Дидактичские пособия
учебно-методический материал
Здесь представленны различные дидатические пособия
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие
по ознакомлению с именами признаков
«Мишка-Сластена»
Дидактическое пособие по ознакомлению с именами признаков
«Мишка-Сластена»
Цель: сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира.
Задачи:
-формировать понятие «Имя признака»
-учить выделять и называть признаки и их значения, преобразовывать их при создании творческих продуктов.
-формировать навык в классификации объектов по именам признаков
-побуждать детей формировать вопросы с указанием Имени признака и давать ответы описательного характера по определенному объекту
-создавать условия для использования Имен признаков и их значений в обсуждениях
Описание пособия:
Данное пособие выполнено в виде красочной картины, на которой изображен мишка-сластена и пчелы. Такое видение этого пособия привлечет внимание детей не только к самой картине, но проявится интерес к изучению Имен признаков.
Технологическая карта по ознакомлению с именами признаков:
Для формирования у детей осознанного отношения к перцептивным действиям необходимо разделить понятия «Имя признака» и «значение имени признака».
Имя признака- обобщающее слово, название признака.
Значение имени признака воспринимается анализаторами.
Например, «зеленый» - мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слова и не воспринимаем зрением.
Ознакомление с именами признаков идет постепенно, на каждый признак отводиться определённый промежуток времени и в несколько этапов.
1 этап: Создание условий на сосредоточении ребенка на определенном имени признака. Осуществляется длительный поиск значений этого признака. Используется в речевых оборотах «объект», «имя признака», «Значение имени признака».
2 этап: Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «Значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.
Например: Руки ощущают сухую ткань, и умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое
3 этап: На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема «значок» к объекту.
Например: Значок «цвет», вопрос «Какой объект по цвету?»
4 этап: Постепенно дети самостоятельно используют этот значок для выяснения данного признака в окружающем мире.
Предварительный просмотр:
Дидактическое игровое пособие «Магазин»
Дидактическое игровое пособие «Магазин»
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу классификации объектов, знаний количественного счета.
Данное пособие предназначено освоению на первых этапах формированию у детей классификационных навыков, а также закреплению навыков количественного счета.
Примеры игровых упражнений:
1 В магазин привезли несколько наименований товаров. Нужно их разложить на полки по обобщающим понятиям.
Например: на первую полку «одежда», на вторую «Игрушки»
2 В магазин привезли товар, но этот товар разной формы. Нужно разложить его по форме на свои полки.
3 В магазин привезли много разного товар, но на полку помещается только определенное число предметов. Нужно разложить его по количеству на свои полки.
Предварительный просмотр:
Модель системного мышления
Модель системного мышления
Или
«Системны оператор»
Цель: Способствовать формированию у детей основ системного мышления. Умение достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условия для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.
Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему. Это видение единства всего, что нас окружает, - мира, в котором мы живем.
Системный оператор
1. позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу-вверх;
2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.
В младшем дошкольном возрасте необходимо начинать работу с развития умений анализировать и обобщать; развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.
Формирует у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки. В младшем возрасте достаточно двух-трех вариантов. Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.
Формирует у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки. В младшем возрасте достаточно двух-трех вариантов. Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.
Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.
"Что-то"
Если мы рассмотрим что-то.
Это что-то для чего-то.
Это что-то из чего-то.
Это что-то часть чего-то.
Чем-то было это что-то.
Что-то будет с этим что-то.
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.
Работая с системным оператором в младших группах не надо детям говорить термины (система, подсистема, и.т.д.), пусть они будут с вами. Постепенно в старших группах, если вы будете употреблять их в разговоре, дети их усвоят, и будут произносить совершенно спокойно.
Работая с системным оператором в младших группах не надо детям говорить термины (система, подсистема, и.т.д.), пусть они будут с вами. Постепенно в старших группах, если вы будете употреблять их в разговоре, дети их усвоят, и будут произносить совершенно спокойно.
Со средней группы используется 5 экранов , т.е. линия развития объекта, подсистема объекта и надсистема объекта.
В старше и подготовительной группе используются все экраны, но можно увеличить количество экранов.
