Дидактичские пособия
учебно-методический материал

Матвеева Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

по ознакомлению с именами признаков

«Мишка-Сластена»

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2016Г\Матвеева  сканы на аттестацию 2016г\Взаимодействие с родителями\IMG_20150918_145155.jpg

Дидактическое пособие по ознакомлению с именами признаков

«Мишка-Сластена»

Цель: сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира.

Задачи:

-формировать понятие «Имя признака»

-учить выделять и называть признаки и их значения, преобразовывать их при создании творческих продуктов.

-формировать навык в классификации объектов по именам признаков

-побуждать детей формировать вопросы с указанием Имени признака и давать ответы описательного характера по определенному объекту

-создавать условия для использования Имен признаков и их значений в обсуждениях

Описание пособия:

Данное пособие выполнено в виде красочной картины, на которой изображен мишка-сластена и пчелы. Такое видение этого пособия привлечет внимание детей не только к самой картине, но проявится интерес к изучению Имен признаков.

Технологическая карта по ознакомлению с именами признаков:

Для формирования у детей осознанного отношения к перцептивным действиям необходимо разделить понятия «Имя признака» и «значение имени признака».

Имя признака- обобщающее слово, название признака.

Значение имени признака воспринимается анализаторами.

Например, «зеленый» - мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слова и не воспринимаем зрением.

Ознакомление с именами признаков идет постепенно, на каждый признак отводиться определённый промежуток времени и в несколько этапов.

1 этап: Создание условий на сосредоточении ребенка на определенном имени признака. Осуществляется длительный поиск значений этого признака. Используется в речевых оборотах «объект», «имя признака», «Значение имени признака».

2 этап: Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «Значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.

Например: Руки ощущают сухую ткань, и умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое

3 этап: На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема «значок» к объекту.

Например: Значок «цвет», вопрос «Какой объект по цвету?»

4 этап: Постепенно дети самостоятельно используют этот значок для выяснения данного признака в окружающем мире.



Предварительный просмотр:

Дидактическое игровое пособие «Магазин»

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2016Г\Матвеева  сканы на аттестацию 2016г\Взаимодействие с родителями\IMG_20150918_144836.jpg

        

Дидактическое игровое пособие «Магазин»

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу классификации объектов, знаний количественного счета.

Данное пособие предназначено освоению на первых этапах формированию у детей классификационных навыков, а также закреплению навыков количественного счета.

Примеры игровых упражнений:

1 В магазин привезли несколько наименований товаров. Нужно их разложить на полки по обобщающим понятиям.

Например: на первую полку «одежда», на вторую «Игрушки»

2 В магазин привезли товар, но этот товар разной формы. Нужно разложить его по форме на свои полки.

3 В магазин привезли много разного товар, но на полку помещается только определенное число предметов. Нужно разложить его по количеству на свои полки.



Предварительный просмотр:

Модель системного мышления

        C:\Users\Администратор\Desktop\фото с телефона мои\IMG_20150416_100328.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\фото с телефона мои\IMG_20150416_145700.jpg

Модель системного мышления  

Или

«Системны оператор»

Цель: Способствовать формированию у детей основ системного мышления. Умение достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условия для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.

Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему. Это видение единства всего, что нас окружает, - мира, в котором мы живем.

Системный оператор

1. позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу-вверх;

2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.

В младшем дошкольном возрасте необходимо начинать работу с развития умений анализировать и обобщать; развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.

Формирует у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки. В младшем возрасте достаточно двух-трех вариантов. Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.

Формирует у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки. В младшем возрасте достаточно двух-трех вариантов. Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.

"Что-то"

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.

СО - лук

Работая с системным оператором в младших группах не надо детям говорить термины (система, подсистема, и.т.д.), пусть они будут с вами. Постепенно в старших группах, если вы будете употреблять их в разговоре, дети их усвоят, и будут произносить совершенно спокойно.

Работая с системным оператором в младших группах не надо детям говорить термины (система, подсистема, и.т.д.), пусть они будут с вами. Постепенно в старших группах, если вы будете употреблять их в разговоре, дети их усвоят, и будут произносить совершенно спокойно.

Со средней группы используется 5 экранов , т.е. линия развития объекта, подсистема объекта и надсистема объекта.

В старше и подготовительной группе используются все экраны, но можно увеличить количество экранов.

НАДСИСТЕМА

6 Место обитания объекта в прошлом

3 Место объекта в настоящем

9 Место объекта в будущем

СИСТЕМА

4 Прошлое объекта и его функции

1 Объект в настоящее время, его функции или какое-либо свойство

7 Будущее объекта, его функция

ПОДСИСТЕМА

5 части объекта в прошлом

2 Части объекта в настоящем

8 Части объекта в будущем



Предварительный просмотр:

http://dutsadok.com.ua/clipart/transport/b77f26adb02d.pnghttps://botan.cc/prepod/_bloks/pic/sc7zycf-067.jpghttps://docviewer.yandex.com/view/0/htmlimage?id=2wzah-xgc5wjxlvdiwig4zp6egl3f357r70esgn1amswh1gar30bs8gv6ammybe115ea2m183pkiutql6a4izceptu04bjwgxn13426f&name=image-yXUFRjKiplpj0cNSUj.pnghttp://img-fotki.yandex.ru/get/4130/47407354.b6c/0_119483_4c4935b8_orig.pnghttps://zdschool14.edumsko.ru/uploads/3000/2287/section/225219/2015-2016/bezopasnost/0001.jpg

СТАРТhttp://img-fotki.yandex.ru/get/6433/47407354.b6d/0_1194c4_b1172445_orig.png

        

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/177/109177097_large_01__7_.png

http://www.tapenik.ru/dizain_skazka/skazka_29.png

http://dutsadok.com.ua/clipart/transport/samoletik.pnghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/707/103707115_4979214_stroit5.jpghttp://clipart-library.com/image_gallery/90406.png

http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/47407354.2ab/0_91a6e_5782b312_orig.png

http://900igr.net/data/kosmos-gorod-transport/Transport-1.files/0014-026-Naduvnaja-lodka.jpg

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/1/0/1/4318101.pnghttps://thumbs.dreamstime.com/z/school-children-enjoying-pencil-rocket-space-ride-27590715.jpg

http://vizitki-rus.ru/img/193/transport_zd_kartochki-4_resize2799.jpg

https://megatoys24.ru/uploads/all/be/eb/3e/beeb3e326c7d74db2ed0de391b546681.jpg

http://sad1.gorodok.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=9663

ФИНИШ

Дидактическая игра-ходилка  по теме «Транспорт»

Автор: Матвеева Марина Анатольевна

Возрастная группа: средняя, старшая, подготовительная (4-7 лет).

Количество игроков: 2-4 человека + ведущий (воспитатель).

Тип игры: настольно-печатная дидактическая игра с элементами викторины и движения.

Цель игры:

Обобщить и систематизировать знания детей о различных видах транспорта (наземном, воздушном, водном, специальном), развивать познавательный интерес и игровые навыки.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить названия и классификацию видов транспорта (пассажирский, грузовой, специальный, личный, общественный).

- Активизировать словарный запас по теме «Транспорт» (детали, действия, профессии).

-  Упражнять в умении работать по правилам, соблюдать очередность.

-  Тренировать навыки счета в пределах 10-15 (ход по клеткам).

Развивающие:

- Развивать внимание, память, логическое мышление (при ответах на вопросы).

- Развивать связную речь, умение давать полные ответы.

- Развивать мелкую моторику (перемещение фишек).

- Развивать зрительно-пространственное восприятие (ориентация на игровом поле).

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в команде, радоваться успехам других.

- Формировать основы безопасного поведения на дороге и в транспорте.

- Воспитывать интерес к окружающему миру, различным профессиям.

Игровой материал (подготовка):

1. Игровое поле: путь от «СТАРТА» до «ФИНИША», состоящий из клеток с изображениями транспорта

2. Игровые фишки (по одной на каждого игрока).

3. Игральный кубик

Ход игры:

1. Подготовительный этап:

- Воспитатель раскладывает игровое поле, знакомит детей с правилами.

- Игроки выбирают фишки и ставят их на клетку «СТАРТ».

- Определяется очередность хода (можно по жребию или считалкой).

2. Основной этап:

Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку вперед на выпавшее количество клеток.

Действия при попадании на разные типы клеток:

 Клетка с изображением транспорта:

 Ребенок должен назвать транспорт, сказать, к какому виду он относится (ездит по дороге, летает, плавает и т.д.) и для чего нужен.

 Пример: «Это самолет. Он воздушный транспорт. Он перевозит людей и грузы на дальние расстояния».

 Если ответ верный – игрок остается на этой клетке. Если затрудняется, может попросить помощи у друзей. За правильный ответ с подсказки ход продолжается, но дополнительных бонусов нет.

 Игрок вытягивает карточку из колоды

 Типы заданий:

  «Вопрос»: «Что общего у трамвая и поезда?» (ездят по рельсам), «Кто управляет кораблем?» (капитан).

 «Изобразить»: «Покажи, как заводится мотоцикл и как он едет!», «Изобрази ракету в полете со звуком!».

 Выполнив задание, игрок остается на клетке. Невыполнение задания может привести к штрафу (пропуск хода или возврат на 1 клетку назад – на усмотрение воспитателя).

 Клетка «СТАРТ» и «ФИНИШ»: Особых действий не требуют.

3. Завершение игры:

-  Игра заканчивается, когда первый игрок достигает клетки «ФИНИШ». Он объявляется победителем.

- Важно похвалить всех участников, отметить их знания и активность. Можно вручить символические медали: «Лучшему знатоку транспорта», «Самому артистичному водителю», «Самому внимательному пешеходу».

Варианты усложнения/упрощения игры:

  • Для младших дошкольников (4-5 лет): можно играть без карточек-заданий. Задача – просто назвать транспорт на картинке и переместиться вперед. Можно использовать кубик с меньшим количеством точек (1-3).
  • Для старших дошкольников (6-7 лет): добавить более сложные вопросы («Почему велосипед – экологичный транспорт?»), ввести игровую валюту («билетики») за правильные ответы, которые можно обменять на дополнительный бросок кубика.

Командная игра: Дети делятся на команды (например, «Летчики» и «Моряки»). Они совместно обсуждают ответы, ходят одной фишкой.

Советы воспитателю:

  • Игра идеально подходит для тематической недели «Транспорт».
  •  Перед игрой полезно провести беседу, рассмотреть картинки, повторить виды транспорта.
  • Создайте атмосферу путешествия: «Сегодня мы отправляемся в большое путешествие по миру транспорта!».
  •  Поощряйте развернутые ответы, подсказывайте наводящими вопросами.
  •  Главный акцент – не на соревновании, а на получении знаний и позитивном общении.

Эта игра способствует не только закреплению темы, но и развитию soft skills: умению ждать своей очереди, достойно принимать и победу, и поражение, работать в группе.

        Карточки для игры «Транспорт»

I. Карточки «ВОПРОС» (Синие)

Уровень 1: Простые (для детей 4-5 лет)

- Что это? (Показывается на изображение самолета с поля). Какой это транспорт?

- Где едет? Автобус едет по дороге. А корабль?

- Кто внутри? Кто едет в легковой машине? (Пассажиры, семья, водитель).

- Звуки: Как гудит паровоз? (Ту-ту!).

- Цвет: Какого цвета часто бывает пожарная машина?

Уровень 2: Средние (для детей 5-6 лет)

- Классификация: Велосипед — это наземный транспорт. А вертолет?

-  Назначение: Зачем нужен грузовик? (Перевозить песок, мебель, продукты).

-  Сравнение: Чем похожи трамвай и троллейбус? (Оба ездят по дороге, работают от электричества, общественный транспорт).

- Части: Без чего не поедет автомобиль? (Без колес, без руля, без двигателя).

- Профессии: Как называется человек, который управляет поездом? (Машинист).

Уровень 3: Сложные (для детей 6-7 лет)

- Обобщение: Как одним словом назвать автобус, трамвай и электричку? (Общественный транспорт).

-  Логика: Что лишнее: лодка, пароход, велосипед, яхта? Почему? (Велосипед — наземный, остальные водные).

- Причина-следствие: Почему у самолета такая форма? (Чтобы легко разрезать воздух, лететь быстро).

-  Безопасность: Почему в машине детям нужно ездить в специальном кресле?

- Экология: Какой транспорт не загрязняет воздух? (Велосипед, электромобиль, трамвай).

II. Карточки «ИЗОБРАЗИТЬ» (Желтые)

Уровень 1: Действия и звуки (4-5 лет)

- Звук мотора: Покажи, как рычит большой грузовик! («Р-р-р-р!»).

- Движение: Изобрази, как едет паровозик по рельсам! (Движения руками, как колеса, и «Чух-чух-чух!»).

- Образ: Покажи, как летит маленькая, жужжащая пчелка-вертолетик! (Кружиться, жужжать).

- Эмоция: Изобрази радость пассажира, когда самолет взлетает! («Ура-а-а!»).

- Простое действие: Покажи, как водитель крутит огромный руль корабля!

Уровень 2: Профессии и ситуации (5-6 лет)

-  Профессия: Ты — летчик. Обходи свой самолет перед полетом, проверяй колеса. Садись в кабину и надевай шлем!

-  Ситуация: Ты — кондуктор в автобусе. Пройди по салону, продай билетики игрушкам!

-  Работа: Ты — строитель в кабине экскаватора (изображение на поле). Управляй рычагами, чтобы выкопать яму! («Вж-ж-ж, клац!»).

- Пантомима: Изобрази, что ты заправляешь машину бензином из пистолета. Не забудь заплатить!

- Последовательность: Покажи, как человек садится на мотоцикл: надевает шлем, заводит мотор, едет и останавливается на светофоре.

Уровень 3: Сюжет и взаимодействие (6-7 лет)

- Сюжетная сценка: Ты — капитан. На корабле буря! Тебя качает из стороны в сторону, ты смотришь в бинокль и командуешь матросам: «Держать курс!».

- Диалог: Ты — водитель такси. Подъезжай к пассажиру (игрок рядом), спроси: «Куда вам нужно?», «Едем!», а по прибытию: «С вас 10 монет, спасибо!».

- Эмоции и движение: Ты на скоростной ракете! Изобрази взлет с тряской и грохотом, плавный полет в невесомости и удивление, увидев в иллюминаторе звезду.

-  Координация: Ты — пилот вертолета. Одной рукой держишь штурвал, другой — постоянно поправляешь высоту. Вертолет летит вперед, делает круг и аккуратно приземляется.

- Командная работа (для 2 игроков): Один из вас — кран, который поднимает и перемещает груз (например, воображаемый контейнер). Второй — сигнальщик, который показывает жестами, куда двигать груз: выше, ниже, левее, положить.

Совет по использованию:

Карточки можно распечатать, заламинировать и сложить в три отдельные стопки (синюю, желтую, красную). Красные карточки («Правила») могут содержать вопросы по ПДД и безопасности, например: «Покажи, как правильно переходить дорогу по «зебре»», «Что означает красный сигнал светофора для пешехода?», «Можно ли высовываться из окна движущейся машины?».

Эти примеры позволят сделать игру динамичной, познавательной и веселой, сочетающей умственную и двигательную активность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Матвеева Марина Анатольевна»

Слайд 2

Вот и пришла зима. Давайте проверим ваши знания о зиме.

Слайд 3

Какую одежду люди надевают зимой?

Слайд 4

Какие зимой бывают осадки?

Слайд 5

Как деревья выглядят зимой?

Слайд 6

Все ли из этих птиц зимующие?

Слайд 7

Назови какие работы люди выполняют зимой?

Слайд 8

Назови зимние забавы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков посредством лего-конструирования Воспитатели: Коптелова Н.Я Матвеева М.А. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» г. Югорск

Слайд 2

– это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредствам увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справится. ЛЕГО-конструирование

Слайд 3

Цель : развитие предпосылок инженерного мышления и выявление технич е ских способностей у дошкольников средствами Лего-конструирования Формула инженерного мышления знания умения способность к самостоятельной работе находчивость изобретательность творческий подход у мение анализировать, прогнозировать анализ , синтез , сравнени е , обобщени е , классификаци я , систематизаци я

Слайд 4

Принципы работы 1 .Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей. 2 .Систематичность и последовательность в приобретении детьми знаний и умений 3 .Личностно-ориентированный подход в работе с каждым ребенком. 4. Изучение интересов и потребностей детей. 5 .Практическое участие и наглядное оформление. 6 .Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

Слайд 5

Принципы LEGO - конструирования от простого к сложному; учет возрастных особенностей детей учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков; активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой; результативности и гарантированности; реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Слайд 6

Основные виды конструирования Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение , чертеж или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает , что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности .

Слайд 7

«В этом цехе идеи обретают форму. Ваша задача — стать инженерами и создать работающий прототип устройства, которое поможет героям Фиолетового леса. Помните, что любое изобретение начинается с четкого понимания проблемы».

Слайд 8

«Обитатели Фиолетового леса не могут быстро собирать радужную росу с паутинок. Создайте устройство, которое им поможет» Критерий выбора лучшей идеи: реализуемость за отведенное время и оригинальность.

Слайд 9

Подсказка «Как ваше устройство будет работать? Из каких частей оно состоит? Как оно будет взаимодействовать с персонажем?»



Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений «Геометрик»  C:\Users\Илья\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20160220_145448.jpg

Матвеева Марина Анатольевна

Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений « Геометрик»

        Дидактическое пособие «Геометрик» предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности. Данное пособие может быть использовано при работе с детьми  младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Цель: сформировать у обучающихся представление о том, что геометрические фигуры соотносятся по форме с объектами мира природного и рукотворного.

Задачи:

  1. Закрепить знания о геометрических фигурах, пространственных представлениях;
  2. Развивать память, мышление, воображение;
  3. Воспитывать интерес к математическим понятиям «форма», «фигура».

Варианты игр:

  1. «Геометрические фигуры»

Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах, умение быстро находить заданную геометрическую фигуру.

Ход игры: ребенку  предлагается найти «окошки» -  геометрические фигуры и назвать их.

   

2. «Определи место…»

Задачи: закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа.

Ход игры: Ребенку предлагается найти «окошко» с определенной фигурой, назвать ее местоположение.

 

3.«Соотнеси фигуру с объектом»

Задачи: предложить ребенку соотнести геометрическую фигуру с объектом по форме, расположив данный объект под заданной фигурой.

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧСКИЕ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ"

quot;МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧСКИЕ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ"...

ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)

Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...

Роль дидактичских игр в семье и в детском саду

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

картотека дидактичских по ФЭМП

картотека дидактических игр по ФЭМП...

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...

Дидактичская игра :"Разложи по корзинкам"

Цель:Закрепить знания детей о фруктах и овощах....