Тематическая карта сюжетно-ролевых игр в средней группе.
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Неверова Светлана Павловна
Задачи: Образовательные: 1 Дать представление о здоровом образе жизни. 2 Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. 3 Способствовать укреплению здоровья детей Развивающие: 1 Развивать культурно-гигиенические навыки у детей. 2 Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. 3 Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения. Воспитательные: 1 Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни. 2 Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму. 3 Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным. 4 Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_karta_po_syuzhetno-rolevym_igram.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая карта сюжетно-ролевых игр в средней группе.

Сюжетно-ролевая игра

Цели и задачи

Схема подготовки к игре

Предметно-игровая среда

  1. Семья

Ролевые взаимодействия:

Мама - дочка. Мама - папа - забота о семье, готовит еду; кормит папу и дочку; ведёт дочку в поликлинику.

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Цель: формирование ролевого взаимодействия.

Задали: 1.Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. 2.Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. 3.Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

4.Воспитывать добр. отношения между детьми.

Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в процессе игры, основная роль поручается ребёнку.

-Рассматриваниесемейных фотографий.

- Беседы о родных, о семейных праздниках.

Чтение произведений

 К. Ушинского «Петушок с семьёй»; Е. Благининой «Научу обуваться и братца»;

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»,

В.Осеевой “Сыновья”.

 -Пальчиковая гимнастика на тему «Семья»

-Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».

- Беседа на тему «Как я помогаю взрослым»

Игровой материал:

куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности, мебель (столы, стулья, кровати разных размеров), стиральные наборы,  утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды, сумочки, одежда для ряженья (косынки, юбки)

 

  1. Больница.

Ролевые взаимодействия:

 Врач - больной.

Врач –медсестра.

Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.

Цель:  Формирование ролевого взаимодействия.

Задачи: 1.Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; 2.Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

3 .Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители.

4.Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). 5.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

 

-Рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть»?

-Беседа с детьми о работе врача, медсестры.

 -Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре

- Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

-Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.).

-Чтение произведений К. Чуковского «Доктор Айболит»

-  Изготовление атрибутов к игре совместно с детьми: медицинские карты, рецепты и т.п.

Игровой материал:халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

  1. Магазин

Ролевые взаимодействия:

Продавец - покупатель - кассир.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Цель: Формирование

ролевого взаимодействия.

Задачи:1.Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах.

2.Учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.

3.Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог.

4. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

-Экскурсия в магазин.

-Беседа о профессии продавца.

-Беседа «Как я с мамой ходил в  магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный и т.д.)»

-Рассказ воспитателя о профессии продавца.

-Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине.

-Рассматривание картин или иллюстраций  о работе магазина

-Д\И «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда»,  «Лото»

-Рассматривание атрибутов к игре.

Игровой материал:прилавок или витрина, несколько наборов продуктов: молочные продукты, упаковки из под сока, йогурта, чая, кофе, конфет, овощи и фрукты, бакалейные или гастрономические товары, кассовый аппарат и счеты, сумочки, халат, фартук, колпак, весы, карточки вместо  денег,  сумочки для покупателей, корзинки

  1. Зоопарк

Ролевые взаимодействия:

Экскурсовод -посетители, рабочие зоопарка,

Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, посетители зоопарка.

Цель: формирование ролевого взаимодействия.

Задачи:1: Расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

2.Обогащение содержания и сюжета игры разнообразными игровыми действиями.

3.Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, использовать ролевую речь, меняться ролями, изменять содержание ролевого диалога и игровых действий.

4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Приёмы руководства: смена ролей во время игры, активизация ролевого диалога.

- Чтение произведений о животных.

-Рассматривание альбомов,иллюстраций о диких животных.

- Беседа о зоопарке, для чего они созданы, как там живется животным.

-Рассказы детей, посетивших зоопарк

- Беседа о правилах поведения в зоопарке

-Чтение -  С.Я. Маршак «Где обедал воробей», «Детки в клетке» и др.

-Заучивание стих. о диких животных

Игровой материал: крупный строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки), халаты, шапки, санитарная сумка (фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки), касса, билеты, деньги.

  1. Пароход. (Моряки)

Ролевые взаимодействия:

Капитан - пассажиры; Пассажиры - пассажиры; Капитан -матросы; Рыбаки-рыбаки

Цель:формирование ролевого взаимодействия.

Задачи: 1.Вызвать у детей интерес к профессии капитана, моряка.

2.Учить включаться в разные ролевые диалоги.

3.Закрепить с детьми знание правил и мер безопасного поведения на воде .

4.Закрепить знания о способах оказания помощи утопающему, закрепить знания детей о животных, которые живут в жарких странах.

 5. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре. 

Приёмы руководства: распределение ролей, смена дополнительных ролей (воспитатель - пассажир, матрос).

-Чтение  рассказов о моряках, о  водном транспорте.

-Рассматривание иллюстраций о водных видах транспорта.

-Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.

-Настольная игра-лото «Транспорт»

-Чтение А. Пушкин «Ветер по морю гуляет.  А. Барто «Кораблик»,С.Сахарного «Самый лучший пароход»

-Рассматривание иллюстраций на тему: «Водный транспорт»

Игровой материал:Фуражка капитана, бескозырки, бинокль, штурвал, модули, пароход, флажки сигнальные (красные, желтые),  карта.

матросские воротники.

  1. Транспорт.

Ролевые взаимодействия:

 Шофёр - пассажир -милиционер;

 Пассажир – кондуктор,заправщик.

Цель: Формирование ролевого взаимодействия.

Задачи: 1.Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора.

2.Продолжать знакомить  с правилами поведения в автобусе.

3. Развивать  интерес к игре. 4. Воспитание у детей уважения к труду водителя.

5.Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, создавать игровую обстановку, использовать предметы-заместители.

 Приёмы руководства: распределение ролей,пассажир - заправщик , взаимопомощь, общение, введение второй основной роли –воспитатель.

-Рассматривание картинок «Шофёр» из серии «Кем быть?»,

«Едем в автобусе» из серии «Мы играем»

 -Наблюдение за  автобусом и работой шофёра.

 -Чтение произведений Б.Житкова «Светофор», Н.Калининой «Как ребята переходили улицу», И.Павловой «На машине».

-Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы».

-Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?».

Игровой материал:Строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милиционера-регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

Детские стулья, шапочки для шофера, билеты, сумка для кондуктора, рули.

Машины различных марок, светофор.

  1. Детский сад

Ролевые взаимодействия:

Воспитатель -дети, помощник воспитателя-дети; Дети - инструктор по физкультуре; Дети - инструктор по музо.

Роли: воспитатель, младший воспитатель, логопед, заведующая, повар, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, медсестра, дети, родители.

Цель: Формирование ролевого взаимодействия.

Задачи: 1.Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

2.Обогащать содержание и сюжет игры разнообразными игровыми действиями. 3.Развивать умение отображать в игре разнообразные трудовые действия сотрудников д/с, вступать в ролевое взаимодействие. 4.Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.

Приёмы руководства: смена ролей во время игры, общение, взаимопомощь.

-Беседы «За что мы любим свой детский сад».

-Ежедневные режимные моменты в детском саду.

-Беседа «Что мы знаем о детском саде?».

-Рассказы о профессиях работников детского сада.

-Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя (физ. рук.).

-физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя (физ. рук.).

- Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача, беседы из личного опыта детей.

-Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни.

Игровой материал:

куклы, игрушечная посуда, мебель, предметы-заместители, медицинские инструменты (градусник, шприц, вата, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.

  1. Автобус.

Ролевые взаимодействия:

 Шофёр - пассажир; Пассажир - кондуктор.Шофер-заправщик, шофер - механик.

 шофёр другого автобуса

Цель: Формирование ролевого взаимодействия.Задачи: 1 .Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы(стульчики, крупный строительный материал). 2.Развивать умение меняться ролями с воспитателем, действовать в соответствии с новой игровой позиции. 3.Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения.

Приёмы руководства: распределение ролей, общение (основная роль - ребёнок, дополнительная - воспитатель, смена ролей во время игры).

-Рассматривание картинок «Едем в автобусе» из серии «Мы играем»

-Наблюдения за автобусами на улице.

-Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус».

-Рисование автобуса.

-Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.

-Чтение произведений Б.Житкова «Светофор»,

Н.Калининой «Как ребята переходили улицу», И.Павловой «На машине», Е.Лопатина «Отважная путешественница»

-Наблюдение за  автобусом и работой шофёра.

Игровой материал:Строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милиционера-регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

  1. Парикмахерская

Ролевые взаимодействия:

Парикмахер – клиенты, клиенты-клиенты, парикмахер  – парикмахер (мужской и женский залы)

Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.

Цель: Формирование ролевого взаимодействия. 

Задачи: 1.расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера.

2.Продолжать учить отражать в игре разнообразные трудовые действия людей.

3. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие

-строить ролевой диалог. 4.Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре.

5. Учить благодарить за оказанную помощь и услугу

Приёмы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

-Рассматривание картины «Парикмахер» из серии «Кем быть»?

- Беседа об атрибутах, необходимых для работы парикмахера

-Рассказ о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской

-Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера. -Рассматривание альбома с образцами причесок: мужских, женских и детских, журналов мод

-Беседы «Как я ходил с мамой в парикм.», «Для чего нужна парикм.?»

-Чтение потешек об умывании, причесывании, К. И. Чуковский «Мойдодыр»,

-Д\И «Кому что нужно для работы?»

Игровой материал:Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные флаконы от шампуней яркие, необычной формы (детской тематики)

ножницы,фен бигуди (игрушечные), мисочка и щеточка для окраски волос,  пелеринка для клиента, фартук-накидка для парикмахера, полотенца, заколки, резинки, бантики, журналы с образцами причесок.

10.Столовая.

Ролевые взаимодействия:

 повар – посетители, официанты, посетители – посетители

 

Роли: 

Повар, другие повара, посетители, официант

11.Театр.

Ролевые взаимодействия:

Артисты - зрители; Артисты - артисты.

Цель: Формирование ролевого взаимодействия. Задачи: 1 .Учить отражать в игре трудовые действия людей.

 2.Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, согласовывать игровые действия с принятой ролью, использовать предметы-заместители.

 З. Воспитывать умение стремиться к согласованным действиям и желаниям других детей. Приёмы руководства: распределение ролей, смена дополнительных ролей во - время игры.

Цель: формирование ролевого взаимодействия.

Задачи:

1 .Учить детей разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками.

 2.Развивать умение стремиться выразительно передавать особенности голоса, эмоциональные состояния персонажей. 3.Воспитывать самостоятельность и творчество детей в игре.

4.Научить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми.

Приёмы руководства: распределение ролей, создание хорошего настроения, смена ролей.

-Беседа о правилах поведения за столом и в общественных местах.

-Экскурсия на кухню детского сада.

-Составление меню совместно с воспитателем.

-Рассматривание картины «Повар» из серии «Кем быть»?

 - Наблюдение за работой младшего воспитателя.

-Показ кукольного спектакля воспитателем

- Чтение произведений художественной литературы

-Беседа:  «Что я видел в театре»,

-«Кто работает в театре. --Кто такой артист»

-Подготовка атрибутики --Рисование афиш, билетов.

Игровой материал:игрушечная чайная, столовая посуда, мебель, предметы-заместители, фартуки, косынки, подносы и т.д.

Игровой материал:

настольные театры «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»и т.д. маски, куклы, одежда для ряженья, дополнительные атрибуты (лес, избушка и т.д.).

Ширма, различные виды театров, афиши, билеты, Элементы костюмов.

Подвижные игры

«Лохматый пёс».
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой, уткнувши нос.
Тихо-смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдём к нему, разбудим,
И посмотрим, что-то будет.

«Смелые мышки».
Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть который час.
Раз- два- три- четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом- бом- бом- бом!
Убежали мышки вон!
(кот догоняет мышей-детей)

«Зайцы и волк».
Скачут зайцы скок-скок-скок,
На зелёный, на лужок.
Травку щиплют, слушают,
Не идёт ли волк.

По окончании слов «волк» старается поймать зайцев, а те убегают в «норки».

«Мыши и кот».

Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот,
Разобьёт наш хоровод.

Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики.

«Петух».
Трух - тух- тух! Трух - тух-тух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит. На весь двор кричит.
Кто услышит. Тот бежит!

«Птички-невелички».
Мы птички-невелички
Любим по небу летать
Ты попробуй
Нас поймать!

«Мишка-лежебока».
Мишка, мишка-лежебока,
Хватит спать, хватит спать.
Мы хотим с тобою мишка поиграть, поиграть.
Ты весёлых ребятишек догоняй, догоняй!

«Мышки».
Вот как мыши надоели,
Всё погрызли, всё поели.
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Как поставим мышеловки,
Переловим в тот же час!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ”Ателье” в старшей группе.

1- Расширять знания детей о труде работников ателье, слаженности в их работе, помощниках - машинах.2. - Закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды....

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Салон красоты» Средняя группа

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Салон красоты»Средняя группа...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «Почта» в старшей группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «Почта» в старшей группе...

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры для II младшей группы (конец года).

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры для II младшей группы (конец года)....

Тематическое планирование сюжетно-ролевые игры методическая разработка (старшая группа) на тему

Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытыв...