НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Голдобина Наталья Яковлевна

         Социальные изменения, произошедшие в обществе за последние годы, разрушение традиционных стереотипов женского поведения, выход женщины на деловую арену, ее, ставшее вдруг явным, соперничество с мужчинами в науке, в искусстве заставили многих ученых усомниться в привычных, казавшихся неопровержимыми, представлениях о характере мужского и женского начала. Эти взгляды подверглись резкой критике со стороны сторонников «новой психологии», утверждающих, что традиционные модели мужественности и женственности не являются идеальными моделями современного мужчины и современной женщины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennye_aspekty_gendernogo_vospitaniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н.Я. Голдобина

         Социальные изменения, произошедшие в обществе за последние годы, разрушение традиционных стереотипов женского поведения, выход женщины на деловую арену, ее, ставшее вдруг явным, соперничество с мужчинами в науке, в искусстве заставили многих ученых усомниться в привычных, казавшихся неопровержимыми, представлениях о характере мужского и женского начала. Эти взгляды подверглись резкой критике со стороны сторонников «новой психологии», утверждающих, что традиционные модели мужественности и женственности не являются идеальными моделями современного мужчины и современной женщины.

После длительного периода,  в изучении детства, в России  наступило время обращения к проблемам половой дифференциации. Интерес к ним оказался обусловлен не только тем, что категория пола – сложнейшая  психологическая, историко-культурная, социальная и клиническая проблема, но, прежде всего тем, что современные требования воспитания и индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета пола ребенка.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью социально-нравственного воспитания, составляет основу в формировании человека как представителя мужского и женского пола. Этот процесс протекает во взаимодействии врожденных задатков и развитием общества, культурой воспитания. Связь гендерного воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детей на предстоящую социальную функцию. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Мальчика и девочку нельзя воспринимать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. 

Многими педагогами, психологами, врачами  справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства.  Однако до недавнего времени в психологической и педагогической  литературе практически невозможно было найти описание научного подхода к воспитанию  и обучению детей, учитывающее их половую принадлежность. Всех детей пытались учить и воспитывать практически одинаково. До сих пор, недостаточно литературы, посвященной гендерным, связанным с полом, проблемам.

С самого раннего  возраста у детей  необходимо формировать уважение, дружбу между мальчиками и девочками, прививать им соответствующие нормы и представления, воспитывать доброжелательные и положительные взаимоотношения во всех видах деятельности, в организации жизни, с учетом специфики пола.  

  Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше сочувствия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых: «Строители», «Дочки-матери», «Доктор», «Капитаны дальнего плавания»,  «Салон красоты», «Военные» и другие.  В сюжетно-ролевых играх у девочек проявляется большой интерес к установлению межличностных отношений, в центре их внимания – человек и сфера его непосредственного бытия. У мальчиков – деловая ориентация, интерес к решению конструктивных задач, предметам и явлениям, порой весьма далеким оттого, что входит в  круг их жизнедеятельности качества, внешность.  

 Огромная роль дошкольного детства для формирования личности ребенка является общепризнанной. Развитие основ мужественности и женственности начинается в дошкольном возрасте, когда происходит половая идентификация, итоги  которой  небезразличны для склада личности мужчины и женщины. Потому, чем позже происходит знакомство с полом, тем больше выражена в восприятии ребенка негативная сторона запоздалой информации.

 Работая над данной проблемой, необходимо учитывать социальные нормы, регламентирующие, чем должны или не должны заниматься представители того или иного пола. Исторически мужской тип поведения сложился как защитник семьи, кормилец, сильный, целеустремленный; а женский – как «экспрессивный»: нежная, тонко чувствующая, воспитывающая детей и эмоционально поддерживающая мужа. Для воспитания этих качеств формируем представления у девочек о женских социальных ролях и положительном отношении к ним, связываем представления с играми, развиваем умение отразить их в играх. Для этого читаем с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, беседуем, подчеркивая положительные качества. Формирование норм поведения девочек происходит на примере героинь  в сказках: « Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» и другие. На занятиях: «Каким должен быть настоящий мужчина», «Богатыри земли русской», «Маленькие рыцари» знакомим мальчиков с понятиями мужественность, смелость, рыцарство, присущих не только мужчинам, но и мальчикам.

Данные нормы воспитания и обучения у детей закладываются в любимых играх, через устное народное творчество, художественную литературу, этические беседы, рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников, трудовую и игровую деятельность.  

 Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия. Анализируя произведения В.Драгунского «Денискины рассказы», «Сказка о мертвой царевне…», пословицы и поговорки о женских и мужских качествах,  рассматриваем нормы поведения  мальчиков.  О героических поступках в мирное время повествуют рассказы и стихотворения С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» и другие. На примере литературных героев формируем представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других (сказки «Золушка», «Белоснежка и семь гномов», «Аленький цветочек», «Цветик – семицветик»).  Беседы проводим, чаще всего, с мальчиками и девочками отдельно. Содержание бесед с мальчиками следующие:  «Мальчики – защитники слабых», «Мальчики – будущие папы», «Мальчики – будущие мужчины». С девочками беседуем на темы: «Девочки – будущие женщины», «Девочки – маленькие хозяюшки», «Девочки – будущие мамы».

  В процессе бесед используем приемы сравнения, суть которых заключается в сравнении поведения конкретного ребенка в реальной жизненной ситуации и с аналогичными ситуациями, в которые попадают герои литературных произведений.

          У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам.  Игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые готовят их к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. После игры  беседуем с девочками о том, какая была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению.

 Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развивать навыки, которые позже лягут в основу математических и технических способностей. Мальчиков заинтересовываем ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обращаем их внимание на положительные качества представителей этих профессий, опираясь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость.

 С целью просвещения родителей по вопросам формирования социально-нравственных ценностей у девочек и мальчиков  оформляем наглядную информацию - консультации «Девочки и мальчики. Кто они?»,  «Игры и игрушки мальчиков и девочек», советы и памятки «Страна игрушек», «Как устроен маленький человечек», «Величие небольших различий». В своей работе используем тесты, «круглые столы», анкетирование, беседы, ситуации, деловые игры, встречи с интересными людьми (представителями различных профессий).  Вместе с родителями изготавливаем атрибуты к сюжетно – ролевым играм, проводим культурно-досуговые мероприятия - «День матери», «Рыцарский турнир», спортивные праздники и другие мероприятия, которые помогают родителям наших девочек и мальчиков приобретать знания об особенностях социально-нравственного воспитания детей разного пола.

  Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дает свои положительные результаты:  расширяется кругозор детей, увеличивается объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины, возрастает культура поведения и общения детей.  

 Совместная работа с родителями, их непосредственное участие помогает нам  в решении поставленных задач по нравственному  воспитанию детей, с учетом  специфики пола.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологические аспекты гендерного воспитания в детском саду»

Основная задача, которую родители и воспитатели накладывают на гендерное воспитание детей — это формирование у ребенка представления о роли мужчины и женщины в семье и в обществе в целом. Под влиянием...

«Нравственно-трудовое воспитание в аспекте гендерных различий»

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...