НАДСИСТЕМА | ||
6 Место обитания объекта в прошлом | 3 Место объекта в настоящем | 9 Место объекта в будущем |
СИСТЕМА | ||
4 Прошлое объекта и его функции | 1 Объект в настоящее время, его функции или какое-либо свойство | 7 Будущее объекта, его функция |
ПОДСИСТЕМА | ||
5 части объекта в прошлом | 2 Части объекта в настоящем | 8 Части объекта в будущем |
Предварительный просмотр:
СТАРТ
ФИНИШ
Дидактическая игра-ходилка по теме «Транспорт»
Автор: Матвеева Марина Анатольевна
Возрастная группа: средняя, старшая, подготовительная (4-7 лет).
Количество игроков: 2-4 человека + ведущий (воспитатель).
Тип игры: настольно-печатная дидактическая игра с элементами викторины и движения.
Цель игры:
Обобщить и систематизировать знания детей о различных видах транспорта (наземном, воздушном, водном, специальном), развивать познавательный интерес и игровые навыки.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить названия и классификацию видов транспорта (пассажирский, грузовой, специальный, личный, общественный).
- Активизировать словарный запас по теме «Транспорт» (детали, действия, профессии).
- Упражнять в умении работать по правилам, соблюдать очередность.
- Тренировать навыки счета в пределах 10-15 (ход по клеткам).
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое мышление (при ответах на вопросы).
- Развивать связную речь, умение давать полные ответы.
- Развивать мелкую моторику (перемещение фишек).
- Развивать зрительно-пространственное восприятие (ориентация на игровом поле).
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в команде, радоваться успехам других.
- Формировать основы безопасного поведения на дороге и в транспорте.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, различным профессиям.
Игровой материал (подготовка):
1. Игровое поле: путь от «СТАРТА» до «ФИНИША», состоящий из клеток с изображениями транспорта
2. Игровые фишки (по одной на каждого игрока).
3. Игральный кубик
Ход игры:
1. Подготовительный этап:
- Воспитатель раскладывает игровое поле, знакомит детей с правилами.
- Игроки выбирают фишки и ставят их на клетку «СТАРТ».
- Определяется очередность хода (можно по жребию или считалкой).
2. Основной этап:
Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку вперед на выпавшее количество клеток.
Действия при попадании на разные типы клеток:
Клетка с изображением транспорта:
Ребенок должен назвать транспорт, сказать, к какому виду он относится (ездит по дороге, летает, плавает и т.д.) и для чего нужен.
Пример: «Это самолет. Он воздушный транспорт. Он перевозит людей и грузы на дальние расстояния».
Если ответ верный – игрок остается на этой клетке. Если затрудняется, может попросить помощи у друзей. За правильный ответ с подсказки ход продолжается, но дополнительных бонусов нет.
Игрок вытягивает карточку из колоды
Типы заданий:
«Вопрос»: «Что общего у трамвая и поезда?» (ездят по рельсам), «Кто управляет кораблем?» (капитан).
«Изобразить»: «Покажи, как заводится мотоцикл и как он едет!», «Изобрази ракету в полете со звуком!».
Выполнив задание, игрок остается на клетке. Невыполнение задания может привести к штрафу (пропуск хода или возврат на 1 клетку назад – на усмотрение воспитателя).
Клетка «СТАРТ» и «ФИНИШ»: Особых действий не требуют.
3. Завершение игры:
- Игра заканчивается, когда первый игрок достигает клетки «ФИНИШ». Он объявляется победителем.
- Важно похвалить всех участников, отметить их знания и активность. Можно вручить символические медали: «Лучшему знатоку транспорта», «Самому артистичному водителю», «Самому внимательному пешеходу».
Варианты усложнения/упрощения игры:
- Для младших дошкольников (4-5 лет): можно играть без карточек-заданий. Задача – просто назвать транспорт на картинке и переместиться вперед. Можно использовать кубик с меньшим количеством точек (1-3).
- Для старших дошкольников (6-7 лет): добавить более сложные вопросы («Почему велосипед – экологичный транспорт?»), ввести игровую валюту («билетики») за правильные ответы, которые можно обменять на дополнительный бросок кубика.
Командная игра: Дети делятся на команды (например, «Летчики» и «Моряки»). Они совместно обсуждают ответы, ходят одной фишкой.
Советы воспитателю:
- Игра идеально подходит для тематической недели «Транспорт».
- Перед игрой полезно провести беседу, рассмотреть картинки, повторить виды транспорта.
- Создайте атмосферу путешествия: «Сегодня мы отправляемся в большое путешествие по миру транспорта!».
- Поощряйте развернутые ответы, подсказывайте наводящими вопросами.
- Главный акцент – не на соревновании, а на получении знаний и позитивном общении.
Эта игра способствует не только закреплению темы, но и развитию soft skills: умению ждать своей очереди, достойно принимать и победу, и поражение, работать в группе.
Карточки для игры «Транспорт»
I. Карточки «ВОПРОС» (Синие)
Уровень 1: Простые (для детей 4-5 лет)
- Что это? (Показывается на изображение самолета с поля). Какой это транспорт?
- Где едет? Автобус едет по дороге. А корабль?
- Кто внутри? Кто едет в легковой машине? (Пассажиры, семья, водитель).
- Звуки: Как гудит паровоз? (Ту-ту!).
- Цвет: Какого цвета часто бывает пожарная машина?
Уровень 2: Средние (для детей 5-6 лет)
- Классификация: Велосипед — это наземный транспорт. А вертолет?
- Назначение: Зачем нужен грузовик? (Перевозить песок, мебель, продукты).
- Сравнение: Чем похожи трамвай и троллейбус? (Оба ездят по дороге, работают от электричества, общественный транспорт).
- Части: Без чего не поедет автомобиль? (Без колес, без руля, без двигателя).
- Профессии: Как называется человек, который управляет поездом? (Машинист).
Уровень 3: Сложные (для детей 6-7 лет)
- Обобщение: Как одним словом назвать автобус, трамвай и электричку? (Общественный транспорт).
- Логика: Что лишнее: лодка, пароход, велосипед, яхта? Почему? (Велосипед — наземный, остальные водные).
- Причина-следствие: Почему у самолета такая форма? (Чтобы легко разрезать воздух, лететь быстро).
- Безопасность: Почему в машине детям нужно ездить в специальном кресле?
- Экология: Какой транспорт не загрязняет воздух? (Велосипед, электромобиль, трамвай).
II. Карточки «ИЗОБРАЗИТЬ» (Желтые)
Уровень 1: Действия и звуки (4-5 лет)
- Звук мотора: Покажи, как рычит большой грузовик! («Р-р-р-р!»).
- Движение: Изобрази, как едет паровозик по рельсам! (Движения руками, как колеса, и «Чух-чух-чух!»).
- Образ: Покажи, как летит маленькая, жужжащая пчелка-вертолетик! (Кружиться, жужжать).
- Эмоция: Изобрази радость пассажира, когда самолет взлетает! («Ура-а-а!»).
- Простое действие: Покажи, как водитель крутит огромный руль корабля!
Уровень 2: Профессии и ситуации (5-6 лет)
- Профессия: Ты — летчик. Обходи свой самолет перед полетом, проверяй колеса. Садись в кабину и надевай шлем!
- Ситуация: Ты — кондуктор в автобусе. Пройди по салону, продай билетики игрушкам!
- Работа: Ты — строитель в кабине экскаватора (изображение на поле). Управляй рычагами, чтобы выкопать яму! («Вж-ж-ж, клац!»).
- Пантомима: Изобрази, что ты заправляешь машину бензином из пистолета. Не забудь заплатить!
- Последовательность: Покажи, как человек садится на мотоцикл: надевает шлем, заводит мотор, едет и останавливается на светофоре.
Уровень 3: Сюжет и взаимодействие (6-7 лет)
- Сюжетная сценка: Ты — капитан. На корабле буря! Тебя качает из стороны в сторону, ты смотришь в бинокль и командуешь матросам: «Держать курс!».
- Диалог: Ты — водитель такси. Подъезжай к пассажиру (игрок рядом), спроси: «Куда вам нужно?», «Едем!», а по прибытию: «С вас 10 монет, спасибо!».
