интеллектуальный игры
консультация на тему

Романова Мария Александровна

интеллектуальные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_igry.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки.

                В настоящее время ведутся споры среди людей, занимающихся игроведением, в стремлении добиться единой терминологии в этой области. Но мы представим своё понимание смысла слова «ИГРА».

        Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий чёткие правила и ограниченную продолжительность. Игра – очень широкое понятие, но мы остановимся на играх интеллектуальных.

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счёт мыслительных способностей человека (ребёнка), его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.

  1. Рассмотрим учебную цель:
    а) проверить уровень полученных знаний.
            
    В данном случае игра выступает в роли видоизменённой проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учёт знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.
    б) Стимулировать самостоятельное изучение материала. Игрокам заранее сообщается тема и объём материала, который будет задействован. Например, дать задание детям повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер. Тема завтрашнего дня – это «Геометрические ассорти». Или чтение сказок взрослых ребёнку, или экскурсии… Здесь игра является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.

            
    Регулярное проведение игр такой направленности даёт детям много знаний.
  2. Развивающие цели.
            Развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.
            
    Это основные цели проведения  игр типа «викторина». Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, сценария, а также к организации самой игры. Участие детей в игре позволяет приобрести умения выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.
            
    Давайте рассмотрим схему Ю. Таничева. Если хорошо разобраться, из представленных типов интеллектуальных игр можно самостоятельно разрабатывать элементы для получения собственной формы игр.

Основные типы интеллектуальных игр

Викторины

Стратегии

Тестовая викторина
(ТВ-игра)

Сюжетная викторина

(СВ-игра)

Ролевая

стратегия

Экономическая

стратегия

Боевая
стратегия

«О, счастливчик!»,
«Что? Где? Когда?»

«Полундра!»

Импро-визационная
«Экспромт-
театр»

Сценар-ная
«Яхта»

«Менеджер»

Шашки,

шахматы


        Из этой схемы мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два блока – викторины и стратегии. Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети  отвечают на вопрос и получают оценку  (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».

        Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д.

        Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.

        Стратегия – форма интеллектуальной игры.  Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.

        В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).

        Вэкономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.).

        В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью ((«Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

        В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.

        Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.

        Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей. Вот крайняя характеристика типов интеллектуальных игр.


                        
Я предлагаю вам поиграть со сказкой. Я  буду произносить название –                 антоним, а         вы  должны будете угадать истинное название сказки.

     Примеры заданий:

«Зелёный платочек» -…

«Квадратик» -….

«Мышь в лаптях» -…

«Солнечная крестьянка» -…

«Собачья конура» - ….

«Знайка в лунной деревне» -…

«Рассказ о живой крестьянке и одном слабоке» -…

«Один из Молоково» -…

«Наоборот»

По предложенным описаниям восстановить первоначальную фразу.

1.Быстрей стоишь – ближе не будешь            (тише едешь – дальше будешь)

2.Курица кабану – подружка                           (гусь свинье – не товарищ)

3.Наша Маша тихо смеётся                              (Наша Таня громко плачет)

4.Дылда- дочь от мамы ушла                           (крошка – сын к отцу пришёл)

5.Старикам нигде нет тупика                           (молодым везде у нас дорога)

6.У орла раз чёрт украл палку колбасы       (вороне как – то Бог послал кусочек сыра)

7. Ушёл дед от новой стиральной машины    (осталась старуха у разбитого корыта)

8.От смелости затылок мал                               (у страха глаза велики)

9.Чужие ботинки дальше от ног                       (своя рубашка ближе к телу)

10.Борщ сметаной испортишь                          (кашу сметаной  не испортишь)

11.Мне танец разрушает и умирать мешает    (нам песня строить и жить помогает)

12.Подумай о неделях снизу                            (не думай о секундах свысока)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра с родителями и детьми. "Своя игра "Живая и неживая природа!"

Вопрос -Самая большая лужаОтвет: Лужей называют углубление на поверхности земли, в котором скопилась вода....

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе Конспект интеллектуальной игры

Цель:1. Учить детей работать в микрогруппе, уметь предлагать несколько вариантов ответов2. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.3. Умение отвечать четко, яс...

Открытое занятие «Интеллектуальная игра «Папа, мама, я- интеллектуальная семья» (с применением игр головоломок)

Форма проведения: интеллектуальная игра  Программное содержание: обогащать словарный запас детей, повышать эмоциональный тонус; способствовать развитию монологической речи, произвольного внимания...

Открытое занятие «Интеллектуальная игра «Папа, мама, я- интеллектуальная семья» (с применением игр головоломок)

Открытое занятие «Интеллектуальная игра «Папа, мама, я- интеллектуальная семья» (с применением игр головоломок)...

Конспект На тему: « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »

Открытое занятие на тему « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. »  Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »...