Проект "История русского народного костюма" подготовительная группа
проект (подготовительная группа) по теме

Юнг Людмила Александровна

2014-2015 учебном году в подготовительной группе "Васильки" был релизован проект "История русского народного костюма".  Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди  напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере (стрелялках).

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Новосёловский детский сад «Малышок» №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников.

                 сканирование0029.jpg

                                 Руководитель проекта:

                                            Юнг Л.А., воспитатель МБДОУ

                                                      Новосёловский детский сад «Малышок» №11

Новоселово

 - 2014 - 2015 –

Содержание.

2. Содержание проекта_____________________________________________3

2.1 Обоснование проблемы__________________________________________3

2.2 Цели и задачи проекта___________________________________________4

2.3 План работы над проектом_______________________________________5 -6

2.4 Прогнозируемые результаты проекта______________________________7

Содержание проекта:

Описание проблемы, на решение  которой направлен проект:

Утрата интереса детей и их родителей к русскому народному творчеству, его традициям и культуре.

Актуальность:

Актуальность темы.

Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди  напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере (стрелялках).

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется 
на основе собственной деятельности дошкольника.

Цель:

  • приобщить дошкольников к изучению национальной культуры, ее традиций и особенностей.

Задачи:

В процессе работы над проектом решить следующие  задачи:

  • Познакомить детей и их родителей с народными традициями русского народного  костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.
  • Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному  искусству.
  • Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.
  • Дать детям знания об истории русского народного костюма.
  • Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма).
  • Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  • Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
  • Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
    познавательной и творческой деятельности.
  • Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
  • Обогащать словарный запас дошкольников. 

Вид проекта:

творческий, познавательный,  конструктивный  

Сроки реализации:

 -среднесрочный  (рассчитан на 5 месяцев),

5-7 лет

Целевая группа:

-  дети;

- воспитатели;

- родители;

- музыкальный руководитель.

Место реализации:

-  МБДОУ с. Новосёлово, д/с «Малышок» №11.

 Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта: 

  • создание детского журнала «Хочу все знать» из иллюстрированных статей;
  • изготовление русских народных костюмов, кокошников.
  • Умение детьми применять различные виды техники декоративно – прикладного творчества
  • умение устанавливать необходимые контакты для решения возникающих проблем
  • Высокая активность родителей в проведении мероприятий

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: книги, альбомы, фотографии, иллюстрации, изоматериал, коллекция предметов народного быта, изделий русских мастериц (прядение, вязание, вышивка, ткачество, кружевоплетение…)

Работа с детьми:

сроки реализации

Мероприятия проводимые по проекту. Работа с детьми

ноябрь

Беседа «Что носили раньше?», рассматривание иллюстраций старинной одежды.

Литературная викторина: «Русские народные сказки» совместно с детской библиотекой.

Посещение музея экспозиция «Быт русского народа»

Цикл познавательной деятельности «Хочу всё знать» по теме: «Русский народный костюм», «Ткани для костюма».

Презентация:  «История русской одежды»

Праздник: «Господин  фартук». – День матери.

Слушание народной музыки, разучивание русских народных произведений: песен, танцев, игра на народных инструментах

Аппликация «Одень русскую красавицу».

декабрь

Изготовление дидактической игры «Одень куклу в русский  народный костюм»

Русская народная сказка «Алёнушка и лиса» с показом детям младшей группы

январь

Одежда в старину  Изготовление   альбома «Народный костюм»

февраль

«Зимние забавы», беседа о зимней русской одежде

март

Развлечение для детей: «Воспитание ребенка средствами народного творчества".

 Презентация.

 Выставка семейного творчества  «Золотые руки мастера»

Работа с родителями:

МЕСЯЦ

МЕРОПРИЯТИЕ

Октябрь

Анкетирование родителей

Ноябрь

Консультация   Изготовление образцов русского народного костюма совместно с детьми.

Презентация «История  мужской и женской одежды»

Праздник: «Господин  фартук». – День матери.

Слушание народной музыки, разучивание русских народных произведений: песен, танцев.

Чаепитие.

Декабрь

Домашнее задание: творческая мастерская с детьми «Праздничный кокошник»

Январь

Совместные посиделки «Крещенский вечерок» гадание колядки

Январь - февраль

Семейная мастерская, пошив старинных и современных народных костюмов

Март

Развлечение с детьми: «Воспитание ребенка средствами народного творчества". Презентация.

Выставка семейного творчества  «Золотые руки мастера»

тапы

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

ответственный

Подготовительный этап

 

                   октябрь

 Опрос детей

Анкетирование родителей.

Изо (лепка): «Мой любимый сказочный герой».

Воспитатель Юнг  Л.А.

дети,

родители.

Основной    этап

                                       ноябрь

Беседа «Что носили раньше?», рассматривание иллюстраций старинной одежды.

Литературная викторина: «Знаешь ли ты сказки?» совместно с детской библиотекой.

Посещение музея экспозиция «Быт русского народа»

Цикл познавательной деятельности «Хочу всё знать» по теме: «Русский народный костюм», «Ткани для костюма».

Презентация:  «История русской одежды»

Праздник: «Господин  фартук». – День матери.

Слушание народной музыки, разучивание русских народных произведений: песен, танцев, игра на народных инструментах.

Чаепитие.

Аппликация «Одень русскую красавицу».

Консультация  по

 изготовлению образцов русского народного костюма совместно с детьми.

«История  мужской и женской одежды»- беседа (презентация)

Праздник: «Господин  фартук». – День матери.

Слушание народной музыки, разучивание русских народных произведений: песен, танцев.

Чаепитие.

Консультация «Одежда в старину» с показом детьми  коллекции костюмов.

(презентация)

Дети, воспитатели, музыкальный работник, родители.

декабрь

Изготовление дидактической игры «Одень куклу в русский  народный костюм»

Русская народная сказка «Алёнушка и лиса» с показом детям младшей группы

  • Домашнее задание: творческая мастерская с детьми «Праздничный кокошник»

Компьютерная презентация «Народные промыслы»

Мастер – класс «Детский народный костюм»

                                            Воспитатели,

дети,

родители.

январь

Одежда в старину  Изготовление   альбома «Народный костюм»

Посиделки «Крещенский вечерок» гадание колядки

Совместные посиделки «Крещенский вечерок» гадание колядки

  • Проведение музыкального развлечения «Крещенский вечерок»

Воспитатели,

дети,

родители,

бабушки.

      Январь -  февраль

«Зимние забавы», беседа о зимней русской одежде

Подготовка сценария, атрибутов, помещения.

Подготовка информации и материалов для выставки.

Семейная мастерская, пошив старинных и современных народных костюмов.

  • Проведение тематического занятия «Из истории русской вышивки».

Воспитатели,

дети,

родители.

.

Заключительный этап

                Март

 

Развлечение с детьми: «Воспитание ребенка средствами народного творчества.  

Итоговая презентация.

Выставка семейного творчества  «Золотые руки мастера»

Дети, воспитатели, родители.

 Содержание деятельности воспитателя:

  • Создание условий для изучения детьми нужной информации
  • Оказание помощи детям в случае необходимости
  • Подготовка и проведения праздника «Господин фартук»
  • Проведение музыкального развлечения «Посиделки рукодельниц»
  • Организация экскурсии в библиотеку, музей
  • Проведение тематического занятия «Из истории русского костюма».

.Заключительный этап

1. Подведение итогов с детьми и родителями (анализ).

 По  завершению проекта, после показа итоговой презентации среди детей проведён итоговый опрос, воспитанники делились впечатлениями, новыми предложениями.

