Технологические карты сюжетно-ролевой игры для второй младшей группы
картотека (младшая группа)


Предварительный просмотр:

                          Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Семья»

Ситуация

Атрибуты

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мама - Мама кормит, одевает, раздевает, укладывает спать, купает дочку. Мама стирает, гладит белье, убирает в комнате. Она заботится о всех членах семьи.

Папа – он зарабатывает деньги, помогает маме по дому и хозяйству, следит за чистотой машины и ездит за покупками.

Дети – помогают маме и папе.

Бабушка- читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки и красивые вещи.

Игровая мебель,

 игрушки - посудка,

фрукты, овощи,

кондитерские и мясные изделия,

 фартук повара;

Кукла, кукольная одежда, коляска,

кукольный тазик,

стиральная доска,

салфетки, игрушки-заместители, утюг,

гладильная доска,

щеточка с совком.

Педагог в роли бабушки начинает игру. Распределяет роли

Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье.

Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.

Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.

Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.

Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.

Мама повела дочку на прогулку.

Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке.

Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.

Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.

                      Технологическая карта сюжетно-ролевой игры  «Шоферы»

Ситуация

Атрибуты

Действия воспитателя

Деятельность детей

Водители – управляют автомобилями, отвечают за их сохранность

Регулировщик (автоинспектор):регулирует движение, подает сигналы, следит за соблюдением ПДД и штрафует за их нарушение.

Пассажиры-принимают активное участие в дорожном процесс

Кондуктор: продает билеты, следит за соблюдением правил поведения в автобусе, объясняет пассажирам, как проехать до нужной остановки.

Бензозаправщик: заливает в автобус бензин, берет деньги, пробивает чек.  

Автослесарь: чинит автобус, устраняет неполадки, меняет колесо, берет деньги за ремонт, пробивает чек.

Автомойщик: моет автобус, берет деньги, пробивает чек.  

Контролер: проверяет наличие билетов у пассажиров.

Диспетчер: выдает маршрутный лист, общается по рации с водителем, контролирует передвижение по маршруту.

Различные машины (грузовые, легковые,  и др.)

Строительные наборы разного размера

Конструкторы разных видов

Инструменты для ремонта автомобилей(набор)

Макет   светофора, дорожные знаки

Атрибуты для обыгрывания: фигурки люди, пешеходный переход из полосок ткани

Костюмы для ряжения (сфетофор , Д.П.С. и т.д)

Рули, макеты автомобилей разных цветов.

Подвести детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов.

- Знакомить детей с профессией шофера.

- Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофер, пассажир).

- Выполнять постепенно усложняющиеся правила: действовать по сигналу воспитателя (остановка, пассажирам входить).

Водители – управляют автомобилями, отвечают за их сохранность

Регулировщик (автоинспектор):регулирует движение, подает сигналы, следит за соблюдением ПДД и штрафует за их нарушение.

Пассажиры-принимают активное участие в дорожном процесс

Кондуктор: продает билеты, следит за соблюдением правил поведения в автобусе, объясняет пассажирам, как проехать до нужной остановки.

Бензозаправщик: заливает в автобус бензин, берет деньги, пробивает чек.  

Автослесарь: чинит автобус, устраняет неполадки, меняет колесо, берет деньги за ремонт, пробивает чек.

Автомойщик: моет автобус, берет деньги, пробивает чек.  

Контролер: проверяет наличие билетов у пассажиров.

                          Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Больница»

Ситуация

Атрибуты

Действия воспитателя

Деятельность детей

Врач- врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.

Медсестра-медсестра регистрирует больного, проводит в палату. Выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны.

Больной - идет (едет на автобусе) в больницу. Идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. После назначения идет в аптеку и покупает лекарства по рецепту врача. Либо идет в процедурный кабинет по назначению врача.

Санитарка-Санитарка убирает в в палате, меняет белье.

Диспетчер скорой

помощи -  принимает вызов

 от пациентов,

направляет бригаду на вызов.

Дежурный врач – осматривает больного. Делает назначение.

Направляет (забирает)

пациента в больницу.

Регистратор заполняет карту больного, даёт талон

Костюмы доктора и медсестры,

шапки, карандаш и бумага

для рецептов, фонендоскоп,

тонометр, градусник, вата, бинт,

пинцет, ножницы, губка, шприц,

мази, таблетки, порошки и т.д.

Внесение мягких модулей для строительства.

Внесение предметов заместителей (схем, моделей.  элементов конструктов для оформления пространства «Город», «Зоопарк», «Школа» «Детский сад».

Макет «Дорога», жезл регулировщика, костюм постового, машина «Скорая помощь».

Воспитатель в роли главного врача принимает на работу медицинских работников, организует работу, контролирует качество работы медперсонала, беседует с больными; звонит и заказывает новую партию лекарств для больницы, поликлиники.

Поездка на автобусе в поликлинику. В автобусе едет семья. Дети заранее распределяют роли: мама, папа, дети. Договариваются, зачем и куда они едут, на какой остановке выходят. В предварительной беседе или по ходу игры выяснить, кто занимает места, а кто может постоять. Кому надо уступать место? Как ведет себя папа — пропускает маму вперед во время посадки, подает руку, поддерживает на выходе? Напоминает, что к дальней поездке надо хорошо подготовиться. Что нужно взять с собой? Кто едет с «детьми»? Что взять «детям»?

