Консультация для педагогов по патриотизму старшая гр
консультация (старшая группа) по теме

Болотенкова Ольга Егоровна

Консультация для педагагов по патриотизму старшая гр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_patriotizmu.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Тема: «С чего начинается патриотизм»

«Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания»

 

         Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть не профессия, а естественное человеческое чувство»

      Патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

     Во многом актуальность обусловлена законом РФ « Об образовании» 273 - Ф3, «ФГОС ДОО», «Национальная стратегия в интересах детей на 2013-2017гг», а также, в государственном проекте «Национальная доктрина образования в РФ», 2008 года обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», закон « О днях воинской славы России».       

 

           - современные дети мало знают о родном городе, стране; 

           -особенностях народных традиций; 

           - часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе; 

           - редко сострадают чужому горю; 

           - явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

 

         Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, поэтому :

            30-31 октября 2008года в Тольяттинском государственном университете прошла Всероссийская конференция на тему «Психолого- педагогические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Во время конференции были выделены основные блоки знаний, которые необходимо дать дошкольникам:

 

- знания о себе, своей семье, роде; 

-знания о людях, живущих в нашей стране. 

-знания о людях разных национальностей ,имеющих особую значимость для формирования толерантности; 

- знание о своем крае, городе, его достопримечательностях, его природное окружение; 

- элементарные знания о правах человека; 

-знание о русских традициях и промыслах; 

-знание о России и ее столице; 

-знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн)  

- знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем.    

 

       Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем « вырастет »патриотическое чувство.

        Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

    Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

      Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольном учреждении, по начальному формированию чувств патриотизма во взаимодействии с семьей

 

       Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: 

1. Особенности дошкольного возраста; 

2. Многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;

3. отсутствие концепции, теоритических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

 

     В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освещаются лишь некоторые стороны нравственно- патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стойкой системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, желание сохранять и преумножать богатство своей Родины.

 

     Дошкольные учреждения, как начальное звено системы образования, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и родителями.

 

         Целью нравственно - патриотического воспитания является: 

формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

 

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

 

-воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

-формировать представления о своем городе; 

-формировать бережное отношение к природе и всему живому; 

-развивать интерес к русским традициям и промыслам; 

-формировать элементарные знания о правах человека; 

-формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины; 

-расширять представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России; 

-знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

 

 

 

Решая задачи нравственно - патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

 

- « позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, пример: детям мл. группы сложны знания о столице)

 

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

 

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов, уровня развития;

 

- рациональное сочетание разных видов деятельности, поддержание интереса у ребенка его активной позиции в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширить кругозор и отразить впечатления, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

 

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

 

-«принцип наглядности» - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.

 

- «принцип последовательности»- предполагает планирование материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали материал постепенно, в определенной системе;

 

- Принцип тематического планирования» предполагает подачу материала по тематическим блокам. Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Тематика сохраняется, но объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам.( например, тема « мой любимый город»хорошо приурочить к «дню города в мае»)

 

 

 

Система и последовательность работы по теме может быть представлена в следующих блоках: 

- моя семья, мой дом; 

- мой детский сад; 

- мой любимый город; 

- моя малая Родина» 

- страна, ее столица, символика» 

- культура и ее традиции; 

- будем Родине служить; 

- правила, по которым мы живем.

 

     Безусловно, данные блоки могут не передать всю полноту работы по данному вопросу, включающую воспитание у детей любви к родной природе, природе своей страны, уважение к людям труда, но, все эти задачи присутствуют как бы внутри блоков. Следует подчеркнуть, что для ребенка-дошкольника, характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней.

 

   Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны.

 

 

 

Основные методы и формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию: 

 

- Основная форма работы - познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность 

- Беседы, игры - беседы, 

- Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки. 

- Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту) 

- Праздники (к дню 8 марта, к дню защитника отечества, ко Дню Победы и т. д ) 

- Развлечения 

- Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т.д) например, по теме «моя семья мы сделали выставку рисунков « портрет моей семьи» и приурочили к празднику 

- Чтение стихов, рассказов 

- Организация мини-музеев 

- Встречи с ветеранами, художниками 

- Фото выставки. 

- Физкультурный досуг («Буду в армии служить, буду Родину любить»). 

 

Методические рекомендации к организации работы по блокам нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

 

       Блок « моя семья» в этот блок по младшему дошкольному возрасту включаются, беседы: «Моя семья», «Наша дружная семейка», игры - беседы «Я люблю маму и папу» в старшем дошкольном возрасте «Семья и родной дом», «Моя родня», «Мой папа», беседа- досуг «Моя мама лучше всех», «7-я», «Моя любимая бабушка», «Как зовут маму и папу»

 

Широко используются дидактические игры «В гостях у куклы Антоши», «Маленькие помощники», «Дружная семейка», игры - инсценировки «Ушки- неслушки», рассматривание семейных фото в альбомах, организация «Фотовыставок» по теме « моя семья» « где работают мои родители», альбомов на тему « любовь к труду рождается в семье», привлечение детей к с/ р играм «Семья», «Дом», чтение и разучивание стихов, организация выставки детских рисунков «Портрет моей семьи», «Моя мамочка», «Мой папа» (блок « моя семья отражен в книге Т.А Шорыгина «Моя семья». В книге рассказывается о членах семьи, рассказы и беседы сопровождаются народными загадками и пословицами.        

 

       Блок «Мой детский сад» дети проводят в дошкольном учреждении много времени, потому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и ее помещения, познакомить с помещениями д/ сада, и их назначением. Детей необходимо научить называть работников по имени и отчеству, знакомить с трудом взрослых. В дни праздников вместе с детьми рассматривать красочное оформление детского сада, формировать у них чувство сопричастности к жизни детского учреждения, подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада. Например, в группе мы используем план групповой комнаты, где нарисованы окна, двери, расставлена мебель и этот план используем в игре «Найди, где находится матрешка», или также игра с детьми «Покажи, где кто находится?» в старшем возрасте сделаем план спальни, первого этажа д/с, второго, неплохо бы сделать макет детского сада и потом играть с макетом. Целесообразно проводить экскурсии в мед кабинет, в прачечную, на кухню. В младшем дошкольном возрасте можно провести занятие «Путешествие по детскому саду», в ст. возрасте беседу « Что такое детский сад?», игру - беседу «Детский сад- моя вторая семья»,на рисовать рисунок- рассказ «Мой детский сад».

 

       Блок «Мой любимый город» основная задача педагога – показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Четырехлетний ребенок должен знать название города, что есть в городе (транспорт, дома, детские сады, магазины). Внимание детей старшего возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, рассказать об их назначении. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Детям объясняют в честь кого они воздвигнуты. Ребенок должен знать название города, своей улицы, квартал, микрорайон, улицу, в честь кого она названа. Можно организовать поисковую деятельность. Дети расспрашивают своих родителей, бабушек, дедушек об истории названия улицы , и на занятии дети обмениваются полученной информацией. ребенку объясняют, что у каждого есть свой дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины. При знакомстве с городом в младшей группе можно провести игру - путешествие «мой город», а в продуктивной деятельности сделать аппликацию « Дома», рисовать «Дорожки в парке», в старшем возрасте необходимо проводить экскурсии: на почту, в библиотеку, аптеку, экскурсии к памятникам, достопримечательностям, с привлечением родителей, и оформлением альбома , составлением иллюстрированного рассказа «Где я был?». Можно объявить конкурс «Двор моей мечты» совместная работа детей и родителей. Очень ценны развивающие игры: лото «Прогулка по городу», в которой ребенок узнает, что есть в городе, для чего предназначены кафе, оптика, ателье, игра - самоделка «Законы улиц и дорог»- поможет в обучении безопасному поведению. Мною создана картотека дидактических игр по этому блоку, подбор стихов об Ангарске и стихов Ангарских писателей, по временам года можно оформить фотоэкспозицию «Ангарск зимой», « мой город летом», «Осень в моем городе», в продуктивной деятельности можно сделать выставку рисунков, например: « я люблю этот город заснеженный». Данный блок освещен в книгах «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» авторы А.Я Ветохина, З.С Дмитренко.

 

         Блок «Моя малая Родина» формировать представления о родном крае, о малой родине, знакомить с названиями близлежащих городов, рассказывать о самых красивых местах края, его достопримечательностях. Во время прогулок, экскурсий учить видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Дать представление об особенностях культуры. Знакомить с обычаями. Развивать познавательный интерес к истории культуры малой родины через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями. В этом блоке используются иллюстрации, фотографии с видами Байкала, рек, беседы с детьми об отдыхе, дидактические игры «Кто, где живет? «Найди животное нашего края», беседы: «Малая Родина», «Где ты живешь» материал по этому блоку есть в книге Т.И Подрезова « планирование и конспекты занятий по развитию речи» патриотическое воспитание.

 

           Блок «Страна, ее столица, символика» знакомить со столицей нашей Родины, с гимном, флагом, гербом государства. Воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. В этом блоке с детьми младшей группы можно провести игру- беседу « родная страна», где формируются представления о величине России, беседа « природа России»- где формируются представления о красоте природы России, в средней группе беседа «Я люблю тебя Россия», в старшей «Моя Родина», в подготовительной группе игра- путешествие «Береза- символ России», «Россияне- граждане России». Диапазон материала для старших дошкольников очень велик, это и знакомство со столицей нашей страны, символикой государства (герб, флаг, гимн). Очень полно представлен этот материал в книге Смирнова, Филипппова «Дошкольникам о Москве и родной стране» здесь и развивающие задания для детей, игры, творческие задания для детей и родителей, поговорки и пословицы о родине, в книге « наша Родина- Россия»Т.А. Шорыгина, « Мой родной дом» редактор-составитель Н.А Арапова- Пискарева

 

       Блок «Культура и традиции» включает в себя знакомство детей с бытом и традициями России, это и гостеприимство, почитание родителей, знакомство с устным народным творчеством: считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки; знакомство с историей возникновения игрушек. В младшей группе - это игра - посиделка «Ладушки в гостях у бабушки» - где формируются понятия о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, в ст. группе интересна беседа « Русские матрешки», игра – путешествие « выставка дымковских игрушек», игра- развлечение «Осенины» в средней группе. Этот блок освещен в книге «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я Ветохина, З.С Дмитренко в книге «наша Родина - Россия» Шорыгина. Интересна в этом плане книга « С чего начинается Родина?»/ Под редакцией Л.А Кондрыкинской

 

         Блок «Будем Родине служить» рассказывает о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Необходимо знакомить с некоторыми родами войск. Рассказать о трудной и почетной обязанности защищать Родину, дать представление о Великой Отечественной войне, о празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни членов семьи, организовать встречу с ветеранами. Прививать такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Эта тема очень полно раскрыта в книге Н.Н Леонова, Н.В Неточаева проект« живая память России». В этом проекте представлены разнообразные формы работы с детьми, с родителями, методы и приемы работы, здесь и консультация для родителей: « как рассказать ребенку о войне», серия музыкальных занятий: « священная война», мирная тишина», музыкальная гостиная « поем песни о войне». Также материал по этому блоку с играми, беседами, соревнованиями, КВНами, с продуктивной деятельностью представлен в книге «нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

 

           Блок «Правила, по которым мы живем» учить детей действовать в соответствии с определенными правилами и требованиями. Объяснять детям, почему в одних случаях так нужно, а в других нельзя. Формировать навыки самообслуживания, усвоение социальных ценностей. Воспитывать доброжелательность, формировать навыки вежливого отношения к окружающим. Способствовать накоплению представлений о добрых поступках, используя беседы в реальных случаях из жизни группы, художественные произведения. Вызвать желание подражать добрым поступкам. Учить замечать добрые дела. У детей старшего возраста формировать личное отношение к соблюдению моральных норм, чувство долга. Большое место занимает подготовка ребенка к школе. В младшей группе проводятся игра - беседа «каждой вещи свое место», дидактическая игра « не поделили игрушку», игра - беседа « я берегу игрушки и одежду. В средней группе « можно ли приносить игрушки в детский сад», в старшем дошкольном возрасте беседа «Наши отношения», игра - беседа «Правила, по которым мы живем , творческая игра «Страна вежливости», дидактическая игра «Мы все разные, но мы все равны», игра- развлечение «О правах- играя».Материал поэтому блоку представлен в книге «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д Маханева.

      Важным условием нравственно – патриотического воспитания, является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. По словам А.С Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. Эту заповедь необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, а также с их родителями.

 

Формы работы с родителями:

 

- Анкетирование 

- Совместные праздники 

- Открытые просмотры 

- Консультации 

- Папки-передвижки, ширмы 

- Тематические родительские собрания (дискуссии, круглый стол) 

- Экскурсии 

- Информационные стенды 

- Фотовыставки 

- Памятки, буклеты

 

   В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как, в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важным и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

        При всех сложностях, родители должны стать непременными участниками по нравственно - патриотическому воспитанию, но привлечение семьи требует от воспитателя особенно большого такта, внимания, чуткости к каждому ребенку, так как могут иметь место обстоятельства, когда будет нецелесообразно включать кого-то в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск или сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ»Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по в...

консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...

Консультация для педагогов «Экспериментирование в старшем возрасте»

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Главная особенность детского экспериментирования ...

Консультация для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине»

Консультация для педагогов«Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию  по пейзажной картине»...

Консультация для педагогов «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми" (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира)

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...