Оформление результатов проектных исследований  

Совместно с детьми  были составлены информационные альбомы, оформлен мини-музей, пошиты совместно с родителями для театра  Детьми изготовлены атрибуты для игр, собраны пословицы, загадки и поговорки  о  одежде и её элементах.

3. Презентация и защита своего проекта    

В марте данное представление было продемонстрировано для родителей, воспитателей, детей младших групп. Родители и дети совместно изготовили старинные и современные  народные костюмы. Что примечательно, вся одежда была пошита по старинным эскизам, собранным в Интернете  и соответствующим  реальной одежде прошлых лет. Работа над проектом дала детям творческий заряд и веру в себя.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе №1. Презентация проекта «Русский народный костюм» Новосёловский детский сад «Малышок» №11от 01. 10. 2014.

Воспитатель Юнг Л.А.

Цель: презентация опыта работы группового проекта: «Русский народный костюм»

Предварительная работа:

-        работа по проекту «Русский народный костюм»

-        оформление зала в русском стиле (русская изба)

-        оформление выставки «Русская вышивка», «Народные промыслы»

План собрания:

  1. Вступительное слово заведующего детским садом  

Казаковой Людмилы Владимировны.

  1. Презентация (реализация проекта «Русский народный костюм»)
  2. Игры с родителями («Составь пословицу», «Вопросы и ответы»)
  3. Демонстрация русского народного повседневного костюма детьми.
  4. Виртуальный музей народного костюма.
  5. Демонстрация праздничного русского народного костюма
  6. Игра с родителями«Бабушкин сундучок», хоровод«Гори, гори ясно»
  7. Демонстрация свадебного и эстрадного русских народных костюмов детьми (общий выход детей, танец с родителями и гостями).
  8. Итоги собрания.

Ход собрания.

  1. Приветственное слово заведующего детским садом Казаковой Л.В.
  2. Презентация проекта «Русский народный костюм»
  3. Игровой блок с родителями.

1 игра «Вопросы и ответы»:

  1. Из чего изготавливалась самая первая одежда? {из шкур, меха, шерсти животных)
  2. Какие были составляющие мужского гардероба наших предков? {штаны, рубаха, кафтан, зипун, шуба, кожух)
  3. Какую обувь носили только на Руси? {Лапти)
  4. Как отличались сарафаны? (В зависимости от региона отличались покроем и орнаментом)
  5. Отчего произошло название рукавицы? {Рука, перчатки-перст-палец),
  6. Что дарили жениху родные невесты к свадьбе? {три рубахи)
  7. Как называлось грубое сукно? {сермяга)
  8. Чем служил пояс? {Карманом)

2 игра «Составь пословицу»: выходит 4 участника игры, каждому дается задание, составить из разрезанных полосок со словами пословицу об одежде.

(Одежда в ряд не обобьет пят. Какова пряха - такова и на ней рубаха. Не поносишь старого - не поносишь нового. У него шуба дом стережет).

4. Показ повседневного русского народного костюма.

Воспитатель: Пройдут сейчас ребята в ряд

В костюмах необычных

Прекрасной старины наряд

Покажут дети лично.

Простой платочек, сарафан,

На ножках чеботочки.

В таком наряде в старину

Ходили наши предки,

Звучит русская народная песня «А мы просо сеяли», входят девочки и мальчики в повседневном русском народном костюме.

Девочки: А мы просо сеяли, сеяли,

Ой, люли-люли, сеяли, сеяли (делают вид, что сеют зерна).

Мальчики: А мы просо пололи, пололи,

Ой, люли-люли, пололи, пололи, (наклоняются, как бы вырывая руками сорняки).

Девочки: А мы муку мололи, мололи,

Ой, люли-люли, мололи, мололи, (вращают кулачками перед грудью).

Мальчики: А мы сено косили, косили,

Ой, люли-люли, косили, косили, (подражают движениям косарей).

Девочки: А мы сено копнили, копнили,

Ой, люли-люли, копнили, копнили, (идут, забрасывают вилами сено).

Мальчики: А мы кашу варили, варили,

Ой, люли-люли, варили, варили, (показывают, как варят кашу).

Девочки: А мы кашу кушали, кушали,

Ой, люли-люли, кушали, кушали, (показывают, как едят кашу).

Мальчики: А мы вас ловили, ловили,

Ой, люли-люли, ловили, ловили, (притопывают одной ногой).

Дети выполняют танцевальные движения, кланяются и уходят.

  1. А сейчас мы с вами отправимся в необычный музей, он виртуальный, и познакомимся с элементами женской и мужской старинной одежды. На экране появляются фотографии элементов одежды:

Мужская одежда.

 Кожух - шапка.

Портки - одежда.

Рубаха (сорочка) - основная часть одежды.

Верхница - верхняя рубашка из плотного цветного материала.

Сорочка - нижняя рубаха (белая)

Косоворотка - русская рубаха.

Штаны - мужские брюки.

Кафтан - одежда, надеваемая поверх рубахи.

Зипун - поддевка под кафтан.

Картуз - фуражка с козырьком

Женская одежда.

Рубаха - сорочка (из холста, домашняя одежда) - в ней ходили на покос.

Сарафан - длинная одежда без рукавов.

Ватная нижняя юбка - для пышности

Кофта - такого же цвета, что и юбка, кроме черного.

Понева - нижняя юбка в старину.

Не сшитая по краям юбка - замужняя.

Передник - надевался поверх юбки.

Душегрея (телогрея) - короткая одежда без рукавов.

Кушак - пояс.

Убрус – платок.

Обувь.

Поршни - мягкие туфли.

Чоботы - простые башмаки, сапоги, полусапожки.

Онучи — портянки.

 Валенки — катанки.

Лапти.

Головные уборы и другое.

Рукавицы, перщатые - перчатки.

Малахай - овчинный треух.

Онуфья - маленькая шапочка.

Клобук - колпак

Урус - головной убор горожанок.

Кичка - сложный женский головной убор).

Кокошник, чепец, капор.

6. (Показ праздничного костюма)

Воспитатель: Когда закончится работа,

Наступит летний вечерок.

Пойдут девчата за ворота

И на лужайку в хоровод!

И сарафан расшит тесьмой.

В деревне самый лучший парень

Пройти не сможет стороной.

Звучит русская народная песня «Выйду на улицу», девочки и мальчики в праздничных русских народных костюмах исполняют танец. По окончании танца приглашают гостей выйти поиграть.

  1. Хоровод «Гори, гори ясно».

Дети и родители становятся в круг вокруг березы. Внутри круга ведущий с платочком, который идет в противоположную сторону движения круга. Дети поют слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, птички летят, колокольчики звенят». Все останавливаются, ведущий останавливается между двумя игроками и по окончании музыки игроки бегут по кругу, кто быстрее дотронется до платка, он становится ведущим.

По окончании игры дети провожают родителей на стулья, кланяются и уходят. Игра «Бабушкин сундучок»

В сундучке хранятся вещи. Необходимо одеть двух девочек в русские костюмы. Приглашаются родители, условие, нужно успеть одеть детей, пока звучит музыка.

  1. Воспитатель: Следующий номер объединяет в себе два костюма - свадебный и эстрадный.

Невесты русской нет прекрасней,

Давно всем стало это ясно!

Кокошник бисером расшит

А платье серебром блестит.

В таком наряде замуж отдавали.

Перед красой невесты голову склоняли!

Сегодня в современных танцах

Не обойтись без старины,

Костюм эстрадный, но, смотрите,

И в нем фольклорные черты!

Звучит музыка песни «Хмель, ты мой, хмелинушка».

Хмель, ты мой, хмелинушка, Хмель яровой

Jle, лели айля лели хмель яровой. (Родительница в эстрадном костюме заходит в зал с мальчиком в костюме жениха)

Женится Иванушка, князь молодой.

Jle лели айля лели, князь молодой.

 По двору ходит, как хмелюшка стелится

Ле лели айля лели, стелится. (Мальчик идет по залу и останавливается на середине зала)

Люди скажут, Иванушка женится

Ле лели айля лели, женится. (Девочки в эстрадных костюмах выходят с девочкой в костюме невесты)

Берет, берет себе девушку Марию

Лe лели айля лели, Марию. (.Мальчик подходит к девочке в костюме невесты, кланяется ей, берет за руку)

Мариюшка по новым сеням ходила

Jle лели айля лели, ходила. (Идут парой по кругу).

Золотою цепочкою звонила

Ле лели айля лели, звонила. (Кланяется на 3 стороны)

По окончании песни выходят все дети, ребенок приглашает гостей и родителей на общий танец:

- Дорогие гости, выходите! С нами русский танец вы спляшите!

По окончании танца дети выстраиваются в полукруг.

Ребенок: Россия... как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

В нарядах русских песни предков,

И синь озер, и солнца мед,

Сирени ароматной ветка —

Все, что в душе моей живет!

Для вас мы очень постарались,

Теперь аплодисментов ждем!

Дети кланяются и уходят.

9.Итог собрания. 

Благодарность родителям, которые помогали в реализации проекта.

Пословицы и поговорки о труде портного.

  1. Какова пряха - такова и на ней рубаха.
  2. Не носишь старого - не носишь и нового.
  3. Одежда вряд не обобьет пят.
  4. У него шуба дом стережет.
  5. У бедного шуба на рыбьем меху.
  6. У бабы рубашки - те же мешки: рукава завяжи и, что хочешь, положи.
  7. Два сапога - пара, и оба на левую ногу.
  8. Только лапоть на обе ноги плетется, а рукавички - разные.
  9. Торопясь и лаптя не сплетешь.
  10. Без веретена пряжи не спрядешь.
  1. Без клиньев и кафтана не сделаешь.
  2. Без топора не плотник, без иглы - не портной.
  3. Весело пьется, весело прядется.
  4. Всякий портной на свой покрой.
  5. Где        шьют, там и порют,
  6. Добрый портной с запасом шьет.
  7. Как        шьется, так и порется.
  8. Каково волокно, таково и полотно.
  9. Кривое веретено не выправишь,
  10. Кроить – не шить, после не раскроишь.
  11. Кто шьет, а кто порет.
  12. Не учась, и лаптя не сплетешь.

23 .Не игла шьет, а рука.

  1. Портной без порток, сапожник без сапог.
  2. Для        того наперсток сделан, чтобы руки не наколоть.
  3. Крой        да песни пой: шить станешь - наплачешься.

Вопросы для зрителей.

  1. Почему портного так называют? (На Древней Руси вся одежда так называлась)
  2. Что такое кожух? (Шапка)
  3. В каком веке стали применять слово «платье»? (В 16)
  4. Как называлось грубое сукно? (сермяга)
  5. Сколько предписывалось иметь каждому человеку платьев? (По Долгострою - 3)
  6. Что дарили жениху родные невесты к свадьбе? (три рубахи)
  7. Из чего изготавливалась самая первая одежда? (из шкур, мех, шерсти животных)
  8. Как назывались мужские брюки? (Штаны)
  9. Из чего шились шубы богатым, простолюдинам?(соболь, заяц, собака)
  10. Какие были составляющие мужского гардероба наших предков? (гитаны, рубаха, кафтан, зипун, шуба, кожух)

11. Для чего поддевалась нижняя юбка? (для пышности)

12. Как отличались сарафаны? (В зависимости от региона отличались покроем и орнаментом)

13. Сколько        юбок одевали зажиточные женщины? (их могло быть и 15 и 20, юбки были мерилом достатка)

14. Кто        подпоясывался кушаком? (все)

15. Чем служил пояс? (Карманом)

16. В каком веке появились валенки? (в 19).

17. Какую обувь носили только на Руси? (Лапти)

18. Из чего плели лапти? (Из липового лыка, реже из коры березы)

19. Отчего произошло название рукавицы? (рука, перчатки-перст-палец).

Загадки об одежде, обуви, украшениях.

Стоит сыр дуб,

В сыром дубу - ящик,

В ящике - синь плат,

В плате золото {изба, сундук, одежда, деньги).

С одного бока - лес,

А с другого - поле {шуба).

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой {рубашка).

День-деньской скачет, пляшет,

И на покой идет со мной (рубашка).

Надевают для покоя,

А снимают для учтивости {халат).

Надену - ободом сведет,

Сниму - змеей упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно (пояс).

Днем - обручем,

Ночью - змеей (пояс).

Что за друг, без которого мужик

Из избы не выйдет? (шапка)

Зимой протянулся,

А летом - свернулся {шарф).

В лыковом корытце,

Живое мясо шевелится (лапти).

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет (лапоть).

Привяжешь - пойдут,

Отвяжешь - останутся (лапти).

Весь в шерсти, а кожи нет (валенки).

Два арапа - родные брата,

Ростом по колено,

 Везде с нами гуляют

И нас защищают {сапоги).

Не шит, не кроен,

На ниточке сброен (чулок).

На десятерых братцев

Двух шуб хватает (рукавицы).

Пять чуланов, одна дверь (перчатка).

Зубов много, а ничего не ест (гребень).

Под леском, леском, Висят колеском (серьги).

Что не имеет ни начала, ни конца? (Кольцо)

Желтенький жучок, На кончике червячок (булавка).



Предварительный просмотр:

ГОСПОДИН ФАРТУК.

Праздник посвящённый «Дню Матери» Подготовила и провела воспитатель подготовительной группы: Юнг Л.А.

(Зал украшен фартуком, в центре стоит сундук, в котором лежит самый большой фартук с карманами и загадками в них. На стульчиках заготовлены фартуки, которые понадобятся по ходу праздника. Дети и родители сидят напротив друг друга. Дети одеты в русские народные костюмы. Звучат русские народные песни в записи, гости рассаживаются.)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ лица

ведущие (1),(2).

ДВОРНИК, ПЛОТНИК, ПОВАР, МАМА (1)—(6), МАЛЬЧИКИ (1)—(3), СЕСТРА, ДЕВОЧКИ (1)—(2) БАБУШКА, КРАСНАЯ ШАПОЧКА, ВОЛК.

ПРИГЛАШЕНИЕ на праздник

ВЕДУЩИЙ (1): Добрый вечер, гости дорогие!

ВЕДУЩИЙ (2): Мы рады нашей новой встрече с вами!

ВЕДУЩИЙ (1): Забудем о делах и проблемах.

ВЕДУЩИЙ (2): Устроим для себя и детей праздник, ведь на календаре ноябрь, полевая страда закончена, да и на пороге ещё один праздник — День матери!

ВЕДУЩИЕ (1)—(2): С праздником вас, дорогие мамочки и бабушки!

(Дети входят в зал хороводом с песней «Вечер, вечер, матушка», сл. народные, муз. Б. Огурцова, затем рассаживаются.)

ВЕДУЩИЙ (1): С давних пор повелось у русского народа с  окончанием полевых работ собираться на посиделки — отдыхать, петь да плясать. С этого времени у взрослых находилось много забот: мужчины что-то ремонтировали, мастерили, строгали, пилили. Женщины без дела не сидели, в свободные вечерние часы они шили рубашки, праздничные наряды для всей семьи, вязали, ткали, пряли, и часто за работой рождались новые песни, исполнялись и старые, любимые. А найдётся ли у нас такая песня?

ДЕТИ: Найдётся!

(Исполняется песня «Шёл казак», сл. А. Софронова, муз. народная. Запевает девочка, подпевают все участники праздника.)

ВЕДУЩИЙ (2): Русские женщины — известные мастерицы. Своими работами они удивляли весь мир. А как нарядятся они к празднику — глаза блестят, ноги в пляску идти хотят, сарафаны колышутся, как в поле травушка, а плывут они в хороводе, как лебёдушки.

(Молодые мамы в русских сарафанах исполняют лирический танец.)

Карман 1 «ФАРТУК ТРУЖЕНИК»

ВЕДУЩИЙ (1): Хранились вещи в сундуке — дожидались лучших дней, а в повседневной жизни надевали женщины — иногда и мужчины — фартуки.

ВЕДУЩИЙ (2): Именно ему, фартуку, мы и посвятим наш вечер. Это несправедливо, что о нём совсем забыли, а ведь он самый важный в хозяйстве и очень нужный элемент в русском костюме. Итак, фартук!

ВЕДУЩИЙ (1):

Ну-ка, фартук, покажись!

Ну-ка, фартук, возродись!

Вылезай из сундука,

Отлежал ты в нём бока.

Собралась твоя родня!

Именины у тебя!

(Ведущий вынимает из сундука фартук большого размера с карманами.)

ВЕДУЩИЙ (2):

Ай да фартук-богатырь!

Раздался и ввысь, и вширь!

Яркий да с карманами,

С оборкой да бантами!

А в карманчиках секрет!

ВЕДУЩИЙ (1): На секрет найдём ответ.

ВЕДУЩИЙ (2): Что ж, давайте с ним поближе познакомимся. (Достаёт из первого кармана записку.) А в записке лишь вопрос: для чего нужен людящ фартук? (Дети дают различные ответы.) Для чего нужен дворнику фартук?

(Появляется ребёнок-двор- ник, подметает метлой.)

ДВОРНИК: Чтоб не пачкать одежду.

ВЕДУЩИЙ (1): Для чего нужен плотнику фартук?

(Появляется ребёнок-плот ник с поделкой.)

ПЛОТНИК: Чтоб не пачкать одежду.

ВЕДУЩИЙ (2): Для чего нужен повару фартук?

(Появляется ребёнок-повар с половником.)

ПОВАР: Чтоб не пачкать одежду.

ВЕДУЩИЙ (1): Действительно, зачем пачкать чистую одежду, когда есть фартук! В старые времена именно в фартук принимали новорождённых младенцев, как бы оберегая детей с первых минут жизни.

(Ведущие надевают на себя фартуки.)

ВЕДУЩИЙ (2): На мне фартук красуется, все мною любуются!

ВЕДУЩИЙ (1): А мой фартук шире всех! В нём с утра я без помех клумбу поливаю, рассаду сажаю, по хозяйству управляюсь, с ним никогда я не расстанусь!

АТРАКЦИОН «КИРПИЧИ И КЛУМБА»

(Играют дети и мамы. Дети передают друг другу «кирпичи», а мамы выкладывают клумбу и «сажают» в неё цветы.)

КАРМАН 2 «КЛЮЧИ»

ВЕДУЩИЙ (2): Интересно, для чего фартуку нужны карманы? (Ответы детей.) А вот для вас загадка:

На колечке висят,

Тихонько звенят,

Добро охраняют,

Чужих не пускают.

(Ключи.)

Что ж мы ключами отмыкать станем? (Дети дают все возможные ответы.) Отомкнём мы ими терем высокий с крыльцом широким. Заглянем в светлицу — там сидят девицы: одна ткёт, другая шьёт, третья прядёт, каждая мудрые речи ведёт.

(Мамы садятся на лавочку за рукоделие, исполняя первый куплет протяжной русской народной песни «Тонкая рябина».)

МАМА (1) (за прялкой): Пряди, куделя, твоя неделя. Напряду шерсти гору, свяжу тёплых вещей гору, одену всю семью в тёплые шали, носки да рукавицы, лишь бы не сломались крючки да спицы.

МАМА (2) (с шубкой): Шубка зимой — не шутка. Будут детки тепло одеты —не страшны морозы! Вот такие приметы!

МАМА (3) (вышивает): У нас по одежде встречают, а по уму провожают. А мои дочки что квочки: и читают, и поют, и дом ведут. За них родителям не стыдно, а соседям — завидно.

МАМА (4) (с пиджаком): Крои новый кафтан, а к старому примеряй. У нас так ведётся — кусок ткани для всей деревни найдётся. Всё село обошьём и на праздник пойдём.

МАМА (5) (с рубашкой): Сошью сыну рубашку. Он у меня такой милашка: во всё лицо конопушки, чуб завивается к макушке,! щёки огнём горят — всем ребятам петь велят.

ВЕДУЩИЙ (1): Петь мы всегда готовы, были бы слушатели.

 (Дети исполняют русскую народную песню «Во поле орешина». По ходу исполнения песни ребёнок- молодец из короба достаёт предметы, о которых поётся в песне.)

ВЕДУЩИЙ (2): У донских казаков все ключи находились у самой старой женщины, её называли ' Сама. Это была главная хозяйка в доме, она распоряжалась всем добром, в том числе и содержимым погреба. А что хранится в нём?

ДЕТИ: Продукты.

ВЕДУЩИЙ (2): Верно. И в наше  время в каждом дворе нашей станицы есть погреб, где лежат овощи, фрукты, различные соленья и консервированные заготовки. Как говорит народ, что припасёшь, то и на стол несёшь.

ВЕДУЩИЙ (1): Раз у нас гтраздник, то и на столе угощение найдётся. Ну что, ребята, пора  потрудиться.

АТРАКЦИОН «СБОР ФРУКТОВ»

(На дереве висят яблоки. Двое  детей срывают их в фартуки.

Кто больше наберёт яблок, тот и побеждает.)

СЦЕНКА «ЛЕНЬ»

(Мальчик ложится на печь.)

МАЛЬЧИК (1): Работать, работать... Надоело! Есть хочу!

МАМА (6): Сынок, с печи сыт не будешь.

МАЛЬЧИК (1): Да ладно, сестра подаст.

СЕСТРА: Хлеб за брюхом  не ходит.

МАЛЬЧИК (1): Подай хоть калач.

СЕСТРА: Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

МАЛЬЧИК (1): Ещё посплю.

МАМА (6): Много спать — добра не видать!

СЕСТРА: Вот так и слагались в народе пословицы да поговорки, на которые не найдёшь отговорки.

МАМА (б): А на кухне суета — там готовится еда!

МАЛЬЧИК (1): Изба красна углами, обед — пирогами.

СЕСТРА: Без хлеба-соли обедать не садятся.

(Исполняется музыкальный момент «Кухня»: девочки в фартуках становятся за стол с кухонной утварью и под музыку выполняют свои действия по очереди.

Девочка-1 — венчиком «взбивает тесто» в кастрюле.

Девочка-2 — молоточком «отбивает мясо».

Девочка-3 — сеет ситом «муку». В сито можно положить монеты, чтобы они слегка звенели.

Девочка-4 — стучит скалкой по столу.)

РЕБЁНОК: А вот загадка для наших гостей:

Кто за печкою живёт,

Кто нам песенки поёт?

Этот скромный музыкант —

Он особенный талант!

Скрипку, ноты и смычок

Спрятал крошка в уголок.

Кто ту скрипочку найдёт,

Вместе с ним и запоёт.

(Сверчок.)

(Ребёнок читает загадку и одновременно считает взрослых. На ком счёт окончится, тот берёт скрипку и имитирует игру на ней. Дети исполняют песню «Сверчок», сл. и муз. Т. Прописновой.)

 (Ведущий (2) опускает руку в карман, нащупывает в нём очки и загадывает загадку.)

ВЕДУЩИЙ (2):

Сидит Пахом на коне верхом,

Книжку читает,

а грамоте не знает.

(Очки.)

(Достаёт очки.)

Интересно, чьи они? Кто книжки читал и кто так устал? (Ответы детей.) А для чего нужны бабушке очки?

ДЕТИ: Книжки читать, шить да вязать...

ВЕДУЩИЙ (1) : Письма писать, внуков в гости звать. (Вынимает из кармана письмо.) А вот и оно, письмо! (Читает.) «Дорогие мои внучатки! Приезжайте к бабушке в гости. Я очень по вам соскучилась». Ну что, поедем в гости к бабушке?

ДЕТИ: Поедем!

(Дети «паровозиком» едут в гости к бабушке.)

БАБУШКА: Внуки приехали! Сколько радости! Этот похож на маму, этот на папу, этот — озорник, а этот — проказник, устроит всем праздник. За ним глаз да глаз нужен, а иначе и мне, и моей скотине будет хуже. Но я всех люблю. Для них компот деревенский варю, вареники леплю, варенье из моего сада — детям лучшая награда. Ну что ж, мои внучатки — развесёлые ребятки, побеседуем? Знаю, книжки вы читаете, значит, уже много знаете. Ну-ка, Танюшка и Андрюшка, помогите мне!

СЦЕНКА «ТЕСТО»

(Девочка «месит тесто», мальчик подходит к ней, ест яблоко.)

МАЛЬЧИК (2): Что ты так

тесто месишь?

ДЕВОЧКА (1): А как нужно?

МАЛЬЧИК (2): Нежнее, сестра, нежнее, чтоб пироги вышли пышнее.

ДЕВОЧКА (1): Брат сестре не указ в стряпне!

МАЛЬЧИК (2): Подумаешь!

БАБУШКА: Многие русские народные сказки начинаются словами «жили-были старик со старухой» или «жили-были дед да баба». Подумайте и скажите, какие мучные изделия встречаются в сказках, а гости вам помогут.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок». (Русская народная сказка «Маша и медведь» )

«Испекла баба колобок, положила на окошко студить». (Русская народная сказка «Колобок».)

«Съешь моего ржаного пирожка...». (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

«Приказал царь невесткам испечь к утру по караваю». (Русская народная сказка «Царевна- лягушка».)

«Наливают ей заморские вина; заедает она пряником печатным». (А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

«Отнеси бабушке пирожок и горшочек масла». («Красная Шапочка».)

(Прд музыку появляется Красная Шапочка с корзинкой продуктов для Бабушки, навстречу ей выходит Волк с букетом цветов.)

КРАСНАЯ ШАПОЧКА: Далеко ли путь держишь, серый?

ВОЛК: Да вот, к бабушке иду, проведать её решил, да, к несчастью, дорогу позабыл.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА: Опять  лукавишь?

ВОЛК: Да нет, я так, для разговора.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА: Что  ж,

пойдём вдвоём.

ВОЛК: Пойдём!

(Красная Шапочка и Волк исполняют танго, затем подходят к домику, стучат.)

БАБУШКА: Кто  там?

КРАСНАЯ ШАПОЧКА и  ВОЛК:

Это мы.

БАБУШКА: Дёрните за верёвочку, дверь и откроется.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА и ВОЛК:

Бабушка, с праздником!

(Вручают цветы и корзинку с продуктами Бабушке.)

БАБУШКА: Спасибо, милые! Ой, Волк, не разглядела. Он же меня съест!

ВОЛК: Спокойствие, только спокойствие!

Никого я есть не буду,

Зло, обиды позабуду.

Стану с вами мирно жить,

Сказки детские любить.

БАБУШКА: Верю, серый, верю!

ВЕДУЩИЙ (2): Да, русские бабушки — это поистине хранители нашей старины. В давние времена многие из них не знали грамоты, но память их была исключительной. Благодаря нашим бабушкам и прабабушкам до сего дня на устах русские народные сказки, которые учили житейской мудрости, познанию мира и явлений природы. В сказках и былинах сохранилась история нашего народа.

БАБУШКА: Не всё сказки говорить, пора бабушке и подсобить — урожай собрать. Всего вдоволь уродилось, а рук-то у меня всего две!

Аттракцион

 «урожай в закрома»

РЕБЁНОК:

где дружно живётся,

Там и весело поётся.

(Выступает хор мальчиков «Бабушкины внуки» с песней «Милая бабуленька», сл. и муз. 3. Роот.) Исполняют мальчики

КАРМАН 4 «ПОДАРОК»

ВЕДУЩИЙ (1): Заглянем в последний карманчик нашего старика фартука.

ВЕДУЩИЙ (2): У наших бабушек в кармашке фартука всегда найдётся маленький сюрприз, подарочек от «зайчика» или «лисички».

ВЕДУЩИЙ (1): Мне, например, бабушка подавала конфетку от «зайчика», а то и просто сухарик, но какой он был вкусный и сладкий!

ВЕДУЩИЙ (2): А у моей бабушки всегда находилось в кармашке что-то вкусненькое, и было оно необыкновенное, волшебносказочное! (Вынимают из кармана по конфетке.)

ВЕДУЩИЕ (1)—(2):

Ой, конфетки! Как в детстве! (Вынимают открытку.)

ВЕДУЩИЙ (1): Да ещё и открытка! (Читает.) «Милые женщины! Поздравляю вас с праздником — Днём матери! Я точно знаю, что все вы — самые замечательные мамы и бабушки. Ваша любовь безгранична.

и пусть волосы седые,

Для детей вы — молодые.

Ваши руки пахнут хлебом,

Вкусным праздничным обедом,

 Пахнут домом, пахнут садом.

Всем уютно с вами рядом!

Ваш Фартук».

(Дети читают стихи для гостей, исполняется песня о маме по выбору музыкального руководителя.)

ВЕДУЩИЙ (2):

Осень улетает вдаль.

Тёплых дней

становится нам жаль. |

 Постучится скоро к нам зима,

Снегом запорошит все дома. ,

ВЕДУЩИЙ (1):

Принесёт нам ёлку Дед Мороз,

|в Будем веселиться мы до слёз.

 Вечерами будем отдыхать,

Лето с осенью

порою вспоминать.

ВЕДУЩИЙ (2): А попрощаемся мы с осенью поздравлениями нашим именинникам'.

(Дети и взрослые именинники становятся в шеренгу. Им вручаются праздничные медали и сувениры, исполняется «Каравай».)

ВЕДУЩИЙ (1): А теперь пришла пора поздравить с Днём матери наших дорогих гостей.

ДЕВОЧКА (2): День матери — праздник горячих сердец, улыбок, сверкающих глаз.

МАЛЬЧИК (3): День матери — праздник ласковых и тёплых рук, которые вырастили нас — любимых внуков и детей.

ДЕТИ:

Мы вас очень-очень любым И такими всегда будем!

(Дети дарят мамам и бабушкам подарки.)

ВЕДУЩИЙ (2):

Подошёл наш вечер к концу. Солнце садится, а наш фартук Снова в сундук ложится.

ВЕДУЩИЙ (1):

А скажите мне.

Ребята, поскорей:

Значит, фартук в доме Всех нужней?

ДЕТИ: Да! ВЕДУЩИЙ (2):

Значит, фартук в доме всех важней?

ДЕТИ: Да!

 ВЕДУЩИЙ (1):

Вот о нём

И повели сегодня речь.

ВЕДУЩИЕ (1)—(2):

Фартук нужно нам, Ребятушки, беречь.



Предварительный просмотр:

Знакомство с русской народной куклой

Цель:

 Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.

 Познакомить с видами самодельных кукол.

 Научиться изготавливать простейшую куклу – скрутку.

 Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

Атрибуты:

 куклы-обереги.

Материалы:

ткань, нитки ( заранее нарванные).

Структура:

Отрывок из народной сказки «Василиса прекрасная»

Показ Кукол-оберегов, где раскрывается полная история о традициях изготовления кукол-оберегов на Руси  

Мастер-класс  по изготовлению обережной куклы «Северная берегиня»

Выставка творческих работ «Моя первая кукла – оберег».

Вводная часть

Отрывок из народной сказки «Василиса прекрасная»

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. ..

И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает.

Основная часть.

На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: "Что же ты хочешь?"

 Тихо-тихо прошептал мальчик: "Хочу увидеть солнышко…". А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.

 Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.

 Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.

 Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: "Ну, вот и солнышко!"

 С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её "святым духом", хранительницей детей, символом семейного счастья.

Подкова.

Подкова - очень древний символ плодородия и благоденствия, обладающий мощнейшими защитными функциями. Подкову нужно повесить над входной дверью, но не за порогом, не с внешней стороны, а уже внутри жилища. Можно и на самой двери повесить внутри жилища. А вот как ее вешать должны сами хозяева понять, почувствовать. Если в вашем доме зла много накопилось, ссоры, скандалы постоянные, лада в семье нет, то ее следует концами вниз повесить, а если в доме все благополучно, но важно это благополучие сохранить. И приумножить то тогда лучиками вверх.

Перед тем как  подкову повесить, должны хозяин с хозяйкой вместе взяться за дужки подковы и сказать следующие слова:

Подкову на дверь прибиваем,

 Ото всякой беды ограждаем,

 Все плохое за порогом оставляем,

 достаток и лад привлекаем.

Веник

Веник-«домовушку» можно повесить в любое место квартиры. Принято считать, что домовой чаще находится на кухне, около домашнего очага. Поэтому желательно «домовушку» повесить на кухне. Считалось, что домовой мог обитать и под обычным веником. На Федорин день (24 сентября) он вообще не покидал своего убежища и в этот день мусор не выносили. Веник вешали ручкой вниз только на входной двери со стороны улицы. Верили, что в этом положении он обладает способностью останавливать нечистую силу на пороге дома. Внутри дома веник вешали только ручкой вверх.

Плетеные лапти

Обуви вообще придавалось огромное значение в древности. Она передавалась из поколения в поколение и означала, что дети идут по пути отцов – наследуют традиции.

Лапти оберегают семейные ценности и семейный бизнес. В лапти прятали гостинцы для домового.

Физкультминутка «Мы устали, засиделись».

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья  начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх- вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

А теперь на стульчик сели.

Мы поговорили об оберегах-домушках. А теперь познакомимся с другими оберегами.

      Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кула…

      Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Самые вдохновенные творцы кукол - дети. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства.

Каждая кукла делалась для определенных задач:

        Одни куклы игровые . Другими же не играли, эти обереги могли храниться в укромном месте, их не показывали.  Третьими гордились. Были куклы, которые хранили в красном углу вместе с иконами, оберегали дом, семейный очаг.

        Вообще, на Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Я расскажу о некоторых. Но вначале хочу сказать, что названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли.  Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик .

Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного.

Божье Око - эта кукла являлась одной из древних обережных кукол для дома. "Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света" (А.Б.Рыбаков, "Язычество древней Руси" ). Традиционно "Божье Око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребёнка, то есть в такое место, которое хорошо видно входящему человеку. Делалось это недаром: яркий образ оберега притягивает внимание входящего, и если были плохие намерения отношению к владельцам дома, то человек забывает об этом.

Кукла "Желанница» .Кукла подружка - Желанница. Помогает в исполнении желаний.

...Загадаешь, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало.

Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в дома был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

Многорукую куклу "Десятиручку" помещали видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

Берегиня дома – охраняла дом и приносила благополучие.  О берегине вспоминали еще тогда, когда хотели избавиться от какой – нибудь напасти. Ее три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза.

Кукла-утешительница. Что бы кукла помогла несчастье пережить ей "дарили" конфеты, денежки, маленькие бублики.

А разве огородная кукла - пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка.

Физкультминутка  «В огороде».

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.

Вот салат, а здесь укроп.

Там у нам морковь растет.

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой!

С корнем будем вырывать

Да пониже приседать.

У забора всем на диво

Пышно выросла крапива.

Мы ее не будем трогать –

Обожглись уже немного.

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

 Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься. Присаживайтесь за столы. Я хочу познакомить вас еще с одной куклой – оберегом Северной берегиней.

Северная берегиня. Почему северная? Потому что эта куколка распространена в северных районах и еще потому, что этот оберег ставился в северную часть избы. Берегиня охраняла дом и приносила благополучие.

Мастер-класс.

Для изготовления куклы нам понадобится семь кусочков ткани, которые нужно оторвать от большого куска. Материал желательно подобрать ярких расцветок.  Ширина должна быть приблизительно в три раза меньше длины.

 Куколка должна уместиться на ладони, поэтому можно просто положить ладошку два раза по длине, и взять немного поменьше.

  • Мы сложим каждый кусочек ткани вдоль дважды вдоль.
  • Подравниваем все полоски, что у нас получились пополам.
  • Перевязываем нитью, отделяя голову от туловища.
  • Руки вместе с косынкой выполняются из квадратного куска ткани красного цвета.
  • Закрепляем косыночку на голове, перевязываем нитью.
  • Расправляем рукава.

Нить можно закрыть красивой ленточкой (тесьмой). Помните, что куклу мы делаем по всем правилам, и, значит, мы не пользуемся ножницами.

Заключительная часть.

Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол не лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что  в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.

Хоровод с куклами.

Наше знакомство с куклами – оберегами закончено.  До свидания гости дорогие.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Народная кукла» старший дошкольный возраст.

Цель: приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

-Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.

-Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

-Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности) .

-Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз.

-Продолжать формировать умение работать малыми группами (элемент кооперации) .

Материал:

Демонстративный: презентация на тему «Народные промыслы», посуда с элементами Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи, а также детские работы (рисование и аппликация) для оформления лавок; корзина для покупок, лента, ложки, куклы в национальных костюмах, куклы, сделанные своими руками; музыкальное сопровождение – русские народные мелодии.

Раздаточный: шаблоны (силуэты ковшей, барышень, резных досок) .Пластилин, акварельные краски, кисти, клей, ножницы, 3 сундука с индивидуальными заданиями.

Предварительная работа: сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки посуды, украшенной знаменитыми росписями, изготовление работ с элементами Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи на занятиях по изобразительной деятельности, разучивание стихов, песен и народных игр, посещение мини музея на базе детского сада.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Дети заходят под музыку.

-Ребята, а сколько у нас гостей, да с разных волостей! Пришли на вас посмотреть и себя показать! Поздороваемся с ними!

-Ротик- клюковка,

Носик- пуговка,

Глазки- луковка,

Дочка моя куколка.

-Ребята! Я вас приглашаю на выставку, где очень много самых разных и удивительных кукол (1 выставка современных кукол)

-Этими куклами мы играем в настоящее время. Посмотрите, какие они все красивые, не похожие друг на друга.

-А что вы можете сказать об этих куклах? (Этими куклами играли наши предки, прабабушки и прадедушки) (2. Куклы сделанные своими руками)

-Что вы знаете об этих куклах? Что можете о них рассказать? (Дети рассказывают об известных им куклах (Пеленашка, мартинички, свадебные куклы)

- Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.

-А сейчас я хочу вас познакомить с новыми куклами.

Вот какие ещё бывают куклы.

1. Ножницы были очень дорогие, поэтому ткань рвали. Делали такую куклу из поношенных тканей. (Рванка.)

2. Эту куклу вешали в детскую кроватку. Это оберег для ребенка и игрушка. (Куватка.)

3. Эти куклы очень красивые, делали из простых и дорогих тканей. Ткань закручивали в столбик. Поэтому эту куклу еще называли столбушкой. (Закрутка.)

4. Эта кукла необычная, в виде мешочка с зерном. Ее дарили, чтобы в доме всегда было много хлеба. Ее нельзя передаривать. (Зернушка. (Слайды)

-Ребята, посмотрите на эти замечательные куклы. Как вы думаете что их объединяет( 3. Куклы в национальных костюмах)

Ребята! А кто заметил на нашей выставке кукол, сделанных из одного материала? (4. Бумажные куклы)

-А теперь наши глазки пусть немного отдохнут. Посмотрим на наших кукол сначала слева направо потом справа на лево. Закроем наши глазки, а теперь широко-широко откроем. Какая кукла по счёту одета в зелёную юбку? В белую юбку? …

-Ребята! Посмотрите кто нас встречает! Да это же Алёнушка и Иванушка они тоже в национальном русских костюмах. Что можете сказать об их нарядах?

-Да, велика наша страна – много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки». Мастера золотые руки». Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ!

Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали её за это Марьей-искусницей!

Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить мастерицу в своё царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и, улетая, стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!

-Вот и я там была, пёрышки подобрала и вам принесла! Подержите их в руках, какие они?

-Сколько же много Марья Искусница вложила в них своего тепла, свое доброты. Давайте и мы поделимся с этими пёрышками своей добротой, согреем их в наших ладошках.

-Ребята подуйте на пёрышки! Посмотрите, и я подула на своё пёрышко и оно полетело в сторону, давайте же посмотрим куда оно нам дорогу указало?

-Ребята! Посмотрите кто нас встречает! Да это же Алёнушка и Иванушка они тоже в национальном русских костюмах. Что можете сказать об их нарядах?

Пригласить одного ребёнка к Алёнушке, давайте рассмотрим её наряд, ребёнок рассказывает, что у неё рубаха вышита узорами, этому она учится с детства, сарафан, а на голове может быть повойник, это головной убор из полоски ткани, расшитый по краям.

Пригласить второго ребёнка к Иванушке, теперь рассмотрим костюм мальчика, ребёнок рассказывает, что у него на голове может быть картуз, это головной убор с козырьком, или колпак, рубаха-косоворотка, т. к. вырез рубахи находится сбоку, обычно вышит ворот рубахи и манжеты, штаны назывались портами, а на ногах сапоги.

Алёнушка и Иванушка приглашают нас отправиться в путешествие в давние времена. И посмотреть какие были обычаи, праздники наших предков

- С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть! Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправиться! Помогут туда нам попасть наши куклы Алёнушка и Иванушка. (Дети идут по залу под русскую народную песню, становятся полукругом.)

Вед. :

Эй, вы люди добрые и недобрые!

Слушайте! Слушайте! Слушайте!

Как у нас бывало на святой Руси –

А то не соколы да слетаются,

А то мастера на ярмарку съезжаются!

(По завершению слов, дети, встают возле лавки с изделиями Хохломы. Остальные дети – покупатели и гости ярмарки.)

Хохломские мастера:

Подходите! Подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека,

И не кольца, и не брошки –

Расписные чудо - ложки!

Покупатели:

Да откуда же товар,

Кто бы нам, друзья, сказал?

Х. м. : (загадка)

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Как зовут товар такой?

Это Хохлома!

- Как вы догадались? Давайте покажем пальчиками. .(пальчиковая гимнастика) (ответы детей по содержанию загадки)

А посуда хороша,

Так и радуется душа!

Покупатели товаром любуются,

А ещё интересуются!

Вопросы покупателей:

- Почему так называется ваша посуда – Хохлома? (По названию села.)

- Из чего вы делаете свою посуду? (Из дерева липы и берёзы.)

- Как деревянная посуда становится золотой? (Сначала деревянную заготовку обмазывают глиной, потом покрывают лаком, потом натирают алюминиевым порошком и наносят узоры, затем снова покрывают лаком. После ставят в печь, где посуда и становится золотой)

(Показ слайдов Хохломы)

Х. м. :

Налетайте! Налетайте!

Покупайте! покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

-Покупаем чудо- ложки,

Поиграем мы немножко! (Кладёт несколько изделий в корзину.)

«Игра с ложками».

Передавайте ложки,

По нашему кружочку.

Найдите чудо - ложки

Для себя дружочка!

(У кого из детей оказались ложки на момент окончания слов, выходят в круг, играют на ложках)

-Э-ге-гей! Солнце красное встаёт,

К другой лавке спешит народ!

(Дети встречают остальных ребят возле своей лавки.)

Городецкие мастера:

Есть у нас в стране местечко

Где расписывают дощечки!

Вот на них растут цветы

Небывалой красоты.,

Вас встретит, как родной отец,

Славный город Городец!

- Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются!

Вопросы покупателей:

- Что украшают городецкие мастера своей росписью? (Солонки, разделочные доски, хлебницы, а также шкатулки, сундуки, прялки и другую домашнюю утварь.)

- Чем украшали посуду? (Цветами – розами, купавками, бутонами; волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей.)

(Показ слайдов Городец)

-Ярмарку продолжаем,

С ленточкой поиграем!

«Игра с лентой».

Вышел (а) (имя) погулять,

Стал (а) подружку (друга) выбирать,

Стал (а) подружку (друга) выбирать

Кому ленту передать!

Поклонись, поклонись

Да за ленточку возьмись!

Мы считаем -1, 2, 3 –

Ну-ка, ленту забери!

(Проводится игра по аналогии с подвижной игрой «Платочек».)

-Пока дружно мы играли,

Мастера новые приезжали!

Лавку открывают,

Гостей к себе зазывают!

(Дети – «дымковские мастера» встречают гостей возле третьей лавки.)

Дети: Хоть весь базар обойдете, Лучше барынь не найдете. Игрушки наши повсюду славятся

Подходите скорее и вам понравятся дымковские мастера:

Вед. :

Гости дорогие товары выбирайте,

И вопросы задавайте!

Вопросы покупателей:

-- От чего произошло название дымковская роспись? (По названию деревни, а также потому, что её два раза обжигают в печи.)

- В чём особенность дымковской росписи? (Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

(Показ слайдов Дымка

Пальчиковая гимнастика «Дымковские барышни»

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские

Щеголихи слободские

Кумушки посадские

Наши руки крендельком,

Щеки будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке

Мы сегодня чудеса видали,

Мы на ярмарке весёлой побывали!

К лавкам своим подойдите,

На товары поглядите!

Тары-бары-растабары,

Раскупили все товары!

На ярмарке мы побывали! Много интересного видали! А теперь Алёнушка и Иванушка приглашают нас в мастерскую. А в мастерской вас ждёт три сундучка

-Как вы думаете, какие мастера расписывали сундучок? Как вы догадались?

-Давайте посмотрим, что там внутри припрятано. Работа незакончена? Чего не хватает? Как мы можем помочь (Украсит ковш красочным орнаментом)

-Ребята, как вы думаете зачем в сундучке лежит пластилин? Как он может пригодиться нам (вылепить орнамент из пластилина)

-А что это за отдельные элементы? Что мы можем с ними сделать (аппликацию)

Продуктивная деятельность

В каждом наборе материалы для творчества

1. радужные капельки (роспись бумажных силуэтов в стиле хохлома) КОВШ

2. пластилиновые нити (украшение картонных силуэтов в стиле дымка) СИЛУ

ЭТ БАРЫШНИ

3. аппликация на силуэте с использованием готовых элементов городец) ДОСКА

Дети распределяются на группы, приступают к самостоятельной работе

По окончанию работы Алёнушка и Иванушка благодарят детей за помощь

-.Помогли мы Ване, Алёнушке справиться с работой. понесут эти изделия на ярмарку, продадут и купят прянички

-Ребята! Иванушка интересуется, а знаете ли вы в какой стране живёте? А в какой области?

Куклы благодарят за помощь и дарят в подарок куклу Воронежской губернии. Обратите внимание не её наряд. На голове одета маленькая шапочка бордового и зелёного цвета. Так же носили платки- они были самым желанным подарком. Юбки (поневы) были в клетку, символизировали чернозёмные поля, полосы означали дороги и реки. Рубаха вышита узорами на вороте и манжетах. Завеска- короткий фартук с геометрическим орнаментом. Теперь эта красавица будет жить в нашей группе.

Вот и закончилось наше путешествие.

Интересно было путешествие?

-Кто приходил в гости?

-С кем мы сегодня путешествовали?

-Где продавали свои изделия мастера?

-Что понравилось больше?

Хоровод «Русский сувенир» (под песню дети уходят в группу)



Предварительный просмотр:

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА  «АЛЁНУШКА И ЛИСА»

«Вступление»

Старик копает землю лопатой, старуха шьёт, внучка поливает огород.

Рас-ца:     Жили-были старик со старухой. У них была внучка Алёнушка.

Собрались подружки  

 идти в лес по ягоды, и пришли звать с собой Алёнушку.

Выбегает группа девочек – подружки Алёнушки.

1-я подр-ка: Алёнушка! Пойдём с

                     нами в лес ягоды собирать.

Баб-ка:    Не пустим её с вами в лес.

2-я подр-ка: Пусти, бабушка!

                       Пусти, дедушка!

                       Мы за ней присмотрим.

Алён-ка: Очень мне хочется с

                 подружками в лес пойти.

                 Отпусти меня, бабушка!

                 (обнимает бабушку)

               Отпусти меня, дедушка!

                 (низко кланяется дедушке)

Дед:         Только, Аленушка, не отставай

                 от подруг.

 «Алёнушка идёт в лес с подружками»

Танец подружек

Подружки «собирают ягоды». Постепенно они приближаются к двери. Аленушка остаётся на другой стороне комнаты.

Рас-ца Отстала от  подружек. Аукали подружки, а Алёнушка не слыхала.

Девочки за дверью кричат несколько раз «Ау!» - с каждым разом всё тише и тише.

        Уже стало темно. Подружки ушли домой. Аленушка осталась одна.

 «Алёнушка горюет»

Ален-ка: Ау, ау! Подруженьки!

                 Ау, ау! Голубушки!

                 Ау, ау!..

Рас-ца: Страшно в лесу Алёнушке в лесу одной залезла она на дерево и стала горько плакать.

 Девочка влезает на стул, поставленный за деревом, и плачет.

Медведь»

Танец пчёлок.

Идет медведь. Песня медведя

Медведь: О чём ты девочка, плачешь?

Ален-ка:  (выглядывая из-за дерева)

                 Как мне, медведюшка, не плакать!

 «Песенка Алёнушки»

                  У дедушки, у бабушки

Была внучка Алёнушка.

Её подружки в лес завели,

Завели да и покинули!

Медведь:  Слезай, я тебя отнесу к

                    дедушке и бабушке.

Ален-ка:   Нет, медведь, я тебя боюсь:

                   ты меня съешь!

 «Медведь уходит».

Медведь уходит.

Аленушка опять плачет.

 «Волк».

Танец бабочек

Бежит волк. Песня волка

Волк:      О чём ты, девочка, плачешь?

 «Песенка Алёнушки»

Ален-ка:  У дедушки, у бабушки

Была внучка Алёнушка.

Её подружки в лес завели,

Завели да и покинули!

Волк:        Слезай, я тебя отнесу к дедушке

                   и бабушке.

Ален-ка:  Нет, волк, я тебя боюсь: ты

                 меня съешь!

                                  «Волк».

                                Волк убегает.

                     Аленушка опять заплакала.

                                     «Лиса»

Песня лисы

Бежит лиса.

Лиса:        О чём ты, Алёнушка, плачешь?

Ален-ка:  (выглядывая из-за дерева)

                   Как мне, лисонька, не плакать!

 «Песенка Аленушки»

Ален-ка: У дедушки, у бабушки

Была внучка Алёнушка.

Её подружки в лес завели,

Завели да и покинули!

Лиса:       Слезай я тебя отнесу к дедушки

                  и бабушки.

Рас-ца:   Аленушка слезай с дерева,

                села на  спину к лисе,

               лиса побежала в деревню.

 «Лиса»

Прибежала лиса с Аленушкой к дому и стала хвостом стучать в дверь

Бабка и дед: Кто там?

Лиса: Это я, лиса, внучку Аленушку вам привезла!

Дед-ка: (обнимая Аленушку)

             Ах ты наша дорогая!

Бабка: (обнимая Аленушку)

             Ах ты наша хорошая!

Дед:     (обращаясь к лисе)

              Войди  нам в избу!

Бабка:   (обращаясь к лисе)

             Где нам тебя посадить, чем тебя угостить?

Рас-ца: Принесли они молока, яиц, творогу, сели все за стол и стали лису        угощать.

Все садятся за стол, бабушка приносит угощение.

 «Угощение лисы»

Лиса:   (После окончания музыки)

             Дайте мне еще курочку.

Рас-ца: Старики дали лисе белую курицу.

 Лиса попрощалась со всеми и убежала с

 курицей в лес.

 «Лиса убегает»

Узнали подружки, что Аленушка вернулась,

прибежали к ней.

Прибегают подружки, с возгласами

 «Аленушка вернулась!»

Обнимают ее. На радостях заводят

веселый хоровод с пляской.

Заключительная песенка- хоровод

  1. Нашлась, нашлась подруженька,

     Нашлась, нашлась Аленушка.

Припев: Как хорошо,

                 Нам всем хорошо!

  1. Опять она у дедушки,

Опять она у бабушки.

Припев: Как хорошо,

            Нам всем хорошо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря и русских народных сказок.

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря  и русских народных сказок....