Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы)
учебно-методический материал на тему

Смилгаин Лариса Ивановна

Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Кроме того, праздник – важнейшее средство художественного воспитания: здесь формируется вкус детей. Художественный, музыкально-литературный материал, красочное оформление помещений, костюмов, способствует развитию чувства прекрасного, красивого у ребёнка. С целью улучшения качества проводимых праздников был проведён семинар, включающий в себя лекционное и практическое занятия по теме. Предлагаемая работа представляет собой конспект лекции для воспитателей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01_detskie_prazdniki_vchera_smilgain_li.docx17.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад 110 Выборгского р-на города Санкт-Петербурга

Конспект лекции
музыкального руководителя
СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ 
по теме:
«ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ»
(из опыта работы)

Санкт-Петербург, 2015


Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Кроме того, праздник – важнейшее средство художественного воспитания: здесь формируется вкус детей. Художественный, музыкально-литературный материал, красочное оформление помещений, костюмов, способствует развитию ей чувства прекрасного, красивого.

В энциклопедическом словаре слово «праздник» разъясняется как «день, посвящаемый выдающимся событиям, традиционным датам», а в Толковом словаре (под редакцией Д.Н. Ушакова) – «день торжества в память какого-либо выдающегося события», «веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь», «день массовых игр, развлечений», «счастливый, радостный день, ознаменованный каким-либо важным, приятным событием».

Дети по-своему понимают идею праздника: украшенный зал, родители, гости, их участие в ярком зрелище доставляют чувство глубокого удовлетворения от пережитого и увиденного. Поэтому действия взрослых участников праздника должны быть ориентированы на создание для детей комфортной эмоционально положительной ауры. Важно, что воспитательно-образовательная работа с детьми велась плавно, системно, без срывов в связи с компанией по подготовке очередного торжества. Не нужны частые репетиции, натаскивание, муштра. Готовятся взрослые. Они продумывают сценарий утренника, программу концерта, подготавливают оформление костюмов, зала и т.д. К составлению сценария целесообразно привлечь воспитателей, по необходимости родителей, специалистов учреждения. Провести его обсуждение на рабочем совещании. Целью такого обсуждения является дальнейшее планирование работы всеми педагогами с учетом содержания праздника и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 Между взрослыми участниками праздника (в том числе и родителями) распределяются роли и обязанности с учетом их артистических способностей. Четкая организация работы взрослых на празднике – залог успешного его проведения. Взрослые должны добросовестно выучить текст своей роли. Мимика, жесты, место на сцене должны соответствовать характеру исполняемого персонажа. Менее артистичным педагогам целесообразно поручать быть ответственными за переодевание детей, раздачу атрибутов, за шумовые, звуковые, световые эффекты, за сюрпризные моменты, своевременный выход персонажей, организацию детей.

Следующий этап – это качественная подготовка выступлений детей на празднике. Развивая ежедневно речевые способности ребенка, именно воспитатель знает возможности каждого, и, исходя из этого, может грамотно распределить стихотворный материал между детьми, помочь в индивидуальной работе выучить его наизусть и декламировать четко, выразительно с пониманием содержания текста. Воспитатель разучивает с подгруппами детей сценки, различные драматизации, при этом не «натаскивает» их, а в игровой форме позволяет детям проявлять свободу творчества, ориентировки в пространстве зала, действовать осознанно самому и взаимодействовать с другими персонажами. При этом позиция взрослого направлять, подсказывать и поощрять словом. Для того, чтобы облегчить подготовку к празднику, целесообразно постепенно вместе с детьми на музыкальных и физкультурных занятиях осваивать весь певческий и двигательный репертуар, используемый на празднике, что и предусмотрено в Программе воспитания ГБДОУ и обязанностях воспитателя, а именно: воспитатели р а н н е г о в о з р а с т а принимают самое активное участие во всех видах музыкальной деятельности, активизируют детей, так как дети этого возраста действуют по показу взрослого и подражают ему. С детьми м л а д ш е г о д о ш к о л ь н о г о возраста – воспитатель поет и участвует во всех видах движений, активизируя детей. В группе воспитатель направляет самостоятельную деятельность детей, используя выученный на музыкальных занятиях репертуар в игре, на прогулке и в других видах детской деятельности. В группах детей с т а р ш е г о в о з р а с т а воспитатель помогает детям в индивидуальном порядке и оценивает качество исполнения вместе с музыкальным руководителем. Оказывает помощь музыкальному руководителю в иллюстрации нового материала, при необходимости показывает или напоминает движения в игре, пляске. Грамотно использует выученный материал на занятиях в группе.

Если на празднике воспитателю поручена роль ведущего или взрослого персонажа, он должен:

- хорошо знать ход сценария (время выхода, место на сцене, когда и с каким персонажем вступать в диалог)

- хорошо знать свой текст, обходиться без шпаргалки, уметь заменить текст своими словами – предвидеть возможные накладки и ситуации, суметь сгладить их словом, заполнить возникшую паузу;

- накануне праздника продумать всем вместе (взрослые) места расположения атрибутов, костюмов, декораций, украсить зал;

- педагог, не занятый в ролях, отвечает за организацию детей, раздачу атрибутов, переодевания, помогает в проведении аттракционов, не отвлекается на просмотр выступлений детей, забывая о своих обязанностях; находит приемлемое для своих действий место в зале;

- все взрослые на празднике должны быть в спокойном настроении, излишней взволнованностью не тревожить детей, общаться с детьми приветливо, ровно; быть нарядно одетыми, аккуратно причесанными, в обуви с не громко стучавшими каблуками.