системности; - единства мировой и национальной культуры; - интеграции (взаимосвязь с социумом и педагогов с родителями).

Слайд 6

Музейно-образовательная среда в группе Обогащение предметно-развивающей среды в группе Исследовательское Развитие развитие речи Конкурс «Лучшая Семейная викторина кормушка» «Что ты знаешь о «Волшебная вода» родном крае» «Воздух – невидимка» «Мой город – мой дом» «Почва – живая земля» «Россия – наша родина» «Живое и неживое» «Пословицы о дружбе» «Здравствуй, дерево» Театр «Где обедал, «В гости к опасному воробей?» растению» Читальный зал «Моя Фотовыставка семья» «Природа Хакасии» Освоение содержания дошкольного образования Программы и технологии: Программа «Детство» под редакцией Бабаевой Т.Н.; Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» Н.А. Арапова–Пискарёва; Программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»; Программа Е.В. Колесниковой «От звука к букве»; развитие общей и мелкой моторики по И.С. Лопухиной, В.А. Солнцевой, М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. Пособия: «Система патриотического воспитания в ДОУ» автор – составитель Е.Ю. Александрова; «Семейное воспитание. Краткий словарь»/Составители: И.В. Гребенников, Л.В.Кованько; Занимательные игры Е.Л. Агаевой, В.В. Брофман; «Добро пожаловать» О.А.Воронкевич; «Экологические праздники» Т.Н.Зениной; «Сюжетные игры в экологическом воспитании» С.Н.Николаевой, И.А.Комаровой; Е.С.Туренская «Я в этом удивительном мире»; Р.С.Буре, М.В.Воробьёва «Дружные ребята»; С.И.Семенака «Уроки добра»; Е.О.Смирнов «Особенности общения с дошкольниками»; Педагогический словарь Г.М.Коджаспирова.

Слайд 7

Экспериментальная площадка по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» Данные диагностики Методика «Цветовой тест отношений» В диагностике принимало участие 26 детей. Большинство детей адекватно реагируют на понятия «ДОБРЫЙ» и выбрали красный и жёлтый цвета, что соответствует цветовой гамме этой методики. Понятие «ЗЛОЙ» 70 % детей определили чёрным цветом. Правильно выбрали цвет согласно методике. У многих детей адекватно выражено понятие «ЧЕСТНОСТЬ» — 35 % детей отметили жёлтым, фиолетовым и красным цветом. Эта цветовая гамма также соответствует методике. Понятие «ЩЕДРЫЙ» 35 % детей отметили красным и фиолетовым цветами (правильная цветовая гамма). Дети знают, что щедрым быть хорошо, но отдать своё, поделиться с кем-то им трудно. На понятие «ЖАДНЫЙ» 50 % детей выбрали коричневый и чёрный цвета. Только чёрный цвет соответствует цветовой схеме методики, вместо коричневого цвета указывается красный. Но дети выбрали эту цветовую гамму, так как понятие «жадный» у детей ассоциируется с тёмными красками и является отрицательным понятием. «ТРУДОЛЮБИВЫЙ» — 46 % детей выбрали фиолетовый и жёлтый цвета. Небольшое количество детей выбрали правильные цвета. «ЛЕНИВЫЙ» — 37 % детей отметили коричневым, серым и синим цветами. Цветовая гамма соответствует методике. ВЫВОД: большинство детей знают понятия: «добрый», «злой», «честный», «жадный» и адекватно реагируют на них. Затрудняются в определении понятий «щедрость», «лживость», «ленивый». Однако могут различать эти понятия, но не достаточно применяют их в разговоре.

Слайд 8

Методика «БЕСЕДА». В данной диагностике принимали участие 26 детей. Низкий уровень представлений детей о нравственных качествах — 13 %, средний уровень — 72 %, высокий уровень — 15 %. Например, на вопрос: «Кого можно назвать хорошим?» дети в большинстве отвечали: «Хороший — это тот, который не дерётся и делится со всеми игрушками». ВЫВОД: у большинства детей развиты обобщённые представления о справедливости, скромности, вежливости, правдивости, трудолюбии, отзывчивости. Методика «Сюжетные картинки». В данной диагностике эмоционального компонента нравственного сознания принимало участие 26 человек. Средний уровень — 58 % детей правильно раскладывали свои картинки, обосновывали свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Высокий уровень — 27 % детей обосновывают свой выбор, называют моральную норму, эмоциональные реакции адекватны, ярко проявляются в мимике, активной жестикуляции. Низкий уровень – 15%. ВЫВОД : дети эмоционально адекватно оценивали поступки, действия, изображённые на сюжетных картинках. Знают моральные нормы, что нужно помочь товарищу, а сами не всегда соблюдают эти правила. Методика «Закончи историю». В данной диагностике участвовали 26 человек. Средний уровень — 78 % детей называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивируют свою оценку. Высокий уровень — 15 % детей называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Низкий уровень – 7%

Слайд 9

Исследовательский уголок

Слайд 10

Экологический паспорт + экологическая тропа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество ДОУ и семьи в использовании краеведческого материала как средства формирования чувства гражданственности и патриотизма старших дошкольников.

Опыт взаимодействия семьи и ДОУ по формированию чувств гражданственности и патриотизма у старших дошкольников посредством использования краеведческог оматериала....

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста....

Проект «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова».

Проект  для детей  старшего дошкольного возраста «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова»....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ЧУВСТВА ГОРДОСТИ ЗА МАЛУЮ РОДИНУ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ"

Данная презентация знакомит воспитанников детского сада с достопримечательностями посёлка в виде экскурсии в местный краеведческий музей.ребята знакомятся с дореволюционным прошлым посёлка,вспоминают ...

Презентация к проекту "Экологическое воспитание дошкольников с использованием краеведческого материала"

Презентация освящает основные моменты проекта по экологии. Краеведческий материал дает огромные возможности для ознакомления дошкольников с экологией....

Воспитание чувства любви к малой Родине

Консультация для родителей (законных представителей)«Воспитание чувства любви к малой Родине»...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...