«Психологические аспекты гендерного воспитания в детском саду»
консультация на тему

Салахова Лариса Федоровна

Основная задача, которую родители и воспитатели накладывают на гендерное воспитание детей — это формирование у ребенка представления о роли мужчины и женщины в семье и в обществе в целом. Под влиянием родителей, а затем и воспитателей, у ребенка должна сформироваться та или иная гендерная модель поведения, которой принято придерживаться в социуме. Данный материал можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_psihologa_salahovoy_l.f.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологические аспекты гендерного воспитания

в детском саду»

выступление на  РМО  Семинар-практикум. Гендерное воспитание старших дошкольников на примере традиционного празднования Дня защитника Отечества  (в рамках социокультурного проекта «Семейные ценности») педагога-психолога     МБДОУ «Детский сад №10 г.Красноармейска» Салаховой Л.Ф.

Семья — это место, в котором ребенок получает первое представление об окружающем мире, о своем месте в нем. Принято считать, что взаимоотношения, сложившиеся в семье, оказывают серьезное влияние на создание у ребенка моделей поведения, а также на его жизненный сценарий. Педагоги детского сада играют далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения своих воспитанников.

Основная задача, которую родители и воспитатели накладывают на гендерное воспитание детей — это формирование у ребенка представления о роли мужчины и женщины в семье и в обществе в целом. Под влиянием родителей, а затем и воспитателей, у ребенка должна сформироваться та или иная гендерная модель поведения, которой принято придерживаться в социуме.

Но вот вопрос — почему, несмотря на гендерное воспитание детей дошкольного возраста, в некоторых семьях время от времени наблюдаются казусы, которые кажутся нам ошибкой природы? Некоторые мальчики растут нежными и эмоциональными, словно девочки. Играют в куклы, а при малейшей опасности заливаются слезами. И есть такие девочки, которые, напротив, предпочитают куклам пистолеты и догонялки по крышам гаражей, и мужественно переносят пощипывание зеленки, в очередной раз заливающей сбитые коленки.

Что делать? Как воспитывать таких «неправильных» детей? Как объяснить им, что они ведут себя неразумно? Да и нужно ли объяснять? Или стоит воспользоваться опытом некоторых родителей и принимать желания детей, считающих, что их внутренний мир не соответствует тому, кем они рождены? Вплоть до поощрения мыслей о будущей смене пола операционным способом? Мы считаем такой подход неправильным, наша задача – помочь детям соорентироваться в жизни в соответствии со своим полом.

Рассмотрим возможности реализации такой задачи в рамках непосредственной педагогической деятельности.

Образовательный процесс.

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.

Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.

Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.

Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.

Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание.

Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:


- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате);

- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5);
- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10);
- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов);
- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые);

- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение, для девочек – ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам);

- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчиков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности);
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи);

- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

Педагог-психолог Салахова Л.Ф.

__________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты патриотического воспитания дошкольников

Статья о значимости и необходимости  патриотического воспитания дошкольников. Семья - как первоисточник нравственных и духовных ценностей ....

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Социальные изменения, произошедшие в обществе за последние годы, разрушение традиционных стереотипов женского поведения, выход женщины на деловую арену, ее, ставшее в...

Непомнящая Т.П. Мать-одиночка: психологические аспекты проблемы воспитания современных детей

В статье описаны механизмы взаимосвязи матери и ребенка, раскрыты понятия "психологический симбиоз", "мать-одиночка", "неполная семья", описано психопатогенное влияние гиперопеки на развитие ребенка и...

Памятка для родителей « Психологические особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста»

В памятке дана краткая информация о том, как воспитывать мальчиков и девочек, учитывая их психологические особенности...

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников.

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников....

Психологический аспект гендерного образования дошкольников

Психология половых различий — это раздел гендерной психологии, который рассматривает весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мот...

статья "Психологические особенности гендерного воспитания"

Психологмческие особенности воспитания в рамках определенного гендера. Гендерные стереотипы....