Конспект НОД с детьми разновозрастной группы «День рождения Мамы»
план-конспект занятия по теме

Виноград Олеся Александровна

Разработчики: Чернышова Е.А., ст. воспитатель МДОУ № 69 г.о. Самара,

Виноград О.А., воспитатель МБДОУ № 69 г.о. Самара.

         Время проведения:октябрь 2016 г.

         Возраст детей: 3-6 лет

 

Цель: Организовать совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом.

         Задачи  для детей 3-4 лет:

Развивающие:

 Упражнять в проявлении бережного отношения к предметам и внимательного, заботливого отношения к окружающим людям (Познание).

Активизировать  в речи слова, обозначающие наименование, действие, признаки предметов. Поощрять использование слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы (Коммуникация);

Обучающие:

Начать целенаправленно знакомить с различной деятельностью людей в обществе и дома (предметы-помощники, трудовые действия) (Познание). Познакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т. д.) (коммуникация).

Воспитательные:  

Продолжать учить сохранять игровое пространство (не нарушать игровую среду, созданную детьми для реализации игрового замысла; предоставлять детям возможность расширить игровое пространство за пределы игровых зон и т. п.. Внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер (Социализация);

Приобщать детей к культуре взаимоотношений  (умению договариваться, делиться предметами, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и т. д.) (Социализация, Коммуникация).

         Задачи  для детей 4-5 лет:

Развивающие:

Формировать первичных представлений о труде взрослых (видах, содержании), его роли в обществе и жизни  (Труд, Познание).

Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей. Обогащать детскую лексику новыми словами на основе углубленных представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности.(Коммуникация)

Обучающие:

Закреплять и расширять представления детей о предметах и материалах, созданных руками человека (признаки, целевое назначение, функции предметов; зависимость внешних характеристик предметов от их целевого назначения и функций). Упражнять в умении выделять свойства и качества предметов, видеть и называть их детали (части) и понимать их назначение. Учить выполнять простые хозяйственно-бытовые действия. (Труд, Познание).

Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.(Коммуникация)
Начать знакомить и приобщать к правилам поведения (мерам предосторожности) в разных ситуациях (Безопасность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_rozhdeniya_mamy.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми разновозрастной группы

МБДОУ д/с № 69 г.о. Самара

 «День рождения Мамы»,

 разработанный в рамках тематической недели

«День матери».

Разработчики: Чернышова Е.А., ст. воспитатель МДОУ № 69 г.о. Самара,

Виноград О.А., воспитатель МБДОУ № 69 г.о. Самара.

        Время проведения:октябрь 2016 г.

        Возраст детей: 3-6 лет

Цель: Организовать совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом.

         Задачи  для детей 3-4 лет:

Развивающие:

 Упражнять в проявлении бережного отношения к предметам и внимательного, заботливого отношения к окружающим людям (Познание).

Активизировать  в речи слова, обозначающие наименование, действие, признаки предметов. Поощрять использование слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы (Коммуникация);

Обучающие:

Начать целенаправленно знакомить с различной деятельностью людей в обществе и дома (предметы-помощники, трудовые действия) (Познание). Познакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т. д.) (коммуникация).

Воспитательные:  

Продолжать учить сохранять игровое пространство (не нарушать игровую среду, созданную детьми для реализации игрового замысла; предоставлять детям возможность расширить игровое пространство за пределы игровых зон и т. п.. Внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер (Социализация);

Приобщать детей к культуре взаимоотношений  (умению договариваться, делиться предметами, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и т. д.) (Социализация, Коммуникация).

        Задачи  для детей 4-5 лет:

Развивающие:

Формировать первичных представлений о труде взрослых (видах, содержании), его роли в обществе и жизни  (Труд, Познание).

Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей. Обогащать детскую лексику новыми словами на основе углубленных представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности.(Коммуникация)

Обучающие: 

Закреплять и расширять представления детей о предметах и материалах, созданных руками человека (признаки, целевое назначение, функции предметов; зависимость внешних характеристик предметов от их целевого назначения и функций). Упражнять в умении выделять свойства и качества предметов, видеть и называть их детали (части) и понимать их назначение. Учить выполнять простые хозяйственно-бытовые действия. (Труд, Познание).

Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.(Коммуникация)
Начать знакомить и приобщать к правилам поведения (мерам предосторожности) в разных ситуациях (Безопасность).

Воспитательные:

Побуждать детей отражать свои эмоции и чувства через высказывания, рассказы,  а главное — через практические действия (Коммуникация, Познание, Социализация).

Побуждать детей к развертыванию игры (предлагать выбрать сюжет или поиграть в конкретную игру; побуждать к принятию роли и наделению ею партнера; договариваться о правилах игры и др.). Поощрять детскую фантазию и импровизацию в игре (придумывание сюжетов; введение оригинальных персонажей в традиционные игры; смену и совмещение ролей и др.) (Социализация);

Приобщать детей к культуре взаимоотношений  (умению договариваться, делиться предметами, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и т. д.) (Социализация, Коммуникация).

