Коррекционно - развивающее занятие "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Рассказ о богатырях - защитниках Древней Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_zemli_russkoy.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Богатыри земли русской»

(коррекционно-развивающее занятие)

        Цель:  развитие интереса к истокам русской истории,

культуры и народного творчества.

        Задачи:

 -формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
-оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;

 -вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях;
-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

        Предварительная работа:

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», сказки  «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

        Оборудование:

Картина В. М. Васнецова «Богатыри», иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат).

Ход занятия:

        I.Организационный момент:

        Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости солнышко пришло. Давайте с ним поздороваемся. А чего не хватает у солнышка? (ответы детей-лучиков).

        Воспитатель: Давайте прикрепим ему лучики. Какое «волшебное» солнышко у нас получилось. Давайте вы сядете на стульчики, а я прикреплю солнышко, пусть оно согревает нашу группу и поднимает нам настроение.

        

        II. Основная часть.

        Воспитатель:

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

-Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

Дети:        Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

        Воспитатель:

-Правильно, а кем они были?

        Дети:

-Богатырями.

        Воспитатель:

-Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

        Дети:

-Богатыри - это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.

        Воспитатель:

Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?

        Дети:

«Соловей - разбойник», «Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д.

        Воспитатель:

-Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

        Дети:

С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

        Воспитатель:

-Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги? (ответы детей).

        Воспитатель:

Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

        Дети:

Дорогу.

        Воспитатель:

Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

        Дети:

Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие.         
Задание 1

Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,

Соступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

         Задание 2

Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).

        Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине

Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

        Задание 3

Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти,
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их)

        Задание 4

Здесь преграда, здесь Кощей
Ест он много-много щей,

Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

        Физкультминутка «Богатыри»

        Воспитатель:

Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)

Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

        Задание 5

Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит мальчик - гусляр (под музыку).

        Воспитатель:

-Кто ты?

Гусляр:

-Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

        Воспитатель:

А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!

Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.

Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

        Воспитатель:

Вот кто такие богатыри.

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей»

        III. Заключительная часть.

        Воспитатель: Ну вот, ребята, и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...