Игре предшествует рассказ детей о том, как они ходили с папой, мамой в поликлинику. Что там видели и делали (видели врача, медицинскую сестру, поставили прививку, сдавали анализы)

«Аптека Неболейка». В больнице врач назначил лечение. Куда пойдем за лекарством? (в аптеку). В аптеку заходят посетители разного возраста, изучают представленный ассортимент лекарств, сравнивают цены в данной аптеке с ценами других аптек. Фармацевт выслушивает посетителей, принимает рецепт и заказ, даёт справку о дозе приёма того или иного лекарства; упаковывает лекарства, выдаёт лекарства по рецепту.

Вызов «Скорой помощи». На пульт дежурного поступает вызов. Дежурный принимает вызов, спрашивает: что случилось?; записывает адрес больного. Группа врачей отправляется на вызов.



Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры на основе программы «ПРОдетей»

Детская игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника и находится в центре программы «ПРОдетей» как самостоятельная ценность.

Образовательный процесс строится на собственной активности детей,  что делает обучение интересным для ребенка и обеспечивает школьную готовность на основании включения ребенка в ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д.

В программе «ПРОдетей» детской игре отведено особое место, причем большое внимание уделяется роли взрослого в поддержке игры с целью формирования ее развитой формы. Важной частью этой поддержки является формирование у детей умения планировать свою игру. Д. Б. Эльконин отмечал планирование как отличительную черту развитой формы игры, описывая игру старших детей как преимущественно состоящую из развернутых обсуждений, кто, что и когда будет делать в течение последующего относительно короткого периода проигрывания задуманного. Подобно другим компонентам игры, планирование ролей и сценария также нуждается в поддержке взрослого.

В программе «ПРОдетей» дети учатся планировать свои действия перед тем, как начать играть, а воспитатель оказывает им педагогическую поддержку, основанную на принципах амплификации и скаффолдинга.

Сначала воспитатель спрашивает каждого ребенка, во что он хочет играть и какую роль исполнять, поощряя детей к обсуждению друг с другом игровых сценариев и образов. Старшим детям педагог задает более конкретные вопросы, касающиеся их сценария: какой игровой материал им понадобится, чем они могут заменить недостающие предметы и пр.

Делая планирование обязательным, воспитатель помогает ребенку концентрироваться на роли и связанных с ней правилах. С младшими детьми планирование часто происходит в устной форме. Однако оно более эффективно в случае, когда дети пытаются изобразить свой план в форме рисунка или пробуют записать его. Во-первых, пока ребенок рисует, он уделяет своему плану больше внимания и лучше продумывает детали игрового сценария. Во-вторых, наличие плана в виде изображения, символов или букв напоминает ребенку о его намерениях и помогает регулировать собственное поведение, а также поведение партнеров по игре. Например, если ребенок нарисовал себя со стетоскопом и подписал свое имя, другому ребенку легче согласиться, что сегодня роль доктора уже занята и ему стоит выбрать другую. Кроме того, наличие рисуночных планов помогает воспитателю своевременно заметить потенциальный конфликт и принять меры по его предотвращению (например, если два ребенка одновременно хотят играть роль доктора, воспитатель может предложить им роли разных докторов — например, окулиста и хирурга). По мере того как игра приобретает более развитую форму, необходимость в педагогической поддержке планирования постепенно снижается и дети начинают самостоятельно обсуждать свои роли и действия. В результате игра становится продолжительной, с более разнообразными сценариями. Старшие дошкольники создают развернутые планы, дети зарисовывают или записывают последовательность эпизодов, диалогов персонажей Формы педагогической поддержки планирования игры могут представлять собой демонстрацию того, как можно использовать полифункциональный и неоформленный игровой материал, примеры ролевой речи, присущей различным персонажам, обсуждение вариантов развития игрового сценария и др.

Организуя и поддерживая игру в программе «ПРОдетей», воспитатель выполняет несколько педагогических задач. Основной из них является формирование у детей умения играть, которое включает в себя ряд компетенций, как когнитивных, так и социально-эмоциональных. В частности, к их числу относится способность к символическому замещению, а также способность принимать на себя роль и подчиняться правилам игры. Для формирования развитой формы игры важно, чтобы дети обладали достаточными знаниями о той или иной теме. Для этого воспитатель проводит реальные или виртуальные экскурсии, читает книги, показывает видеосюжеты, приглашает гостей, которые делятся увлекательными историями. Чтобы обеспечить успешное применение в игре новой информации, воспитатели проводят групповую драматизацию, в ходе которой учат детей использовать ролевую речь и жесты, присущие тому или иному персонажу. Подобно любому скаффолдингу, групповые драматизации проводят чаще в период, пока игра у детей не развита. По мере развития игры необходимость в групповых драматизациях сокращается и в конце концов отпадает.