Задачи  для детей 5-6 лет:

Развивающие:

 Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни в детском саду (Коммуникация).

Развивать трудовую деятельность (освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности) (Труд);

Обучающие:

Ввести, закрепить и обогатить социальные понятия «семья».(Познание).

Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; Продолжать учить формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным) (Коммуникация).

Воспитательные:

Закреплять и расширять представления детей о мире человека. Формировать представления о самоценности человека (красота, сила ума, созидание, героизм и пр.). Знакомить с поступками, достижениями людей (познавательными, трудовыми, художественными) как примерами возможностей человека (Познание).

Ввести понятие «праздники» как отражение определенного отношения к различным сферам жизни человека(Познание, Социализация).

Приобщать детей к культуре взаимоотношений в игре (учить договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и т. д.) (Социализация);

Воспитывать ценностного отношения к собственному труду, труду других детей  и его результатам (Труд).

Задачи познавательного развития детей в семье:

  • Рассказывать ребенку о целевом назначении и функциях, свойствах и качествах различных рукотворных предметов (орудия труда, бытовая техника, мебель и т. д.), используемых в хозяйстве и жизни семьи.
  • Демонстрировать предметы, объекты в доме (на даче), сделанные с помощью определенных орудий труда. Обсуждать, что еще можно сделать с их помощью.
  • Начать создавать домашнюю познавательную библиотеку и видеотеку и активно пользоваться ее материалами. Проводить беседы о прочитанном, увиденном и услышанном.
  • В сюжетных играх обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового образа и позволять использовать предметы, специально не предназначенные для игры (стулья, диванные подушки и т. п.).
  • В повседневной жизни (например, при посещении разнообразных магазинов, во время прогулок) или через игровые упражнения закреплять и расширять обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и др.
  • Действуя в роли, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. В случае затруднений не теряться, не прекращать игру, а спрашивать у ребенка, как вам следует поступить в той или иной ситуации («Что мне дальше делать?»).
  • Закладывать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому.

Взаимодействие с родителями:

  • Провести консультацию для родителей по подбору и чтению литературных произведений о маме, бабушке дома.
  • Организовать выставку детских книг  по теме.
  • Разместить в родительском уголке описание сюжетных игр по теме: «Семья», активизирующие познавательные процессы детей.
  • Пригласить принять участие в изготовлении старшими детьми атрибутов для игры.

 Предварительная работа с детьми:

  • Разучивание стихотворений о маме, бабушке;
  • Беседа с детьми на тему: «Как празднуют праздники в семье», «Правила сервировки стола»;
  • Рисование со старшими детьми по теме: «Открытка с поздравлением».

Предварительная работа педагога:

  • принятие на себя  в играх с детьми  разных ролей.

Формы  работы с детьми:

  • беседа;
  • игра.

Организация развивающей среды:

  • подбор необходимой детской мебели для создания интерьера;
  • подбор атрибутов для игры;
  • создание муляжей, необходимых для игры.

Материальное обеспечение:

  • детский чайный сервиз для игры;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • муляжи торта и других угощений;
  • изоматериалы;
  • атрибуты для героев игры.

Ход ОД:

Воспитатель достает из коробки атрибуты для игры и начинает их рассматривать, привлекая к этому занятию детей. Дети называют, рассматривают предметы, высказывают свои предположения, для чего понадобились воспитателю эти предметы.

Педагог предлагает вместо занятия поиграть. При обсуждении и выборе детьми игры, воспитатель предлагает использовать приготовленные предметы. Поскольку подготовленный педагогом игровой материал подходит для игры в семью и деть в течение недели много говорили о роли матери в жизни семьи, воспитатель ненавязчиво предлагает сюжетом игры выбрать день рождения мамы.

Воспитатель задает старшим детям вопросы о том, как можно организовать в игровом уголке место для игры. После обсуждения ответов и предложений воспитатель проси детей помочь ему поставить стол для игры, создать импровизированный диван, кресло, подготовить место на детской кухне для игры. Все должно напоминать обычную домашнюю обстановку.

Воспитатель предлагает использовать атрибуты, которые лежат в коробке (скатерть, покрывала, подушки, кухонную посуду). Старшие дети раскладывают, младшие помогают. (Педагог следит за  культурой взаимоотношений детей во время выполнения совместных действий).

Взрослый предлагает распределить роли в игре, т. к. детей много. Для этого необходимо вспомнить, какие члены семьи в игре могут быть. (Дети называют основных членов семьи — мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат, старшая сестра, младший брат, младшая сестра, тетя, дядя и др.).

Воспитатель уточняет у детей, как проходят празднования дня рождения в семье.  Какие подарки и поздравления готовят на этот праздник маме. Предлагает вспомнить стихи, которые дети выучили за неделю, и использовать их в игре.

 Педагог спрашивает детей о том, чем занимается каждый перечисленный член семьи и как это можно обыграть в игре. (Например: «Мама» накрывает праздничный стол, наряжается перед приходом гостей. «Папа» одевает галстук и оправляется на работу, на обратном пути не забудет зайти в магазин цветами и подарком. «Бабушка»  со «старшей сестрой» заняты на кухне приготовлением угощений.  «Старший брат» с «младшими сестрами и братьями» готовит поздравительную открытку.)

Воспитатель и дети рассуждают, кто и какую роль хочет выполнить, договариваются между собой и распределяют роли. (Воспитатель выбирает себе второстепенную роль «бабушки» или «сестры».)

Дети разбирают необходимые для каждой роли атрибуты. Воспитатель еще раз напоминает, какие игровые действия необходимо выполнить каждому члену игры.

Каждый ребенок обыгрывает свою роль.

Когда накрыт стол, приготовлено угощение и подарки для мамы, приходит папа с работы, вся семья собирается за праздничным столом.

Дети поздравляют маму с днем рождения. Папа дарит цветы и подарок. Говори, как он ее любит. Бабушка угощает семью вкусными угощениями. Дети рассказывают, что мама для них самая дорогая и любимая, читают для неё стихи и дарят подарки, сделанные своими руками. Мама благодарит всех за оказанное ей внимание, благодарит за приятные слова и подарки.  

Варианты реализации ОД в самостоятельной деятельности детей и в других режимных моментах:

  • игру можно повторить с этими атрибутами, распределив роли по другому, или убрав некоторых героев игры;
  • в игре можно заменить часть атрибутов на другие или предметы — заместители;
  • предложить поиграть самостоятельно.

Используемая литература:

Комплексная программа для родителей и воспитателей «Из детства в отрочество»  Т.Н. Дороновой,   М.: Просвещение, 2005

Комментарии воспитателя Виноград Олеси Александровны по личностному развитию детей в НОД  «День рождения мамы»  

В настоящее время жизнь ребенка во многом изменилась. Во многих семьях по -  одному ребенку. Практически все семья живут в многоквартирных домах и родители не отпускают детей одних играть во двор.

В данной ситуации функция передачи ребенку умения играть переходит к взрослому, родителям или педагогам.

Как показывает  практика, не каждый родитель понимает, что ребенку нужно создать условия в общении и игре в разновозрастной среде.

Таким образом, в детском саду передача игры становится формой работы педагога с детьми.

Во время проведения образовательной деятельности «День рождения мамы» я организовала игру на заранее приготовленном сюжете и приготовлении необходимого материала.

В моей группе дети трех возрастов, в основном дети трех – четырех лет, старших только 2 девочки.

На момент проведения съемки у нас был «женский коллектив»,  мне было важно учесть возрастные и индивидуальные возможности  каждой девочки.

В три года ребенок начинает чаще вступать в общение со сверстниками, чтобы участвовать в игре. Моя задача заключалась в демонстрации ребенку ролевого поведения игры.  Я выделила для них роли через цепочку игровых действий  с простыми для них атрибутами.

В 4 года ребенок уже откликается на общение и участвует в коллективных играх, находит положительные отношения с взрослыми детьми. Мне важно было показать девочка этого возраста многообразие персонажей и игровых действий.

В 5 лет ребенок уже имеет представление о развитии игровой ситуации, имеет игровые навыки, поддерживает дружеские отношения с детьми.

Мне хотелось дать этим детям точно и идеально проиграть нюансы своей роли (мама готовится к приходу гостей, накрывает на стол, подруга приносит фрукты с базара).

Конечно, мы с детьми готовились к этому мероприятию, разучивали с ними стихи, песни. Вместе изготавливали атрибуты для игры, много разговаривали о семье, традициях. Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, о подготовке к праздникам, встрече  гостей у них дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия с детьми средней группы "День рождения утенка"

Дан подробный конспект проведения физкультурного занятия с описанием игрового материала. ...

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы: "День рождения"

Бывают разные дни рождения. Поговорим о рождении нашего прекрасного города - на Неве, Санкт - Петербурге....

Примерный конспект познавательного занятия с детьми разновозрастной группы «День рождения Деда Мороза»

Данный конспект разработан для открытого занятия в разновозрастной группе в рамках тематической недели (тема: "Создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса у детей с...

Конспект интегрированного занятия с детьми младшей группы «День рождения колобка».

Задачи: 1.Закрепить понятия «широкий – узкий», «длинный – короткий», «большой-поменьше-маленький»; цвет и форму. 2.Активизировать мыслительную деятельность детей посредством игровых заданий....

Конспект развлечения в разновозрастной группе "День рождения отмечаем - поздравления принимаем!"

Данный сценарий представляет собой развлечение, посвященное дню рождения детей в разновозрастной группе....

Конспект НОД для разновозрастной группы "День рождение Деда Мороза"

Коспект НОД для разновозрастной группы "День рождения Деда Мороза"...

Сценарий развлечения на улице для всех разновозрастных групп "День рождение России"

Развлечение для всех возрастных групп на улице. "День рождение России" Музыкальный материал можно взять свой, который использовался в учебном году....