- Эмоции и движение: Ты на скоростной ракете! Изобрази взлет с тряской и грохотом, плавный полет в невесомости и удивление, увидев в иллюминаторе звезду.
- Координация: Ты — пилот вертолета. Одной рукой держишь штурвал, другой — постоянно поправляешь высоту. Вертолет летит вперед, делает круг и аккуратно приземляется.
- Командная работа (для 2 игроков): Один из вас — кран, который поднимает и перемещает груз (например, воображаемый контейнер). Второй — сигнальщик, который показывает жестами, куда двигать груз: выше, ниже, левее, положить.
Совет по использованию:
Карточки можно распечатать, заламинировать и сложить в три отдельные стопки (синюю, желтую, красную). Красные карточки («Правила») могут содержать вопросы по ПДД и безопасности, например: «Покажи, как правильно переходить дорогу по «зебре»», «Что означает красный сигнал светофора для пешехода?», «Можно ли высовываться из окна движущейся машины?».
Эти примеры позволят сделать игру динамичной, познавательной и веселой, сочетающей умственную и двигательную активность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вот и пришла зима. Давайте проверим ваши знания о зиме.
Какую одежду люди надевают зимой?
Какие зимой бывают осадки?
Как деревья выглядят зимой?
Все ли из этих птиц зимующие?
Назови какие работы люди выполняют зимой?
Назови зимние забавы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
– это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредствам увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справится. ЛЕГО-конструирование
Цель : развитие предпосылок инженерного мышления и выявление технич е ских способностей у дошкольников средствами Лего-конструирования Формула инженерного мышления знания умения способность к самостоятельной работе находчивость изобретательность творческий подход у мение анализировать, прогнозировать анализ , синтез , сравнени е , обобщени е , классификаци я , систематизаци я
Принципы работы 1 .Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей. 2 .Систематичность и последовательность в приобретении детьми знаний и умений 3 .Личностно-ориентированный подход в работе с каждым ребенком. 4. Изучение интересов и потребностей детей. 5 .Практическое участие и наглядное оформление. 6 .Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Принципы LEGO - конструирования от простого к сложному; учет возрастных особенностей детей учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков; активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой; результативности и гарантированности; реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Основные виды конструирования Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение , чертеж или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает , что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности .
«В этом цехе идеи обретают форму. Ваша задача — стать инженерами и создать работающий прототип устройства, которое поможет героям Фиолетового леса. Помните, что любое изобретение начинается с четкого понимания проблемы».
«Обитатели Фиолетового леса не могут быстро собирать радужную росу с паутинок. Создайте устройство, которое им поможет» Критерий выбора лучшей идеи: реализуемость за отведенное время и оригинальность.
Подсказка «Как ваше устройство будет работать? Из каких частей оно состоит? Как оно будет взаимодействовать с персонажем?»
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений «Геометрик»
Матвеева Марина Анатольевна
Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений « Геометрик»
Дидактическое пособие «Геометрик» предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности. Данное пособие может быть использовано при работе с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Цель: сформировать у обучающихся представление о том, что геометрические фигуры соотносятся по форме с объектами мира природного и рукотворного.
Задачи:
- Закрепить знания о геометрических фигурах, пространственных представлениях;
- Развивать память, мышление, воображение;
- Воспитывать интерес к математическим понятиям «форма», «фигура».
Варианты игр:
- «Геометрические фигуры»
Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах, умение быстро находить заданную геометрическую фигуру.
Ход игры: ребенку предлагается найти «окошки» - геометрические фигуры и назвать их.
2. «Определи место…»
Задачи: закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа.
Ход игры: Ребенку предлагается найти «окошко» с определенной фигурой, назвать ее местоположение.
3.«Соотнеси фигуру с объектом»
Задачи: предложить ребенку соотнести геометрическую фигуру с объектом по форме, расположив данный объект под заданной фигурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧСКИЕ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ"
quot;МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧСКИЕ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ"...
ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)
Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...

Роль дидактичских игр в семье и в детском саду
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям...

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...





























