Конспект ООД в подготовительной группе "Войлок: вчера, сегодня, завтра"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Узянбаева Гульбика Ахметовна

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с одним из традиционных занятий башкир – валянием войлока, его предназначением в быту. Учить детей знать характерные особенности войлока, войлочных изделий, в сравнении с другими изделиями из шерсти. Активизировать употребление в речи название материала; учить подбирать прилагательные к существительному. Продолжать учить составлять рассказ по мнемосхеме. В процессе валяния научить строго соблюдать последовательность действий. Воспитывать интерес к традиционным ремеслам башкир; в процессе валяния оказывать друг другу помощь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voylok_zanyatie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Алёнушка»

Непосредственная образовательная деятельность

в подготовительной группе

«Войлок. Вчера и сегодня»

Провела: Узянбаева Гульбика Ахметовна

Сибай, 2013г.

  Программное содержание: Продолжать знакомить детей с одним из традиционных занятий башкир – валянием войлока, его предназначением в быту. Учить детей знать характерные особенности войлока, войлочных изделий, в сравнении с другими изделиями из шерсти. Активизировать употребление в речи название материала; учить подбирать прилагательные к существительному. Продолжать учить составлять рассказ по мнемосхеме. В процессе валяния научить строго соблюдать последовательность действий. Воспитывать интерес к традиционным ремеслам башкир; в процессе валяния оказывать друг другу помощь.

  Предварительная работа: беседа с детьми об овцеводстве, быте и ремеслах башкир. Экскурсия в Сибайский историко-краееведческий музей; магазин Баймакского пимокатного цеха. Рисование предметов одежды и быта башкир. Чтение башкирских народных сказок «Кто сильнее?», «Аминбек», «Жадный богач и Зиннят агай». Прослушивание башкирских народных песен «Буранбай», «Кара юрга», «Сынрау торна». Ознакомление с пословицами «Дерево красно плодами – а человек делами», про войлок и труд.

  Оборудование: мнемосхема, мольберт, указка, клеенка п/эт, салфетка, сетка, шерсть нарезанная, жидкое мыло в чашечках, фартуки, большое полотенце, таз с водой, лейка. Для выставки: войлок, художественный войлок – ковер, валенки, носки, шапки, стельки, юрта, бахилы. ТСО: экран, проектор.

  Ход:

- Я вас приглашаю посетить музей, а какой, мы узнаем после того, как отгадаем загадку:

Мама в кудряшках,

Сыночек в кудряшках.

В поле душистые ищут всё травы.

Только сынок умчался в лесок

Мамочка тут же «Где-е-е ты сынок?»

- Ну-ка посмотрим отгадали или нет?

Воспитатель убирает ширму. Выставка изделий.

- Кто скажет, как же называется этот музей? (Музей изделий из шерсти)

- Испокон веков кочевые народы, в том числе и башкиры, разводили овец. Кто ответит, для чего они их разводили? Для чего нужна была шерсть?

- Верно, шерсть обрабатывали разными способами. Из нее пряли пряжу, вязали одежду. Кто мне подскажет, что можно связать из шерсти? ( носки, шарфы, варежки)

- Какие могут быть носки? Варежки? Шарфы? (подбор прилагательных)

- Про следующий экспонат можно сказать, не мытьем – так катаньем. Что же еще можно было изготовить из шерсти? (валенки)

- Для кого они изготавливаются? В какое время года носят валенки? Кто скажет, для чего нужны валенки? Почему зимой носят именно валенки? Может быть, можно ходить в носках?

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и назвать, чем отличаются носки от валенок. Нужно разделиться на 2 команды. Команды по очереди называют отличия.

1. Прочные – непрочные

2. Скатанные (свалянные) – связанные

3. Плотные – с дырочками

4. Можно ходить по снегу – только в помещении

- А чем они похожи? (из шерсти, теплые)

- В наше время из шерсти еще изготавливают стельки, бахилы, сапоги, шапки для бани.

- Я вам предлагаю посмотреть фильм о том, как в древние времена и до сих пор изготавливаю валенки.

Фильм.

- Очень интересно. Но у нас в музее остался еще один экспонат. В давние времена люди валяли вот такие куски войлока. Как вы думаете, для чего они нужны были в те далекие времена? (для покрытия стен и пола юрты, делали коврики, одежду)

- Верно, вот у нас есть юра, которая покрыта войлоком. А для чего юрту покрывали войлоком? (сохраняет тепло, жару не пропускает)

- Посмотрите, какой красивый ковер сваляла мастерица! А вам интересно как в древности как в древности и сейчас валяют войлок? Тогда пройдите в наш кинозал.

  1. Шерсть сначала состригали специальными большими ножницами.
  2. Состриженную шерсть трепали и она становилась мягкой, пушистой.
  3. Затем её раскладывали на холстине слоями в разных направлениях.
  4. Поливали горячей водой.
  5. Накручивали на палку и катали. Если войлок был большой, значит это делали сразу несколько женщин. Катали долго, примерно 2 часа.
  6. Готовые изделия раскладывали и сушили, получался теплый войлок.

- А сейчас я вам предлагаю самим попробовать свалять коврик. Но сначала давайте попробуем рассказать о том, как мы его будем валять.

Составление рассказа по мнемосхеме.

- Вот наша шерсть, она сострижена, расчесана, потрепана. Вот холстина. Что затем нужно сделать?

- Разложить слоями в разных направлениях. После того, как всю шерсть разложили, следующий значок подсказывает нам, что нужно сделать? (намочить водой)

- Теперь я подскажу вам, что нужно накрыть сеткой и намылить. Мыло у нас жидкое, значит, его нужно вылить.

- Сейчас, посмотрев на следующий значок,  попробуйте сами сказать, что нужно сделать? (круговыми движениями рук тереть)

- Кто хочет рассказать порядок работы? (1 -2 ребенка рассказывают порядок)

- Всем понятно? Тогда пройдите, наденьте фартуки для работы, помогите друг другу.

- А для того, чтобы у нас получились отличные коврики нужно размять пальчики:

Вот мостик горбатый,

Барашек рогатый,

На мостике встретил он серого братца.

Барашек с барашком

Стали бодаться.

Бодались, бодались,

Сражались ,сражались.

И в речке глубокой они оказались.

- А сейчас пройдите на рабочие места.

Звучит музыка.

После валяния предлагаю смыть мыло ( дети несут и стирают бережно свои изделия, раскладывают на полотенце для просушки, моют руки)

- Ребята, расскажите мне, какие у вас получились коврики? (войлочные, разные, красивые и т. д.)

- Замечательные получились коврики, а на следующем занятии мы украсим их башкирским орнаментом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математике в средней группе "Вчера, сегодня, завтра"

Данное занятие рассчитано на средний дошкольный возраст. Оно предусматривает работу с детьми по ознакомлению с частями суток, продолжают учиться количественному и порядковому счету. Развивает память, ...

Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы)

Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят ...

Конспект занятия «Деньги вчера, сегодня, завтра»

Знакомство с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами разных стран...

Конспект занятия познакомить детей с моделью «Вчера, сегодня, завтра».

Цель: познакомить детей с моделью «Вчера, сегодня, завтра».Оборудование: Модель. (Это плоскостная модель – в виде ленты, которая разделена на три отрезка времени: вчера, сегодня, завтра. Каждый ...

Конспект образовательной деятельности по математике "Вчера, сегодня, завтра" (средний дошкольный возраст)

Задачи:Образовательные:Упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5.Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (...