Консультация для воспитателей «Развитие речи в игровой деятельности дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Горбунова Ольга Егоровна

В логопедической работе по развитию речи широко применяются дидактические игры. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет 2 цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы 2 цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_rechevomu_razvitiyu.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие речи в игровой деятельности дошкольников»

Цель: расширить представление педагогов об игре,  как ведущем виде деятельности детей; дать представление о применении дидактических игр на занятиях по развитию речи. 

Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятный для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.                                                                                                                                                                      

              Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

В логопедической работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую речь функции. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление начала игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя детей, не делать занятия развлекательным препровождением времени. Создание игровой модели проходит через монолог, диалог и объяснение задания от имени героя занятия. Легче усваиваются задания по формированию звукопроизношения и лексико–грамматических категорий, когда дети участвуют в воображаемых путешествиях, поездках, приключениях, сказочных сюжетах, выполняют задания героев мультфильмов, сказочных персонажей. Красочно оформленная наглядность и элементы театрализованной деятельности создают у детей чувство эмоционального и психологического комфорта.

ОНР – представляет собой речевую патологию, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, лексический и фонематический строй. Без правильного произношения звуков невозможна дальнейшая работа по развитию речи.

В логопедической работе по развитию речи широко применяются дидактические игры. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет 2 цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы 2 цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Проведение дидактических игр включает:

1.  ознакомление детей с содержанием игры;

2. объяснение хода и правил игры;

3. показ игровых действий, в процессе которых педагог учит детей правильно выполнять действия;

4. определение роли взрослого в игре;

5. подведение итогов игры.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно – печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это деревянные конусы из разноцветных колец, шары, матрешки, грибки и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно – печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

- парные картинки;

- лото (обогащают словарь);

- разрезанные картинки и складные кубики (игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью);

- домино (в игре развивается память, сообразительность);

- игры типа «лабиринт» (развивают пространственную ориентацию).

Словесные игры. Игры развивают внимание, сообразительность, связную речь.

        

Дидактические игры с точки зрения логопедических целей условно делятся на 2 группы:

- д/игры, способствующие развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза и подготовке к обучению грамоте;

- д/игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.

Одним из важнейших условий успешного обучения в ходе дидактических игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, непринужденно, с использованием наглядного материала: предметов, игрушек, схем, картинок, панно и т.д.

Детям сложно усвоить такие понятия, как «предложение», «слово», «слог», «звук». На помощь приходят игры. Для выработки навыка практического деления слов на слоги, проводятся д/игры: «Договори слово», «Кто больше?» Педагог произносит первый слог, а дети второй. Д/игра «Пирамида» - здесь на панно, изображающее пирамиду, выставляются картинки с 1, 2, 3 слогами.

При знакомстве со звуком можно использовать д/игры «Живые звуки», где дети изображают звуки; «Цепочка слов» (определяя 1-й и последний звук в слове, дети составляют цепочку слов), «4-й лишний» (называют картинку на другой звук); «Найди пару» (подбирают слова, отличающиеся одним звуком).

Дидактические игры в работе по формированию лексико-грамматических категорий используются в основном при изучении различных лексических тем на каждой неделе. Например, тема «Фрукты». Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных); д/игра «Большой – маленький» (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); д/игра «Веселый счет», «Дразнилка» (согласование числительных от 1 до 5 с существительными); д/игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных); д/игра «Узнай по описанию» (составление описательной загадки. Овальный, твердый, кислый, желтый, кладут в чай. Что это?). На различение овощей и фруктов д/игра «4-й лишний» и т.д.

             Проводя игру нужно стремиться к тому, чтобы  дети могли достичь игровой цели, только усвоив программный материал. Например,  в игре «Кто быстрее построит пирамидку?»- участники только в том случае построят пирамидку правильно, если сумеют проанализировать слова по звуковому составу; в игре «Умей слушать»- чтобы разрешить «спор» животных (кто на каком этаже должен  жить) и всех правильно расселить, нужно дифференцировать смешиваемые звуки.

              В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определённых ситуациях или с определёнными предметами, приобретается собственный  действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто скорее перенесёт предметы?» они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные- те, названия которых начинаются со звонких (глухих) звуков,- самостоятельно переносят в определённое место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.

              Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию.

              В каждое занятие включаются физкультминутки, которые служат решением поставленных задач занятия. Для физкультминуток используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно- моторной координации, а также речевого развития. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше в игре «Пальчики», «Улыбнись», «Кот и мыши», «Паровоз», «Ходит- бегает».

Таким образом, дидактические игры, развивающие речь детей, разнообразны и многофункциональны. Необходимо соблюдать их основные принципы.

Основные принципы дидактических игр.

- Дидактическая игра должна опираться на программный материал, должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям.

- Пособия, используемые при проведении игр, должны быть внешне привлекательными. Условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

- Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.

 

Литература.

1. Матросова Т.А. «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями»; М., 2006г.

2. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов»; М., 1999г.

3. Селиверстов В.И. « Игры в логопедической работе с детьми»; М 1984 г.

4. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»; М., 1983г.

5. Максаков А.И., Туманова Г.А. «Учите, играя»; М., 1979 г.

6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»; Санкт-Петербург, 2003 г.

7. Нищева Н.В. «Развивающие сказки»; Санкт-Петербург, 2002 г.

8. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»; М., Просвещение, 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие детей в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей «Развитие детей в игровой деятельности»Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни.Игра один из тех видов детской деятельно...

Консультация для родителей "Развитие речи в игровой деятельности"

В материалах о способах развития речи ребенка раннего возраста в игровой деятельности....

Консультация для воспитателей: «Развитие речи посредством театральной деятельности»

Консультация для воспитателей: «Развитие речи посредством театральной деятельности»...

Консультация для родителе "Развитие речи через игровую деятельность"

ldquo;И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.&rdquo...

Консультация для воспитателей "Развитие речи через театрализованную деятельность"

quot;Развитие речи через театрализованную деятельность"...

Консультация для родителей "Развитие речи посредством игровой деятельности"

Консультация для родителей "Развитие речи посредством игровой деятельности "...