Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.
консультация (младшая группа) на тему

Мержеватова Светлана Владимировна

Сообщение на тему: «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»

        С детьми младшей группы, я работаю почти 10 лет. Часто задумываюсь над тем, как помочь ребенку, чтобы адаптация к дет.саду прошла безболезненно для него, какие создать для этого наиболее благоприятные условия.
         Некоторые дети при поступлении в группу – плачут, неуверенно заходят в группу, боятся оторваться от мамы, беспокойны, растерянны, не умеют сами занять себя, постоянно ходят за мной, неуверенно обращаются ко мне.
Работая над данной проблемой, перед собой я поставила следующие задачи:
   1. Установить с ребенком такие отношения, чтобы он стал близким человеком для меня.
   2. Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней .
   3. Создать такие условия пребывания ребенка в группе, которые способствова-ли бы более легкой адаптации.

           Моя работа начинается с родителями. Ведь прежде чем привести ребенка в детский сад, приходят родители (мама с папой), а часто только мамы приходят.
Когда мама ребенка впервые приходит в нашу группу, я выхожу к ней навстречу, здороваюсь, представляюсь ей (я воспитатель этой группы – Светлана Владими-
ровна). В приемной показываю шкафчики, в которых находится одежда детей,
рассказываю, куда какие вещи нужно убирать, чтобы мама почувствовала, у нас в
шкафчиках порядок, и мы следим за вещами детей. Рассказываю, какие вещи нужны в качестве сменных.
Затем приглашаю маму в группу. Показываю игрушки и пособия, какие имеются у нас для детей(рассказать немного, что есть).
Рассказываю, что с детьми будут проводится: занятия, игры, они будут петь, тан-
цевать, рисовать, слушать сказки, если ребенок захочет, может принести из дома любимые игрушки.
Показываю маме спальню, рассказываю, что за каждым ребенком закреплена определенная кроватка.
Рассказываю о режиме дня, выясняю, соблюдается ли он дома и насколько отли-чается от режима в дет.саду. Стараюсь убедить маму в том, что принятый в дет.
саду режим дня желательно соблюдать и в выходные дни.
         Прошу маму рассказать, как она настроена, что её тревожит, что беспокоит, чтобы вместе обсудить, как облегчить период адаптации ребёнка в дет.саду.
Очень важно, чтобы мама почувствовала: я выделяю ее малыша из общей массы детей и чтобы принимать во внимание особенности его характера.
Выясняю особенности поведения ребенка о семье. Все что дает возможность мне правильно осуществлять индивидуальный подход к детям. Договариваюсь, когда ребенка в первый раз приведут в детский сад.
И вот ребенок в первый раз приходит в группу, я выхожу навстречу маме и малы-шу, ласково улыбаюсь, здороваюсь, располагаюсь так, чтобы мои глаза оказались на одном уровне с глазами ребенка. Протягиваю к нему руки, возьму за ручку, если он охотно идет на физический контакт. Если же ребенок прижимается к маме, стараюсь отвлечь ребенка от мамы, заинтересовать малыша.
Ввожу его в группу, обращаюсь к другим детям: «Посмотрите кто к нам пришел?
Давайте познакомимся.»
Если малыш сразу побежит к игрушкам, пусть играет. Делаю всё для того, чтобы
ребенок понял, что на меня можно положиться, как на маму, что я готова помочь
ему и защитить его в этом новом для него месте.
Когда дети начинают собираться на прогулку, помогаю ему застегнуть пуговицы,
завязать шапку, если он согласится. Так проходит вся первая неделя.
А в течении второй недели постепенно начинаю принимать все большее участие
в одевании и раздевании ребенка, предлагаю различные игры. Например такие дидактические игры: «Чьи ушки?, Чей хвост? , Найди маму, и т.д.» Но не только
провожу дидактические игры, развивающие, подвижные и т.д. , но и вношу кра-сочные, яркие, большие игрушки, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его внимание.
Прилагаю все усилия к тому, чтобы ребенок в течении второй недели привык ко мне настолько, что сам идет в группу.
В течении третьей недели стараюсь приучать малыша есть в дет.саду. Никогда не кормлю ребенка насильно. Докармливаю в том случае, если ребенок не возражает. По окончании обеда, если ребенок отказывается ложится спать, мама забирает его домой. Если ребенок хорошо адаптируется, через два, три дня предлагаю ему остаться и поспать со всеми детьми в группе. Если отказывается, эту работу перенести на четвертую неделю.
Четвертая неделя. Многие дети любят класть с собой в постель любимую игруш-ку. Если такая есть игрушка у ребенка, предлагаю ему полежать со своей  игрушкой. Обязательно посижу с ребенком, ласково поглажу его по голове. Тихо, шепотом говорю: «Давай полежишь, отдохнешь, ручки – отдохнут, ножки – отдохнут. Кто не спит, тот не растет, поэтому закрывай глазки и пусть они тоже отдохнут.»
Работая с детьми этого возраста, все время помню то, что для ребенка я должна быть совсем как мама.
Приведу примеры:
       Двух летняя Анюта вновь пришла в группу, немного капризничая, но растерянно садится на стульчик и пристально смотрит на меня. Я беру пирамидку и показываю ей, как нанизывать кольца, даю ей пирамидку. Настя вместе со мной
повторяет действия. Ну вот отхожу от нее, чтобы заняться другими детьми, Настя хмурится, осторожно встает, обходит детей и подходит ко мне, старается привлечь к себе внимание. Я проявляю внимание к ней, улыбаюсь и подзываю ее к себе. Даю большую машину и предлагаю повозить по группе.

Работа по адаптации большая и трудоемкая, но работая над данной проблемой, я получила значительные результаты:
 1. Ребенок охотно идет от мамы ко мне;
 2. Улыбается, радуется, когда видит меня;
 3. Обращается ко мне за помощью ко мне;
 4. Знает расположение и назначение комнат;
 5. Знает, где находятся предметы для его личного пользования(кровать, полотен-це, верхняя одежда и т.д.)
6. Ребенок легко подчиняется режиму;
7. Ребенок охотно играет с детьми;
8. Спокойно относится к тому , что во  время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
9. Спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

ИТОГ:
       И так, в адаптационный период я проявила:
  -    максимум терпения ко всем просьбам и даже капризам ребенка и заслужила                                                                                   
       его доверие.
  -    нашла индивидуальный подход общения с каждым ребенком.
  -    исподволь знакомила детей друг с другом.
  -    не формировала начало групповой жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини эссе: "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду".

Знак       Знакомство   ребёнка с миром, где он остаётся один на  один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабуш...

«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?»

Большинству детей бывает крайне тяжело адаптироваться к детскому саду.Чтоб не травмировать психику ребенка во время адаптации, важно полное взаимопонимание родителей и воспитателей....

Буклет "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду"

Буклет для родителей, чьи дети готовятся к посещению детского сада....

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Заочное коСкоро в детский сад!Как  помочь ребенку адаптироваться в детском саду? ·   Объясните когда и восколько вы заберете его из детского сада ( когда ты позавтракаешь, поиграеш...

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Советы родителям по адаптации детей к дошкольному учреждению...