История русского народного костюма
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Иванова Маргарита Михайловна

Познакомить с историей русского национального костюма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_russkogo_narodnogo_kostyuma.docx861.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Внеурочного занятия

на тему: «История русского народного костюма»

Автор разработки:

Воспитатель школьного отделения

Иванова

Маргарита

Михайловна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования занятия

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема занятия

«История русского народного костюма»

Дидактическая цель

Познакомить с историей русского национального костюма

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Воспитывать интерес и уважение к русской культуре у детей с ОВЗ; формировать художественный вкус и творческое воображение.

МПознавательные

Продолжить воспитывать интерес к истории национальной культуры посредством проектной, поисково-исследовательской деятельности у детей с ОВЗ .Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

МРегулятивные

 Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией

Учиться работать по предложенному воспитателем плану

МКоммуникативные

 Развиваем умение слушать и понимать речь других;

 Умение работать в паре и в группах.

Расширить и  активизировать словарь по теме занятия: совершенствование грамматического стоя речи: образование однокоренных слов.; закрепление умения отвечать на вопросы полными предложениями; развивать мелкую моторику рук.

Основные понятия,  изучаемые на занятии

Общие понятия: Набойная ткань, кафтан, колпак, душегрейка, телогрейка, украшение гривна, оберег, портной, порты,  кокошник;

Образовательные технологии, используемые на занятии

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Диалоговая технология, рефлексивная технология   словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций), практический метод.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Интерактивная доска, компьютер

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  • Литература

  • Интернет-ресурсы

Иллюстрации с изображением русских национальных костюмов. заготовки рисунков  элементов национальных костюмов., лист бумаги, цветные карандаши , самовар, мяч.

http://postila.ru/id1626594/odejda-russkogo-narodna

 

Цели и задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Цели: 

Образовательные: Продолжить воспитывать интерес к истории национальной культуры посредством проектной, поисково-исследовательской деятельности. Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

Коррекционные: Расширить и  активизировать словарь по теме занятия: Набойная ткань, кафтан, колпак, душегрейка, телогрейка, украшение гривна, оберег, портной, порты,  кокошник; совершенствование грамматического стоя речи: образование однокоренных слов.; закрепление умения отвечать на вопросы полными предложениями; развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к русской культуре; формировать художенственный вкус и творческое вообразие

Сегодня мы заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину.

Тема нашего путешествия: «История русского костюма».

- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?  

Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. 

Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке. 

Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набивной.(приложение 1)

- Подумайте, с чем связано такое название? 

- Попробуйте догадаться, как это делали? 

На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.

3. Давайте рассмотрим как одевались мужчины и женщины.

Мужской костюм.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. (приложение 2)

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. 

Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

- А что носили мужчины на голове? 

- Мужской головной убор того времени - колпак, Кто знает что такое колпак?

это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. 

В холодную зимнюю носили шубы. (Приложение 3) Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? 

Вывод: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм? 

4. Женский костюм.

Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. (Приложение 4)

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. 

- Как образовалось это слово?

Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…

- А какие головные уборы носили девушки? 

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. 

 Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

- Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее. (приложение 5)

Вывод: Итак, женская одежда – это …. (продолжите фразу

Сказка

Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.

Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

5. Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой.  На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги) (приложение 6)

Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Задание: «Составь оберег»

- Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде.

На какую часть одежды мы будем наносить обереги?  - Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. 

Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

- Ребята, а вы знаете каждый знак, обозначал свой символ:

волнистые линии означали - символ воды

красные круги - символ солнца

крест - это тоже символ солнца

ромб - символ земли, плодородия

цветы – символ богатства

- Даже цвета имели своё значение:

Красный – благополучие

Жёлтый – тепло и ласка

Синий – радость

Чёрный – богатство

- Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.

- Как они назывались?  (приложение 7)

Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

Игра с мячом «Я знаю»

6. Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по - разному, в зависимости от того, что они шили.

Вот мы и узнали во что одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Какие части одежды дошли до наших дней? 

 Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? 

 В будущем нам предстоит стать портными и мы с вами отправимся в мастерскую и изготовим свой костюм.

Словарь:

Набойная ткань – окрашенная ткань методом (набиввки), переносом цветного рисунка с деревянных досок-клише. На доске (обычно кленовой, грушевой или ореховой) вырезался рисунок, изображавший геометрические узоры, стилизованные цветы, животных (чаще всего рыб). Затем поверхность покрывали краской, сверху накладывали смоченный холст, который затем прокатывали вальком. Для каждого цвета делали свою доску. Наиболее часто встречалось сочетание черного и красно-оранжевого. Подобный метод крашения сохранился до сих пор.

Кафтан-  Старинная мужская долгополая верхняя одежда

Колпак- высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. 

Душегрейка- Женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии.

 Телогрейка-  Женская теплая кофта, обычно без рукавов, то же, что душегрейка

Украшение- Предмет, украшающий собой кого или что.

Гривна- металлический обруч, шейное украшение.

 Оберег- символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий,

 Портной- Мастер, специалист по шитью одежды. 

Порты – мужские штаны

Кокошник-Женский головной убор в виде разукрашенного, расшитого полукруглого щитка надо лбом.

Очень давно

Дети рассматривают картинки

Оно связано со способом нанесения узора

Предположения детей

Кепки, шляпы, шапки

Предположения детей

Волк и лиса

Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба

Душу греет

Платки, кокошники

Вывод:Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка

Чтение сказки по ролям

Дети на листе рисуют свой оберег  с помощью цветных карандашей

Подол, края рукава, ворот.

Ребята встают и осматривают работы.

Портные

Подвижная игра с мячом

Все, но они стали называться немного по-другому: душегрея - топик, телогрея – жилет

Чтобы сделать костюм

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "История русского народного костюма"

Пронкт знакомит дошкольников с историей создания русского костюма, с его особенностями и разновидностями....

Проект "История русского народного костюма" подготовительная группа

2014-2015 учебном году в подготовительной группе "Васильки" был релизован проект "История русского народного костюма".  Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как...

История русского народного костюма

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Проект "История русского народного костюма"

Проект во второй младшей группе "история русского народного костюма"...

История русского народного костюма

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Знакомит детей   с особенностями русского народного костюма, раскрывает историю происхождения, значе...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФОТООТЧЁТ Проект «История русского народного костюма». старшая группа

Проблема :Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма ?Многие люди  забывают  о своих русских ценностях.Проектная деятельность позволяет...