работа с воспитателями
консультация (средняя группа) на тему

Белова Светлана Филатовна

консультации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ в КОНТЕКСТЕ ФГОС

консультация для воспитателей № 4

  • Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает непосредственный эмоциональный отклик, взволнованность, побуждает к действию.
  • Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в общем культурном развитии.
  • Музыка близка эмоциональной натуре ребенка.
  • Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу: дать ребенку дошкольного возраста первоначальное образование в области музыкальной культуры.
  • Понятие музыкальной культуры дошкольников включает в себя достаточно широкий спектр развиваемых способностей, умений.

Д. Б. Кабалевский выделяет из них: 

                – способность воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью                 и неразрывно с жизнью связанное;

– особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

– умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю. Б. Алиев особо подчеркивает актуальность: 

– музыкальной развитости (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность);

– музыкальной образованности (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения. Музыка – самое сложное из искусств.

Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмоций,как искусства выражения многогранных отношений человека к миру и к самому себе делают содержание и язык музыки закрытым для человека на ранних этапах его развития.

Ребенка надо постепенно вводить в мир музыки, помогать ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит, давать возможность их пережить. Это можно сделать лишь при объединении усилий музыкального руководителя, воспитателей, педагогов дополнительного образования, семьи, институтов культуры и искусства.

Структура и содержание сопровождения музыкальным
руководителем детей  в развитии их музыкальных способностей.

Музыкальное занятие

Музыкальные занятия – основная форма организации, в которой осуществляется музыкальное образование детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной, так как занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Задачи, стоящие перед педагогом на занятии:

  • – вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства;
  • – развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса;
  • – обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности, в детском саду и семье;
  • – развитие музыкальных способностей.

Примерная схема организации образовательного процесса:

  • – ознакомление с новым материалом;
  • – разучивание частично усвоенного;
  • – закрепление полученных знаний.

Структура и содержание сопровождения детей специалистами
детского сада в развитии их музыкальных способностей

                                 Музыкальный руководитель:

  • Консультирует воспитателя: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре
    на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники музыкальный руководитель готовит с помощью воспитателей. отвечает за правильную постановку работы по разделу «Музыкальное воспитание» во всем детском саду и за осуществление задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выполнение программных требований по каждой возрастной группе.
  • В процессе работы он всегда должен помнить о цели музыкального воспитания – формировании личности ребенка и освоении им действительности средствами музыки, воспитании культурного слушателя.  Обязан два раза в неделю проводить музыкальные занятия в каждой возрастной группе, на которых в процессе обучения певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам у детей совершенствуется музыкальное восприятие.
  • Обязан также участвовать в проведении физкультурных занятий, осуществлять подготовку к праздникам и музыкальным вечерам досуга, для чего:
  • проводить индивидуальную работу с детьми – развивать их музыкальные способности,
  • обучать отстающих тем или иным программным умениям;
  • посещать методические объединения с целью обмена опытом;
  • систематически повышать свою педагогическую и музыкальную квалификацию;
  • проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления
    с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методами внедрения музыки в повседневную жизнь воспитанников

                Воспитатель :

использование музыки в повседневной жизни воспитанников: слушание аудио-записей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, проведение утренней гимнастики под музыку и т. д., различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОО
(по Гогоберидзе А. Г.)

Воспитатель и Музыкальный руководитель:

  • Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с его музыкальной деятельностью
  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе
  • Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса,в том числе характера его продвижения в развитии музыкальных способностей
  • Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника
  • Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника
  • Ознакомление с репертуаром для слушания
    и исполнения детьми в целях содействия работе музыкального педагога
  • Оказание профессиональной помощи и поддержки друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания

Воспитатель

  • Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя
  • Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры
  • Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка
  • Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

Структура и содержание сопровождения воспитателем детей,
семьи для развития их музыкальных способностей.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Компетенции воспитателя по отношению к детям

  •  Приобщает детей к музыкальному наследию родного края.
  • Знакомит воспитанников с фольклором народностей, произведениями композиторов родного края, с творчеством взрослых и детских музыкальных коллективов через прослушивание записей, просмотр видеофильмов, посещение концертов.
  • Объясняет детям значимость творческого труда музыкантов – композиторов и исполнителей. Помогает воспитанникам увидеть красоту музыкального наследия родного края.
  • Привлекает детей к совместной с воспитывающими взрослыми концертно-исполнительской деятельности.
  •  Создает необходимые условия для отражения детьми полученных впечатлений от встречи с музыкой в разных видах самостоятельной
    деятельности.
  • Знает и способен применять новые методики и технологии для развития интереса детей к музыкальному искусству родного края

Компетенции воспитателя по отношению к детям

  • Разрабатывает творческие проекты и дидактические игры, медиа-презентации, которые помогают познакомить ребенка с музыкальным наследием родного края, современным творчеством композиторов и исполнителей.
  • Осуществляет музыкальное воспитание, используя все формы работы с детьми: разучивание песен и музыкально-ритмических движений, слушание музыки,игру на музыкальных инструментах.

Обязан:

  • – развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, в процессе утренней гимнастики, на занятиях); содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;
  • – развивать у детей музыкальный слух, чувство ритма в процессе проведения музыкальных дидактических игр;
  • – углублять музыкальные впечатления детей путем слушания грамзаписей;
  • – знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя
    на музыкальных занятиях;
  • – проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).

Компетенции воспитателя по отношению к детям

  • Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке,  использует возможности каждой формы организа-ции музыкальной деятельности.
  • Музыка в повседневной жизни детского сада. 
  • 1. Слушание в аудиозаписи, на прогулке.
  • 2. Фон для игр, во время приема пищи, укладывания спать.
  • 3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
  • 4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика.
  • 5. Музыка на занятиях в группе

Компетенции воспитателя по отношению к своему развитию

  • Должен иметь необходимые знания в области музыки. Знает историю развития музыкальной культуры в регионе и способен использовать эти знания в решении задач художественного образования воспитанников и их родителей.
  • Устремлен к получению новых знаний о музыке: посещает концерты академических симфонических оркестров, оркестров народных инструментов, фольклорных коллективов; знакомится с творчеством композиторов, собирает фонотеку музыкальных произведений.
  •  Способен адаптировать получаемую из разных источников информацию о культурно-исторических процессах, определивших развитие музыкального искусства родного края, для восприятия детей 3–7 лет

Компетенции воспитателя по отношению к родителям

  • Способен выстраивать взаимозависимые, осознанно-ответственные взаимодействия с семьями воспитанников.
  • Владеет информацией о запросах родителей воспитанников, об уровне их компетентности в  вопросах  музыкального воспитания детей.  
  • Ориентирует родителей на приобщение ребенка к национально-региональной музыкальной культуре.
  •  Организует вариативное художественное семейное (родительское) образование (гостиные, клубы, семейный абонемент концертов
    и пр.).
  • Самостоятельно и с помощью специалистов разрабатывает для родителей образовательные маршруты выходного дня (посещения концертных залов, областной детской филармонии, музыкального театра, домов культуры).
  •  Показывает ценность воздействия семейных музыкальных традиций на становление и развитие, личностный рост ребенка; воспитывает у детей гордость за музыкальныедостижения родителей.
  • Поощряет родителей за ответственное отношение к культурному наследию родного края и внимательное отношение к художественному воспитанию сына или дочери



Предварительный просмотр:

Годовой круг праздников, развлечений, событий,

концертов в дошкольной организации

  • Культурно-досуговая деятельность – важное направление организации жизни детей в детском саду.
  • Реализация этого условия требует от педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка.
  •  С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так).
  • Поэтому на развлечениях должны быть не только и не столько подготовленные заранее детские выступления, а и спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом.
  • Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и другими специалистами) исходя из текущей работы, в которой отражается время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным игровым и музыкальным репертуаром.
  • Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией.
  • Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы взаимодействия с детьми и их родителями.
  • Цикличность организации досугов предполагает еженедельное их проведение (продолжительностью от 15 до 35 минут,
    в зависимости от возраста) во второй половине дня.
  • Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен нести новизну, быть сюрпризом.

  • Ответственными за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга: ими являются по очереди воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.).

  • На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает подобрать репертуар для каждой темы.

  • Важно привлечь к организации детских досугов родителей, бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, воспитанников детско-юношеских спортивных школ.
  • Семейный праздник– это объединение семей воспитанников единым праздничным событием во взаимодействии  со специалистами дошкольной организации для полноценного проживания детьми дошкольного детства.
  • Развлечение(в д/с проводится1 раз в сезон, в группах – 2 раза в месяц) –форма занятия
    в ДОО, времяпрепровождение, доставляющее детям удовольствие.
  • Досуг – время, не занятое НОД, средство разностороннего развития личности детей, занятия по увлечению.
  • Событиеотклик ДОО на события, праздники, происходящие в стране, в мире, в родном городе

Не только праздники, но и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности, которая соединяет различимо виды искусства. Цель развлечений - показать детям интересные зрелища, обогатить их впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить творчество. Развлечения, так же как и праздники, являются сред- ( гвом эстетического воспитания и развития детей. Развлечения проводятся для одной или нескольких групп одновременно и зависимости от тематики. Детей объединяют для совместного просмотра < псктакля, проведения викторин, забав, аттракционов, концертов, где у них есть возможность посмотреть выступление других детей, получить новые впечатления, проявить творческую активность, самостоятельность, смекалку, находчивость. При этом формируется доброжелательное отношение друг Ь другу, развиваются навыки поведения в коллективе. Развлечения носят различный характер в зависимости от возраста детей. У детей 2-3 лет активность проявляется в основном при восприятии фелищ и выражается во внимательном созерцании, улыбке, хлопках в ла ннии. У многих детей наблюдается контакт со взрослыми, они могут под певать, танцевать по показу. И среднем дошкольном возрасте у детей довольно высокая активность < >м|| уже могут участвовать в развлечениях в качестве исполнителен (с по мощью взрослых). Активность детей в старшем дошкольном возрасте проявляется и са по* юягельности, творчестве и индивидуальности: дети Moiyi ыицеиаи., in ран. на музыкальных инструментах, петь, читать стихи и инсценирован, и принимать участие в изготовлении атрибутов к спектаклям, папкам Формы развлечений в дошкольных учреждениях очень рашооОрашы Ии все виды театра (кукольный, настольный, теневой, icaip ниш паньцеи),

концерты, спектакли (как при участии взрослых, так и совместные). Вечера досуга включают не только литературную, изобразительную, театральноигровую деятельность, но и спортивную (упражнения, подвижные игры, соревнования, эстафеты).



Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

( консультация №1 для воспитателей)

        На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т.е. обладает большими возможностями для слушания довольно сложных музыкальных произведений. К этому времени у него имеется значительный запас музыкальных впечатлений, он знает некоторых композиторов. В этом возрасте дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышать и осознавать характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку большинства из них в этот период интенсивно развиваются такие способности, как музыкальное воображение и мышление. Поэтому ребенок также способен давать анализ музыкального произведения, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. Он желает и может осваивать элементы музыкальной грамоты, а также хочет получать новые знания, поскольку в этом возрасте дети очень любознательны.

        Успешность ребенка в данном виде музыкальной деятельности объясняется тем, что к этому возрасту достаточно развит психологический механизм восприятия музыки: эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия, способности к творчеству. Кроме того, при системном подходе к педагогическому процессу музыкального образования на седьмом году у большинства детей прекрасно развиты музыкально-сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется работа слуховых анализаторов. Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой - постоянным упражнением органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их во время музыкально-дидактических игр и упражнений, а также во время восприятия музыкальных произведений. Таким образом, у детей этого возраста имеются большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох. Однако, необходимо бережно относиться к ребенку, не перегружая его большим количеством различных музыкальных впечатлений (барабанные перепонки еще очень нежны и легко ранимы, не закончилось окостенение слухового канала и височной кости).

        На седьмом году жизни ребенок обладает довольно большими возможностями в певческой деятельности. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность его нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще не сформированы окончательно, дети поют негромко, но напевно и звонко. Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы. Большинство детей имеют значительный запас песен, выделяют любимые. Они могут осознанно осваивать различный по тематике и более яркий по средствам музыкальной выразительности песенный репертуар.

        В этом возрасте при эффективном педагогическом процессе дошкольники могут свободно овладевать азбукой певческого исполнительства. При собранности внимания все дети могут чисто интонировать, однако при малейшем отвлечении некоторые из них поют мелодию неверно. Ритмический и динамический ансамбль, как правило, отличается слаженностью и не вызывает затруднений. Ребята могут самостоятельно петь подолгу, однако это нежелательно. Взрослым необходимо заботиться об охране детского голоса.

        На седьмом году жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка, внимание его становится более сконцентрированным, развивается воображение и мышление, он свободно ориентируется в пространстве. В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку, - они становятся легкими, изящными и пластичными. У дошкольников резко возрастает способность к овладению довольно сложными по координации и темпу исполнения движениями, которые могут исполняться ими ритмично и грациозно. В движениях под музыку дети легко ориентируются на композицию игры, на форму исполняемого танца, на характер музыки, а также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. Это возможно за счет развития музыкальных способностей, прежде всего чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку. На седьмом году жизни у детей имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление. Как правило, сформирована потребность в освоении новых движений, овладении играми, плясками. Некоторые ребята без напоминания со стороны взрослого стремятся самостоятельно осваивать новые движения, добиваясь качественного их исполнения, принципиально оценивают качество как своего исполнения, так и движения сверстников. В играх, танцах дети прекрасно владеют чувством партнера, стремятся согласованно двигаться в паре, в хороводе. Ребенок инициативен и активен как в музыкально-игровом, так и танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумывать новый танец ( в основном из знакомых движений), а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках. Таким образом, на седьмом году жизни у дошкольников имеются прекрасные возможности для овладения в совершенстве музыкально-ритмической деятельностью. Однако, необходимо помнить, что, хотя они способны исполнять довольно крупные композиции, это все же требует от них немалых физических усилий. Поэтому педагог должен учитывать группу здоровья каждого ребенка.

        На седьмом году жизни у детей, как известно, осуществляется физическое и психическое развитие, должное развитие получили музыкальные способности, поэтому дошкольники имеют гораздо большие возможности для освоения самых различных детских инструментов. В этом возрасте дети достигают вершины совершенства игры на том инструменте, на котором они играют второй-третий год. Они могут с удовольствием осваивать пьесы, где необходимо играть на рядом расположенных пластинках. Дети, достигшие наибольших успехов в игре на металлофоне, легко осваивают игру на других инструментах. Дети с желанием участвуют в выступлениях оркестра. Они легко разбираются в мелодических и ритмических особенностях простых по музыкальной ткани пьес. Ребенок может проявлять завидное усердие при освоении музыкального произведения, большое удовольствие он получает от выразительной, слаженной игры в оркестре. Дошкольники также с удовольствием импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь  в мелодии, однако, подбирать на слух знакомые мелодии могут лишь отдельные, музыкально одаренные дети. За неимением детских музыкальных инструментов ребята могут  исполнять довольно сложные ритмические рисунки на ударных инструментах, на ритмических самодельных игрушках, могут достаточно тонко вслушиваться в музыкально-ритмические, мелодические особенности музыкального произведения, тем самым далее успешно развивая свои музыкальные способности.

                        РАЗДЕЛЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ И ИХ ЗАДАЧИ

                                        СРЕДНЯЯ ГРУППА

                        Консультация для воспитателей №2.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

ЗАДАЧИ

1. Ходить друг за другом бодрым шагом.

2. Различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения.

3. Выполнять разнообразные движения руками.

4. Различать двух-частную форму и менять движения со сменой частей музыки.

5. Передавать в движении образы (лошадки, медведь).

6. Выполнять прямой галоп.

7. Маршировать в разных направлениях.

8. Выполнять легкий бег врассыпную и по кругу.

9. Легко прыгать на носочках.

10. Спокойно ходить в разных направлениях.

Кружение парами, выставление ноги на пятку, выставление ноги на носок, выставление ноги на носок и пятку

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА. МУЗИЦИРОВАНИЕ.

ЗАДАЧИ:

1. Пропевать долгие и короткие звуки.

2. Правильно называть графические изображения звуков.

3. Отхлопывать ритмические рисунки песенок.

4. Правильно называть и прохлопывать ритмические картинки.

5. Играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах.

6. Играть произведения с ярко выраженной двухчастной формой.

7. Играть последовательно.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

ЗАДАЧИ:

1. Укрепление мышц пальцев руки.

2. Развитие чувства ритма.

3. Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса.

4. Развитие памяти и интонационной выразительности.

 5. Развитие артикуляционного аппарата.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

ЗАДАЧИ:

1. Различать жанровую музыку.

2. Узнавать и понимать народную музыку.

3. Различать характерную музыку, придумывать простейшие сюжеты (с помощью педагога).

4. Познакомиться с жанрами: марш, вальс, танец. Определять характер.

5. Подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям, мотивировать свой выбор.

РАСПЕВАНИЕ, ПЕНИЕ.

ЗАДАЧИ:

1. Передавать в пении характер песни.

2. Петь протяжно, спокойно, естественным голосом.

3. Подыгрывать на музыкальных инструментах.

4. Правильно выполнять дыхательные упражнения

ИГРЫ, ПЛЯСКИ, ХОРОВОДЫ.

ЗАДАЧИ:

1. Изменять движения со сменой частей музыки.

2. Выполнять движения эмоционально.

3. Соблюдать простейшие правила игры.

 4. Выполнять солирующие роли.

5. Придумывать простейшие элементы творческой пляски.

6. Правильно выполнять движения, которые показал педагог.

                

                РАЗДЕЛЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ И ИХ ЗАДАЧИ

                                ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

                                консультация № 2

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

ЗАДАЧИ:

1. Ходить в колонне по одному, врассыпную, по диагонали, тройками, парами. Четко останавливаться с концом музыки.

2. Совершенствовать движения рук.

3. Выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение.

4. Выполнять движения по подгруппам, уметь наблюдать за движущимися детьми.

5. Ориентироваться в пространстве.

6. Выполнять четко и ритмично боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги.

7. Придумывать свои движения под музыку.

8. Выполнять маховые и круговые движения руками.

9. Выполнять легкие прыжки на двух ногах с различными вариантами.

10. Выполнять разнообразные поскоки.

11. Развивать ритмическую четкость и ловкость движений.

12. Выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА. МУЗИЦИРОВАНИЕ.

ЗАДАЧИ: 

1. Ритмично играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой.

2.Выкладывать на фланелеграфе различные ритмические формулы, проговаривать, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах.

3. Самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами.

4. Самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах.

 5. Уметь играть двухголосье.

6. Ритмично проговаривать стихотворные тексты, придумывать на них ритмические формулы.

7. Ритмично играть на палочках.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, МУЗИЦИРОВАНИЕ.

ЗАДАЧИ:

1. Ритмично играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой.

2.Выкладывать на фланелеграфе различные ритмические формулы, проговаривать, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах.

3.Самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами.

4.Самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах.

5.Уметь играть двухголосье.

6. Ритмично проговаривать стихотворные

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ЗАДАЧИ: 

1. Развитие и укрепление мелкой моторики.

2. Развитие памяти, интонационной выразительности, творческого воображения.

3. Развитие звуковысотного слуха и голоса.

4. Развитие чувства ритма.

5. Формирование умения узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста; без показа на произношение текста только гласными звуками, слогами в разном сочетании.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

ЗАДАЧИ:

1. Знакомить с творчеством русских композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского.

2. Знакомить с творчеством зарубежных композиторов.

3. Учить определять форму и характер музыкального произведения.

 4. Учить слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления.

5. Развивать кругозор, внимание, память, речь, расширять словарный запас, обогащать музыкальными впечатлениями.

6. Учить выражать в самостоятельном движении характер произведения.

РАСПЕВАНИЕ. ПЕНИЕ.

ЗАДАЧИ:

1. Чисто интонировать интервалы, показывая их рукой.

2. Передавать в пении характер песни (спокойный, напевный, ласковый, веселый, энергичный, озорной, легкий и т. д.).

3. Придумывать движения по тексту песен (инсценирование песен).

4. Петь согласованно и выразительно.

5. Выслушивать партию солиста, вовремя вступать в хоре.

6. Знакомить детей с музыкальными терминами и определениями (куплет, припев, соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, форте, пиано и др.).

ПЯСКИ, ИГРЫ, ХОРОВОДЫ.

ЗАДАЧИ:

1. Передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения.

2. Танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз.

3. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкальных фраз.

4. Сочетать пение с движением, передавать в движении характер песни.

5. Самостоятельно придумывать движения к танцевальной музыке.

6. Воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания).

7. Активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии.

8.Правильно и выразительно выполнять танцевальные движения и различные перестроения.



Предварительный просмотр:

Характеристика возрастных возможностей детей

 4-5 лет в музыкальном воспитании.  

(консультация № 1 для воспитателей средней группы)

Одним  из любимых видов музыкальной деятельности ребенка пятого года жизни по прежнему остается слушание музыки(как вокальной, так и инструментальной, причем он любит слушать разнообразные произведения народного, классического и современного репертуара).

        Определенный опыт позволяет ребенку активно проявлять себя в процессе слушания музыки. Дошкольнику нравится содержание музыкальных произведений, связанное  его жизнедеятельностью в детском саду (а не только в своем доме). Восприятию  музыки в этом возрасте продолжает помогать иллюстрация, она играет роль основного материала, без которого дети не могут себе представить описанные в песне события. В этом возрасте дошкольники, как правило, в общем виде улавливают развитие музыкального образа произведения, ребенок начинает более внимательно вслушиваться в музыку и способен замечать изменения средств музыкальной выразительности, на элементарном уровне может осознавать необходимость этих изменений, что говорит о дальнейшем развитии его музыкального мышления. Появляются первые аргументированные эстетические ощущения музыки и осознанное изберательное отношение к ней. Поскольку словарный запас у детей невелик, при ответах они успешно используют карточки с условно-образным изображением содержанием музыки. В процессе слушания музыки, продолжается развитие основных музыкальных способностей, прежде всего таких как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовысотный слух и чувство ритма, так как ребенок начинает обращать внимание на мелодию и ритмический рисунок музыкальной ткани произведения. Кроме того,продолжается развитие музыкально- сенсорных способностей детей в процессе овладения музыкально- дидактическими играми и упражнениями. Поскольку у ребенка пятого года отмечается большой интерес к музыке, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти. Однако необходими помнить, что у ребенка 4-5 лет еще продолжается процесс развития органа слуха. Его барабанная перепонка нежна и легко ранима,окостенение слухового канала и височной кости не закончилось, поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

           На пятом году ребенок по прежнему проявляет большой интерес к пению, у него отмечается:

-Большой интерес к пению- любит петь вместе со сверстниками и взрослыми.

-Наличие любимых песен с ярким характером и образами,связанными с жизнедеятельностью в семье, детском саду.

-Осознанное использование в пении средств выразительности :музыкальных (высота звука,динамические оттенки),внемузыкальных (выразительная мимика)

-Правильное пропевание мелодии отдельных небольших фраз песни, исполнение контрастных низких и высоких звуков, а так же ритмического рисунка песни.

-Напевное звуковедение, пропевание небольших фраз песни,не прерывая дыхания.

-Певческий диапазон в пределах ре-ля первой октавы.

Однако в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются по-прежнему небольшими:

-Голосовой (певческий) аппарат ребенка не сформирован, связки очень тонкие , дыхание слабое и короткое, поэтому продолжительность пения не должна превышать 5 минут; во время пения ребенку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затруднено прохождение воздуха, вследствии чего возникает перенапряжение голосового аппарата.

-Дикция у многих детей остается нечеткой, так как у некоторых детей отсутствуют отдельные звуки.

-Ребенок не может следить за правильностью собственного пения.

         На пятом году продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменяется внешне, становится более стройным, пропорционально сложенным, в развитии музыкально-ритмических движений у него появляются новые возможности:

-Движения под музыку становятся более легкими и ритмичными.

-Отдельные действия под музыку выполняются более осознанно, ребенок может менять их самостоятельно в связи с изменением контрастных характера, регистра, ритма, темпа, динамики звучания двух,трехчастного музыкального произведения.

-Он способен выполнить довольно сложные движения, построенные на чередовании рук и ног или на одновременном выполнении движений руками и ногами;

-Танцевальные шаги и движения ребенок выполняет с правой ноги (после показа и указания взрослого), повышается качество исполнения движений;

-Танец может исполнять самостоятельно (при наличии в нем не более трех движений)

Вместе с тем возможности ребенка в музыкально-ритмической деятельности по- прежнему остаются сравнительно небольшими:

-Легкость движений остается относительной;

-Синхронность движений в паре у многих детей вызывает затруднения;

-Выразительность движений недостаточна.

-Условно-рефлекторные связи при обучении музыкально-ритмическим движениям закладываются легко, после двух-трех повторений со словесным подкреплением,но устойчивость они приобретают лишь после 30 повторений, и не всегда отличаются прочностью.

-Длительность игры и пляски остается непродолжительной, так как у дошкольника пятого года возбуждение преобладает над торможением.

Однако все это, безусловно не снижает интерес детей и их возможности в освоении музыкальных игр,  танцев и хороводов и т.д.

Для ребенка пятого года жизни характерен большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках. В этом возрасте дошкольники  лучше, чем малыши, разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических  особенностях звучания различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других.

Особенно важно то, что они способны  воспринимать и воспроизводить прстую ритмическую пульсацию, несложный ритмический рисунок. Ребенок  с удовольствием импровизирует несложные ритмы марша, плясовой. Ритмические импровизации легче осваиваются ими на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты: бубен, барабан,треугольник, на различных детских музыкальных игрушках, в том числе и самодельных  (из баночек, бутылочек, пластмассовых коробочек,эстетически оформленых)

В этом возрасте улучшается координация движений рук, обогощается слуховой опыт,поэтому дошкольник  уже способен воспроизводить на одной пластинке мелаллофона несложные ритмические рисунки. Это довольно значимый шаг в освоении детьми игры на музыкальных инструментах. Однако надо помнить следующее:Поскольку в данном возрасте возбуждение преобладает над торможением, затруднение вызывает начало игры на металлофоне (получив молоточек, ребенок хочет сразу же начать играть , и ему трудно ждать, когда будет сыграно вступление или подготовятся к игре другие дети). Однако это не должно являться препятствием для обучения их игре на детских музыкальных инструментах.



Предварительный просмотр:

                                       ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

                        Консультация для воспитателе №3

         Очень актуальная тема на сегодняшний день - это тема праздников в детском саду. Яркие, радостные праздники оставляют в душе ребенка неизгладимый след и, безусловно, очень нужны. Тематика и содержание праздников должны быть понятны, доступны детям. Организация праздника и подготовка к нему должны отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Педагог должен предусматривать активное участие всех детей. Праздники «призваны возбуждать в детях самое доброе и хорошее» (А. С. Симонович). Подготовка к празднику не должна начинаться слишком рано, иначе дети могут устать и даже потерять интерес к предстоящему событию. Недопустимо «прогонять» всю программу в присутствии всех детей. «Праздник - это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для взрослых!» Праздник - это маленькое чудо, неожиданность, сюрприз. И дети этого всегда ждут. Именно яркие, неожиданные моменты впечатляют детей и надолго запоминаются. Праздники - это совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя. Активное и творческое участие взрослых в празднике - это залог того, что дети получат истинное наслаждение, радость, удовлетворение. Педагогическая деятельность музыкального руководителя ни в коем случае не должна сводиться к проведению бесконечных праздников. Основа музыкального воспитания - это качественные, очень насыщенные музыкальные занятия. Именно на занятиях происходит музыкальное образование, развитие и воспитание детей. Нужно находить различные формы проведения праздников, которые бы не утомляли детей, а зачастую и взрослых. Все хорошо в меру. Педагог должен понимать педагогическую целесообразность праздников. Работая исключительно над подготовкой праздника по сценарию, педагог прекращает каждодневную работу по музыкальному развитию детей. Если таких сценарных праздников несколько в течение учебного года, то ни о каком музыкальном воспитании детей не может идти и речи. Поэтому в сценарии обязательно нужно включать знакомый детям песенный и танцевальный материал, индивидуально подготовленные показательные номера и сюрпризы силами взрослых. Исходя из задач и содержания программы «Ладушки», у младших дошкольников может быть один праздник - Новый год. Важно не забывать о психологическом и эмоциональном состоянии маленьких детей. У детей подготовительной группы - два подготовленных праздника в году: Новый год и выпуск в школу Дети уже осознанно готовы и хотят выступить перед родителями, как артисты. 8 Марта дети могут показать спектакль, концерт, мюзикл, оперу, цирковое представление. Детям такие формы проведения праздников очень нравятся и доставляют им большое удовольствие. В старшем дошкольном возрасте у детей достаточно для этого навыков и умений. Все другие мероприятия проводятся в форме досугов.



Предварительный просмотр:

Особенности слушания музыки в младшей и средней группе детского сада».                           Консультация для педагогов ДОУ

        Даже на самом раннем этапе развития дети различают характер музыки в целом, т. е. ее эмоциональное содержание. Родители, воспитатели наблюдали случаи, когда дети 2 – 2.5 лет сердились, если играли печальную музыку, и радовались, слушая веселую.

        Мышление детей младшего возраста конкретное, они охотно слушают музыку, связанную со знакомыми, близкими им образами. Внимание их неустойчиво и зависит от новизны и привлекательности объектов восприятия. Внимательно они могут прослушать только небольшие по объему музыкальные произведения.

        У детей средней группы возрастает интерес к музыке, объем музыкальной памяти и внимания несколько увеличивается. Они приобретают известный навык слушания музыки. Дети должны спокойно сидеть во время слушания, уметь не только слушать музыку, но и узнавать ее. Например, детям предлагается узнать песню по мелодии, спетой без слов или исполненной на инструменте, по вступлению. Если дети первое время пытаются подпевать голосу педагога, двигаться во время исполнения инструментальной музыки, он напоминает им, что эту музыку можно только слушать.

        Слушание музыки в младшей и средней групппах может быть частью занятия или методическим приемом, предваряющим пение или музыкально – ритмическое движение. Прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.

В младшей группе в процессе слушания музыки педагог стремится:

- вызвать у них радостное настроение, чтобы дети накапливали музыкальные впечатления;

- развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, дослушивать до конца произведения, запоминать его;

- развивать умение чуствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.

        В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен:

- формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца, откликаясь на ее характер и настроение;

- развивать память путем узнавания произведения по сыгранной мелодии или пропетой без слов;

- воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные впечатления;

- средствами музыки содействовать возникновению чувства любви к окружающему.

        Систематическое слушание музыки вырабатывает у детей устойчивость слухового внимания. Именно это помогает ребенку эмоциональнее, сознательнее воспринимать музыку, ощущать силу ее воздействия. Выполнение правил поведения в процессе слушания музыки и ее простейшего анализа постепенно становится потребностью и в дальнейшем приводит к вопитанию культурного слушателя.

        В целом в музыке для детей старшего и среднего дошкольного возраста должна преобладать гамма светлых, жизнерадостных настроений. Тематика произведений может быть самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.

        В практике детских садов необходимо стремиться к известной стабильности репертуара, к ограниченному количеству произведений. То, что некоторые песни, инструментальные пьесы будут сначала слушаться детьми, потом, в другой возрастной группе, исполняться, а затем войдет в повседневную жизнь, приведет к прочному усвоению детьми музыкального репертуара.

        Слушание музыки организуется поэтапно:

1) Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением;

2) Повторное слушание, разбор произведения, привлечение внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности;

3) Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности.

        На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особеннно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в сознании ребенка.

На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. В сферу новых музыкальных впечатлений детей вводит педагог. Его слово, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание. Важно тщательно продумать выступительное слово перед первым слушанием музыки, а также все последующие пояснения, которые будут сопуствовать исполнению.

        В младших группах можно использовать игрушку, помогающую восприятию музыкального образа.

        На втором этапе – повторном слушании-перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает внимание на наличие вступления, заключения, на средства музыкальной выразительности. Кроме того, можно использовать игрушки и игровые приемы обучения, показать картинку, тематически связанную с содержанием произведения. Так, повторно слушая пьесу «Курочка» Н. Любарского, педагог предлагает детям «поклевать», как курочка, т. е. постучать пальцем правой руки о левую ладонь. Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, уже неоднократно слышанной, путем привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

        На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. У них проявляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения, потому что хотят вновь пережить вызванные ими чувств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Деятельность старшего воспитателя в работе с воспитателями по ознакомлению с изобразительным искусством

В консультации указан материал по работе с дошкольникамипо ознакомлению с изобразительным искусством...

"Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами" старший воспитатель Смирнова Ю.М.

Описание системы работы старшего воспитателя с молодыми педагогами (формы методы работы, помощь в адаптации молодых педагогов в коллективе)...

Работа с воспитателями "Грамматически правильная речь воспитателя"

Консультация для воспитателей о важности правильной речи при общении с детьми....

Консультация для помощника воспитателя "Работа помощников воспитателя в процессе совместной деятельности с воспитателем в течение дня"

Какую работу выполняет помощник воспитателя в течение дня? Кому подчиняется? Как строит свою работу? Всё в моей консультации...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...