Стоит отметить, что в случае присутствия в группе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также двуязычных детей групповые драматизации следует проводить чаще, поскольку это поможет максимальному вовлечению в игру всех детей, в т. ч. тех, у которых есть трудности с игрой, связанные с социальной ситуацией их развития. Выбор темы игры осуществляется воспитателем и детьми совместно, при этом воспитатель помогает найти такую тему, которая бы учитывала интересы детей (чему отдается приоритет) и способствовала развертыванию ролевой игры, но при этом соответствовала бы возрасту детей. Так, например, интерес детей к динозаврам редко выливается в развернутую ролевую игру: детский опыт в этой области лаконичен и сводится в основном к сюжетам мультфильмов или кинофильмов. Воспитатель может дополнить знания о динозаврах, уже имеющиеся у детей, информацией о раскопках и профессии палеонтолога.

Другим вариантом может быть игра в музей. Дети делятся на три группы и играют различные роли: экскурсоводов, музейных дизайнеров, которые создают экспозицию, и посетителей музея, пришедших на экскурсию и задающих вопросы о динозаврах. Младшим дошкольникам лучше начать с тем, связанных с их непосредственным опытом, поскольку многим из них трудно одновременно и овладевать игровыми навыками, и осваивать новую информацию.

Дети постарше уже способны строить игровой процесс на основе отвлеченного и вымышленного материала — играть в космонавтов или в игру, основанную на сюжетах волшебных сказок и др. Удачный вариант игры старших дошкольников — истории с продолжением (как серии книг), в которых одни и те же герои попадают в различные ситуации. В этом случае у старших детей появится богатый материал для игровых сценариев. Организуя и поддерживая игру детей, воспитатель учитывает несколько педагогических задач, при этом основной является задача формирования у детей умения играть. Это умение само по себе достаточно сложное и включает в себя ряд компетенций, как когнитивных, так и социально-эмоциональных. К их числу относится способность к символическому замещению, а также способность принимать на себя роль и подчиняться правилам игры. Особого внимания воспитателя требует подбор материалов для игр. Дети могут использовать материалы, имеющиеся в центрах активности, а также игровой материал, соответствующий конкретной теме.

Для развития у детей навыков планирования мы используем в группе линейный календарь. Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Нами он используется для планирования сюжетно-ролевых игр. Например, на утреннем круге мы обсуждаем с детьми интересные сюжеты для наших игр. Записываем все варианты. А затем все вместе составляем календарь. Например, в понедельник мы организуем сюжетно-ролевую игру «Керамический завод», в ходе которой дети играют роль директора, бухгалтера, рабочих, которые делаю поделки из глины, товароведов, которые организуют поставку товаров в магазины и т.д. Во вторник по этому же типу организуем игру «Кирпичный завод», в ходе которой дети делают кирпичи из глины, а потом их разукрашивают и продают строителям. В среду, продолжая тему строительных профессий организуем игру «Строительство многоэтажного дома из картона и деревянных блоков со всеми коммуникациями: мусоропроводом, водопроводом, электричеством в форме ниточных проводов, канализацией». В ходе такой игры дети узнают, как устроен многоквартирный дом. В четверг, продолжая тему коммунального хозяйства дети выполняют постройки и нанимают рабочих, которые выполняют роль сантехников, электриков, мастера ЖЭУ, мусорщиков, дворников, плотников и т.д. В пятницу дети играют в сюжетно-ролевую игру «Дача» с пластилином и с пластилиновыми фигурками людей.

Организация игровой деятельности требует умелого руководства. Поэтому игры организуем по подгруппам по двое-трое человек. Замечено, что чем меньше детей в  подгруппе, тем легче у них идет организация игр, отсутствует борьба за распределение ролей и ресурсов, детям легче договориться между собой. Группы между собой могут контактировать, «ходить в гости», «ходить в магазин». Воспитатель в это время может играть с одной группой детей, подавая пример для развития сюжета или для использования ресурсов. Постепенно воспитатель переходит от группы к группе и в случае необходимости играет вместе с детьми.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры состоит в том, чтобы научить детей играть вместе, решать задачи сообща, взаимодействовать друг с другом. Развитые игровые навыки позволят ребенку легче адаптироваться в меняющемся мире.

Список литературы

ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. –  М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. –  136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта : ТЕМА Зима. Зимняя одежда. Вторая младшая группа

Технологическая карта : ТЕМА Зима. Зимняя одежда  вторая младшая группа...

Технологическая карта проекта "Азбука безопасности" во второй младшей группе

Технологическая карта проекта  "Азбука безопасности" во второй младшей группе...

Технологическая карта проекта"Весна-красна"во второй младшей группе

Технологическая карта проекта"Весна-красна"во второй младшей группе...

Технологическая карта проекта"Моя семья"во второй младшей группе

Технологическая карта проекта"Моя семья"во второй младшей группе...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности для второй младшей группы

для  второй младшей группыОбразовательная область: «Познание»Раздел: «Конструирование»Тема: «Ворота для больших и маленьких машин»Цель: Продолжать учить возвод...

Технологическая карта ООД по конструированию во второй младшей группе

Технологическая карта ООД по конструированию во второй младшей группе...